К французским фильмам, так или иначе касающимся истории, я отношусь особенно придирчиво, поскольку располагаю определенными тематическими знаниями и основанной на них позицией. Мне не нужно лезть в «лапшу» в поисках инфы по каждому сюжетному моменту. Потому фальшь и ложь мне видна сразу, без дополнительного рентгена.
Сабж выглядит как хорошо забальзамированный труп: с первого взгляда похож на живой, отвечающий требованиям госта, организм. Но стоит слегка ковырнуть пинцетом, и полезут черви. Иными словами, имеем фильм о войне, о неравной борьбе с чудовищным врагом. О женщинах на войне – совершенно деликатная тема. Помните «У войны не женское лицо»? Есть тонны документов, запечатлевших преступления варваров и мужество патриоток. Виолетта Жабо в 1944 г. юная красавица, мать и вдова, рушила вместе с маки мосты и железные дороги, затрудняя врагу подвоз подкреплений в Нормандию во время высадки. Ее схватили и пытали две недели. В протоколах допросов только вопросы – она не проронила ни слова.
Фильм, как будто, о таких, как она, но только внешне, как тот труп. Вскроем его, и увидим, какие чувства у зрителя пытались разбудить авторы: гордость, грусть, ненависть, светлую печаль? Черта с два – это «Калигула» про войну. С экрана так и разит неким обреченным смирением перед варварами Орадура, подлостью и низостью. Пытки, они занимают изрядную долю времени. Но садистов нам подают как маляров за работой – никакого осуждения, никакой ярости и ненависти они вызывать не должны. Для того даже ро… лица подобрали молодые, улыбчивые и симпатичные. Без фанатичного блеска в белых от злобы глазах. Просто душки. Пытки подаются здесь как обычное дело, вроде кофе с круасаном по утрам. Как Гуантанамо, к которому вы все привыкли. За такой фильм лет 50 назад набили бы морду.
Ну, черт с ней, с тональностью, духом и чувствами (у кого они еще остались?) Но сюжет – мамма-мия! Невпопад прикрученные феминистская и религиозная темы. Здесь набор нелепых мемов, вроде Теслы, метающего с Марса Тунгусские метеориты. Тесла – это, конечно же, Роммель, из которого Теслу сделали трусливые англичане, чтобы оправдать свои провалы в Африке. К счастью, его в кадре нет, зато есть некто, такой же страшно коварный и умный (невыговариваемая человеком фамилия, потому назовем его условно – Шайсман). Шайсман – садист и шерлок, разгадал коварный план американцев – построить понтонные мосты от самой англии, и по ним вторгнуться во Францию. Без них высадка невозможна и, если кто узнает!.. Трава у дома… нет, ее уже выкурили. В действительности такие понтоны, точнее, понтонные пирсы (длинной метров 50) были сооружены в количестве двух. Они предназначались исключительно для снабжения вторгшихся войск, поскольку тяжелые транспорты не могли подойти к самому берегу из-за осадки. Идея оказалась мертворожденной. Первое же волнение разрушило один пирс и повредило другой. Высадка из-за этого даже не замедлилась – снабжали плотами и по воздуху. А затем захватили Шербур и Кан – два первоклассных порта, которые фрицы даже не повредили. Здесь же все зависит от этой нелепицы. Ну ладно, все равно ж разгадал хитрый Шайсман. Только он настолько хитрый, что даже никому из своих не сказал! Орет – сообщу только лично Роммелю, который командует группой G, что в Рейнской зоне. А в Нормандии, против высадки, Крюге (или Клюге), ему Шайсман ничего не скажет. И вот, чтобы Шайсман не успел все рассказать Тесле, его надо убрать. Для этого набирают команду (помните «Грязную дюжину?») Ты маньяка-убийца? Пойдешь с нами! Шлюха-коллаборационистка? То, что надо! А ты у нас главная по бомбам? Как не хочешь? Сейчас брата позову! То-то же! И вот этот выездной бордель отправляется спасать мир. Кстати, почему эта Дефонтен бежала в Англию? Сопротивление было рядом, тем более она жена коммуниста, а как сказал участник сопротивления, великий французский физик Фредерик Жольо-Кюри, коммунисты – патриоты кристальной воды, и что сам он стал коммунистом, потому что был патриотом. И враг здесь – во Франции, не в Англии.
Здесь самое подлое, самое мерзкое, то, что Саломе, этот sac a merde, пытается нас убедить, что Сопротивление состоит именно из шлюх и воров. В то время как шлюхи целовали ручку фюрерам; потом их будут стричь на улицах. А в Сопротивление шли лучшие люди страны. А здесь дешевый холуй конвоирует фашиста, бывшего патрона. Нет, не получилось бы у него переметнуться – все были на виду. Эта подлая позиция авторов фильма – плевок в свою страну, плевок в память, плевок во всех нас. После просмотра хочется помыться.
Pauvre, pauvre Софи Марсо! Как она вляпалась в эту кучу, да еще двумя ногами? Мне искренне жаль.
Хуже некуда? Есть особи, которые даже такой purin сделать еще гаже. Так называемый перевод (не путать с озвучкой) некоей студии «интерфильм». Не зная французского, они перекатали «лапшой» английские субтитры, сдобрив их своей фашиствующей отсебятиной. У них понтонный мост превратился в аэродром! Текст орижин: Метро Конкорд, платформа Пон-де-Нейи* (Мост Нейи). «Перевод»: отель (!) Конкорд. И верх подлости: Ревенбрюк освобожден (даже американский титр тот же), а у этих – захвачен. Концлагерь надо захватывать, а не освобождать!? Etc.
Напоследок об оценках на Allocine: 3,5/5 от обманутых зрителей, не ведающих своей истории, и 2 от прессы. Без правацких таблоидов был бы ноль.
___
* Метро Парижа, в отличие от московского, в основном однотоннельное, зачастую платформы имеют выходы в разные стороны. Одна из таких станций фигурирует в фильме.
Интересная по своему замыслу и несущая в себе хорошую благодарную идею о не предании забвению исторических подвигов наших предков история разбилась о крайне неудачный сценарий и такую же невразумительную режиссуру некоего Жана-Пола Салома, который, берясь за воплощение сюжета о героических французских женщинах, которые в годы Второй мировой войны выполняли специальные задания в фашистском тылу, видимо сам не знал точно, что за продукт он хочет произвести - то ли военную драму, то ли приключенческий боевичок среднего пошиба.
В итоге по уровню художественной состоятельности получилось нечто среднее между 'Отрядом 'Дельта' с Чаком Норрисом в главной роли и нашим родным многосерийным 'Диверсанты', но с явным перевесом в сторону работы известного актера-каратиста. Крайне неумело режиссер выстраивал сюжетные линии, которые упорно не желали принимать стройный вид задуманной серьезной идеи и больше напоминали примитивную игру в 'войнушку'.
Тематика Второй мировой является очень болезненной для памяти миллионов людей, поэтому режиссер, собирающийся освещать в игровом аспекте ту или иную сторону войны, всегда рискует встретить со стороны зрителя непонимание или вообще крайнее отторжение своей работы. Чтобы из задуманного проекта получилась претендующая на положительное восприятие картина, нельзя относиться к избранной теме как к легкой прогулке героев с автоматами наперевес и гранатами в каждом кармане.
У Жана-Пола Салома была исторически имевшая место в действительности история отважных женщин, которые отдавали жизни за свободу своей страны, была Софи Марсо, достаточно приличная актриса для того, чтобы обеспечить картине необходимую профессиональную актерскую поддержку. К сожалению, кроме Марсо, все остальные исполнители сыграли бездарно и крайне пафосно, особенно в диалогах, которые в фильме превалируют над экшеном. Сценарий вышел сырым и совершенно неподготовленным для воплощения в кинематографическое произведение. Ощущения такие, словно его дописывали уже по ходу съемок, настолько примитивно следует развитие всего действия.
Что можно почерпнуть для себя, посмотрев фильм 'Женщины агенты', не искушенность в выборе названия которого говорит сама за себя? То что Софи Марсо по-прежнему красивая женщина - да! То, что Морицу Бляйбтрою больше подходят комедийные роли нежели костюм гестаповского офицера - безусловно. То, что магазины автоматов и обоймы пистолетов у героев по-прежнему, как в старых добрых непритязательных боевиках, никогда не разряжаются - это уж точно!
После просмотра не получается сделать главный вывод - зачем создателям вообще было затевать то, на что изначально явно не хватало таланта и элементарного трудолюбия при написании сценария ?! В итоге становится просто жалко женщин, которые явились прототипами героинь фильма. Представляется, что они своей кровью заслужили демонстрацию более уважительного подхода к воплощению на экране свершенных подвигов...