Пожалуй, это первый случай, когда я отзываюсь о фильме через силу. Вроде и не обязательно, а высказаться хочется. Казалось бы, достаточно написать, что фильм шикарен, но этого мало. Гениален, но этого много. Рвётся разум, уж извините.
Истрия этого кино пронизывающая, но при этом совершенно не сопливая, грустная, но одновременно весёлая, трагичная, но в то же время комичная, глупая, но невероятно умная. Пртивопоставлений и сравнений можно найти уйму, не меньше, чем откровенной нелепости и чрезвычайной необычности. Эпитеты можно подбирать часами, но есть ли смысл, когда можно просто промолчать?
Роскошная музыка, замечательные актёры, прекрасный Брюгге, сногсшибательный сценарий, потрясающая реализация и превосходнейший юмор. Прибавить к этому всему абзац выше и что получится? Лично для меня, один из лучших фильмов, вышедших за недавние годы. Да чего мелочится, один из любимейших фильмов.
Первая мысль, которая возникает при просмотре картины «Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges в оригинале) – Освальд Шпенглер поторопился со своим «Закатом Европы». Если бы у великого мыслителя был шанс посмотреть этот чудесный фильм, то великое культурологическое исследование, возможно, так и не было бы написано.
Итак, перед нами 100% европейское кино, в кинозале при его просмотре даже как-то стыдно есть попкорн и прихлебывать пиво. Потому что это не просто картина, это шедевр, причем в духе классического Возрождения, когда под маской комедии прячется космогонический эпос или онтологические поиски человека в этом мире. В итоге мы получаем отличный черный юмор плюс потрясающие историко-культурные параллели Старой и Новой Европы.
В центре картины лежит произведение Данте «Божественная комедия». На это дается недвусмысленное указание в самом фильме – в начале когда Реймонду рассказывают о смысле картины и в конце когда в Реймонда стреляют на съемочной площадке, где воплощается та же картина. Сам Реймонд, как нетрудно догадаться, и есть Данте, а если брать шире, то человек, идущий под грузом грехов и ищущий как это ни прискорбно путь к свету. Роль Вергилия, водящего его по кругам Ада берет на себя его эрудированный напарник Кен, который, являясь одновременно резонером, указывает что является чем в этом фильме. Есть здесь и Беатриче – девушка, грабящая туристов и безнадежно влюбляющаяся в Реймонда.
Отдельно следует сказать о шефе Гарри. Гарри – воплощенный Дантовский Люцифер. Подчеркну, Люцифер не воплощающий Абсолютный Хаос, Гордыню, Познание и Духовный Путь, а Люцифер по Данте – скорее абсолютный карающий закон, сам вмерзший в Коцит собственных принципов. Это полностью подтверждает и финал.
Таким образом, Реймонд проходит очищение, буквально омовение кровью в старом добром Ветхозаветном стиле, для того, чтобы искупить и простить себя он должен испытать муки адовы и попытаться спасти хотя бы одного человека. Как это ни парадоксально, но этим человеком становится Гарри, пусть и попытка неудачна. Однако факт остается фактом, очищение свершено и последняя фраза фильма «я жив лишь потому, что хочу умереть», говорит нам, что Реймонда простили, потому что он смог простить сам себя.
Что не может не радовать в реальности подобные самоискупления не происходили по большему счету вот уже 2008 лет подряд (плюс-минус 33 года). Что еще больше повышает ценность фильма.
«Да свершится правосудие, хотя бы погиб весь мир!» - провозгласили древние римляне. И нашлись люди, которые поверили в то, что закон превыше всего, даже превыше жизни.
Хотя, может быть, это ещё не худший вариант – у многих выше жизни стоят банальные деньги. Как, например, у парочки киллеров – Рэя и Кена. Именно им, по приказу босса, приходится скрываться в Брюгге («бельгийская дыра!»), после того как они сильно наследили.
Кен (Брендан Глисон) воспринимает поездку в провинцию как внеплановый отпуск – знакомится достопримечательностями, приобщается к культуре, прикладывается к святыням. В общем, обычный турист. Зато Рэй (Колин Фаррелл) чувствует себя, как в ссылке. В отличие от Кена, его не привлекают смотровая площадка и катание в лодке по каналу, а уж сидеть по вечерам в гостиничном номере в ожидании указаний от босса просто невыносимо. И вообще невыносима эта размеренная жизнь тихого городка, когда у тебя куча свободного времени для размышлений и самокопания. Ему бы на Багамы, где шумно и весело, где жизнь кипит, не оставляя времени на воспоминания о случайно убитом ребёнке…
Ситуация обостряется, когда Кен получает приказ убрать Рэя. «Он думает, что можно убить ребёнка и продолжать после этого спокойно жить? Да он сразу должен был пустить себе пулю в лоб!» - заявляет бескомпромиссный босс Гарри (Рэйф Файнс). И он готов вершить своё правосудие (весьма, правда, своеобразное) в лучших традициях древних римлян – пусть погибнет весь мир и я вместе с ним, принципы дороже.
Сказать, что актёрский состав в фильме хорош – значит не сказать ничего. Брендан Глисон в роли умудрённого жизнью добродушного киллера (звучит почти как «шаловливый палач» у Искандера, но так бывает) очень убедителен. Между прочим, респект сценаристу, очень изящно, в одной фразе объясняющему, как Кен стал убийцей. Колин Фаррелл играет так достоверно, словно это у него по ночам «мальчики кровавые в глазах». Но больше всех потряс Рэйф Файнс, воплотив образ маньяка, повёрнутого на своих принципах: горящий взгляд, отборная брань, постоянные нервные судороги и абсолютная прямолинейность в сочетании с любовью к семье, уважением к друзьям и даже некоторой сентиментальностью – гремучая смесь.
Я не знаю, почему создатели картины заявили её как комедию. В комедии, даже в чёрной, главная задача – развеселить зрителя. А здесь переживаешь и думаешь. Да, мрачноватые декорации и трагизм ситуации сдобрены здесь изрядной долей иронии – иначе картина оставила бы абсолютно гнетущее впечатление. Карлик-расист, «циклоп», тучное американское семейство, не вписавшееся в узкое пространство винтовой лестницы, чрезмерно принципиальная пара из Канады (и здесь закон – это наше всё!) и «альковы» королевского парка – всё это вызывает если не гомерический смех, то понимающую улыбку (типа «да, мы заметили, оценили»).
Но главное – после сеанса уходишь размышляя. Я, например, думал о том, что принципы – ничто, если они уничтожают человека. И о том, как много зависит от нашего выбора, который нам приходится делать ежеминутно. И о том, что каждый человек достоин ещё одного шанса на новую жизнь. И ещё…
Это наслаждение, это то, чем хочется любоваться бесконечно. Прекрасно, великолепно, изумительно, красиво — можно продолжать бесконечно. Фильм который заманил меня своими четырьмя гранями (может кто найдёт больше).
Первая грань — готика. За что я полюбил, чем меня привлёк фильм, так это — Готика. Восхищаюсь этим периодом в искусстве. Брюгге — это прекрасно выбранное место для этого фильма. Готика создаёт прекрасную атмосферу, атмосферу спокойствия, какой-то необычной мистики, мрачности и возвышенности. Изумительная задумка — снять кино в средневековом городе. Что может быть прекрасней?
Вторая грань — музыка, создающая и дополняющая готичную атмосферу фильма. Музыка — которая помогает почувствовать запах Брюгге. Она вводит в некий транс, окунает в жизнь этого прекрасного города. Также музыка помогает прочувствовать, просмаковать каждый момент фильма. Музыка в сочетании с готикой очень сильно затрагивает.
Третья грань — игра актёров. Никогда не видел такой классной игры. Так свободно, так естественно, живо, жизненно, выразительно, без излишеств и так оригинально сочетаясь с музыкой и атмосферой города.
Особо хочется отметить язык фильма, что и является четвертой гранью. Язык фильма грязный, нецензурный, но красивый. Иногда выражающий недовольство, иногда злобу, что придает живость, реалистичность. Где-то, этот язык вносит в фильм юмор и улыбку. Всё это не делает фильм агрессивным, а наоборот украшает его, делая наиболее полным и завершённым.
«Залечь на дно в Брюгге» хочется смотреть снова и снова. Снова испытать эти чувства, которые возникают при виде средневекового, готичного города, и потрясающей музыки с прекрасным сюжетом.
Удивительный все-таки город Брюгге. С одной стороны, поражающий своими пряничными домиками и великими архитектурными сооружениями, но с другой стороны очень скучный и какой-то «неживой». Здесь все люди культурны и интеллигентны, вы никогда не увидите на улице драку (а если и увидите, то это либо русские, либо англичане пытаются избавиться от внезапно навалившейся скуки), можно сказать, что Брюгге это большая деревня, где все жители знают друг друга в лицо и живут (ну или, во всяком случае, стараются) без хлопот. И вот, в этот спокойный город криминальный босс Гарри отправляет двух киллеров, дабы те «залегли на дно» в течение нескольких недель. Один из них добродушный толстяк Кен: идеальный турист, готовый целыми днями рассматривать замки и церквушки Брюгге. Другой, полная противоположность Кену, Рэй: человек, способный найти неприятности даже в таком спокойном городке; сначала он флиртует с незнакомой девушкой, затем избивает двух канадцев и потешается над карликом, вообщем, как может, пытается себя развлечь, тем самым не выполняя приказ босса касательно пункта «сидеть, и не высовываться». Как оказывается чуть позже, Гарри не спроста отправил киллеров в этот Бельгийский город, потому что вскоре одному из них придется убить другого…
Казалось бы, о киллере, получившим задание убить своего друга (пусть и тоже киллера) снято все, что только возможно. Но если взять трех действительно хороших, не американских, актеров, посадить в режиссерское кресло человека, знающего свою работу, и «засунуть» основное действие в красивый маленький городок, то получится если не шедевр, то очень близко к этому. «Залечь на дно в Брюгге» это симбиоз всего того, что нужно зрителю. Здесь вам и качественные диалоги (а-ля Тарантино) и хороший черный юмор и занимательный сюжет вкупе с неплохим экшеном и все это разыгрывается шикарными англо-ирландскими актерами, приковывающими к себе взгляд, который позже совершенно невозможно отвести. Фильм не затрагивает никаких серьезных проблем, он просто показывает нам историю двух разных по характеру киллеров и их жестокого босса на фоне маленького города. Причем Брюгге здесь играет далеко не последнюю роль, даже более того, он является полноправным участником процесса наравне с главными героями. Разве могла произойти подобная история в каком-нибудь другом месте? Нет. Только в Брюгге, и точка.
Касательно актеров фильм идеален. Колин Фаррел просто великолепен в своей роли, будто созданной для него. Брендан Глисон, хоть и не особо подходящий для роли киллера, хорош. Ну а англичанин Рэйф Файнс, как и в «Списке Шиндлера» идеален, играя отрицательного персонажа.
Резюмирую. Отличный фильм, на который уже сейчас можно смело вешать ярлык «современная классика». Рекомендую к просмотру.
МакДонах уводит криминальную драму в улочки Брюгге, как в босховское измерение, переплетая драматургию летящих пуль с метаморфозами души и Последним судом. Начавшись как жанровый образчик, фильм в какой-то момент сбивает с толку, цепляет и уже не отпускает - глубиной и магией, сюжетным напряжением, великолепной актёрской игрой (Файнс!), не банальностью.
Вдруг накатывает Средневековье и накрывает с головой - оно никуда и не уходило: с молчаливой готикой, со всеми терзаниями души и калеченьем тела. Современные европейцы, волею случая попавшие в Брюгге, оказываются в Чистилище. И им оттуда не выбраться, не смотря на их автобаны, пистолеты и цинизм.
Это поразительно, но все дороги ведут не только в Рим. Но и в Брюгге - метафору собственной совести и иного суда.
Именно это высказывание Цветаевой не выходило из головы во время просмотра. Вообще, этот фильм я впервые посмотрел в 2012 году, мне тогда было 13 лет - купил диск, тогда ещё у нас стоял DVD-проигрыватель. И зря тогда я его посмотрел. Подростку его не понять. В те времена я мог обращать внимание только на размер груди персонажей женского пола. На самом деле, фильм о том, насколько тяжело быть грешником, т.н. 'злым' человеком, о том, как злые поступки разрушают личность. Убийство 'разрывает душу', как говорится в Гарри Поттере. И о том, что преступники, злодеи - тоже люди, у них есть чувства, юмор, они могуть быть добрыми и верными, именно этот аспект фильма может возмутить некоторых особо ханжеских зрителей с наливными румяными щёчками, которые воспринимают преступников как недолюдей, хотя это просто на самом деле разрушенные люди, которых во многих отношениях стоит пожалеть самих - это в основном недолюбленные дети, пережившие тяжёлое детство, часто имеющие неврологические патологии, и часто закономерный итог такой жизни - убийство, тяга к которому зарождается у таких детей ещё в детстве. Также стоит отметь хорошую игру актеров, Коллин Фарелл просто идеально вписался в роль, как влитой - в этом ёжащемся, дёрганом и израненном человеке угадывается типичный мокрушник. Глисон тоже хорош с этим напускным добродушием, которые часто встречается у уголовников - они в жизни обычно очень вежливы и предупредительны, хоть и могут порешить за косой взгляд при этом. В общем, хорошее и правдивое кино. То, как показана жизнь в этом фильме, приближается к реальному миру, осознавать который часто неуютно и неприятно..
Во времена эпохи Возрождения, когда на улицах в самом разгаре бушевала эпидемия чумы, можно было искупить свои грехи за деньги. Это называлось индульгенцией.
Люди совершали подобные сделки со своей совестью потому что чувствовали близость смерти, которая могла их настигнуть в любой момент и хотели не попасть в ад в случае ее наступления. Но какого было им идти на такую сделку, чего им стоило поступиться с принципами и каждый ли решался на это. Именно этим вопросом задается Мартин МакДона в своем, пожалуй, самом меланхоличном фильме, снятом в уютном городке Брюгге, как раз чей расцвет приходится на Возрождения.
Для еще большего погружения в атмосферу бельгийского городка, почти весь фильм сопровождается его живописными видами, только немного тронутый цивилизацией с тех пор - туристами, которых как видно, режиссер ненавидит всей душой и в каждой сцене с их присутствуем то и дело приправляет произведение щепоткой черного юмора. Однако фильм отнюдь не комедия, здесь вас ждет много диалогов, размышлений, переживания эмоций и драмы.
Сначала о самоуспокоении. Это кино снято для популяризации курортного бельгийского города Брюгге. Теперь о кино. С первых кадров мне казалось, что это невообразимый и циничный стеб, который способен переплюнуть тарантиновские пляски на костях «Криминального чтива», например. Потом мне начало мерещиться драма. Это такой персональный ад для каждого человека, который по стечению обстоятельств находится в одной и той же географической точке.
Похоже и по сей день, спустя несколько просмотров, я в этой мысли укореняюсь. «Залечь на Дно в Брюгге» - это псевдорелигиозный и обывательско-философский жития трех киллеров. Я намерено говорю о трех, потому что Гарри (Райф Файнс) тоже один из них. Мне кажется, тут история греха и воздаяния за него. Можно, конечно, говорить и о кодексе и чести, если она уместна, а она, наверное, уместна в этом случае. Хорошее и странное кино об издержках профессии.
Конечно, если бы фильм не был бы таким прекрасно сделанным и сыгранным, бог знает, вспоминали бы мы его достаточно часто. Но историю про кровавое путешествие по Брюгге легко можно наречь ярким кинематографическим представителем.
С первых кадров создавалось впечатление, что кино без претензий на духовность и интеллектуальность. (Собственно догадаться об этом можно было еще прочитав синопсис.) Так что я приступала к просмотру в надежде увидеть динамичный фильм, где особо думать и переживать не нужно, а можно просто расслабиться и получать удовольствие. Ничего выдающегося от картины не ждала, так что и разочарование мне, казалось бы, не грозит. Как же я ошибалась…
Фильм приятно удивил уже тем, что ни разу не вызвал желание выключить телевизор. Шутки – несмотря на обилие мата – временами были смешны, Фаррелл – которого вообще-то не жалую – не раздражал, а когда на экране появился Файнс, я уж совсем было обрадовалась.
Однако всю дорогу не давал покоя один момент: надо было создателям фильма все же определиться с жанром. Чередование комедийных эпизодов с трагическими поначалу выглядело даже оригинально, тем более что комедии было значительно больше. Конечно тот факт, что главные герои – киллеры, особого оптимизма не внушал изначально. Но до поры до времени их профессиональная деятельность оставалась за кадром и я успела проникнуться симпатией и к Кену (Брендан Глисон), и к Гарри (Рэйф Файнс), и даже – прости, Господи – к Рэю (Колин Фаррелл), я даже пару раз всплакнула вместе с ним.
У фильма, безусловно, есть ряд достоинств. Снято атмосферно, виды Брюгге радуют глаз. Актеры очень органичны в своих ролях, у меня особенный восторг вызвал Файнс в непривычном для него образе. И есть в этой картине оригинальность, которая, возможно, заключается как раз в смешении жанров. Но мешать их, видимо, нужно было аккуратней, потому что чем дальше, тем сильнее раздражали комические диалоги, которые вели герои в перерывах между бессмысленной чередой смертей. В фильме про киллеров, конечно, смерти вполне ожидаемы и даже закономерны, но здесь они именно бессмысленны и оставляют крайне тягостное впечатление. И еще более тягостно оттого, что история все-таки задевает за живое, но она словно бы недоработана.
Пока затрудняюсь поставить оценку, потому что фильм вызвал очень противоречивые чувства.