Если каждый человек талантлив от рождения, а трудолюбие, как ключ, отпирает двери скрытого потенциала, то роль обстоятельств, подкидываемых строптивой дамочкой удачей, можно расценить как дорожную карту к «правильной» двери.
В случае с братьями Луи и Огюстом Люмьер судьба оказалась крайне благосклонной. Тем не менее, первому в истории платному показу «движущихся картинок» в подвале парижского «Гран-кафе» 1895 года предшествовала по-настоящему кропотливая работа. Пока Луи занимался беспрестанным научным поиском и анализом разработок современников, Огюст также беспрестанно снабжал его изыски денежными средствами. И уже к началу 1895 года свет увидел устройство под символичным названием «кинематограф» - по сути, совокупность лучшего из существовавших изобретений, а по факту портативное съемочное ателье.
С этого момента любопытство Луи Люмьера перешло на кинопленку. Наивные документальные кадры изображали преимущественно наслаждающуюся собственным благополучием французскую буржуазию, которая отражалась в волшебном зеркале 35 миллиметровой пленки минутного формата времени. Но были и исключения, вроде короткометражки «Кузнецы», которая на памятном публичном киносеансе 28 декабря 1895 года шла пятой по счету. За пышной легендой о том, как сюжет родился после посещения тогдашним царем Ла-Сьота, скрываются самые обыденные кадры парочки безымянных кузнецов - один бьет по заготовке молотом, в то время как другой вращает ручку механического насоса. На последних секундах в кадре появляется третий человек, и, приготовьтесь к интриге, наливает кузнецу воды.
Как водится, оценивать «Кузнецов» на сегодняшний день если и уместно, то лишь с позиции ретроспективы по отношению к киноискусству в целом. Современному избалованному зрителю «Кузнецы» покажутся чем-то наподобие жутких и непонятных наскальных рисунков вымершего племени. Другое дело, что в том «другом» времени единственным конкурентом Люмьер был театр. Потому неприметная ныне короткометражка восхищала одними лишь эффектами, чья натуралистичность оказалась недосягаемой для сцен с актерами. Железо удлинялось, когда кузнец бил по нему молотом, а когда он опустил его в воду, вверх поднялся клуб пара, унесенный прочь порывом ветра.
Будучи сыном профессионального фотографа, Луи превосходно разбирался в том, как надо заполнить кадр, какое нужно освещение и выдержка. А использование пленки с ортохроматической эмульсией позволило добиться яркого черного цвета с выразительными оттенками, что насытило кадры объемом. Произведенный эффект оказался настолько сильным, что кое-кто даже сумел разглядеть всю сцену в цвете.
Впрочем, высококлассное техническое оснащение стало визитной карточкой всех произведений француза, а поскольку «Кузнецам» больше выделиться нечем, то сегодня от неё пользы не больше, чем от первого автомобиля Карла Бенца. То есть, как исторический экспонат она бесценна, но вторить восхищению французской элиты 19 века сегодня, увы, попросту невозможно. Всему, как говорится, свое время, как каждому таланту – свой замок.