Фильм завораживает с первых секунд. С первой сцены, вовлекает и втягивает в контраст... Создает совершенно фееричные образы... Восприятие соскальзывает с отвесных стен 'привычного' и полностью увлекается семантикой фильморяда... Редкий фильм способен на это...
Около 14 наград, отметок, поощрений... Бесчисленные восторги критиков... Специальный диплом фестиваля 'Киношок' (женская роль, 06)... Роль Полины (С. Иванова) просто совершенна... Именно свежесть дебютной работы позволяет увидеть это, сверкание горного хрусталя, не ограненного... Совершенного в его естественности... Такие сцены можно придумать и продумать, штудируя режиссерские руководства... Но создать...
Специальный приз (фестиваль 'Литература и кино', 07) Сложно представить интеллектуальный путь по которому пошло жури литераторов и киноведов для поощрения этого фильма... У мастера в подборе сюжетов, Адамовича, роман 'Немой' получился удачным.. Но по сравнению с фильмом несколько сухим... Порой меж строк и проглянут 'мантры Пионерской зорьки' и вопросы пусть и поставлены те же, что и в фильме, но как то слишком мягко двусмысленно... Как риторический вопрос на собрании ЦК КПСС... Вроде 'Кто из нас не знаком с творчеством великого поэта А.С. Пушкина'... А ведь так и хочется ответить, 'Я! С таким Пушкиным не знаком, и знать его, такого, не хочу!' Но если для вас лучше получить более толерантный финал, более мягкое (размытое) повествование, притупить остроту фильма, можете прочесть...
Сценарий фильма по природе, антивербальный. Но это не наивные попытки авангарда вернуть нас в 'немое кино' и самооправдание, что 'кино - искусство визуальное'. Нет, в данном случае это союз, сильный и уверенный, где каждое слово на своем месте. Не забывая о изначальной природе кино М. Сегал и В. Степаненко органично преобразуют основу романа А. Адамовича и создают шедевр... И что самое главное - Не нужен перевод. Особенно русскому зрителю.
Лучший дебют и лучшая операторская работа, фестиваль 'Лiстопад' (06), Гран-при и Лучшая женская роль (фестиваль военно-патриотических фильмов C.Ф. Бондарчука, 06) Сохранились отзывы показов этого фильма в Берлине, где бывший советский военный сказал 'Такой, войну русских, русским еще не показывали'... Это справедливо отнести к любой другой войне. 'Где враги??' Немцы - официально да, но всегда ли... Мародеры партизаны - Партизаны мародеры должно быть нет, а на самом деле? Беженцы, которые внутри своих групп устраивают 'чистки'... Ослепленные ненавистью 'мстители' или предатели переводчики и добровольцы... Красноармейцы сменившие буденновку на свастику.. Кто? Все? Кроме бравого Васи Теркина? 'Деда Мороза фронта и окопов' С лицом Л. Быкова из 'В бой идут одни старики' (реж. Л. Быков, 73) Но страшная правда, Д. Мороза нет.. И это сказка (под соусом 'Как Х+++О в стране советской жить')
Призер XVI Cottbus Film Festival, (Германия, 06), Участник XVI Camerimage Film Festival (Польша, 06). То, что наши фильмы смотрят и любят а рубежом не новость.. Можно даже утверждать, что мы для них стали новой 'фабрикой грез'... Называя Россию 'Душой', 'Любовью', 'Светом', не говорят самого главного что их 'душа' испарилась, 'любовь' прошла, а 'свет' померк... Но 'старая школа недоунесенная ветром' не хочет с этим смириться. К сожалению, наш кинематограф переживает самый тяжелый кризис, творческий... Но то, что этот фильм нашел себе публику именно на молодежном фестивале в Германии, говорит о многом. Значит ТАКОЕ кино находит себе зрителя среди молодых. Что ж, смена поколений всегда несет перемены... Но куда они поведут, пока не ясно...
В заключении... Фильм можно порекомендовать для любителей нуарных драм, для людей ищущих в фильме остроты и новизны... Если вам могут быть интересны сцены: 1) Унтершарфюрер шутливо отчитывающего новобранца и 'наворачивающего' варенец деревянной ложкой... 2) Расстрел восьмилетнего мальчика, отдающего римский салют.. 3) 'Конец мира' для простой сельской бабы... (эта сцена просто зашкаливает) И все это в фокусе реализма, драматизма и великолепной технической работы..
Повесть Алеся Адамовича 'Немой ', послужившая основой для фильма, сама по себе вещь удивительная - написанная после развала СССР, она вдруг поднимает проблему, которую в советское время старательно замалчивали. Всё было просто, немцы были чёрными, мы были белыми, и весь мир раскололся надвое, на Правду и Кривду, и не было между ними, не могло быть ничего общего. не могла советская девушка полюбить немецкого солдата, не мог звероподобный фашист оказатся не врагом, а просто человеком.
Адамович же открыл, увековечил пером то, чего привыкли стыдиться - смотрите, читайте, всё это правда. История Франца и Полины - история реальных людей, прошедших когда-то по самому краю, переживших страшное, и вообще удивительно, что спустя столько лет их история попала на широкий экран.
Фильм 'Франц и Полина ' - страшный. Именно это слово лучше всего подходит, потому что слова 'трагичный ', 'героичный ' и пр. можно применить и к 'Перл Харбору ', а этот фильм - именно страшный. Не такой как 'Иди и смотри ', да и тема здесь немного другая, но всё же.
Фильм небольшой по масштабу - всего-то мы видим одну нищую белорусскую деревеньку, серые перелески, болота, измученных людей, бредущих по лесу. Нет ни громких лозунгов, ни железных неисчислимых легионов вермахта, нет никакого мира за пределами этого заколдованного круга 'оккупированной территории '. Но сколько тем, сколько характеров можно раскрыть в этом небольшом пространстве, что с успехом и делают авторы фильма.
В этом фильме нет налёта голливудской красивости, романтики войны (а ведь фильм-то о любви), нет вызывающего героизма. Но у него есть главное - потрясающая концовка. Редкий случай, когда концовка экранизации ни в чём не уступает литературной, а по некоторым параметрам куда как превосходит её. А после прочтения утешает мысль, что тот, настоящий Франц, возможно, жив до сих пор...
Единственный фильм, из тех которые я видел, не повествующий о войне как таковой со всеми жертвами и другими вытекающими... История о том, как родилась любовь (причем не просто мимолетная искорка, а самое настоящее и сильное чувство) между солдатом 3-го рейха и белорусской Полиной.
Тут нет того надоевшего привкуса старых советский фильмов, которые вещают нам телеканалы на 9 мая, нет разделения на черное и белое - теперь и немцы и славяне показаны достоверно и не только войска СС могут зверски убивать, теперь и партизаны нашей бывшей большой родины имеют черты суровости и могут убить за провинность своего же.
Хоть в этом фильме нельзя пропустить всей той военной атмосферы, снятой по новому, все же надо не отходить от главной темы сюжета. Но, зачем заранее расскрывать все карты и лишать зрителя всех тех переживаний и радости, что чувствуют главные герои. Смотрите и ... и... в общем смотрите.
Недавно посмотрела этот фильм и он мне очень понравился. Хорошо подобранные актеры, которые хорошо играют. Сам сюжет тоже очень интересный, вроде и обычная история Ромео и Джульетты, и в тоже время нет. Интересны сами герои... в общем, фильм стоит посмотреть, можно даже не один раз.