Серенада солнечной долины. Кто же из культурных людей, иногда посматривающий одноименный телеканал, не слыхал этих чарующих слов. Легенда Голливуда, волшебная музыка Глена Миллера, россыпь Оскаров, знаменитые артисты. Приобщение к вечной классике. Вот только мифы не всегда совпадают с обыденной правдой.
Начнем с того, что в голливудской Америке к картине дышат чуть более чем никак. Завернутые на составлении всяческих топов, национальных реестров, хит-парадов янки абсолютно никуда не включили полюбившийся советскому народу мюзикл. В граните не отлили, кинокритиками не обласкали. Удивлены? А как же Оскары? А не было никаких Оскаров. Правда-правда. Номинировали, конечно, по музыкальной линии, не так уж много конкурентов было тогда в 1941 году, но, видимо, те, что нашлись, оказались посильнее. На их капиталистический взгляд.
Ну, да Бог с ними, американцами, их еще Задорнов окрестил. Мы же не слепые-глухие. Музыка же великого Глена Миллера никуда не делась. Так-то так, но вот только главный оркестрант её не писал. Кто сочинял? Как не слышали, мы же культурные люди, ладно поисковые машины интернета развиваются с каждым годом, узнаем. Кстати, у Миллера было одно вступление, тоже вроде композитор. Вот только почему-то у известного (известного же) руководителя оркестра мы, кроме «Серенады солнечной долины», ничего больше и не вспомним. «Жёны оркестрантов», говорите? Да-да, конечно.
Актеры? Ну, если первой из ансамбля вспоминается норвежская олимпийская чемпионка по фигурному катанию (а вернее, её лучезарная улыбка и бесконечные фуэте на черном льду) Соня Хени, то, наверное, из этого можно слепить хороший снежок в огород других артистов. Сюжет, постановка, кинематографические находки? Знаете, все познается в сравнении, вынесем за скобки музыкальные эпизоды и сравним с вышедшими ранее «Веселыми ребятами» в насквозь цензурируемом Советском Союзе. И где либретто или актерская игра сильнее, только честно? Вот в том-то и дело. А как же бессмертные джазовые номера, гимн советских стиляг «Поезд на Чаттанугу» и прочие тромбоны? Было. Вот только есть на скрижалях концентрированной мудрости строка «На безрыбье и рак – рыба». Как утверждает многострадальная Википедия, трофейный (!) фильм в Советском Союзе имел огромный прокатный успех, попал в рекордсмены, и через полтора десятка лет повторил триумф на наших больших экранах.
Много ли мюзиклов, отличных от «А, ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» слышали строители вечного социализма. Тех самых, американских, со, страшно выговорить, саксофонами. И мелодии (действительно замечательные) втесывались в генетическую память. Даже смотря круговую настройку телезритель нет-нет да услышит бодрое «It Happened in Sun Valley», даже Штирлиц в культовом сериале перед встречей с провокатором слушает, да-да, «Серенаду», которую якобы выкупил Гиммлер. Мы были обречены влюбиться в эти ритмы.
Да, и если честно, фильм, хоть и водевиль водевилем, но лёгкий, ласковый и пушистый. А уж горнолыжные догонялки и соло на катке вообще прелесть. Ну, и музыка, конечно, джаз есть джаз. Вот только, в очередной раз просматривая постановку номера «Чучу», ради которого, между прочим, и задумывалась первоначально картина, я понял, что меня всегда смущало. Всмотритесь в лица актеров, в них въелась печать бесконечных репетиций, многочасовых и рутинных. В итоге получилось безукоризненно, но по-американски. А ведь это условие необязательно. В «Поющих под дождем», к примеру, иллюзия естественности и непринужденности полностью овладевает зрителем.
Может быть, несмотря на официальный холод, мюзикл остался в памяти обыкновенного зрителя мира? Ну, что же, поинтересуйтесь числом просмотров на IMDb, не удивляйтесь – статистическая погрешность, да и средняя оценка не фонтан, на Кинопоиске о картине помнят больше и ценят выше.
Так что «Серенада солнечной долины» - легенда. Но легенда наша, советская. Оставшись в родной Америке обычной лентой, в СССР она была музой для не таких, как все, балладой о некоммунистической любви, звуковым энерджайзером. И, может быть, для какого-нибудь интеллигента, застрявшего душой в шестидесятых, 1941 год символизировал не только начало Отечественной. А это под силу не каждому фильму.