К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Франция. Первая половина XIX века. Повествование фильма начинается с того, что сидя за обедом, обитатели пансиона мадам Воке начинают едко подшучивать над миловидным старичком Горио, потому что в который раз замечают, что от него тайком уходят молоденькие барышни великосветского вида и предполагают, что именно на таких изысканных любовниц он и угробил все свое некогда приличное состояние. Смутившись от такого нахальства постояльцев, Горио поясняет, что это его горячо любимые дочери, которых он финансово содержит с последних крох, правда, несмотря на то, что они замужем за первыми богачами Парижа. Это загадочное явление пытается разгадать молодой студент Растиньяк, прибывший в Париж для изучения права и поселившийся в том же пансионе, что и Горио…

В 2004 году французский режиссер Жан Даниэль Верхак, периодически снимающий сюжеты национальной классической литературы, на этот раз экранизировал одноименный роман Оноре де Бальзака «Отец Горио», который вошел в сборник сочинений под названием «Человеческая комедия» (из той же категории этюдов о нравах частной жизни такие произведения как «Гобсек», «Полковник Шабер», «Тридцатилетняя женщина», также неоднократно экранизируемые). Изображая социальный антагонизм периода Июльской монархии, режиссер ни в коей мере не упускает характерное для литературного источника совмещение театральной метафоричности вместе с реальным жизненным пространством (взять хотя бы рефлексию некоторых героев по поводу их места в искусственном и фальшивом светском мирке, где любая искренность становится объектом насмешек). И что важно, режиссер не пытается творчески самореализоваться за счет нового видения классики [гордый взмах шарфом через плечо], а напротив, с уважением визуализирует первоисточник, соблюдая его хронотоп, а также бунтарско-индивидуалистическую жилку некоторых героев, в частности Растиньяка. Отсутствие фокуса на светских интригах, пошлом этикете, надуманной эстетичности прописных истин модных кокеток и денди (что-то в стиле «Опасных связей») и вычурной антиисторической бутафории (наподобие «Анны Карениной», 2012г.) конечно не заманивает внешней яркостью, однако дает качественную рекламу книге, дабы удовлетворить любопытство подробностями бальзаковской философии.

Если философски поразмышлять, то фатально-символический эффект знаменитой шагреневой кожи Бальзака в какой-то степени накладывает свой отпечаток и на жизнь отца Горио: его дочери – это его награда, его жажда, его смысл жизни, а бережно нажитые пожитки – своего рода магическая шагреневая кожа, которая служит платой за любовь черствых вымогательниц и уменьшается с каждым актом получения желаемого. Сделку с дьяволом для исполнения желаний он, конечно, не заключал, однако пошел по другому порочному пути: Горио пытался не воспитать в детях любовь, а купить ее, но рано или поздно кошелек опустеет и в душе останется лишь мрак и уныние от ощущения собственной использованности, раздирающая борьба между любовью и ненавистью к объекту привязанности, что собственно мы и имеем честь наблюдать. Легендарный Шарль Азнавур в роли Горио, пуская в ход не только профессионализм, но и естественный козырь в виде старческого обаяния, обезоруживает и не позволяет строго критиковать своего героя, а заставляет сопереживать его синдрому «неизлечимого отца».

В итоге от печалей и невзгод отец Горио оказывается прикованным к постели и с нетерпением ждет, когда же Дельфина и Анастази придут навестить его. Но они не спешат, так как бал в салоне виконтессы де Босиан гораздо важнее умирающего отца. Получается, что совершенно чужой человек Растиньяк проявляет к нему гораздо больше христианской заботы и гуманности, чем родные дочери: достает ему дрова для камина, подносит воду, вызывает врача, разговаривает со старичком, разделяя его надежды скорым приходом дочек. Уверовав в то, что дочери старика стали таковыми благодаря пагубному влиянию светской аристократии и воодушевившись юношеским максимализмом, он решает сделать вызов этому обществу: «Посмотрим, кто кого!», но это начало уже совсем другой истории…

9 из 10

12 ноября 2015 | 11:36
  • тип рецензии:

Наверное, тут надо сразу разделить понимание. Я имею в виду то, что, впрочем, как и всегда и в любой экранизации книги, зрители разделятся на тех, кто читал и не читал. И, наверное, тем, кто читал, все, что они видели на экране, покажется не совсем хорошим и качественным.

Дело в том, что мне, например, показалось, что образы, которые описывал Бальзак в своем произведении, совсем не совпали с теми, что я увидел на экране. Конечно, это у каждого свое, но, тем не менее, я был разочарован.

Также стоит отметить, что в этой экранизации вырезаны очень важные, на мой взгляд, моменты. И вообще, весь фильм будто бы крутится вокруг другого персонажа, а не самого Горио.

Кстати, о нем. Азнавур очень здорово подошел на эту роль. И, в целом, даже очень неплохо смотрелся, но, например, в финальных сценах, он явно не прочувствовал и не сыграл так, как это преподносилось в книге.

В общем и целом, экранизация может и неплохая, но только для тех, кто книгу не читал.

21 апреля 2013 | 22:16
  • тип рецензии:

Хорошая экранизация. Настолько, насколько может быть хорошей экранизация Бальзака, лишённая изящества строк и не обогащённая изяществом съёмки.

Горио с лицом Азнавура очень хорош, Растиньяк выглядит сопляком. Вотрен интересен.

И всё-таки что-то непреодолимо скучное есть в этом фильме. Боюсь, придётся написать хрестоматийную фразу - книга интересней.

09 октября 2008 | 18:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: