В последние годы в России стало модно отмечать Хэллоуин - праздник нам чужой, но благодаря кино ставший практически своим. Кино в данном случае сыграло определяющую роль - благодаря ему мы узнали об этом празднике, поняли, в чем его суть, переняли основные атрибуты и формат празднования. И, хотя смысла многих символов мы (впрочем, как и американцы) не понимаем, с удовольствием предаемся немножко мистическому костюмированно-экзотическому веселью с долькой чертовщинки, несмотря на порицание РПЦ.
Как и у других праздников, у Хэллоуина есть свои традиции, песни, музыка, и, конечно, фильмы, причем как с ярко выраженным негативным ('Хэллоуин', 'Кровавая шутка'), так исключительно позитивным ('Семейка Аддамс', октябрьские серии 'Симпсонов', 'Каспер' и т.д.) характером. Причем позитивное отношение к возобладало, ибо индустрия семейных праздничных развлечений в Штатах слишком сильна, чтобы проигрывать паре культовых ужастиков. Один 'Кошмар перед Рождеством' чего стоит! Несмотря на рождественскую тематику, фильм стал едва ли не гимном Хэллоуина, а песни на музыку Дэнни Элфмана воспринимаются символами этого карнавала.
Естественно, каждый год американское телевидение одаривает своих маленьких зрителей очередной порцией похоронного веселья, выпуская тематические фильмы, после которых так и подмывает схватить за руку папку и потащить его в карнавальный магазин, дабы закупиться скелетами, тыквами, балахонами, фосфоресцирующими черепами и прочей мишурой.
Фильм, названный у нас 'Привидение за работой' (ни о каком привидении и его работе тут речи, естественно, нет, просто оригинальное название 'Когда хорошие упыри становятся плохими' показалось нашим локализаторам непонятным, хотя оно абсолютно осмысленно звучит в тон фильму) - как раз такое небольшое семейное кинцо, вызывающее острое желание выставить на крыльцо тыкву и повесить на дверь скелет (желательно своего начальника). Кинцо, признаться, абсолютно дурацкое - с сюжетом, расползающимся в лоскуты при первом же прикосновении, но забавное и очень добро-семейное, а такие фильмы и ругать-то не хочется.
Режиссер Патрик Рид Джонсон начал свою карьеру с трэшевой хэллоуновской комедии 'Завоеватели из космоса' в стиле классических 'Дьяволиц с Марса', продолжил глупенькой 'Ползком от гангстеров', почему-то очень полюбившейся у нас, в отличие от Штатов, где эта комедия про удравшего от похитивших его преступников малыша с треском провалилась и подорвала доверие к Джонсону, так никогда больше и не получившего в распоряжение большой бюджет. Джонсон вернулся к Хэллоуину в этой телепостановке - целиком вписывающейся в его творчество: дурацкий плохо продуманный сюжет, много детей в кадре, тупые взрослые, немножко мистики, много плюшевых сантиментов и ностальгии по маленьким городкам - из одного такого родом сам режиссер.
Фильм очаровывает именно этим - ощущением маленького осеннего города и атмосферой пугающего праздника, детских забав, шутовства и семейного отдыха. Художники фильма щедро снабдили его всевозможными атрибутами Хэллоуина: тут и целая гора тыкв, и жуткая тайна маленького города, оберегаемая его странными жителями, и восставшие мертвецы, и 'неумерший дедушка', разваливающийся на части, и погоня за удравшей как в 'Семейке Аддамс' рукой, и маленький неудачник в центре сюжета, объект насмешек для хулиганов, которому достанется красивая девочка и разгадка старой тайны, и заброшенный особняк, и готический - в стиле раннего Джонни Деппа - загадочный молчаливый злодей, который вовсе не злодей, но, чур, я вам этого не говорил. А какой упырь тут становится хорошим, а какой плохим - станет понятно при просмотре.
В главной взрослой роли - невероятный Кристофер Ллойд, сожравший не одну собаку на изображении чудаковатых инфантильных героев не от мира сего, а также - в семейном жанре и отлично смотрящийся в инфернальном окружении. Несмотря на стандартную для себя роль, Ллойд отыгрывает с видимым удовольствием, находит свою правду в сложном сплетении стариковской мудрости и юношеской порывистости, эксцентрики и простоты, любви и волшебства. Он взрывной, яркий, смешной и трогательный одновременно - с безумным блеском в глазах, потоком мгновенных перевоплощений и неуправляемой энергией. Мне жаль что этого великого актера сейчас так редко можно увидеть в кинотеатрах.
Этот незамысловатый дешевый фильм, явно экономящий на спецэффектах, тем не менее, вполне может стать началом знакомства ребенка с Хэллоуином и его первой страшилкой. Он абсолютно бескровный, зло в нем карикатурное и не настоящее, а добро ощутимо и поучительно. Конечно, для взрослых он скучноват и не страшен, но для них есть демонический Кристофер Ллойд в роли своеобразного 'духа Хэллоуина', и пара шуточек и пародий. Фильм - как тыквенный пирог - много не съешь, но может быть уместным. Так что устроить своей семье очередной или внеочередной вечер Хэллоуина - почему бы и нет?
7 из 10