Белый лебедь и чёрный лебедь. Добро и зло. Второе будет доминировать над первым ради искусства…
Девушка Нина Сайерс (Натали Портман) подающая большие надежды балерина нью-йоркского балетного театра. Её жизнь полностью сосредоточена на танцах и достижении успеха в карьере. Во многом это объясняется её воспитанием. Мама Нины Эрика (Барбара Херши), в прошлом балерина не добившаяся признания, несмотря на всю свою заботу, оказывает на девушку негативное воздействие удушающим контролем и навязыванием собственных амбиций.
Завязка сюжета начинается с того момента, когда художественный руководитель балетной группы Нины Томас Лерой (Венсан Кассель) заменяет приму-балерину Бет Макинтайр (Вайнона Райдер) для открытия нового сезона постановкой 'Лебединое озеро'.
При отборе на главную роль он ищет не балерину, а актрису, которая сумеет воплотить на сцене два образа: белого лебедя и черного лебедя. Героине Портман, которой не в силах воплотить второй образ в силу своей внутренней 'зажатости', странным образом достаётся эта роль, но как потом оказалось Томас желает во что бы то ни стало раскрепостить её натуру, через сексуальное желание. 'Масла в огонь' подливает девушка Лили (Мила Кунис), в которой Нина видит олицетворение того самого чёрного лебедя. Мысли и тесное общение кажется дорогой к достижению цели - постичь сущность отведенной роли в грядущей постановке, но так ли это?
Сюжет пятого полнометражного фильма Даррена Аронофски 'Чёрный лебедь' построен на теме возможности существования двух сторон личности и соперничества человека прежде всего с самим собой.
Если судить по сюжетной фабуле киноленты можно конечно упрекнуть этот фильм за некоторую вторичность в отношении к известным прошлым кинолентам ('Всё о Еве', 'Бойцовский клуб', 'Жилец', 'Внутренняя империя'), что было бы не правильно. 'Чёрный лебедь' это фильм-вариация на ту же тему, но при этом он имеет в себе оригинальность в её развитии и подаче зрителю на экране. В картине Аронофского раздвоение личности это подавление добра перед злом, белого лебедя перед чёрным лебедем, теснящего самоконтроля перед раскрепощенностью. Свобода, к которой так стремится героиня Натали Портман ради убедительной игры на сцене театра балета, оказывается для неё разрушительной и в то же время пленяющей осуществлением тайных пороков, желаний и собственных возможностей.
Видео ряд киноленты был сделан в стиле 'Рестлер'а, имитируя любительскую видеосъемку с сочетанием сюрреалистических фантазий о трансформации образа главной героини фильма Нины Сайерс.
Этот изобретательный по своему повествованию фильм-ужасов/триллер о балете держит в напряжении до самого своего странного, жуткого и неотразимого финала. Поклонники страшных сказок и безумных историй вряд ли останутся равнодушными.
Иногда я искренне не понимаю, зачем снимаются некоторые фильмы. Я не беру во внимание однозначно бездарные картины, с ними все понятно, фокусник был пьян и фокус не удался. Бывает. Я о тех фильмах, когда видишь, что получилось. И получилось весьма хорошо. Но вот что получилось?. И итоговое - для чего?
По-моему мнению, в любом творчестве должен прослеживаться посыл, импульс устремления.
Картина 'Черный лебедь'.
Ну да, Натали Портман за лучшую женскую роль дали 'Оскара'. В общем-то, есть за что. Да, вот так выглядит шизофрения 'изнутри'. Причина болезни тоже понятна: с такой мамой еще не до таких чертей дожить можно. Да и сама атмосфера фильма создает такое послевкусие, что хочется побыстрее от него избавиться.
Я это к тому, о чем упомянул в самом начале: для чего все затевалось-то? Ради этого послевкусия? Для ознакомления с клиническими симптомами психических расстройств? Куда направлен посыл?
Одно из моих простых правил жизни гласит: никогда не пытайся понять то, что не хочешь получить в качестве личного опыта, потому что либо не поймешь, либо получишь.
После просмотра этого фильма в голову лезут одни оксюмороны.
Внутренняя борьба противоположностей сводила с ума, она выходила за рамки понимания даже для главной героини. Постоянное напряжение, нарастающее в подсознании в геометрической прогрессии, не дающее покоя, отделяло молодую девушку от реальности. Все вещи вокруг казались невероятными, сливаясь с галлюцинациями и настоящей жизнью.
Мать Нины - это пример стойкости и мужества. Все остальные подобны иллюзии. Только самый близкий человек мог дать понять реальную картину происходящего, но у каждого своя правда и, порой, балерина не замечала настоящей правды. Всё, что вертелось в голове у Нины не описать словами, только Белый и Чёрный лебеди дали на это ответ. Движения, мимика, жесты подчёркивали эти два образа. И пусть я не разбираюсь в балете, но разницу ощущал.
Снова на эмоциях от актёрской игры, Натали Портман была бесподобна. Вся её роль была похожа на один большой танец, передающий внутреннее состояние героини и заставляющий вздрагивать вместе с ней от всех 'кошмаров наяву'. Венсан Кассель и Мила Кунис естественно запомнились. Характер, поведение, манеры - всё осталось в памяти. Не могу не выделить и Барбару Херши, сыгравшую строгую, заботливую и дисциплинированную мать, которая, в этом сумасшедшем мире, единственная могла помочь найти выход дочери из 'лабиринта разума'.
Даррен Аронофски поразил меня сейчас так, что я уже не лягу сегодня спать. Все события переплелись в голове, как лианы. В голове просто не укладывается, как такое можно вообразить. Все мои мысли сводятся только к одному выводу: этот фильм объял необъятное, соединив образы и человеческие черты, сон и настоящее, разум и сердце. Мы увидели настощую битву, которую можно наблюдать внутри каждого человека... спор с самим собой и поиск правды, той одной правды, которую мы не часто не видим... или не хотим видеть.
Очень хотела посмотреть фильм, но он стал для меня сильным разочарованием... По порядку.
1) Я люблю балет.
И сама занималась им в детстве, и постоянно ходила на спектакли в Мариинку (Питер). И, глядя на то, что происходит на экране, я всю дорогу думала - 'Это что?... Это балет? Я в это должна верить?' Если хотели показать, как трудно идти к вершинам балетной карьеры, то лучше 'Танцующих призраков' на эту тему я пока еще ничего не видела.
2) Мне нравится фильм Даррена Аронофски 'Фонтан'. То есть, я немного представляю, в каком ключе он снимает. Типа, сложные ситуации, сложные личности.
Но 'Фонтан' и 'Черный лебедь' - просто небо и земля. В 'Фонтане' ты видишь конфликт любящего мужа, который мечется между призрачным шансом найти лекарство для своей умирающей жены и реальной возможностью сделать счастливыми ее последние дни. И ты веришь в этот конфликт.
Что мы видим в фильме 'Черный лебедь'? Я не поняла. Многие герои в фильме, как заведенные, повторяют, что героиня находится под сильным давлением, но я вообще не разглядела это давление. Может, у меня что-то со зрением, в отличие от 85% зрителей, которым это понравилось? Я всё время пыталась поверить тому, что происходило на экране, но никак не могла избавиться от чувства неловкости за актеров, которые играют как в плохо отрепетированном любительском спектакле по сомнительному сценарию.
3) Мне нравится, как обычно играет Натали Портман, я полюбила ее еще с фильма 'Леон', где одна маленькая девочка делает весь фильм. Потом были 'Близость' и 'Париж, я люблю тебя'. И каждый раз она была интересная, сложная, завораживающая.
Но в 'Черном лебеде'... Какая-то истеричка со слабым характером, которая вообще непонятно как пробилась в большой балет. Ни хрупкости, ни нежности, ни чистоты, то есть, того самого пресловутого 'белого лебедя', я в ней не разглядела. Постоянно хотелось ее стукнуть тяжелым тупым предметом и оттащить подальше, чтобы не мешала другим танцевать.
4) Мне нравятся хорошо снятые сексуальные сцены, в той же 'Близости', например.
Но то, что происходило в 'Черном лебеде' вызывало отвращение. Это, типа, реальная жизнь без прикрас? Такая пошлая и незамысловатая? У Аранофски, имхо, проблемы в этой области, если он именно так себе представляет 'соблазнение' - взял, потёр причинные места, и девочка завелась. И это человек искусства, ага... В одной сцене, когда она пришла к дяденьке накрашенная, а в результате укусила его, гораздо больше секса, чем во всех 'сексуальных' сценах этого фильма, вместе взятых. После этой сцены такого можно было разного наворотить, но, увы, она оказалась кульминацией, и все оставшееся время фильм катился под откос...
Резюме: этот тщательно подготовленный фильм оказался полным пшиком.
А зрители, которым он понравился, явно смотрели что-то свое, личное, а не то, что реально происходило на экране. Либо, как это часто бывает, фразы типа 'Единственный, кто стоит на твоем пути, - это ты' кому-то явились полным откровением.
3 из 10
по одному баллу за Портман, Касселя и кусочки 'Лебединого озера'
Дарен Аронофски никуда не ушёл от своей излюбленной темы одержимости, не раз раскрытой им в его потрясающих фильмах, и не было ни малейшего сомнения, что он вновь сможет удивить своей новой работой.
На этот раз Аронофски поведает нам историю, разворачивающуюся в балетном театре, где только что по возрасту вынуждена была уйти его ведущая балерина. Королева ушла, да здравствует новая королева ? Но кто же ей будет ? У Нины – прилежной балерины, есть все шансы заявить о себе, но для этого она должна также классно исполнить партию Чёрного лебедя, которого она не в состоянии исполнить, ведь она по натуре Белый лебедь. Вскоре она осознаёт, что у неё есть опасная соперница, Лили – истинный Чёрный лебедь. Постепенно борьба за место примы становится для Нины гораздо большим, чем просто работа и шанс на её признание. Тут и возникает Одержимость…
Сразу же отчётливо виден почти документальный стиль съемки, который был в «Рестлере». Он буквально напрашивался, а потому и идеально подошёл фильму, ведь он о приме балетного театра, человеке, о котором знает общественность, за личной жизнью и работой которого интересно смотреть на экране своего телевизора. Благодаря работе Мэтью Либатика было создано ощущение, что смотришь реалити – шоу о восходящей звезде балета, тем самым бывая с ней в во всех местах, где она бывает, будь то туалетная комната или метро.
«Чёрный лебедь» стал в какой – то мере возвращением к истокам творчества Дарена, к его первому полнометражному фильму «Пи», который как и этот, можно отнести и к триллерам. В «Чёрном лебеде» триллер имеет значительную роль, что стало большой неожиданностью, ведь после «Рестлера», где – то схожего в плане главного героя, казалось, что и здесь обойдётся без всякого элемента фантастики.
Аронофски редко применяет компьютерные спецэффекты, разве что в «Фонтане» их было в избытке, но погоды в плане качества они не сыграли. Тут же их минимум, но они создают нужную атмосферу безумия, в которой всё глубже и глубже увязает Нина. Те же говорящие картины сейчас мало кого удивят, но в совокупности с музыкой и общим контекстом фильма они производят сильнейшее впечатление.
«Чёрный лебедь» на данный момент стал самым провокационным фильмом Аронофски. Помимо эротического подтекста здесь присутствует сцена лесбийских утех с участием Портман и Кунис, что стало ещё большим сюрпризом, чем то, что фильм в большей степени похож на триллер, чем на драму.
Влияние музыки на общую атмосферу фильма трудно переоценить, но поводов для беспокойств Клинт Мэнселл не дал ни на секунду, дополнив и без того красивую музыку Петра Чайковского.
В фильмах Дарена до сих пор играли иногда и не особо известные, но всегда очень хорошие актёры, которые выкладывались под его руководством так как нужно. И этот фильм не стал исключением: помимо безукоризненнойигры Натали Портман и Милы Кунис также классно сыграли Венсан Кассель, Барбара Херши и Вайнона Райдер.
«Чёрный лебедь» может с уверенность претендовать на «Оскар» в этом году. Не сказал бы, что все предыдущие фильмы Аронофски его не заслуживали, но на этот раз действительно будет обидно за этого выдающегося режиссёра.
Если говорить о жанре, то этот фильм скорее психологический триллер. Про балерину. А много ли вы видели таких фильмов? Вот в этом его уникальность. Сюжет, конечно, чуть схож с некоторыми более ранними лентами (Возьму, к примеру, мой любимый 'Бойцовский Клуб'), но фильм такого жанра про балерину я смотрела впервые. А нет, я вообще фильм про балерину смотрела первый раз. :)
При просмотре фильма, мне почему то вспомнилась фраза из книги Чака Паланика, которую оборонил сам автор. Дословно не приведу, но смысл вот в чем: сколько раз вы не перечитывали бы эту книгу, все равно останется легкая аура таинственности, будет ощущение, что вы упускаете что-то главное. Книга ничего общего с фильмом не имеет, конечно, но, когда я смотрела фильм, у меня было ощущение, что я что-то не поняла, что-то пропустила, несмотря на это, меня все больше и больше 'засасывало' в него, в его сюжет, я чувствовала эту погружение в атмосферу 'Черного Лебедя' и это было прекрасно...Я не могу описать словами то, что я чувствовала при просмотре, не могу подобрать слово, которое описало бы мое состояние. Хотя сам фильм я могу описать двумя словами, которые я написала на самой первой строчке.
Весь фильм это борьба. Из трейлера понятно, что героиня Натали Портман - Нина Сайерс будет вести некую психологическую борьбу со своей главной соперницей, которая способная отобрать у нее главную роль. Но ходу фильма становится понятно, что дело обстоит намного сложнее. В общем, для меня до сих пор загадка то ли героиня Милы Кунис - Лили - действительно эдакая маньячка, способная на все для достижения своей цели, либо сама Нина немного переволновалась и переутомилась. Немного? Нет, вру. На глаза серьезное психическое расстройство главной героини, что делает этот фильм еще более загодочным, чем кажется на первый взгляд.
Весь фильм это перевоплощение. Развязка в сюжете начинается с того, что руководитель балетной труппы в исполнении сногсшибательного Венсана Касселя объявляет, что ищет новую приму-балерину для исполнении главной роли для балета 'Лебединое Озеро' в новом прочтении. Задача примы-балерины состоит в том, что бы уметь идеально перевоплощаться в новый образ за считанные секунды. В данном случае играть образами Белого Лебедя и его злым двойником Черного Лебедя. Нина - идеальная кандидатура на роль Белого Лебедя, так ей все говорят. Она примерная и послушная дочь, в свои года она живет в одном доме с матерью, которая строго следит за каждым ее поступком и не позволяет делать глупости. К тому же она всегда зажата, напряжена и никогда не расслабляется. Но вот до Черного она немного не дотягивает. И тут с ней начинаются метаморфозы. Знакомство с Лили, желание показать маме, что она уже давно не маленькая девочка, однообразная, в общем то, жизнь - все накопилось и выплеснулось в тот образ, который мы видим в финальных сценах фильма. 'Все, что тебе мешает - это ты сама...' - оборонил как то герой Венсана Касселя. Ближе в конце эта фраза приобретает смысл. И действительно только страхи и нервозности Нины Сайерс мешает ей стать той, кем она мечтает быть.
Отмечу Натали Портман. Она великолепная актриса. Впервые я увидела ее в 'Звездных Войнах', и она покорила мое сердце. Красавица, умница (не просто к месту пришлось - Натали c отличием закончила школу и поступила в Гарвард, бегло говорить на пяти языках) и Актриса с большой буквы. Пора бы ей получить Оскар! Она совершенна. И ее Нина совершенна.
Триллер о балете сочетает в себе прекрасные, отточенные балетные па и ужасное эмоциональное состояние главной героини, которая весь фильм находится на грани. Это страшная, безумная, но тем не менее прекрасная и завораживающая история. В конце понимаешь, что свобода действий не для Нины Сайерс, становится понятно почему она живет-таки с мамой. Ей нужен постоянный контроль, а еще постоянная мотивация. В фильме можно услышать треск. Треск идеальной жизни героини Натали Портман. Я подобрала не совсем верное слово - ее жизнь идеальная только со стороны - красивая, подающая большие надежды балерины, живет с матерью, не ссориться, но если копнуть поглубже в ее жизни, то можно найти кучу мерзостей и неприятный инцидентов. Больше всего меня радует, что в 'Черном Лебеде' нет 'разжеванности', то есть почти каждую сцену приходится домысливать самим, многое вообще остается загадкой - реальность это была или все это придумано больным воображением Нины Сайерс. А финал порадует тех товарищей, которые любят додумывать концовку фильма самостоятельно.
Хочу сказать, что этот яркий, стильный, эротичный и очень необычный фильм - самый изысканный кошмар, который я видел со времен 'Малхолланд Драйв'. Аронофски блестяще использует основную сюжетную тему великого балета Чайковского как метафору освобождения темных сторон человеческой сущности и напоминает, что истинная суть хорошего актерства в том, что нужно прожить роль физически, не важно, чем она заканчивается. Сюжет захватывает с первых кадров и далее становится все мрачнее и мрачнее, а вязкая атмосфера шизофрении передана на ура. Все эти кровавые и кажущиеся многим нелепыми сцены на самом деле выглядят исключительно органичными для передачи болезненного состояния героини, ибо безумие - настоящая каша в голове человека, состоящая из самых диких образов, которые далеки от изысканности. Портман играет сногсшибательно, особенно в сцене превращения в Черного Лебедя - тут она прекрасна и демонична, а Мила Кунис тоже очень хороша как отражение порочного альтер-эго героини. В общем, все эти великолепные психоделические вставки с галлюцинациями героини, сочетающиеся с фантастически прекрасной музыкой, плюс отменная игра Портман (не удивлюсь, если она получит 'Оскар') и исключительно живая работа постоянного оператора Аронофски Мэттью Либатика - все это позволяет мне сказать, что данный фильм - лучшее, что я видел в 2010 году, а потому смело ставлю высший балл.
Взявшись за балет, Даррен Аронофски соорудил смесь из профессионального психоза и производственного триллера, насобирав простодушных штампов из типичных симптомов и обычных диагнозов, коими обрастает нездоровая мнительность на фоне извечного соперничества, о котором слагают легенды, пугая беспощадностью артистического общества и безжалостностью времени, забирающего угасающий звёздный свет.
В знатном Нью-Йоркском театре блистательный постановщик хочет по-своему поставить «Лебединое озеро» - ничего такого, этот балет пытаются обновить все, кому не лень. Однако, для сюжета важно, что в балетном либретто есть две полярные роли, которые должен исполнить один артист, балерина, которой для результата нужны индивидуальность и свобода в изложении образов. Техника разумеется. А как же стиль?
Новоявленная прима всё ещё не верит своей удаче, провожая предшественницу с подмостков прямо на больничный ковёр: совсем недавно она могла лишь мечтать о счастье, прикасаясь к чужим побрякушкам, а теперь «принцессой сцены» сама взошла на трон, зная, что рядом стоит другая.
Сознание Нины Сайерс наполняется страхом, что та, другая, перейдёт ей дорогу, умножая сомнения в силах сделать то, чего добивается от неё режиссёр (Венсан Кассель в нетребовательном для него облике соблазнительного для женщин «homme fatale»), заочно противостоящий её матери (стоически строгая на вид Барбара Херши), оставившей когда-то свою театральную карьеру, чтобы, контролируя личность, воспитать себе управляемую дочь.
Муки творчества проступают гусиной кожей на теле откровенно взвинченной героини Натали Портман, готовясь вылезти настоящими крыльями, ведь она должна быть птицей - того и жди. Безыскусно, как и сумасшедшая одержимость девушки не оставляющая ей времени по капле выдавливать из себя раба материнских чувств, одним ударом освобождаясь о рабства, как от самой себя.
Выглядит даже смешно, во всяком случае, ничуть не грустно. Если ещё вспомнить о затерявшихся меж забот галлюциногенных видениях с однополым женским сексом и псевдо кошмарах вокруг угасшей звезды (демонический минутный всплеск Вайноны Райдер), то, кажется, что фильм не прошёл без следа, но и они – слабый повод копаться в памяти.
Балета, разумеется, тут практически нет, есть экзерсисы, так, просто занятия, на которых Портман выглядит местами более бледно, чем взятая ей в напарницы Мила Кунис, обречённо более живая характером и темпераментом хитроватых глаз, но обе они, в движениях, делают ничуть не больше, чем ученики начальных школ и, понимая это, оператор снимает танцевальные сцены без общих планов, либо верх тела, либо самый край ног, лишая нас в итоге возможности увидеть пресловутый «рисунок танца», которого добивается требовательный режиссёр.
Никто так и не узнает, чего ради жестоко ломала себя балерина и так беззаветно страдала несчастная Натали Портман, но ещё страшнее, что весь мир теперь будет думать, что «Лебединое озеро» написал Клинт Мэнселл, который заявлен единственным композитором фильма, а не Чайковский – наше русское всё.
Вот и вышло, что в фильме тужится одна Портман, которая, отзываясь на призыв балетмейстера, стремится внутренне приблизиться к образу жестокой обольстительницы, а режиссёр, в насмешку, выращивает на ней перья и ломает ноги, напирая на внешний эффект, который, в результате, отделился от содержания и оставил девушку не у дел — так Аронофски, расслабившись, посмеялся над тем, как можно умереть в искусстве, хотя, когда-то, он умел в нём жить.
Надо признать, режиссер Даррен Ароновски мастер манипулирования зрительскими эмоциями, для этого он порой ради максимального эпатажа на экране не скупится прибегать к уже проложенным немного дешевым, но ярким приемам. Чувство отвращения, жалости и т.д. к своим героям он умеет вызывать у зрителя очень легко, мастерски создав эффект присутствия, дабы зритель мог ощутить происходящие порою жуткие вещи на своей собственный шкуре, но кто бы там что ни говорил, это тоже талант.
А ведь изрядное количество эпатажа в фильмах Ароновски является главным аргументом у критиков в его сторону, но я оставлю свое мнение на этот счет в стороне. Скажу лишь одно - в Черном Лебеде все свои излюбленные приемы Даррен применил на удивление точно, отшлифовав технику манипуляции и даже простые приемы, так излюбленные фильмами ужасов, здесь выглядят совершенно не лишними, а скорее наоборот - просто необходимыми, ведь главная задача, которую ставит режиссер это эмоциональная кульминация во время финального танца, на фоне (и собственно ради) которой и строится весь сюжет. И надо признаться кульминация вышла просто 'сногсшибательной' здесь смелые художественные приемы к которые являются визитной карточкой режиссера стали главным козырем картины.
Ну и конечно нельзя не отметить актерские работы, поскольку они великолепны, причем все, я наверно никогда не мог представить Венсана Касселя в подобной роли, а после просмотра наоборот кого-то другого вместо него, Мила Кунис которой прочат номинацию на Оскар была так же великолепна, очаровательна и соблазнительна, но по моему мнению ее роль не слишком многогранна, чтобы выжить в жесткой конкуренции по дороге к Оскару, на мой взгляд ей просто в силу экранного времени не удалось до конца раскрыться, но она была неотразима и очень точна. Ну и разумеется главная жемчужина фильма, от которой зависело 90% восприятия - Натали Портман, которой нужно было просто справиться с поставленной задачей, что уже означало сотворить маленькое актерское чудо, и она на мой взгляд не просто справилась, но и привнесла в картину свою уникальную изюминку.
А еще лично мне уж больно хочется затронуть тему скрытых символичных метафор, которые так успешно поклонники режиссера находят в каждом его фильме, на мой взгляд его фильмы на удивление просты пусть не для восприятия, но для понимания, ибо ничего сверх сложного Линчевского в его философии нет, все предельно разжевано и доступно, Черный Лебедь не исключение, поскольку история по моему мнению довольно проста, но ведь нельзя упускать тот факт, что стиль и главная цель Ароновски всегда было - восприятие обыденных вещей, сила эмоций и техника воздействия, вот за что собственно он и славится, как режиссер, именно эту технику он так успешно оттачивал годами и именно в этом фильме проявил максимально остро.
В итоге, мощный, эпатажный, смелый, но при этом утонченно выдержанный в нужной гамме новый фильм Даррена Ароновски, который стоит увидеть, как поклонникам режиссера, так и его критикам, по-моему не сможет оставить равнодушным ни тех ни других.
Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ф. Ницше
Господин режиссёр Даррен Аронофски
Он по-настоящему создал или, если хотите, сделал этот фильм. Диалогов минимум, смысл событий видится даже не по лицу героев, а по смене кадров. Они плавучей статью перетекают из одного в другой, прерываясь резкими, смелыми и неожиданными решениями режиссёра. Настолько гармонична (простите за этот штамп) здесь текучесть действий, кадров, красота картинки и дерзость режиссёра, что фильм привязывает к себе, и, наверное, не столько смыслом или красотой, а скорее грациозностью и необычайным сюжетом вместе. Другой может поспорить, а так ли хорош сей сюжет? Несомненно, да. Однако это авторская способность режиссёра - превратить обыденную, повседневную идею в нечто прекрасное и вечное.
Натали Портман
Она, несомненно, заслуживает отдельной ремарки здесь. Нестандартная, порой болезненной внешности, но не заурядной красоты, она всегда вносит в фильм какую-то свою робость, ненарочитость и связь с чем-то очень тихим и прекрасным. Что бы это ни было: от '«V» значит Вендетта' вплоть до 'Лавки чудес', везде она своеобразно тепла, а герой её до конца непонятен, но всегда интересен.
Однако в этом фильме, с лихвой исполненного разного рода переживаниями и психологически тяжёлыми действиями, Натали Портман показала себя, на мой взгляд, в крайне непривычном, но гармоничном и завораживающем образе. Эта роль - наиболее сложная и наиболее искусная её работа. Высокая. Статная. Чистая.
Мила Кунис
Не знаю определённо, что можно здесь сказать, потому как кроме громоздкого макияжа я не увидела ничего. И не потому, что актриса плоха, а лишь потому, что роль её ну уж слишком на втором плане. С одним не поспоришь - её лицо есть лицо с обложки глянцевого журнала или же с рекламы каких-нибудь замысловатых духов.
Господин композитор
Клинт Мэнселл. Признаюсь, всегда самую малую долю моего внимания в фильме приковывали композиторы. Ну да, хорошая музыка, но никогда не было интереса к её создателю. Однако имя Клинта Мэнселла у меня на слуху, и чем дальше, тем больше. Началось всё, конечно, с нашумевшего (на мой взгляд, не совсем по заслугам) 'Реквиема по мечте', потом ряд менее заметных фильмов, за исключением 'Фонтана' Даррена Аронофски в одном лице, а теперь вот 'Чёрный лебедь', музыка к которому, несомненно, войдёт в мою копилку произведений.
Господа художники, операторы и сценаристы
Что ж, краска в фильме получилась действенная. Благородный антураж создаёт благородное впечатление от фильма. Образ героев с внешней стороны создан великолепный, игра светотенью намекает на наикрасивейший, если так можно выразиться, триллер. Прекрасно, изящно, удовлетворяет эстетичному чувству каждого и созерцание всего результата работы съёмочной группы приносит только наслаждение.
В итоге, обязательно к заметке нужно сказать, что фильм наводит самый настоящий в мире ужас. Его страшно смотреть, постоянно преследуют загадки и недопонимания, ожидание чего-то внезапно неожиданного и пугающего. Думается, это есть триллер во всём его обличии.
В конце меня мучил лишь один вопрос. Он имеет всякий смысл после просмотра этого фильма. 'А видел ли я фильмы, подобные этому, до сих пор?'
P.S. 'Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.' Сей фильм ассоциируется у меня с полным художественным хаосом, который искусно превращён в нечто эстетически гармоничное и прекрасное.