Легко быть святым, сидя на горе. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре (с)
Мухаррем - маленький человек. Он трудится в магазине сумок в должности 'подай-принеси', истово верует в бога и смысл своей жизни видит в служении тому посредством регулярного вознесения молитв. Шейх общины, которую посещает Мухаррем, выделяет его среди других братьев, и назначает сборщиком денег, на которые община существует.
Мягкий, боязливый, неиспорченный Мухаррем боится не оправдать доверия духовного наставника, однако и отказаться он не в силах, ведь сам Аллах хочет его испытать. Вместе с должностью в жизнь Мухаррема приходит уважение окружающих и, как ни странно, комфорт. Герой быстро привыкает к своему новому положению, ведь дело его богоугодное, важное.
Однако страсти, которые мужчина всю жизнь подавлял, вдруг начинают с неистовой силой прорываться из тёмных углов, куда были загнаны. И если раньше после порочных снов Мухаррему достаточно было помыться, постирать бельё и помолиться мимоходом, то теперь не помогают и многочисленные земные поклоны. В душе героя появилась червоточина, желания удаётся сдерживать с большим трудом. Крышка благочестия не сдерживает бурления, происходящего в душе Мухаррема. В смятении он ищет помощи шейха, но тот удалился от мирской суеты на сорок дней, поэтому сборщику податей приходится решать свои духовные проблемы самостоятельно.
Бедный, бедный Мухаррем! Он никогда не принадлежал себе. Ещё мальчишкой отец отдал его в служки продавцу мешков, где он должен был навечно выполнять однообразную работу. Строгость законов ислама и общины предопределяла каждый шаг Мухаррема. Мир был таким понятным, а жизнь осмысленной. Ешь, пей, молись, не смотри по сторонам - и проживёшь, как надо.
Интересно, что для других героев, например, шейха и его помощника Рауфа, религия является своего рода инструментом. Они легко используют его для решения как бытовых, так и нравственных вопросов. Для Мухаррема же религия была опорой, и, как оказалось, весьма шаткой. Суровая жизнь быстро расставила всё по местам. Чтобы выжить в этом мире, надо искать что-то более прочное, чем благочестие.
Как можно показать богобоязненность человека, чрезмерную религиозность, страх совершения хотя бы малейшего греха? Такая задача ставится в самом начале фильма, и она успешно выполняется. Главный герой наедине с самим с собой, у себя дома, его никто не видит, а значит фальшивить ему незачем – перед вечерней молитвой, как положено, моет ноги, надевает специальную шапочку, стелет коврик; за ужином включает радио на волне с монотонными, видимо богоугодными песнями; ночью ему снится греховный сон, после которого он просыпается с поллюциями, от этого конфуза он сгорает от стыда и неустанно замаливает этот грех, стирая кальсоны и моясь полностью, с головой. Без пошлости и подробностей, но нам все понятно: крупным планом герой, смотрящий на свой пах, а потом стирка в раковине именно одного запачканного места. Так авторы фильма знакомят нас с главным героем Мухарремом.
Вы присутствовали когда-нибудь на зикре? Я нет, но посмотрев сюжет про эту медитативную молитву, будто побывала. Все сидят полукругом, по-мусульмански, поджав под себя ноги, ведущий начинает петь, ритмично раскачиваться телом из стороны в сторону, пританцовывая на коленях, кто-то бьет в барабаны, все пришедшие повторяют телодвижения. Чем дальше, тем громче молельное пение, тем сильнее вибрация тела, тем быстрее темп движений, тем сплоченнее всеобщее единение, это заражает энергией и вводит в экстаз не только участников этого действа, но и зрителя. Работа оператора нам помогает в этом - переход от человека к человека, от лица к лицу, от одной группы суфиев к другой, от крупного плана к полузакрытым глазам; головы, запястья, плечи, колени, и опять все заново, по кругу, все быстрее и быстрее. Людям необходимо общаться с единомышленниками, заниматься одним общим делом, участвовать в совместных мероприятиях, чувствовать, что ты не один в этом мире. Некоторые находят себя и похожих в религии. В Турции ещё сильны традиции взаимопомощи и приверженности исламу.
Фильм знакомит нас с жизнью и укладом Стамбульского суфийского ордена, общины мусульман. Они заботятся о продолжении и развитии своего философского религиозного учения. Обучают детей Корану, содержат своих студентов в общежитии, многие из которых сироты или из бедных семей, устраивают радения для своих многочисленных членов. Это достаточно богатый орден, на протяжении столетий богобоязненные люди, почитатели и приверженцы данной доктрины в качестве наследства оставляли ему свое имущество. У ордена сорок три квартиры, которые они сдают внаем, тридцать пять магазинов и семь складов в Стамбуле, с которых они берут арендную плату. Своему управляющему они выдали дорогие деловые костюмы, респектабельную обувь, сотовый телефон, Форд для совершения административных поездок. Гости из Анкары приезжают к ним на Мерседесах. Они свято верят в то, что все имущество принадлежит Аллаху, и только вверено им, а значит нужно управлять им так, чтобы добиться коммерческого успеха, и все это во имя бога, каждое дело для Него. Кто же не хочет быть частью такой огромной стабильной зажиточной общины?!
И наш герой хотел, он с молодых лет был членом этого ордена, отказался от многих мирских благ - от женитьбы, создания семьи, стяжательства. И все было бы хорошо, если бы шейх вдруг не предложил ему заняться сугубо мирскими делами. Конфликт героя с абсолютно неприемлемым для него внешним миром возрастает с каждой минутой. Он не понимает, как можно требовать с бедной семьи, с тремя детьми и умирающим главой, оплату ренты за квартиру. Собирать деньги для него было мучением, проходить без очереди в банке – просто душевной катастрофой и непомерным стыдом перед другими людьми, которые вынуждены в ней стоять. Манекены в торговых центрах, одетые в нижнее белье сводили его с ума. И сон, словно наваждение, становится все развратнее и греховнее, с элементами насилия и приемом алкоголя, что он считал совершенно неприемлемым для себя. Шейх выбрал Мухаррема из-за хорошего сердца, простоты и честности, детской наивности и безграничной преданности ордену, считая его исключительным созданием Аллаха. Но не подрасчитал - наш герой от съедающих его соблазнов лишается рассудка.
Детально, очень тонко проработан путь приближения Мухаррема к шейху. Каждая сцена содержит признак возвышения по «карьерной лестнице» главного героя, начиная с того что перед ним начинают расступаться дервиши после того, как он впервые вышел от шейха и заканчивая приемом у мэра, а директор магазина, его начальник Али, становится его негласным секретарем. А потом душевное небытие… и требуется совет хранителя обители, а не удается получить его, начинается стремительное падение в пропасть дьявольщины. Может быть то, что мы зовем дьяволом, это и есть само человечество, и страх перед господом не указывает путь спасения, и делая то, что Он хочет, не найдешь спасения в мире ином, и успокоения в мире этом, ничего не работает, шайтан везде вокруг нас.
Я очень удивился когда понял что это будет моё первое знакомство с турецким кинематографом, хотя на кинопоиске зарегистрировано более 45 сотен представителей этой страны.
В фильме рассказывается о благочестивом человеке, мужчине, мусульманине, члене религиозного ордена который сталкивается вероятно впервые в своей жизни с властью/деньгами. Мир в котором живёт этот человек, его внутренний мир, и система ценностей очень далеки от европейских и снова я удивляюсь, хотя и имел представления об исламе. Мир наивной добродушности здесь сталкивается с другим миром, который был постоянно рядом, но от которого первый был до слепоты абстрагирован. Человека заставили взглянуть на вещи с другой стороны, чуть-чуть изменили его мир и он... не выдержал. Крах моральных ценностей привёл к краху личности, которая не смогла подстроиться к внезапной, непонятной и нежеланной 'успешности'.
Хотя казалось бы тема о 'добре и зле', об уничтожении личности свалившейся на неё властью банальна, но фильм получился очень философским и не однозначным благодаря таланту режиссёра и призме религиозности, через которую она была пропущена.
В итоге получилось очень цепляющее и запоминающееся произведение искусства. Да, это Art House... артхауз из Турции, оригинальный и интеллектуальный, европейского уровня.
Фильму ставлю 8 из 10, хотя можно было бы поставить и выше, но для этого видимо нужно быть мусульманином, на самом деле очень хороший фильм.