Идея действительно интересная, даже очень! И конфликт, и развязка. О многом заставляет задуматься: действительно, что станет с обществом, если оно ещё глубже погрузится в Сеть, чем сейчас?
Точнее, заставила бы, если бы произвела чуть более сильное впечатление. Но, видимо, в некоторых странах ещё хуже с экранизациями, чем у нас.
При всей фантастичности сюжета, строящегося предположительно в не очень далёком будущем, снят он сплошь в жутких трущобах (при том, что тут вовсе не постапокалипсис и даже пожалуй не антиутопия). Повествование вовсе нехарактерно для фантастики, оно прямо-таки нарочито будничное, серое, как будто вообще ничего особенного не происходит, хотя, между прочим, в сюжете есть кошмарная трагедия, внезапная любовь и масштабная такая акция в конце.
Для самого начала фильма, описания деревенской жизни парня, как в прошлом веке, такой стиль подошёл бы, как нельзя лучше, но вот дальше жизнь его круто меняется, а повествование - нет, так и продолжает тащиться, как вол по просёлочной дороге.
Результат получился какой-то такой, будто тебе подали редкий деликатес, но совершенно неправильно его приготовили, из-за чего совсем не вышло насладиться вкусом.
Это один из самых нудных фильмов, что я видела. Первый раз в жизни хочется, чтобы американцы сделали на что-то римейк и выжали из этой истории её настоящий потенциал. Могла бы получиться вещь на уровне фильмов если не 'Матрицы', то хотя бы 'Время' и возможно даже 'Эквилибриум'.
«Торговец сном» натолкнул меня на такое размышление – одним из важнейших свойств хорошей фантастики является масштабность. Хорошая фантастика, в отличие от средней или плохой, дает нам целостную картину мира, в котором живет общество будущего. Она показывает нам, о чем думают люди будущего, и люди ли это вообще, как устроена их военная система, экономика, социальная иерархия и пр. Мы пониманием, какие психологические проблемы волнуют обитателей будущего и пр. И, разумеется, мы видим прогресс или регресс человечества. Я повторюсь, это одно из важных свойств хорошей фантастики, но далеко не ведущее.
И как раз этого важного свойства недостает «Торговцу сном». В фильме много интересных идей, причем особенно впечатляет их реалистичность – в том смысле, что развитие технологий и общества как раз идет так, что наше будущее может быть местами очень похоже на фильм «Торговец сном». Но! При всем при этом отсутствие масштабности делает этот фильм каким-то местечковым. Создателям явно не хватило бюджета на создание атмосферы. Поэтому часто пропадает ощущение, что ты смотришь именно фантастику. Конечно, можно создать достойную фантастику и с малым бюджетом: «Район №9» тому яркое подтверждение. Однако малый бюджет требует принципиально иного подхода к преподнесению материала, а «Торговец сном» идет по классическому пути. А раз классика – то бюджет, бюджет и ещё раз бюджет.
Если у вас уже складывается впечатление, что бюджет, точнее его отсутствие – единственный недостаток фильма – то вы близки к истине. Второй минус – это рафинированный и в каких-то местах очень наигранный сюжет. Первая половина фильма захватывает и держит в напряжении, однако развязка несколько разочаровывает. С одной стороны, все получилось уж слишком гладко, с другой – непонятно куда открытый финал. Если финал первой «Матрицы» реально был провозвестником революции, то финал «Торговца сном» похож на мелкое хулиганство с примесью романтического хэппи-энда.
В целом же, если учесть, что «Торговец сном» снят неизвестным режиссером с неизвестными актерами и малым бюджетом – то фильм можно считать удавшимся. Его интересно смотреть. По сравнению с «Обитаемым островом», этим высокобюджетным кинематографическим гоблином, «Торговец сном» - просто высокое кино. Поэтому, кинодамы и киногоспода, если вам однажды захочется посмотреть что–нибудь свежее и незаюзанное, то «Торговец сном» - хорошая кандидатура для того, чтобы провести в его обществе полтора часа своей жизни.