К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Вышедший на экраны в 2010 году «Черный лебедь» развивает, затронутую Аронофски в «Пи», тему индивидуального безумия, но на этот раз она связана со стремлением к перфекционизму в искусстве, чем напоминает одновременно и «Пианистку» Ханеке, и «Премьеру» Кассаветеса. Постановщик исследует психику главной героини психоаналитически (Портман, исполнившая роль на грани сумасшествия, заслужила свой «Оскар»), то есть, по его мнению, все проблемы Нины, ее нервное и физическое напряжение вызваны исключительно сексуальными фрустрациями. Зависимость Нины от матери (на создание данного образа Барбару Херши явно вдохновила Анни Жирардо с подобной же ролью в «Пианистке»), которой свойственна почти фаллическая агрессия, отражает общую неудовлетворенность людей, занимающихся классическим искусством, часто стиснутых требованиями традиционной морали.

В противоположность заскорузлым нравственным установлениям, режиссер спектакля в исполнении Венсана Касселя долгое время тщетно пытается доказать Нине, что балет – прежде всего чувственное, сексуальное действо, и удается это ему лишь тогда, когда главная героиня наконец-то одолевает своих демонов, раскрепощается, а ее условная «темная» сторона берет верх над «светлой». Именно борьба с двойником, черты которого то и дело принимает ни в чем не подразумевающая Лили (читай – Лилит) в исполнении тогда еще восходящей звезды Милы Кунис, и составляет видимую сюжетную основу фильма Аронофски. Однако, это не более чем символическая проекция, наделение реального человека чертами, которыми он либо не обладает, либо обладает отдаленно. В Лили Нина видит все то, чего ей так не хватает: отсутствие зажатости, психологическая расслабленность, сексуальная свобода.

Однако, зрителю очень трудно отделить реальные события в жизни Нины от ее галлюцинаций, и это осознанный режиссерский ход, усложняющий повествование и помещающий вроде бы голливудский фильм в русло артхауса. После выхода «Черного лебедя» на постановщика посыпались обвинения, что он, дескать, искаженно показал мир балета, что понятно: видеть себя в свете психоаналитического исследования не всем хочется (схожие доводы от деятелей искусства адресовались еще Ханеке за «Пианистку»). Однако, Аронофски менее радикален, чем Ханеке, отчего «Черный лебедь» все же имеет в себе черты стилевой компромиссности. Прежде всего, это касается работы актеров (даже безумие героини Портман как-то скукоженно, стерто в сравнении с буйством Юппер в «Пианистке»).

В то же время подобная голливудская усредненность с лихвой компенсируется неожиданными сюжетными поворотами «Черного лебедя» - прекрасным сценарием, который на этот раз в отличие от трех предыдущих своих фильмов Аронофски писал не сам. Этот постановщик обладает удивительным даром оживлять пребывающие в зрительском забвении актерские биографии: так Эллин Берстин после долгих лет нахождения в тени более удачливых коллег получила потрясающую роль в «Реквиеме по мечте», Микки Рурк – в «Рестлере», Брандан Фрейзер – в «Ките». О Натали Портман, конечно, никто не забывал, но после роли в «Черном лебеде» и получении за нее «Оскара» ее карьера пошла в гору. Даррен Аронофски, безусловно, - не гений кинематографа, однако, его картины в большей или меньшей степени запоминаются нестандартным подходом к обыденным голливудским темам. Он часто взламывает мир привычных стилевых клише «фабрики грез», иногда задавая некий тренд целой области независимого кино (так было с «Пи», «Реквиемом по мечте», не стал исключением и данный фильм).

«Черный лебедь», снятый через два года после венецианского триумфа «Рестлера», - достаточно стройная по структуре лента, богатая символическими соответствиями и визуальными ассоциациями, довольно необычная для Голливуда, почти европейская в своем тонком анализе бездн человеческого бессознательного, которые, уж можете поверить Аронофски, свойственны и миру классического искусства.

03 января 2025 | 11:37
  • тип рецензии:

«Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски я видел только однажды и произошло это в кинотеатре в далеком 2010 году. Картина очень хорошо запомнилась, а образ Черного Лебедя до сих пор вызывает противоречивые чувства. Это визуально захватывающий и эмоционально мощный психологический триллер, который погружает зрителя в мир балета, амбиций и внутренних демонов, что могут быть у каждого человека. Этот фильм завоевал признание как критиков, так и зрителей, и заслуженно считается одним из лучших фильмов своего времени.

Натали Портман в главной роли демонстрирует потрясающее мастерство актерской игры. Ее исполнение роли Нины Сэйерс, балерины, стремящейся к совершенству, но постепенно теряющей контроль над своей психикой, является гениальным. Портман с невероятной достоверностью передает все оттенки эмоций своей героини — от невинности и робости до полной одержимости и даже безумия. Физическая подготовка для роли, включающая месяцы тренировок и изучения балета, заслуживает особой похвалы. Портман создает образ, который одновременно вызывает сочувствие и страх, и это поистине впечатляющая работа актрисы. К слову, девушка стала обладательницей сразу пяти престижных наград за работу в этой картине. Хороши и другие актеры. Мила Кунис и особенно Венсан Кассель отлично вписываются в эту историю.

Постановка фильма под руководством Даррена Аронофски поражает своей зрелищностью и детальной проработкой. Режиссер умело сочетает элементы психологического триллера с красотой и грацией балета, создавая уникальную атмосферу. Никогда не задумывался о том, насколько это сложное и энергозатратное занятие — балет, которое требует небывалых физических и психологических сил. Каждая сцена в фильме продумана до мелочей: от хореографии балетных номеров до мрачных и тревожных моментов, отражающих внутренний мир главной героини. Камера часто следит за движениями Нины, позволяя зрителям буквально ощутить ее напряжение и страхи.

Сценарий фильма заслуживает отдельной похвалы. История развития персонажа Нины Сэйерс — это глубокое и многослойное исследование психологии человека, который стремится к совершенству любой ценой. Сценарий мастерски балансирует между реальностью и галлюцинациями, постепенно углубляясь в мрачные закоулки разума Нины. Диалоги лаконичны, насыщены смыслом, и каждый поворот сюжета удерживает зрителя в напряжении.

Эстетика фильма также заслуживает внимания. Визуальный стиль «Черного лебедя» подчеркивает контраст между светом и тьмой, невинностью и злом. Использование зеркал, отражений и теней создает ощущение постоянного присутствия чего-то потустороннего и зловещего. Костюмы и грим также играют важную роль, особенно в финальных сценах, где трансформация Нины в Черного лебедя становится завершенной.

Музыкальное сопровождение, созданное Клинтом Мэнселлом и основанное на балете Петра Чайковского «Лебединое озеро», идеально дополняет визуальные образы. Музыка усиливает драматизм и эмоциональную напряженность фильма, помогая зрителю еще глубже погрузиться в историю. К сожалению, из-за первоосновы Чайковского картина не смогла номинироваться на «Оскар» в номинации Лучшая музыка.

Необходимо отметить и работу операторской группы во главе с Мэттью Либатиком. Камера часто следует за движениями балерин, создавая ощущение непрерывного танца. Это добавляет фильму динамичности и помогает зрителю почувствовать себя частью происходящего на экране, буквально ведя от сцены к сцене вслед за героями картины.

«Черный лебедь» впечатляет. Темный и светлый, устрашающий и пленительный, яркий и дерзкий. Фильм — глубокое и мощное исследование человеческой психики, страха и амбиций. Натали Портман в своей гениальной роли, зрелищная постановка и отличный сценарий делают этот фильм настоящим шедевром. Это кино, которое вызывает сильные эмоции и остается в памяти. Фильм, безусловно, заслуживает внимания и признания как один из лучших психологических триллеров.

9 из 10

26 июля 2024 | 18:07
  • тип рецензии:

Стремление к совершенству всегда помогало человеку выходить за рамки возможного. Сейчас в книге Гиннеса есть множество установленных рекордов, в достижение которых никто бы не поверил ещё в XX веке. Желание достичь идеала толкает человечество вперед, но те, кто сильнее всех к нему стремится, платят за это очень высокую цену.

Именно об этом фильм 'Черный Лебедь'. Он ощущается завораживающим и противным, отталкивающим и притягивающим одновременно, а уровень напряжения к кульминации просто сумасшедший. Этому способствует ряд факторов:

Звук. Здесь речь не только о саундтреке: «Лебединое Озеро» слышал практически каждый человек, а добавление потусторонних звуков тут и там передает прогрессирующее помутнение рассудка главной героини.

Операторская работа. Крупное зерно, трясущаяся камера, рваный монтаж - все это создает неуютную обстановку и тревожное ожидание «чего-то»

Ну и разумеется, актерская игра Натали Портман, которая раскрылась здесь просто фантастически. Это одна из самых выдающихся женских ролей в кинематографе и безоговорочный Оскар.

Таким образом планомерно создается чудовищный саспенс, а финал пробирает до мурашек. И если фильм с похожей проблематикой «Одержимость» Дэмьена Шазелла оставляет за собой восхищение и облегчение, то «Черный лебедь», помимо восхищения, бросает вас на дно эмоциональной ямы и не поднимает обратно. В этом он очень похож на другой фильм Аронофски: Реквием по мечте. Любителям триллеров настоятельно рекомендуется к просмотру.

27 февраля 2024 | 23:03
  • тип рецензии:

'Черный лебедь'– это захватывающий фильм, который оставляет неизгладимое впечатление своей яркой искусственной красотой, глубоким сюжетом и великолепными актерскими выступлениями. Фильм рассказывает историю Нины Сайерс, талантливой балерины, которая стремится достичь совершенства в искусстве. Сюжет вращается вокруг темы соблазна, соперничества и стремления к совершенству в мире балета. Режиссер Даррен Аронофски создал удивительно красочный и загадочный мир, в котором действие разворачивается, исследуя психологические тонкости главной героини. Один из основных достоинств фильма – это великолепное исполнение Натали Портман в роли Нины. Ее актерская работа поражает своей глубиной и чувственностью, позволяя зрителю глубже погрузиться в душевные муки героини. Многогранный персонаж Нины подчеркивает сложность ее внутреннего мира и дарит зрителю возможность взглянуть на темные стороны человеческой природы. Визуальная составляющая фильма также заслуживает похвалы. Отличное камерное решение и художественное оформление создают уникальную атмосферу, в которой сочетаются красота и мистика. Музыкальное сопровождение дополняет общее восприятие произведения, подчеркивая эмоциональные перипетии героев. 'Черный лебедь' – это фильм, который не оставит зрителя равнодушным. Сложный сюжет, увлекательные характеры и мастерское исполнение делают его незабываемым кинематографическим опытом. Фильм заслуженно завоевал множество наград и признаний, и его стоит посмотреть всем, кто ценит искусство кино и хочет погрузиться в захватывающий мир человеческих страстей и стремлений.

Приведу сравнение с другим известным фильмом, который вызывает интересные параллели – 'Бойцовский клуб' (1999).Оба фильма сосредотачивают внимание на психологических аспектах героев, исследуя их внутренний мир и борьбу с самими собой. В 'Черном лебеде' Нина стремится к совершенству в искусстве балета, что приводит к драматическим последствиям. В 'Бойцовском клубе' главные герои также ищут выход из тесных рамок общества и своих собственных ограничений через экстремальные формы самовыражения. Оба фильма затрагивают тему соблазна и погружаются в мир соперничества, где персонажи сталкиваются с собой и своими темными сторонами. В 'Черном лебеде' это отражается в психологических трудностях Нины, в то время как в 'Бойцовском клубе' персонажи используют физические поединки, чтобы понять себя и свои грани. Оба фильма выделяются визуально и музыкально. 'Черный лебедь' блеском балетных постановок и яркостью костюмов, а 'Бойцовский клуб' своей темной и атмосферной картиной. Музыка в обоих фильмах эффективно подчеркивает эмоциональные моменты и создает уникальную атмосферу.

Таким образом, оба фильма объединяет не только выдающееся актерское мастерство и интригующие сюжеты, но и глубокое исследование человеческой психики в условиях экстремальных ситуаций. Каждый из них приглашает зрителя на увлекательное путешествие в мир внутренних конфликтов и стремления к свободе и самопознанию.

30 января 2024 | 16:49
  • тип рецензии:

'Черный лебедь' - это психологическая драма от режиссера Даррена Аронофски, которая рассказывает историю балерины Нины, которая становится одной из главных кандидаток на главную роль в 'Лебедином озере'. Однако, ее стремление к совершенству и желание быть лучше других начинает приводить ее к психическому расстройству.

Фильм получил множество наград, включая Оскар за лучшую женскую роль, которую исполнила Натали Портман. Ее актерская игра в этом фильме просто потрясающая. Она передает все эмоции своего персонажа, его страхи, сомнения и безумие.

'Черный лебедь' имеет потрясающую операторскую работу и музыкальную составляющую, которая подчеркивает атмосферу фильма и создает дополнительное напряжение. Фильм также имеет несколько поворотов сюжета, которые заставляют зрителя держать весь фильм в напряжении и не отрываться от экрана.

Несмотря на все его достоинства, 'Черный лебедь' может не понравиться тем, кто не любит фильмы о психических расстройствах или не готов к неожиданным поворотам сюжета. Фильм также имеет длительность более двух часов, что может быть утомительным для некоторых зрителей.

Лично для меня 'Черный лебедь' - это один из лучших фильмов о психических расстройствах, который заставляет зрителя задуматься о том, что такое совершенство и цена, которую нужно заплатить за него. Я оцениваю его на 9 из 10 баллов за его высокую актерскую игру, потрясающую операторскую работу и за то, что он создает невероятную атмосферу напряжения и драмы. Если вы любите психологические драмы, то обязательно посмотрите 'Черный лебедь'.

23 июня 2023 | 00:46
  • тип рецензии:

В свое время - любимый фильм. Даррен Аронофски - все еще любимый режиссёр.

Нина состоит в труппе балетного театра, и наряду с другими талантами претендует на главную роль в новой интерпретации балета 'Лебединое озеро'. В итоге именно она становится Одеттой (белым лебедем) и Одиллией (черным лебедем) в одном лице, хоть и хореограф Тома не до конца уверен, что Нина справится с ролью Одиллии. Изнуряющие репетиции и страшное волнение навсегда меняют жизнь Нины.

Вообще, я ожидал чуть большего, ибо запомнился мне фильм куда более жестким и интересным. Оказалось все слегка проще, но не настолько, чтобы разочароваться. Просто спустя года и какую-никакую насмотренность подобные приемы у Даррена уже не так удивляют, как почти 5 лет назад.

Тем не менее, 'Черный лебедь' - яркий представитель жанра психологического триллера. Без спойлеров сложно, но если из очевидного после рассказа сюжета - яркое описание раздвоения личности с сопутствующим психозом и галлюцинациями. Практически документальная съемка тренировок доводит до слияния с героиней, из-за чего происходящее напрямую касается зрителя. Фильм о распаде личности, который переживает любой внимательный зритель.

Портман даже Оскар получила за главную роль. Мила Кунис была восхитительна, Венсан Кассель тоже не подкачал. Подобный каст с таким режиссёром просто не могли сделать плохой фильм.

Кстати, этот фильм когда-то даже по телевизору показывали. Вот времена были, товарищи!

14 января 2023 | 01:26
  • тип рецензии:

Натали Портман стала известна во многом благодаря роли Падме Амидалы в 'Звёздных Войнах' и Матильды в 'Леоне'. И вот она получила 'Оскар' за лучшую женскую роль за фильм 'Чёрный лебедь'.

На мой взгляд, балет - это искусство, который вполне может понять каждый. Достаточно просто взглянуть на исполнение в театре и понять, какой это нелёгкий труд. Сюжет фильма как раз построен на знаменитом 'Лебедином озере' Петра Ильича Чайковского. Нина Сейерс (Натали Портман) - молодая балерина, которая претендует на роль в новой постановки этого балета. Она кажется довольно неуверенной в себе девушкой, которая хочет достичь совершенства. Обрести уверенность на протяжении всего фильма ей помогает хореограф Тома Леруа (Венсан Кассель), который всяческими способами, иногда даже и грубыми и неприличными, пытается раскрепостить Нину. Она идеальна в роли Белого лебедя, но для роли Чёрного лебедя ей не хватает страсти. На протяжении всего фильма каждый из героев, напрямую взаимодействующих с ней, пытается помочь ей обрести уверенность в себе. Здесь свою роль играет и её мама (Барбара Херши), которая сама была балериной, но не достигла успеха. Она хочет, чтобы её дочь достигла того, чего в своё время не смогла она. Даже Лили (Мила Кунис), претендующая на роль Чёрного лебедя хоть и является её конкуренткой, но даже она старается помочь Нине, пускай даже и откровенно развратными методами.

На протяжении всего фильма Нина стремится к тому, чтобы быть совершенством, настолько стремится, что в буквальном смысле сходит с ума. Пускай это и драма, но мне нравятся элементы хоррор-триллера в этом фильме. Нина слишком зациклена на успехе, но именно это и помогает ей в кульминации фильма. Она буквально становится этим самым Чёрным лебедем и достигает совершенства.

Посыл этого фильма говорит, что совершенства можно достичь в любом деле, главное - усердно работать. Натали Портман для этой роли занималась балетом более полугода и её старания принесли ей 'Оскар' за лучшую женскую роль. Получается, что и сама Натали достигла совершенства в этом фильме.

8 из 10

09 января 2023 | 22:40
  • тип рецензии:

После просто неземной похвалы я посмотрел этот фильм и загрустил. Я понял вот что:

1. Оказывается, все балерины с психическими расстройствами и любят заниматься самоистязанием. Не просто заниматься у станка, а вырывать себе кожу и ногти. Вот как. А еще все балерины - лесбиянки. Ну или иногда не прочь побаловаться однополой любовью. Изнурительные тренировки, диета - зачем себя мучить?

2. Чтобы станцевать 'Лебединое озеро' надо пройти такой психологический ад, что мама не горюй. Странно, что с такими психическими расстройствами ее не выгнали из театра. Балерины конечно странные девушки, но что должно щелкнуть в их нежных головушках - я не понимаю.

3. Балетмейстеры - гады, такие сексисты. Пристают, прямо говорят об интиме. Словом, жить не дают.

Весь фильм - калейдоскоп абсурда, где осколки смысла перемешаны с каким-то нелепым безумием. Вся эта натужная двойственность образа Нины, все эти не к месту снятые натуралистичные раны - это точно про балет? В балете, кто не знает, все должно быть красиво, возвышенно. Даже соперничество Одетты и Одиллии выглядит так будто действительно плавают два белых лебедя в пруду, а не пытающиеся утопить друг друга Нина и Лили, если так видеть в фильме.

По мне лучше бы сняли Жан-Клода ван Дамма и превратили бы все в боевик. Можно даже снять комедию - надеть на него балетную пачку и пусть бы он валил всех врагов штабелями. Это даже было в какой-то комедии: герой скрываясь от бандитов переоделся в балеруна и скрывался в балетной труппе театра. Попутно танцуя он завоевал симпатию публики.

2 из 10

25 октября 2022 | 11:29
  • тип рецензии:

Топорный содержательно, по-ремесленному качественный кинопродукт с попыткой казаться высказыванием.

Кино, где каждый элемент или образ, - результат исключительно поверхностной, очевидно ограниченной мысли.

Намеренно это сделано или нет, - вот главный вопрос. Полагаю, что намеренно, учитывая некоторые другие работы автора, также обнаруживающие творческую неискренность и исключение своего «я» из творческого процесса.

Здесь не приходится говорить о собственном опыте, как об основе киноязыка, - все о чем, размышляет и рассказывает режиссёр, - о природе творчества, проблемах карьеры, театре, отношениях, - искусственно и взято извне, - и представляет собой удивительную в своей идейной бедности банальность.

Так происходит всегда, когда художник/режиссёр убирает себя из своего искусства и заменяет свой опыт чужим, или же сам настолько внутренне и интеллектуально неразвит, что сам искренне проживает шаблоны как реальность.

В последнем я все же сомневаюсь, ведь честность всегда в итоге открывает множество удивительного - такого, что не возможно выдумать и сконструировать.

Автор лукавит, рассказывая искусственно выстроенную историю. И я ему не верю.

03 сентября 2022 | 01:43
  • тип рецензии:

Как много прекрасного в белом. А что же черный? Чем он плох? В обществе давно расставлены рамки добра и зла, но всегда ли черное является черным?

Для начала хотела бы сказать, что всё что сказано ниже сугубо моё мнение.

Балет-поистине прекрасное искусство, которое может как воспитать сильную личность, так и разрушить человека изнутри. Всё, что люди видят со сцены в театре-это, в первую очередь, колоссальный труд всех танцоров. Неважно солист ты или танцуешь в кордебалете, работают все. Иногда от усталости ежедневной тяжелой работы над собой танцор теряет веру, что когда-нибудь добьётся успеха. Но чаще упертые люди получают своё. Они обретают крылья. Так и главная героиня становится в каком-то смысле Икаром, который хотел достигнуть невозможного.

На самом деле, фильм намного глубже, чем мы можем представить себе. Нам раскрываются не только два образа балерины, но и вся боль, непонимание жизни и страдания, которые преследуют девушку, как тень.

Это не просто триллер, он, действительно, очень сильный психологически, каждый человек, посмотрев этот фильм сделает для себя свой вывод.

А сейчас, хотела бы высказать мнение о фильме в целом. Меня поразила игра актёров, Натали Портман идеально подошла для роли. Сюжет фильма протекал так, как будто я придумывала этот фильм. Всё идеально, каждая мелочь, которая подчеркивала образ девушки, её характер, помогала нам понять те или иные поступки героини.

Я, действительно, получила удовольствие от всего фильма. С самого начала и до самого конца.

Я бы посоветовала этот фильм всем. Кто не понимает себя. Кто не может выбрать, какой нравственный путь стоит ему преодолеть. Или тому, что хочет насладиться красотой балетного искусства.

10 из 10

29 ноября 2020 | 10:43
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: