Германия 1944 год, Вторая Мировая катится к своей развязке. Немецкие власти понимают, что выиграть войну военными методами им уже никак не получается. Поэтому предпринимается отчаянная и дерзкая попытка подрыва экономики Соединенных Штатов и Великой Британии путем выкидывания на рынок этих стран огромного количества высококачественных подделок, которые изнутри разорвут экономику на части.
Фильм рассказывает о событиях, происходивших в одном из концлагерей около Берлина, где было налажено производство фальшивых денег. История о том, как была организована работа группы, состоявших из заключенных евреев со всей страны – фальшивомонетчиков и лучших специалистов в полиграфии. Возглавляет отряд Соломон (Солли) Сорвич – король фальшивомонетчиков, сумевшего долгое время уверенно держатся на плаву уже во время правления Гитлера.
Почему евреи? Да потому, что потом нацисты смогут их бесследно уничтожить, заметая следы. Все работники цеха формируются в отдельный отряд. Их хорошо кормят, дают им удобные постели, и даже свободное время и выходные.
Раскрытие тайны Третьего Рейха всегда было популярной темой, что и находило свое отражение в кино. Особенно преуспели в этом немцы, открывая темные страницы своей истории. Так и этот фильм раскрывает еще одну спецоперацию нацистов, на этот раз неудачную, направленную на сокрушение экономической мощи своих врагов, при этом пытаясь оттянуть во времени свое падение.
Фильм, созданный вместе Австрией и Германией, - фаворит церемонии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Фильм достаточно сух и неэмоционален. Главного героя, называть героем язык не поворачивается. Он не преследует благородные цели и высокие идеалы, он человек, ценящий, прежде всего, собственное благополучие. Да и остальные персонажи на звание героев не претендуют. Все до предела реалистично, что свойственно немецкоязычному кино.
Режиссер ставит зрителю непростые вопросы. Ведь каждый из заключенных, свое благополучие получил лишь благодаря тому, что они — евреи, спасают от неминуемой гибели нацистское государство. Но тем самым, они предрекают на верную гибель миллионы других, томящихся в холодных бараках Освенцима, Бухенвальда и других лагерей смерти. Можно стать героем, затеяв саботаж, и поплатиться за это жизнью тех, кто рядом или продолжать молча делать свое дело, не отказывая себе в теплом обеде и мягкой постели. Только вот режиссер и не собирается давать ответы на такие сложные вопросы. Хотя внимательный зритель при желании таки сможет их отыскать.
Отдельно хотелось бы отметить исполнителя главной роли Солли Карла Марковица. Кстати интересный момент: фильм является экранизацией книги Адольфа Бюргера – одного из ключевых персонажей фильма, по-видимому, уцелевшего и решившего поделится этой историей с остальным миром. То есть события, показанные в фильме, имели место в реальности, что является несомненным плюсом для подобного рода фильмов.
В общем, достойное кино. Вслед за триумфом «Жизни других», еще один немецкоязычный фильм имеет все шансы получить американского «Оскара».
История фальшивомонетничества берёт свой старт одновременно с началом применения денег во взаиморасчётах, пришедших на смену натуральному обмену товарами. Сперва подделывались монеты, а гораздо позже банкноты и ассигнации. Точная дата изготовления первого фальшака неизвестна, но самая древняя из сохранившихся поддельных монет датирована VI веком до нашей эры. Не нова и идея использования качественно сфабрикованных фальшивок государствами, ведущими войну, с целью подрыва экономики стран противников. К примеру, к подобной стратегии прибегли во время гражданской войны Севера и Юга в США. Тем же способом воспользовался Наполеон Бонапарт в войне с Россией. Применяются подобные технологии и в наши дни, как говорится, 'на войне все средства хороши'.
В картине австрийского кинорежиссёра и сценариста Штефана Руцовицки, снятой по мотивам книги воспоминаний Адольфа Бюргера, изданной в Австрии в 1983 году под названием 'Команда фальшивомонетчиков', а позже переизданной в ГДР, как 'Мастерская дьявола'. Бюргер стал прототипом типографа с аналогичным именем. Неудивительно, что автор показал себя в самом благоприятном свете - этаким героем, устроившим тихий бунт против нацистов, саботируя работу по изготовлению фальшивых долларов, ставя при этом под удар жизни товарищей по несчастью. Его упёртость можно объяснить тем, что он потерял в концлагере жену, а также являлся членом коммунистической партии Германии. Эту роль сыграл Аугуст Диль. Казалось бы, его герой всё делает правильно, но почему-то это не вызывает доверия. Уж больно он получился кристально чистым, но как говорил Ф. Лессинг: 'Менее честно - было бы честнее'. Адольф Бюргер явно адресовал свои воспоминания потомкам, чтобы те гордились героическим предком, взывавшим к бунту, но по воспоминаниям другого выжившего участника операции 'Бернхард' Авраама Зоннефельда, при всей аутентичности фильма, в нём 'есть несколько эпизодов, которые не соответствуют действительности, например спор о том, стоит ли поднять бунт против нацистов. Таких дискуссий тогда не было'. Естественно, крысы не дремали. Сам Бюргер говорил, что не стоит относиться к его книге, как к документу, она является художественным произведением.
Другой главный персонаж Соломон Сорович также имеет прототипа - рецидивиста Соломона Смолянова, рождённого в Одессе и считавшегося королём фальшивомонетчиков. Он - совершенный антипод Адольфу Бюргеру, для которого вся жизнь - борьба. Главная задача Соломона - выжить и, по большому счёту, для него нет принципиальной разницы - умереть от пули нациста или от уркаганской заточки. Опыт прежних отсидок даёт о себе знать, помогает и умение решать вопросы. Казалось бы, два человека одной национальности, а словно небо и земля. Возможно, всё дело в том, что Адольф Бюргер - еврей немецкий, а Соломон Сорович - русский, учившийся по Толстому и Достоевскому. Первый из которых говорил: ' Жизнь, какая бы она ни была, есть благо выше которого нет никакого.' 'Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни' - соглашался с ним второй. Адольф жил в соответствии с некими идеальными представлениями о мире, а у Соломона была собственная шкала ценностей, в основе которой лежали чисто уголовные понятия, а жить по понятиям - это, в частности, не сдавать своих и поддерживать земляков, типа молодого художника одессита Коли. Как ни странно, штурмбанфюрер Фридрих Герцог (Девид Штрисов), руководящий тайной операцией также боролся за выживание в непростых условиях. Он не столь жесток, как это обычно принято показывать в подобных фильмах. Герцог обычный винтик в отлаженной нацистской системе, начавшей давать сбои. У Фридриха была точка пересечения даже с Адольфом Бюргером, он тоже когда-то состоял в компартии, а уж с Соломоном Соровичем они были знакомы давно, но вовсе не по дружеской линии.
Фильм начинается ровно с того места, которым заканчивается, то есть зритель сразу узнаёт, что Соломон остался жив. Война мало что изменила в его жизни, более того, он ещё и оказался в плюсе, продолжая искушать судьбу в казино - не самой плохой прачечной по отмывке грязных денег. Герой Соломон вспоминает минувшие годы, проведённые до и в концлагере класса VIP, но золотая клетка оставалась клеткой для лучших специалистов, имеющих отношение к деньгам: банковских служащих, печатников, художников, гравёров, фотографов, профессиональных фальшивомонетчиков... Неудивительно, что все они были евреями. События, показанные в фильме, происходили в реальности. Существует документальный фильм, рассказывающий об этой операции, в который включены воспоминания живых участников тех событий, стоявших по разные стороны, но делавших общее дело, хотя и по принуждению.
Невольно сравнивая эту картину с другими фильмами, рассказывающими о судьбах евреев на войне, хорошо известными любому синефилу, абсолютно не возникает желания поставить её на одну полку с ними, поскольку она выбивается из общего ряда своей исторической достоверностью. Нет педалирования темы о евреях - главных жертвах войны. Здесь отсутствуют или сведены к минимуму клише и штампы, призванные выжать слезу любой ценой, как это сделал Спилберг в 'Списке Шиндлера'. Поступки героев поддаются логическому анализу, в отличие от фильма Роберто Бениньи 'Жизнь прекрасна'. Главный герой Соломон вызывает симпатию, хотя его внешность ничуть к тому не располагает. К тому же, он никого не подставил, в отличие от героя фильма Романа Полански 'Пианист'.
Резюмируя, эта картина не о героях, а об обычных людях, оказавшихся по воле судьбы в непростых условиях и сумевших сберечь себя. На их месте могли бы оказаться представители любой другой национальности, но, во-первых, это не соответствовало бы исторической правде, а во-вторых, картину могли бы обойти своим вниманием киноакадемики при очередной раздаче золочённых статуэток.
Какое, оказывается, это огромное и забытое удовольствие, когда фильм прекрасен во всём. Когда он правдив и убедителен, профессионален и выразителен, когда персонажи – разумны, а актёры достоверны. Когда он будит чувства, и не только эстетические. Когда переживаешь, сопереживаешь и сочувствуешь. Когда не приходится искать компромиссов между собственным… невысоким мнением о картине и мнением уважаемых критиков, которые её превозносят. Когда, задумываясь о фильме, не ведёшь с собой шизофренических бесед: отвратительные диалоги? – зато послушайте музыку! Чудовищные нестыковки в сюжете? – зато какие актёры! Мыльный пузырь? – вы только подумайте, как красиво он переливается, и какие оттенки смыслов может нести в себе соединение розового и зеленоватого во-о-он в том пятнышке!
В центре сюжета «Фальшивомонетчиков» - история еврея и, как понятно из названия, фальшивомонетчика Соломона Зоровича. Знатный мастер своего дела, человек, более чем далёкий от политики, талантливый художник, живущий в Германии, он оказывается в конце 1930-х годов в немецком концлагере. Стремясь во что бы то ни стало выжить, он находит ловкий ход, чтобы уцелеть и не погибнуть от голода и непосильного труда. На утащенном украдкой листе бумаги он рисует портрет немецкого солдата, который командует заключёнными его барака. Так начинается его карьера лагерного живописца. За еду и сносные условия он рисует портреты и расписывает стены. Пока, наконец, в 1944 году его неожиданно не переводят в лагерь Заксенхаузен, где фашисты в последний год войны готовят операцию по подрыву экономик Британии и США, которые планируется наводнить поддельными банкнотами. Для этого специалистов – художников, печатников, профессионалов банковского дела – свозят с разных лагерей и создают им более-менее пристойные условия для жизни и, главное, работы. Все они – евреи, и очевидно, что по окончании операции от них всех собираются избавиться. Но после обычных концлагерей каждый сытый день, каждая ночь, проведённая в нормальной постели, большинству из них кажутся счастьем, за которым маячит призрачная надежда на выживание. Кроме, пожалуй, одного человека – Адольфа Бюргера, который призывает сопротивляться и саботировать.
Холокост и концлагеря – темы отнюдь не новые. Но во-первых, ни одного здравомыслящего человека они и по сей день не могут оставить равнодушными. А во-вторых, именно в этих условиях неожиданно противоположными оказались две благородные цели: спасти хотя бы нескольких человек и спасти человечество. Основной сюжетный конфликт в Заксенхаузене строится вокруг противостояния Зоровича, который стремится спасти себя и, фактически, вверенных ему заключённых-фальшивомонетчиков, т.е. пытается делать малое доброе дело, и Бюргера, убеждённого антифашиста, который всячески препятствует выполнению операции, цель которой – поддержать на плаву агонизирующий людоедский режим. Обе цели, безусловно, справедливы, каждая по-своему. Но недостижимы одновременно. Отстоять принципы или отстоять ближних? Защитить тысячи человек, погубив тех, кто рядом, или спасти тех, кого ты в состоянии спасти, но ценой тысяч жизней? Позиция мученика-идеалиста Бюргера против позиции реалиста Зоровича, у которого нет идеалов, но есть чувства и совесть. Не выбор между покорностью адской системе или противостоянием ей. А выбор между конкретными людьми, которые здесь и сейчас дышат с тобой одним воздухом, и многими и многими, кого ты в глаза не видел.
Карлу Марковицу, сыгравшему Зоровича, потрясающе удалось передать муки нравственного выбора и эволюции человека, который хотя и плевал всю сознательную жизнь на законы человеческие, но, как оказалось, не готов столь же просто похерить законы божеские. Вообще, как мне показалось, и сам типаж, и актёр – очень точное попадание в образ. В результате персонаж получился многоплановым, глубоким, трагическим и лишённым какой-либо неуместной сентиментальности.
В фильме вообще порадовал актёрский ансамбль. Вообще в очередной раз убедилась, что артисты в европейском кино, в отличие от большинства даже горячо любимых мною американских фильмов, выглядят живыми людьми, с неидеальной кожей, не всегда белозубой улыбкой и неправильным профилем. И это не вызывает какого-то отрицания, а, напротив, делает их персонажей ближе и достоверней.
Кроме того, к числу несомненных достоинств «Фальшивомонетчиков» надо отнести великолепную музыку (Мариуса Руланда), которая исподволь создаёт настроение на протяжении всей картины, а в конце прорывается ярким потоком и ставит красивую и трагическую точку в, по сути, отнюдь не худшей развязке.
Вообще же, как мне показалось, разбор достоинств этого фильма может затянуться – их слишком много. Одно из главных –– динамизм ленты. Замкнутое пространство, немногочисленные действующие лица, а между тем, напряжение, не спадающее с первого до последнего кадра. И горьковатое послевкусие. И разбережённые раны. И ощущение от соприкосновения с искусством.
Фильм про обычных людей, которые очень хотели жить
Писать обзор про этот фильм трудно. Трудно и смотреть. Но обойти молчанием оскаровского лауреата, тем более, побившего российский и израильский фильмы, тоже нельзя. И потому: «Фальшивомонетчики».
Фильм был заведомо обречен на призы – слишком уж беспроигрышная тема. Да еще с достаточно неожиданной стороны/
Вторая Мировая. Концентрационный лагерь. Группа евреев, занимающаяся подделкой денежных купюр для фашистов. Успеху этой группы немцы придают огромное значение, и потому условия их содержания резко рознятся от тех несчастных, которые не могут быть полезны нацистам.
Мне уже приходилось слышать о якобы антисемитской направленности фильма – ведь фильм о евреях, переживших Катастрофу на всем готовеньком. Переживших потому, что работали на врага. А за тонким забором, отделяющим их мирок от настоящего, жил по своим законам настоящий лагерь и дымили газовые камеры.
Я не знаю, как бы я поступил на их месте, и не хочу знать – не дай Бог оказаться перед таким выбором. А уж осуждать тех, кто выжил, я тем более не в праве. Так что никакого антисемитизма – просто обычные люди, которые очень хотели жить.
Ближайшие ассоциации – конечно же, «Пианист» и «Жизнь прекрасна». Лучший кадр – настоящие заключенные, ворвавшиеся к нашим фальшивомонетчикам после ухода немцев. Изможденный донельзя человек в лохмотьях, гладящий кровать, заправленную чистым бельем.
Итого: я не могу сказать, что фильм мне понравился. Не знаю почему, но не зацепило. Возвращаясь к ассоциациям: наверное, не хватило трагичности «Пианиста» и фарса Бенини. Получился всего лишь еще один фильм про Катастрофу, который совсем не обязательно смотреть.
Людям зачастую нужны факты. Пустые сухие факты, которые так или иначе будут воздействовать на ход мысли. Вот и 'Фальшивомонетчики' - фильм-факт. Суховато-терпкий, но довольно приятный.
Смотреть фильм стоить хотя бы из-за полученной награды и интересного факта о Второй Мировой.
Итак, начнем разбор полетов. Фильм начинается с постистории, что говорит о неприкосновенности нашего главного действующего лица - 'короля' фальшивомонетчиков Соломона Соровича. То есть в любом случае, что бы не случилось, он выйдет из воды сухой, да еще и с выгодой. Уже неплохо, не считая непредвиденности, которой фильму как фильму, а не факту, не хватает. Но вот авторы нас обрадовали, что все будет хорошо, и начинается завязка.
Соломона арестовывают и отправляют в концлагерь, откуда он вскоре попадает в закрытый лагерь, где евреи под строгим присмотром фашистов подделывают ценные бумаги для подрыва вражеских экономик. Уже интересно, не так ли?
Евреям в этом лагере разрешают очень многое. У них преимущество - главное, чтобы работали. Но как бы не так, перед очень важным событием как для немцев, так и для 'короля' находится один герой. Адольф Бюргер. Ну а дальше обо всем несложно догадаться.
Сам герой Бюргера мне не понравился. Может, потому, что сам фильм был снят по его книге, в которой он, конечно же, хотел себя показать с идеальной стороны. Может, Аугуст Диль просто так играет. Но в любом случае Бюргер мне показался излишне симпатичным для общественности (Как Михалков в '12', но об этом чуть позже) и чересчур чистым для такой ситуации. Нет, герои и честные люди всегда были в почете, но как-то не зацепил меня образ.
Образ же Соломона гораздо интереснее. Хоть и немного скучнее. Он борется только за себя. Делает то, что умеет. Гораздо более адекватная роль.
Присмотрщик тоже хорош. Добр, но свиреп. Этакая невинная для верхов, но требовательная для подчиненных пешка, несмотря на повышение, полученное после ареста Соровича.
Актеры достойно смотрятся. Думаю что с тем, что от них требовалось, они справились очень неплохо. Приятно, что не самые известные актеры могут играть на уровне (или даже выше) голливудских 'звезд'.
Декорации, для своих денег, выглядят весьма и весьма неплохо. Атмосфера же военных лет в концлагере, как мне кажется, не самых худший вариант, но и лучше опять-же сделать было бы нелегко.
А теперь о главном. Оскар-2008. Из пяти номинантов мне довелось (в такой последовательности) посмотреть лишь 'Монгола' Бодрова, '12' Михалкова и 'Фальшивомонетчиков' Руцовицки. Что ж, самым достойным, пожалуй, выглядит, как ни странно, Бодровский фильм. И лишь следом идет фильм-факт про фальшивомонетчиков. Суррогатные '12' вообще не оцениваются, но, к счастью, не о присяжных сейчас речь.
Американцы, что нисколько не странно, выбрали факт. Это ни хорошо, ни плохо. Это нормально. Когда людям нужны лишь факты - такое кино будет сниматься. И это нормально.
Саломон Соровиц по мнению здешнего полицая - лучший фальшивомонетчик в Германии. Но в один день прекрасное хобби скитающегося преступника уводит Соровица за решётку. В тюрьме Соровиц перед полицаем сумел набить себе реальную цену, и благодаря таланту художника ему удалось добиться более смягчающего существования за решёткой. Через три года Соровиц по ссылке перебирается в другую тюремную часть. Под надзором эсэсовцев и под крышей подпольного лагеря, Соровиц начинает вместе с другими преступниками подделывать документы, которые предоставят финансовую поддержу для нацистов во Второй Мировой войне. Думать о саботаже и моральных последствиях не время, главное угодить начальству и думать о конце не в виде газовой камеры, а в виде ссылке обратно в обычную тюрьму.
Адольф Бургер – не вымышленный человек. Он не обладал страхом перед смертью, он был готов стоять до конца за свои идеалы, не пугаясь вида ССовского револьвера меж глаз. Адольф Бургер во время проведения операция «Бернхард» (тайная немецкая операция по массовому изготовлению поддельных фунтов и долларов) отказался делать свою работу из-за личного отношения к тому, что проводилось у лагеря за деревянными стенами. Вторая Мировая война и принцип Бургера оказали большую честь британской экономике. Если бы не упёртость Адольфа и некрысиное сердце Саломона, тогда бы в сороковых годах поддельные фунтовые банкноты в британской экономике имели число не в 12%, а куда более внушаемую сумму. Любая мелочь и не понятные человеческие устои могут послужить цепочкой событий, обретаемых более масштабную значимость, чем представлялось вчера.
Более того, Адольф Бургер далеко не просто не вымышленный человек. Благодаря его книге, известной как «Мастерская дьявола» в кинематографии появился фильм, отнявший оскар у «12» Михалкова. История далеко не вымышленная. Порывшись в документах и исторических заметках во многих закладках с надписью «Операции СС» можно неоднократно наткнуться на слово «Бернхард», точнее на имя штурмбаннфюрера Бернхарда Крюгера, в честь которого операция и приобрела такое название. Операция в реальности удалась на ура. Многие банки действительно не могли отличить подделку от подлинности, подлинность от подделки. Но в итоге всё разрушилось и не успело приобрести более масштабную историю из-за наступивших американских солдат. Но… история – историей, война – войной, фильм – фильмом. «Фальшивомонетчики» были сняты в лучших традициях исторического, художественного кино. Без ярких красок, со стилем ручной камеры и манерой с зумом придвигаться ближе к героям, (вспоминаются фильмы режиссёра Лукаса Мудиссона и «Танцующая в темноте» Ларс Фон Триера) Штефан Руцовицки нагнал обычную атмосферу, идеально подходящую к подобному жанровому кино.
Стоит ли на сто процентов доверять всему, что вы могли увидеть на экране? Не думаю… как сказал сам Адольф Бургер в одном из интервью: «В итоге было четыре варианта сценария, потому что я часто был не согласен. Но это же художественный фильм, а не документальный, поэтому не нужно понимать всё буквально». «Фильм хорош лишь тем (и лишь потому я предоставил для экранизации свою книгу «Мастерская дьявола»), что позволяет донести до массового сознания тот факт, что нацисты были не только убийцами, но и подлыми фальшивомонетчиками. Люди до сих пор этого не знают, потому что англичане запретили поднимать этот вопрос на Нюрнбергском процессе». Что ж… приято то, что теперь всё разложили по полочкам: Бургер остался доволен экранизацией, зрители были осведомлены о подлых проделках нацистов.
Единственное с чем я остался категорически не согласен (как с критикой к «Фальшивомонетчикам» это не будет относиться) – это со вручением оскара. Наше «12» Никиты Михалкова оказалось куда более глубоким фильмом по всем философским параметрам, чем «Фальшивомонетчики». Почему оскар попал не в те руки, можно выдвинуть два варианта весомых варианта. Первое – оскар не любит сидеть в одних и тех же руках дважды («Утомлённые солнцем» Михалкова отыгралось, а «12» - это будет перебор. «Мою любовь» так же обделили, ибо Александр Петров тоже, по мнению людей за занавесом, не успел налюбоваться оскаром со времён «Старика и море»). Второе – люди за занавесом любят больше историческую ценность, чем хоть попсовую, (относительно) но глубокую мудрость, в данном случае не одну мудрость, а гору премудростей (в пример так же можно вписать борьбу мультфильмов «Моя любовь» и «Петя и Волк», который оказался по цене выше, благодаря историческим перевесом). Всё… по поводу не справедливого, на мой взгляд, вручения оскара высказался.
Что касается «Фальшивомонетчиков», как я сказал, фильм хороший, важный во многом, но не глубокий на столько, чтобы в него можно было швыряться оскарами. Так или иначе, этот фильм скорее найдут те, кому он понравится, чем наоборот. Лично мне понравился, но, благодаря золотой статуэтке, я ожидал нечто по умнее фильма Никиты Михалкова.
Хоть я и грешу антисемитизмом, но фильм Рузовицки искренне понравился. И прежде всего тем, что главный герой, Соломон Соровиц, крайне нетипичен для подобного рода кино. В нём нет бьющего через край героизма, который непременно бы напряг зрителя, нет ни внешней красоты, нет всех тех черт, столь присущих стандартным героям биографических фильмов: напыщенности, самоуверенности, показной отваги. Нет, Соломон - простой человек, но с такой силой внутри себя, что ни одному Супермену не снилось.
Более того, 'Фальшивомонетчиков ' нельзя назвать биографическим фильмом. Да, он поставлен по мемуарам Адольфа Бюргера, но ощущения некого жизнеописания не возникает. Очень повеселил Аугуст Диль в роли Бюргера. По системе гоп-стоп унтерштурмфюрер Гебхард из дивного 'Девятого дня ' легко перекочевал в концлагерь. Признаться честно, но к его унтерштурмфюреру симпатии было много больше, нежели к социалисту Адольфу (весело звучит).
В общем, 'Фальшивомонетчики ' - полезное кино для домашнего просмотра с постскриптумом.
Не могу сказать, что фильм чем-то потряс или сказал что-то новое. Здесь, по большому счету, в очередной раз показана, но только краями ужасная жизнь в концлагерях и тот факт, что к тем людям которые могут принести пользу отношение может быть более-менее снисходительное.
Какой-то драмы, проблемы выбора помогать-не помогать фашистам нет. Все так как и есть в обществе. Кто-то борется за следующий вздох как может. Кто-то готов плюнуть и погибнуть. Некоторые люди могут увидеть в этом фильме подлость евреев, которые готовы на все, лишь бы выжить. Но это будет не более чем малозначительный взгляд человека, который перед выбором жизни и смерти никогда не стоял.
Фильм смотреть можно. Но если и не посмотрите - много не потеряете.