Ибо это есть не совсем фильм. В привычном понимании.
Здесь авторы дают возможность зрителю смотреть то кино, какое они хотят видеть. Кто-то захочет смотреть занудное кино про заблудившихся викингов с молниеносными и предельно брутальными экшн-сценами. Другие, возможно, будут смотреть фильм, затрагивающий вопросы веры и религии. Кто-то будет просто наслаждаться пейзажами, от которых, не смотря на все великолепие, веет смертью. Может, действительно, фильм о смерти? Или о жизни? А ведь персонажи просто заблудились. Потерялись. В пространстве. В вере. Между светом и тьмой. В выводах. В выборе. Между зверем и человеком. В себе.
Оценить этот фильм по десятибальной шкале просто не возможно. И не потому, что он является сверх-шедевром. Ни коим образом. Но это и не шлак. Нет. Казалось бы, влепить 5, и дел то... Ан нет. Это картина, приоткрывающая дверцу в другое измерение. И далеко не каждый зритель сможет ее оценить. Но поверьте, эта картина в каждом оставит свой след.
У кого-то мимолетный, остатки которого улетучатся с фразой 'че за бред?'. А у кого-то... в общем надолго.
«Я пройду по дну Вальгаллы,
Зная лишь один секрет:
Любовь, Истина и Свет!..»
«Пилот».
Гладиаторские бои по-скандинавски. Они не сопровождаются улюлюканьем ревущей толпы, жаждущей хлеба и зрелищ. За яростным безумством, подогретым инстинктом самосохранения, не наблюдает коронованный лавровым венком император, – лишь ледяной суровый взор конунга следит за становлением Спартака северных земель. Тот, кем движет только ненависть, возведенная в абсолют, проложит свой путь славы сквозь выпущенные кишки, свернутые шеи, брызжущие под глухими ударами мозги и насаженные на копье головы. Непобедимый молчаливый воин, посланник ада, чувствующий за спиной протекцию высших существ. Тех самых, что являют собой главный аргумент в споре с христианами, озвученный безапелляционной репликой: у нас много богов, а у них – всего лишь один.
Кочуя вслед за камерой по зябким просторам Шотландии, где и проходили съемки, ёжимся и внимаем завываниям ветра. Главный кумир датского экрана Мадс Миккельсен, не проронив ни единого слова, грубыми мазками создает образ вскормленного в неволе, полного сил и фонтанирующего яростью, бесстрашного, бессердечного Одноглазого викинга-пикта. Добившись свободы своей звериной жестокостью, захватив в спутники несмышленого «волчонка», он примыкает к крестоносцам в поисках золотого блаженства далекой и желанной земли Иерусалима…
Режиссер не гнушается давно проверенного художественного приема, методично, с эстетически-композиционным видением живописца расставляя колористические акценты и играя на контрасте холодных и теплых тонов. Серо-голубые пейзажи бренной тягучей реальности с примесью оливково-болотного разбавлены кроваво-красными видениями, выделенными на кинопленке, будто ремарками 'Nota bene' на полях тетради. Видения эти: субъективный мир глазами главного героя, лирические отступления, омут флешбеков и флешфорвардов. Они выливаются в размытые размышления о смысле бытия, о боге, о вере и о судьбе. Более того, в этом контрасте испепеляющего жара и смиренного холода – вечное противоречие человеческой души, равно как двуликая сущность самого бога, объединяющего в своем облике как благословляющие перста, так и длань наказующую, как всеобъятную милость, так и кару небес.
Пейзажи стремительно обретают реалистичные краски, насыщаясь изумрудными соснами и кучевыми облаками, пытаясь воплотить собой виды святой земли и уравновесить фантастичность первых двух третей фильма. Однако на деле это лишь уловка, позволяющая Виндингу Рефну спустить повествование в русло откровенного арт-хауса и довести символическую ирреальность происходящего до концептуального катарсиса. Кто-то построит башню из валунов в поиске баланса и успокоения, кто-то будет экстатировать в прозрачных водах, борясь за очищение души, кто-то сгинет в густой грязи порока, а белокурый мальчик станет синонимом вопиющего ужаса первородной людской неприкаянности.
Невооруженным взглядом видно, как Виндинг Рефн берет за основу запатентованные соотечественником фон Триером поступательное развитие и размеренную структуру рассказа с разделением на главы. Пытается нафаршировать всю эту «рыбу» не просто религиозными, а общечеловеческими, общецивилизационными смыслами, сначала столкнув лоб в лоб, а потом заставив вариться в одном котле раннехристианское лицемерие и языческий менталитет, под конец подавив и то, и другое неискоренимой первобытной дикостью. Режиссер откровенно смеется над религией как таковой, превращая жестокого убийцу в пророка, говорящего устами невинного отрока. Пробуждая средневековые воззрения, Виндинг Рефн намекает на то, что путь креста и меча равнозначен пути безбожной ненависти. Вонзить нож в спину способен и тот, кто посвятил свою жизнь молитве и борьбе за веру. Под любыми знаменами и стягами, со сколь угодно сладкими речами на устах, без подлинной любви, доброты и тяги к свету вектор лишь один, и назначение его предписано – ад и погибель.
Здесь нет бога. Нет святой земли. Война по-прежнему бесконечна и порождает больше бродяг, чем героев. Нет никакой Вальгаллы, не будет никакого Рагнарёка, – только тлен, папоротник и мухи. Ради чего все это? – Нет ответа. Есть ощущение, что в поиске истины автор картины и сам зашел в тупик, сделав покоренные, но невспаханные семантические поля ветреными и бескрайними. Самообман длиною в тысячелетия или всего лишь история заблудших душ, выброшенных на обочину мира?
О данной работе датчанина принято особо не говорить, так как картина прошла довольно незаметно, и её многие упустили из виду. Тем не менее, в ней проглядывается уникальный почерк режиссера, что-то близкое к последним его работам. Да, да, это когда толком ничего не понятно и те самые молчаливые, статичные кадры.
Длинные и пустые сцены абсолютно бесполезны, изредка правда спасает экшн, но его мало. Кино позволяет поразмышлять вместе с главным персонажем, хотя все равно не позволит понять до конца, что он чувствует и чего он хочет. Почему герой не убивает инакомыслящих, почему идет по этому пути, что движет им.
Фильм в большей своей части о религии, и о том, насколько страшным орудием она может стать. Язычество находится на пороге заката, и готовится вспыхнуть ярким пламенем. Новая единая вера слепит глупцов, понадеявшихся на богатства и священную землю. И те и другие в итоге пропадают в буквальном смысле, с единственной лишь разницей, кто-то осознанно отдает себя в жертву.
Стоит выделить Мадса Миккельсена, это однозначный успех и прямое попадание в роль. Мальчик служит переводчиком с языка немых. Остальные персонажи удачно разбавляют картину.
Однозначно не лучшая работа НВР, картина больше личная, даст небольшую пищу для размышлений, но откровения не случится.
После просмотра еще одного шедевра Николаса Виндинга Рефна мой разум провалился в бездну. На какой-то момент мне показалось, что изменилось все мое мировоззрение. я серьезно. 'Вальгалла' потрясла меня так, как не удавалось ни одному другому фильму. Вот уже несколько минут идут титры, а я смотрю в экран монитора и не могу собраться с мыслями, пытаюсь понять, что же это все-таки сейчас было. С уверенностью могу сказать, что это один из лучших фильмов, которых мне довелось когда-либо увидеть. Рефн вознесся для меня до небывалых высот. 'Вальгалла' превзошла 'Пушеров', 'Бронсона' и 'Драйв', чего я никак не ожидал.
Фильм повествует нам о религии и людях, которые от нее пострадали.
Главный герой ленты - безмолвный одноглазый воин, пикт. Нам не известно его прошлого, но сразу понятно, что этот человек перенес запредельные муки и страдания. Он не говорит, но зато видит. Видит все - прошлое, настоящее, будущее. Более чем шикарно сыгранный Мадсом Миккельсоном Одноглазый стал для меня одним из самых странных, противоречивых и запоминающихся персонажей.
Да, фильм жесток, предельно жесток. Жестокость тут проявляется не в обилии крови, хотя ее тут предостаточно, а в отношениях между людьми. От одних бесчувственных варваров, Одноглазый попадает к другим, еще более аморальным индивидам, которые именуют себя воинами Господа. Их темная сущность показана раньше чем сами крестоносцы, она воплощается в виде горы сожженных тел и кучке скованных обнаженных женщин. А сцена массового безумия и изнасилования открывает нам все червоточины их гнусных душ. Создается чрезмерно угнетающая атмосфера, которая не смотря на свою мрачность, завораживает.
'Вальгалла' заставляет думать, хочешь ты того, или нет. Хотя бы только из-за ее уже стоит посмотреть. Фильм психоделический, в каких-то местах не обощлось и без сюра. Из, порой непонятных и не связанных между собой сцен, перед нами по-тихоньку склеивается общая картина. Картина пугающая, но, если можно так сказать, прекрасная. Этот фильм стоит выше всяких оценок, поэтому я просто воздам должное Николасу Виндингу Рефну. Bravo, maestro!
Почему-то больше хочется говорить о форме, нежели о содержании.
Вероятно потому, что это один из самых атмосферных фильмов, виденных мною.
Но!!!
Атмосфера, на то и атмосфера... Она должна обволакивать зрителя с ног до головы, отрывать его от реальности, заставлять его жить и мыслить совершенно в другом измерении...
И полумер тут быть не может - ставки слишком высоки. Такой фильм не имеет права быть просто неплохим, ведь любой просчет любая ошибка и не важно связано это со сценарием, с операторской работой или с режиссурой приводит практически к полному фиаско.
На мой взгляд здесь налицо явные режиссерские просчеты. Фильму не хватает плотности, и в какие-то моменты он буквально выталкивает из этой атмосферы на поверхность, как будто специально заставляя вспомнить, что ты сидишь в кресле и всего лишь созерцаешь картинку на экране.
Словом та всепоглощающая и гипнотическая медитативность, которой, например, славится Джармуш, здесь была скорее задумана, чем полностью реализована.
Общее ощущение, как от грозы, которая прошла совсем рядом - нависли тяжелые тучи, в душе поселилась тревога, воздух стал тягучим и влажным, загрохотало и сверкнуло где-то на горизонте, но ничего большего так не случилось.
Вспоминая этот фильм, я до сих пор не могу точно описать, какие чувства он у меня вызвал и что же он из себя представляет. Кроме Саги о викинге я могу назвать только один такой же загадочный и непонятный фильм - 'Фонтан'.
Беусловно все уже отметили великолепную работу оператора. Визуальными образами просто нельзя не восхищаться, каждый кадр четкий, яркий, контрастный и запоминающийся. И дополненный отличной музыкой. Работав была сделана настолько хорошо, что не остается сомнений в правдивости сказанного. Атмосфера тех давних лет была передана досконально. Ведь многих я думаю тронула та жестокость и безысходность жизни героев фильма. Холод, сырость, отсутствие нормального крова, постоянная вражда с соседними народами, потребность в постоянной охоте, жестокие убийства - только это и ничего лишнего. Нет сдесь мелодраматичных соплей, какими любят потчевать нас кинотеатры, нет долгих философских тирад и диалогов главных героев о смысле бытия и важности предстоящих событий, да тут вообще ничего нет.
Если попытаться описать сюжет в одном предложении, то обычный человек сочтет вас каким-то извращенцем и ненормальным, из-за пристрастия к таким вот лентам.
Чтобы понять всю глубину смысла, который не лежит на поверхности, а проходит второстепенной полосой через весь фильм, ускользая от внимания, необходимо посмотреть кино несколько раз. После этого каждый зритель сам решит для себя какой же смысл хотел вложить в ленту режиссер. Поскольку однозначнго ответа нет. Нельзя будет сказать: фильм о противостоянии двух народов или фильм о жизни известного викинга.
Сюжет подан настолько расплывчато и туманно, что разобраться есть ли здесь глубокий смысл и насколько он глубок или же может быть он вообще не предусматривался - довольно сложно. Такие ответы есть только у создателя фильма.
Но несмотря ни на что, 'Сага о викинге' остается самым необычным и от этого еще более интересным фильмом. А понятие 'хороший' или 'плохой' нужно оставить для другого кино. Это особенное.
Плохо знаком с таким жанром, в котором представлен этот фильм…Из того, что видел напоминает Мертвеца Джима Джармуша…Видимо основная цель таких фильмов созерцать неспешное развитие сюжета, которое в итоге никуда не ведёт…а точнее ведёт за поворот, который представляется всем в разном цвете…(у режиссёра в красном)...
На протяжении всего фильма задавался вопросом: какова основная цель всего изложенного?…Видимо в том, что молчание – золото…
Из всего неуловимого для понимания в этой саге о молчаливом войне произвела эффект последняя глава под названием Жертва, в которой все взрослые персонажи эту жертву принесли: кто-то во имя Веры, а кто-то во имя близких…
Ещё одно посвящение Тарковскому. Снято предельно в стиле 'Антихриста' - медитативно, минималистично, сочная цифровая картинка, лес опять же; ну и на 'Мертвеца' конечно (всё ждёшь когда Нил Янг заиграет, но нет - гитары там только в конце звучат) с 'Дорогой' (в 'Вальгалле' Миккельсен тоже с белокурым мальчиком путешествует и с той же примерно мотивацией, то есть без особой мотивации). Поединки короткие, но эффектные (у команды Рёфна не было денег на специалиста по оружию, который по закону должен был присутствовать на съёмочной площадке, поэтому они пока никто не видел доставали мечи из ножен и по-быстрому всё снимали), за первых десять минут герой Миккельсена успевает умертвить десятерых, в том числе с перегрызанием глотки, удушением верёвкой, раскраиванием башки камнем и вспарыванием брюшной полости голыми руками (ещё весь фильм фигурирует боевой топорик), т.е. первые минуты фильма - это как последние минуты третьего 'Пушера'. При этом 'Вальгалла' подана как полная противоположность предыдущему фильму Рёфна, 'Бронсону', где герой по собственной воле обитал в условном раю, а здесь - в аду и против воли. Оператор Мортен Сёборг - он с Рёфном почти все фильмы делал - пару лет назад ещё снял документалку про Линча, тоже интересная штука.
Признайтесь, Мадс Миккельсен со шрамом на всю щеку смотрелся нелепо в новом реалистичном Бонде. Но уж больно хорош был внешний образ, который так понравился Николасу Рёфну, что он перенес Мадса на девятьсот лет в прошлое и лишил глаза для пущей суровости. В итоге получился самый запоминающийся киномужик последнего времени. Здесь Миккельсон крут настолько, что по сравнению с ним вся братия из «Неудержимых» - это группа детишек, играющаяся в песочнице. Мадс крошит черепа своих врагов, достает внутренние органы из человеческой плоти на живую, отрубает головы, прогрызает сонные артерии...
«Валгалла» - это никакое не кино, а то ли притча, то ли успешная попытка режиссера растянуть сценарий, рассчитанный по хронометражу максимум на серию сериала, до полноценной картины. Сказать, что фильм медленный – это не сказать ничего. Герои Рёфна преимущество молчат. Главный персонаж вообще не произносит ни единого слова. Однако минимализм диалогов искупают неописуемая по своей красоте операторская работа, наибрутальнейший Мадс Миккельсен и неожиданный сюжетный твист.
Сбежав из плена, порубив врагов, Миккельсен присоединится к группе крестоносцев, следующей в землю обетованную для восстановления «справедливости». Но крестовый поход привел их в совершенно иной мир. И в этом путешествии сквозь нескончаемый туман и противостоянии невидимому врагу кроется самая занимательная черта всей картины. Режиссер то ли сознательно, то ли случайно наполнил её интересными аналогиями со скандинавской мифологией и вечными рассуждениями о религии, заметно превалирующими на всём протяжении второй половины фильма.
Ещё один артхаусный взгляд на тему 'кто же ты такой, человек'
А я то думал, что это очередной малобюджетный историко-приключенческий фильм ничем не примечательный. А оказывается, вон оно как! Настоящая философская сага о мироздании. Так что задумайся, уважаемый, стоит провести полтора часа в борьбе с гипнозом в надежде увидеть баталии в духе тех, которыми всегда славились викинги. Никаких баталий ты не увидишь. Номинально подобными сцены в фильме есть. У них другой характер. И если ты будешь готов осмыслить этот фильм, то сразу даю подсказку, откинь все мысли и открой своё сознание, и постарайся не засыпать, а то ведь просмотра одного фильма может затянуться надолго.
Хочу признаться в том, что 'Вальгалла' явился для меня фильмом-головоломкой, которую я, к сожалению, ещё не скоро разгадаю. Соответственно, в своей рецензии я не собираюсь делать попыток объяснить этот фильм, не хочу быть лжевсезнайкой. Но мне хотелось бы помочь тому, кто ещё только задумывается о том, чтобы приступить к просмотру этого фильма. Так что сразу выбирайте в числе кого хотите оказаться: в числе тех, кто после просмотра в своей рецензии будет писать о фильме, как о каком-то 'великом тормозе', либо в числе тех, кто увидел в этом фильме просветление. Поэтому моя рецензия ориентирована, скорее на тех, кто предпочёл выбрать сложный путь - осилить этот фильм, и, вероятно, не раз.
Что может нам помочь приблизиться к верному осознанию этого фильма? Что-то подсказывает мне, что лично мне, извините за тавтологию, не хватило знаний в сфере скандинавских мифов и легенд. Наверное, тем, кто больше меня преуспел в этом плане данная картина не столь сильно затуманена. Но, чёрт меня дери, какая-то параллель между фильмом и скандинавскими рассказами о богах и героях... я думаю она есть.
Если смотреть на эту историю глазами Николаса Виндинга Рёфна, который уже в семь лет помышлял об этом мифе, то просматривается следующая ситуация. Человек жил, живёт и будет жить в жестоком мире. В мире, в котором всем правит закон природы - выживает сильнейший. То же самое происходит и в нашем мире. Но если тогда, ещё тысячу лет назад, когда ещё было развито язычество, бой между борющимися за жизнь проходил достойно, по-мужски, то современные герои бой выигрывают при помощи денег (а это трусость, подлость, обман). Вообще, мне понравилось то, каким видит этот мир Рёфн. В этом мире нет места чувствам и эмоциям. This is the man`s world. Как поётся в знаменитой песне. Этот мир хочет видеть героев, а не слабаков. Этот мир первобытен. Соответственно, не приходится говорить о какой-то там человечности, о морали. У всех на уму выжить, но сделать это совестливо и достойно. Более того, как я понял, в мире Рёфна фактически нет места ничему женскому и, как правило, самих женщин тоже нет. Правда, об этом я сужу только по двум фильмам этого режиссёра - 'Вальгалла' и следующий 'Драйв', - но опять-таки что-то подсказывает мне, что я прав. Каждый герой знает свой путь, так же как его знал и Одноглазый, центральный персонаж фильма. В своих снах он видел свой путь. Этот путь по-настоящему красивый, пускай и жестокий. И он видел свою смерть. И готов был к тому, чтобы встретить её, поэтому не разу не пытался свернуть с него. Настоящий путь героя.
Казалось бы, что здесь непонятного, да? Фильм о мужественном герое. А непонятное заключается в том, что фильм наполнен символами, которых достаточное количество.
Мне лично фильм понравился, так как питаю слабость ко всему таинственному, загадочному и непонятному, часто задаюсь вопросами, некоторые из которых подняты и в этом фильме, двумя словами, открыт к просветлению. Фильм понравился за операторскую работу, за режиссуру (вообще, надо заняться поиском фильмов Николаса Рёфна, уж больно заинтересовали меня его идеи), за игру актёров, они не дают повода сомневаться в том, что они не викинги. Пожалуй, остановлюсь, чтобы избежать сумбура в своей рецензии, к границам которого я уже подошёл.
9 из 10
P.S. Ещё один способ понять хотите ли вы увидеть этот фильм - посмотрите 'Драйв' с Райаном Гослингом, который снял Николас Виндинг Рёфн, который удостоился премии лучшего фильма на Каннском кинофестивале. Там тоже тема героя в современном мире, такая же сильная атмосфера, как и в 'Саге о викинге'. Понравится 'Драйв' - с интересом подойдёте к просмотру 'Вальгаллы'.