'Сюзанна с гор' - третий фильм с Ширли Темпл в главной роли, который я сегодня посмотрел, и на данном этапе это далеко не лучшая роль очаровательной кудряшки и далеко не лучший фильм с её участием. Но обо всём по порядку.
Действие картины происходит в конце XIX века на Диком Западе. После того, как индейцы оставляют девочку сиротой, она становится единственным продолжением своего семейства. Честно говоря, толком о том, что случилось с родителями Сью (именно так ласково её называют полицейские, которые нашли девчушку в дубовой бочке) не известно, в фильме вообще мало упоминаются хоть какие-то родственники маленькой хозяйки.
Почему 'хозяйки'? Да потому, что это милое создание становится настоящей помощницей, единственной женщиной, в доме у одиноких мужчин-полицейских. Несмотря на свой возраст, Сью прекрасно справляется и с постельным бельём, и с шитьём, и с уборкой. Кроме того, девочка изумительно танцует вальс. В одной из сцен она учит своего спасителя, инспектора Монтгомери, этому красивому танцу, дабы он не оплошал перед красавицей, в которую влюбился по уши. Но, надо сказать, что Сюзанна вскоре пожалела о своём поступке: Монтгомери стал, по её мнению, слишком мало времени уделять девочке и слишком много - возлюбленной. Что это было: детская ревность или влюблённость ко взрослому мужчине? Я так и не понял. В картине были намёки на второй вариант, однако они вскоре сошли на нет, и тема не была раскрыта.
Несмотря на почти 75 лет с момента выхода картины на экраны, фильм смотрится современно, если не брать в расчёт картонные декорации, которые видны невооружённым глазом и поверхностное повествование о жизни индейцев XIX века. Непросвещённому человеку, не знающему толком о быте и культуре индейских племён (как, например, мне), будет непонятно и скучно смотреть на разборки между 'белыми' и 'красными' людьми. Хотелось бы, чтобы в фильме всё-таки донесли мысль до зрителя о разбушевавшейся войне между двумя народами.
Ещё один минус, который меня несколько покоробил - курение 'трубки мира'. Лично мне неприятно смотреть на 9-летнюю курящую очаровательную девочку вместе с таким же пацаном-индейцем. Что хотели показать авторы этим эпизодом мне лично непонятно.
В целом довольно проходная картина с участием милашки Ширли, которую если и хочется посмотреть, то только ради знаменитой актрисы-ребёнка. Истинной классикой мирового кинематографа 'Сюзанну с гор' я бы не назвал.
5 из 10
P.S. Название картины тоже не отражает никакого смысла всей киноленты.
Как правило, подобное словосочетание адресуют мужчине с рыцарским складом характера. Но в случае с фильмом Уильяма А. Сейтера и Уолтера Лэнга, чье действие происходит в восьмидесятые годы 19 столетия на Диком Западе, оно относится к девочке по имени Сюзанна или сокращенно Сью (Ширли Темпл), чудом уцелевшей после налета племени индейцев на обоз с так называемыми «переселенцами».
Правда, об истинной, уникальной сущности Сью мы узнаем не сразу. Сначала она появится перед нами… из бочки, куда спряталась для того, чтобы выжить, и окажется чумазым, до смерти напуганным существом, которое постепенно «оттаивает» в результате встречи со своим спасителем, инспектором Монтегью (Рэндольф Скотт). То есть обретает новое жизненное дыхание, по ходу сюжета постепенно превращаясь из загнанного в угол 'зверька' в смышленую, чрезвычайно общительную, не по возрасту внутренне развитую личность, которая готова пойти на все, чтобы восторжествовала справедливость.
Надо заметить, что, мягко говоря, не простые, подчас и вовсе близкие к критическим «предлагаемые обстоятельства» роли Сью позволяют маленькой Ширли Темпл предстать отнюдь не милашкой, а создать сложный, непривычный для почитателей ее разностороннего актерского дара образ. Ведь здесь героиня Темпл, помимо целого ряда душевных метаморфоз, побуждающих к принятию совсем не детских решений, переживает еще и первую влюбленность. Естественно в инспектора Монтегью. И для Монтегью она, преодолевая ревность к его избраннице Вики (Маргарет Локвуд) делает все, чтобы тот всегда оставался на высоте. Скажем, умел вальсировать. Фрагмент, посвященный тому, как маленькая Сью-Темпл учит высокого, худощавого Монтегью-Скотта основам этого танца, смешной и трогательный — один из лучших в фильме, в процессе просмотра которого можно и сопереживать происходящим на экране событиям, и вместе с тем размышлять о связанных с ними важных темах.
И главное, наверное, о том, что вопреки всему нужно, иногда в одиночку, как Сью, бороться за того, кто тебе дорог. Сегодня, когда людьми в основном руководит страх за себя, задуматься об этом особенно необходимо.