К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Серенада солнечной долины. Кто же из культурных людей, иногда посматривающий одноименный телеканал, не слыхал этих чарующих слов. Легенда Голливуда, волшебная музыка Глена Миллера, россыпь Оскаров, знаменитые артисты. Приобщение к вечной классике. Вот только мифы не всегда совпадают с обыденной правдой.

Начнем с того, что в голливудской Америке к картине дышат чуть более чем никак. Завернутые на составлении всяческих топов, национальных реестров, хит-парадов янки абсолютно никуда не включили полюбившийся советскому народу мюзикл. В граните не отлили, кинокритиками не обласкали. Удивлены? А как же Оскары? А не было никаких Оскаров. Правда-правда. Номинировали, конечно, по музыкальной линии, не так уж много конкурентов было тогда в 1941 году, но, видимо, те, что нашлись, оказались посильнее. На их капиталистический взгляд.

Ну, да Бог с ними, американцами, их еще Задорнов окрестил. Мы же не слепые-глухие. Музыка же великого Глена Миллера никуда не делась. Так-то так, но вот только главный оркестрант её не писал. Кто сочинял? Как не слышали, мы же культурные люди, ладно поисковые машины интернета развиваются с каждым годом, узнаем. Кстати, у Миллера было одно вступление, тоже вроде композитор. Вот только почему-то у известного (известного же) руководителя оркестра мы, кроме «Серенады солнечной долины», ничего больше и не вспомним. «Жёны оркестрантов», говорите? Да-да, конечно.

Актеры? Ну, если первой из ансамбля вспоминается норвежская олимпийская чемпионка по фигурному катанию (а вернее, её лучезарная улыбка и бесконечные фуэте на черном льду) Соня Хени, то, наверное, из этого можно слепить хороший снежок в огород других артистов. Сюжет, постановка, кинематографические находки? Знаете, все познается в сравнении, вынесем за скобки музыкальные эпизоды и сравним с вышедшими ранее «Веселыми ребятами» в насквозь цензурируемом Советском Союзе. И где либретто или актерская игра сильнее, только честно? Вот в том-то и дело. А как же бессмертные джазовые номера, гимн советских стиляг «Поезд на Чаттанугу» и прочие тромбоны? Было. Вот только есть на скрижалях концентрированной мудрости строка «На безрыбье и рак – рыба». Как утверждает многострадальная Википедия, трофейный (!) фильм в Советском Союзе имел огромный прокатный успех, попал в рекордсмены, и через полтора десятка лет повторил триумф на наших больших экранах.

Много ли мюзиклов, отличных от «А, ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» слышали строители вечного социализма. Тех самых, американских, со, страшно выговорить, саксофонами. И мелодии (действительно замечательные) втесывались в генетическую память. Даже смотря круговую настройку телезритель нет-нет да услышит бодрое «It Happened in Sun Valley», даже Штирлиц в культовом сериале перед встречей с провокатором слушает, да-да, «Серенаду», которую якобы выкупил Гиммлер. Мы были обречены влюбиться в эти ритмы.

Да, и если честно, фильм, хоть и водевиль водевилем, но лёгкий, ласковый и пушистый. А уж горнолыжные догонялки и соло на катке вообще прелесть. Ну, и музыка, конечно, джаз есть джаз. Вот только, в очередной раз просматривая постановку номера «Чучу», ради которого, между прочим, и задумывалась первоначально картина, я понял, что меня всегда смущало. Всмотритесь в лица актеров, в них въелась печать бесконечных репетиций, многочасовых и рутинных. В итоге получилось безукоризненно, но по-американски. А ведь это условие необязательно. В «Поющих под дождем», к примеру, иллюзия естественности и непринужденности полностью овладевает зрителем.

Может быть, несмотря на официальный холод, мюзикл остался в памяти обыкновенного зрителя мира? Ну, что же, поинтересуйтесь числом просмотров на IMDb, не удивляйтесь – статистическая погрешность, да и средняя оценка не фонтан, на Кинопоиске о картине помнят больше и ценят выше.

Так что «Серенада солнечной долины» - легенда. Но легенда наша, советская. Оставшись в родной Америке обычной лентой, в СССР она была музой для не таких, как все, балладой о некоммунистической любви, звуковым энерджайзером. И, может быть, для какого-нибудь интеллигента, застрявшего душой в шестидесятых, 1941 год символизировал не только начало Отечественной. А это под силу не каждому фильму.

08 мая 2013 | 19:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: