Германия 1944 год, Вторая Мировая катится к своей развязке. Немецкие власти понимают, что выиграть войну военными методами им уже никак не получается. Поэтому предпринимается отчаянная и дерзкая попытка подрыва экономики Соединенных Штатов и Великой Британии путем выкидывания на рынок этих стран огромного количества высококачественных подделок, которые изнутри разорвут экономику на части.
Фильм рассказывает о событиях, происходивших в одном из концлагерей около Берлина, где было налажено производство фальшивых денег. История о том, как была организована работа группы, состоявших из заключенных евреев со всей страны – фальшивомонетчиков и лучших специалистов в полиграфии. Возглавляет отряд Соломон (Солли) Сорвич – король фальшивомонетчиков, сумевшего долгое время уверенно держатся на плаву уже во время правления Гитлера.
Почему евреи? Да потому, что потом нацисты смогут их бесследно уничтожить, заметая следы. Все работники цеха формируются в отдельный отряд. Их хорошо кормят, дают им удобные постели, и даже свободное время и выходные.
Раскрытие тайны Третьего Рейха всегда было популярной темой, что и находило свое отражение в кино. Особенно преуспели в этом немцы, открывая темные страницы своей истории. Так и этот фильм раскрывает еще одну спецоперацию нацистов, на этот раз неудачную, направленную на сокрушение экономической мощи своих врагов, при этом пытаясь оттянуть во времени свое падение.
Фильм, созданный вместе Австрией и Германией, - фаворит церемонии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Фильм достаточно сух и неэмоционален. Главного героя, называть героем язык не поворачивается. Он не преследует благородные цели и высокие идеалы, он человек, ценящий, прежде всего, собственное благополучие. Да и остальные персонажи на звание героев не претендуют. Все до предела реалистично, что свойственно немецкоязычному кино.
Режиссер ставит зрителю непростые вопросы. Ведь каждый из заключенных, свое благополучие получил лишь благодаря тому, что они — евреи, спасают от неминуемой гибели нацистское государство. Но тем самым, они предрекают на верную гибель миллионы других, томящихся в холодных бараках Освенцима, Бухенвальда и других лагерей смерти. Можно стать героем, затеяв саботаж, и поплатиться за это жизнью тех, кто рядом или продолжать молча делать свое дело, не отказывая себе в теплом обеде и мягкой постели. Только вот режиссер и не собирается давать ответы на такие сложные вопросы. Хотя внимательный зритель при желании таки сможет их отыскать.
Отдельно хотелось бы отметить исполнителя главной роли Солли Карла Марковица. Кстати интересный момент: фильм является экранизацией книги Адольфа Бюргера – одного из ключевых персонажей фильма, по-видимому, уцелевшего и решившего поделится этой историей с остальным миром. То есть события, показанные в фильме, имели место в реальности, что является несомненным плюсом для подобного рода фильмов.
В общем, достойное кино. Вслед за триумфом «Жизни других», еще один немецкоязычный фильм имеет все шансы получить американского «Оскара».
«Оскар» за лучший иностранный фильм. Обласканный критиками. Основанный на реальных событиях. Дополнить эту краткую характеристику эпитетом «политкорректный»? Мне кажется, нет.
Военные фильмы, или же фильмы, не затрагивающие непосредственно боевые действия, но описывающие период 30-40х годов европейской истории прошлого века, так или иначе, обязаны давать оценку тех событий, выявлять героев и разоблачать негодяев. Тенденция последних лет такова, что одной половине Европы как-то не с руки все время обвинять другую и тыкать носом в провинности. Другая сторона пока еще в поиске ответов, в процессе осмысления и принятия своей истории. В политике это проявляется в отсутствии пышных торжеств по случаю 9го мая, скажем, во Франции. В кинематографе – фильмы, в которых люди в стильной серой форме с галифе и сапогами не являются монстрами по умолчанию.
Главная отличительная черта подобных фильмов – это их оглушающий эффект. Как мешком по голове. В глазах туман, в ушах звон, и некоторое время не понимаешь, где право, а где лево. Например, после фильма «Бункер», хотя это крайний случай, т.к. фильм заведомо снят как провокация. Описанные симптомы больше подходят под впечатление от «Сталинграда»: один из тяжелейших фильмов, который я очень полюбила, но не без некоего внутреннего протеста.
Если смотреть на исторические драмы с этой точки зрения, «Фальшивомонетчики» несколько возвращают в реальность. Я сразу написала, что не считаю этот фильм сколько-нибудь политкорректным, обтертым с боков до безобидно гладкого состояния. А как может быть иначе, если на экране стены бараков, люди с номерными татуировками на предплечьях, скотские вагоны, голод и подгоняющие удары прикладом.
Фильм получился неудобным. Во-первых, возвращается образ фашиста, раздающего зуботычины тому, с кем только что чуть ли не обнимался. Это при полном отсутствии благородного лейтенанта, стремящегося по мере сил быть на стороне добра. Во-вторых, главный герой, Соломон Соровиц, чьими глазами мы, в общем-то, видим события, тоже не безупречен. Рецидивист, фальшивомонетчик, бабник, циник, приспосабливающийся к власти национал-социализма без малейшей попытки приглядеться к устанавливающемуся в стране режиму. Таков он в середине 1930х. Не попади он в концлагерь, по справедливости, сидеть бы ему в обычной тюрьме.
Динамику образа Салли я разделила бы пополам. Первый временной отрезок включает все, описанное выше, вплоть до эпизода, когда из первого концлагеря его выпроваживают со словами: «Такой еврей, как ты, везде приспособится». Дальнейшее развитие главного героя – это мальчик-одессит Коля, удовольствие от работы, которую он любит и которая получается, и унижение от кроватно-сигаретно-душевых подачек. Но Салли, оказавшийся со своей нарисованной родословной, ведущейся от Зигфрида, в положении привилегированного заключенного с постоянным дулом у виска, решает, во что бы то ни стало «не показать, как стыдно, что он жив».
С одной стороны, героем этой истории надо бы считать Бюргера, саботировавшего выпуск доллара. Но однажды мне довелось услышать фразу, как нельзя лучше выражающую мою мысль: «Выбирай геройскую жизнь, если готов с ней расстаться». Иногда героизм – это лишь первый, напрашивающийся путь человека, загнанного в угол. Ему бы поискать другие пути, но он решил геройствовать. И тогда героизм – это пассивный выбор. Команда фальшивомонетчиков могла бы, последовав примеру Бюргера, отказаться работать. Тогда их стало бы меньше сначала на 5 человек, потом еще на 5. И однажды не осталось бы никого, выжившего, чтобы рассказать. Может быть, чтобы отомстить. Или разыскать семью, не допустить строительства новых концлагерей. Сделать что-то такое, от чего было бы не стыдно, что выжил.
Не хочу описывать Соломона таким набором банальностей, как «яркий», «проработанный образ», «убедительный». Все это и еще тысяча штрихов. Самоуверенный, ранимый, щедрый, решительный, прожженный, тонкий, нежный, авантюрный. Карл Маркович - худощавый человек с залысинами. Но какие у него глаза! Голубые огромный, выразительные. Как они вспыхивают, когда он поднимает голову с прижатым к груди подбородком! Лагерная группировка – энергосберегающее положение тела, описанное не раз Солженицыным и Ремарком в «Искре жизни». Глаза опущены – первое правило – не высовывайся. Все мышцы подобраны – постоянная готовность принять удар и нежелание делиться с окружающим миром хоть каплей тепла, потратить лишнюю калорию, которая может столь пригодиться однажды постоянно голодному зэку.
Мне хочется верить, что вечер в гостинице и танго на пляже Лазурного Берега – это начало красивой любви. Хрупкой, как и все в мире, где еще недавно стояли бараки с надписью “Jedem fuer seinen”, «Каждому по заслугам». Соломон заслужил любовь, и он в ней нуждается. Девушка из казино это почувствовала и, узнав, что он прошел концлагерь, попыталась, как могла, вознаградить его за пережитое. Щедрость это, материнский ли инстинкт, - пусть разбираются психологи. Мне важно, что они нашли друг друга.
Громкие немецкие кинодостижения последних лет – «Жизнь других» и «Фальшивомонетчиков» неминуемо будут сравнивать и анализировать причины их успеха. По-моему, однако, разница между их выходами составляет около года, что, безусловно, исключает наличие какой бы то ни было преемственности или сознательного сходства. «Жизнь других», хотя, строго говоря, история трагическая, оставила ощущение чего-то легкого, воздушного, светлого. При чем, чем больше времени проходит с момента просмотра, тем сильнее пробивается идея, что этот фильм – это своего рода гид для совести. Посмотрев его, узнаешь, что не бывает беспросветных ситуаций, единственный выход из которых, - подлость.
«Фальшивомонетчиков» я только что посмотрела и, возможно, со временем восприятие изменится. Но пока этот фильм лежит кирпичом в моем сознании. Задумываюсь – а не купилась ли я на умильно-геройское настроение ряда фильмов о войне? Меня очень интересует история середины XX века и ее отражение в кино, но нельзя же менять свое отношение к ней на 180 градусов под влиянием каждого просмотренного фильма. Но и отказываться от каждого из них – лишать себя грани, пусть даже полуграни отражения тех событий.
История фальшивомонетничества берёт свой старт одновременно с началом применения денег во взаиморасчётах, пришедших на смену натуральному обмену товарами. Сперва подделывались монеты, а гораздо позже банкноты и ассигнации. Точная дата изготовления первого фальшака неизвестна, но самая древняя из сохранившихся поддельных монет датирована VI веком до нашей эры. Не нова и идея использования качественно сфабрикованных фальшивок государствами, ведущими войну, с целью подрыва экономики стран противников. К примеру, к подобной стратегии прибегли во время гражданской войны Севера и Юга в США. Тем же способом воспользовался Наполеон Бонапарт в войне с Россией. Применяются подобные технологии и в наши дни, как говорится, 'на войне все средства хороши'.
В картине австрийского кинорежиссёра и сценариста Штефана Руцовицки, снятой по мотивам книги воспоминаний Адольфа Бюргера, изданной в Австрии в 1983 году под названием 'Команда фальшивомонетчиков', а позже переизданной в ГДР, как 'Мастерская дьявола'. Бюргер стал прототипом типографа с аналогичным именем. Неудивительно, что автор показал себя в самом благоприятном свете - этаким героем, устроившим тихий бунт против нацистов, саботируя работу по изготовлению фальшивых долларов, ставя при этом под удар жизни товарищей по несчастью. Его упёртость можно объяснить тем, что он потерял в концлагере жену, а также являлся членом коммунистической партии Германии. Эту роль сыграл Аугуст Диль. Казалось бы, его герой всё делает правильно, но почему-то это не вызывает доверия. Уж больно он получился кристально чистым, но как говорил Ф. Лессинг: 'Менее честно - было бы честнее'. Адольф Бюргер явно адресовал свои воспоминания потомкам, чтобы те гордились героическим предком, взывавшим к бунту, но по воспоминаниям другого выжившего участника операции 'Бернхард' Авраама Зоннефельда, при всей аутентичности фильма, в нём 'есть несколько эпизодов, которые не соответствуют действительности, например спор о том, стоит ли поднять бунт против нацистов. Таких дискуссий тогда не было'. Естественно, крысы не дремали. Сам Бюргер говорил, что не стоит относиться к его книге, как к документу, она является художественным произведением.
Другой главный персонаж Соломон Сорович также имеет прототипа - рецидивиста Соломона Смолянова, рождённого в Одессе и считавшегося королём фальшивомонетчиков. Он - совершенный антипод Адольфу Бюргеру, для которого вся жизнь - борьба. Главная задача Соломона - выжить и, по большому счёту, для него нет принципиальной разницы - умереть от пули нациста или от уркаганской заточки. Опыт прежних отсидок даёт о себе знать, помогает и умение решать вопросы. Казалось бы, два человека одной национальности, а словно небо и земля. Возможно, всё дело в том, что Адольф Бюргер - еврей немецкий, а Соломон Сорович - русский, учившийся по Толстому и Достоевскому. Первый из которых говорил: ' Жизнь, какая бы она ни была, есть благо выше которого нет никакого.' 'Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни' - соглашался с ним второй. Адольф жил в соответствии с некими идеальными представлениями о мире, а у Соломона была собственная шкала ценностей, в основе которой лежали чисто уголовные понятия, а жить по понятиям - это, в частности, не сдавать своих и поддерживать земляков, типа молодого художника одессита Коли. Как ни странно, штурмбанфюрер Фридрих Герцог (Девид Штрисов), руководящий тайной операцией также боролся за выживание в непростых условиях. Он не столь жесток, как это обычно принято показывать в подобных фильмах. Герцог обычный винтик в отлаженной нацистской системе, начавшей давать сбои. У Фридриха была точка пересечения даже с Адольфом Бюргером, он тоже когда-то состоял в компартии, а уж с Соломоном Соровичем они были знакомы давно, но вовсе не по дружеской линии.
Фильм начинается ровно с того места, которым заканчивается, то есть зритель сразу узнаёт, что Соломон остался жив. Война мало что изменила в его жизни, более того, он ещё и оказался в плюсе, продолжая искушать судьбу в казино - не самой плохой прачечной по отмывке грязных денег. Герой Соломон вспоминает минувшие годы, проведённые до и в концлагере класса VIP, но золотая клетка оставалась клеткой для лучших специалистов, имеющих отношение к деньгам: банковских служащих, печатников, художников, гравёров, фотографов, профессиональных фальшивомонетчиков... Неудивительно, что все они были евреями. События, показанные в фильме, происходили в реальности. Существует документальный фильм, рассказывающий об этой операции, в который включены воспоминания живых участников тех событий, стоявших по разные стороны, но делавших общее дело, хотя и по принуждению.
Невольно сравнивая эту картину с другими фильмами, рассказывающими о судьбах евреев на войне, хорошо известными любому синефилу, абсолютно не возникает желания поставить её на одну полку с ними, поскольку она выбивается из общего ряда своей исторической достоверностью. Нет педалирования темы о евреях - главных жертвах войны. Здесь отсутствуют или сведены к минимуму клише и штампы, призванные выжать слезу любой ценой, как это сделал Спилберг в 'Списке Шиндлера'. Поступки героев поддаются логическому анализу, в отличие от фильма Роберто Бениньи 'Жизнь прекрасна'. Главный герой Соломон вызывает симпатию, хотя его внешность ничуть к тому не располагает. К тому же, он никого не подставил, в отличие от героя фильма Романа Полански 'Пианист'.
Резюмируя, эта картина не о героях, а об обычных людях, оказавшихся по воле судьбы в непростых условиях и сумевших сберечь себя. На их месте могли бы оказаться представители любой другой национальности, но, во-первых, это не соответствовало бы исторической правде, а во-вторых, картину могли бы обойти своим вниманием киноакадемики при очередной раздаче золочённых статуэток.
Какое, оказывается, это огромное и забытое удовольствие, когда фильм прекрасен во всём. Когда он правдив и убедителен, профессионален и выразителен, когда персонажи – разумны, а актёры достоверны. Когда он будит чувства, и не только эстетические. Когда переживаешь, сопереживаешь и сочувствуешь. Когда не приходится искать компромиссов между собственным… невысоким мнением о картине и мнением уважаемых критиков, которые её превозносят. Когда, задумываясь о фильме, не ведёшь с собой шизофренических бесед: отвратительные диалоги? – зато послушайте музыку! Чудовищные нестыковки в сюжете? – зато какие актёры! Мыльный пузырь? – вы только подумайте, как красиво он переливается, и какие оттенки смыслов может нести в себе соединение розового и зеленоватого во-о-он в том пятнышке!
В центре сюжета «Фальшивомонетчиков» - история еврея и, как понятно из названия, фальшивомонетчика Соломона Зоровича. Знатный мастер своего дела, человек, более чем далёкий от политики, талантливый художник, живущий в Германии, он оказывается в конце 1930-х годов в немецком концлагере. Стремясь во что бы то ни стало выжить, он находит ловкий ход, чтобы уцелеть и не погибнуть от голода и непосильного труда. На утащенном украдкой листе бумаги он рисует портрет немецкого солдата, который командует заключёнными его барака. Так начинается его карьера лагерного живописца. За еду и сносные условия он рисует портреты и расписывает стены. Пока, наконец, в 1944 году его неожиданно не переводят в лагерь Заксенхаузен, где фашисты в последний год войны готовят операцию по подрыву экономик Британии и США, которые планируется наводнить поддельными банкнотами. Для этого специалистов – художников, печатников, профессионалов банковского дела – свозят с разных лагерей и создают им более-менее пристойные условия для жизни и, главное, работы. Все они – евреи, и очевидно, что по окончании операции от них всех собираются избавиться. Но после обычных концлагерей каждый сытый день, каждая ночь, проведённая в нормальной постели, большинству из них кажутся счастьем, за которым маячит призрачная надежда на выживание. Кроме, пожалуй, одного человека – Адольфа Бюргера, который призывает сопротивляться и саботировать.
Холокост и концлагеря – темы отнюдь не новые. Но во-первых, ни одного здравомыслящего человека они и по сей день не могут оставить равнодушными. А во-вторых, именно в этих условиях неожиданно противоположными оказались две благородные цели: спасти хотя бы нескольких человек и спасти человечество. Основной сюжетный конфликт в Заксенхаузене строится вокруг противостояния Зоровича, который стремится спасти себя и, фактически, вверенных ему заключённых-фальшивомонетчиков, т.е. пытается делать малое доброе дело, и Бюргера, убеждённого антифашиста, который всячески препятствует выполнению операции, цель которой – поддержать на плаву агонизирующий людоедский режим. Обе цели, безусловно, справедливы, каждая по-своему. Но недостижимы одновременно. Отстоять принципы или отстоять ближних? Защитить тысячи человек, погубив тех, кто рядом, или спасти тех, кого ты в состоянии спасти, но ценой тысяч жизней? Позиция мученика-идеалиста Бюргера против позиции реалиста Зоровича, у которого нет идеалов, но есть чувства и совесть. Не выбор между покорностью адской системе или противостоянием ей. А выбор между конкретными людьми, которые здесь и сейчас дышат с тобой одним воздухом, и многими и многими, кого ты в глаза не видел.
Карлу Марковицу, сыгравшему Зоровича, потрясающе удалось передать муки нравственного выбора и эволюции человека, который хотя и плевал всю сознательную жизнь на законы человеческие, но, как оказалось, не готов столь же просто похерить законы божеские. Вообще, как мне показалось, и сам типаж, и актёр – очень точное попадание в образ. В результате персонаж получился многоплановым, глубоким, трагическим и лишённым какой-либо неуместной сентиментальности.
В фильме вообще порадовал актёрский ансамбль. Вообще в очередной раз убедилась, что артисты в европейском кино, в отличие от большинства даже горячо любимых мною американских фильмов, выглядят живыми людьми, с неидеальной кожей, не всегда белозубой улыбкой и неправильным профилем. И это не вызывает какого-то отрицания, а, напротив, делает их персонажей ближе и достоверней.
Кроме того, к числу несомненных достоинств «Фальшивомонетчиков» надо отнести великолепную музыку (Мариуса Руланда), которая исподволь создаёт настроение на протяжении всей картины, а в конце прорывается ярким потоком и ставит красивую и трагическую точку в, по сути, отнюдь не худшей развязке.
Вообще же, как мне показалось, разбор достоинств этого фильма может затянуться – их слишком много. Одно из главных –– динамизм ленты. Замкнутое пространство, немногочисленные действующие лица, а между тем, напряжение, не спадающее с первого до последнего кадра. И горьковатое послевкусие. И разбережённые раны. И ощущение от соприкосновения с искусством.
Фильм Стефана Рузовицки весь прошлый год кочевал от кинофестиваля к фестивалю, засветившись на Берлинале. В начале этого года Американская Киноакадемия включила их в число 5 оскаровских номинантов на «Лучший иностранный фильм». Драма о евреях-концлагеристах покорила прожженные сердца киноакадемиков и обошла в вялой гонке «Монгола» Бодрова, «12» Михалкова, «Катынь» Вайды и «Бофор» Седара. «Монгол» попал сюда совершенно непонятным образом (неужели проделки русских Голливуда?:). «Катынь» поляка Анджея Вайды оказалась пронзительным обращением в ужасное военное прошлое, когда в 1941 году в Катынском лесу советские войска расстреляли польских военнопленных, но не более того. Израильский фильм «Бофор» про оборону и демонтаж последнего форта израильтян в Ливане может и затронул некоторые проблемы, но это оказались вопросы чисто политического характера. И вот перед нами очевидная статистика – 4 фильма из 5 – на военную тематику, что по существу не слишком радует глаз. Фактически, «Фальшивомонетчики» - единственный заслуживающий премии фильм. Остаётся открытым вопрос, что помешало включить в программу «Оскара» триумфаторов Канн и Венеции. Порой становятся непонятными критерии отбора в число оскаровских счастливчиков – получается, чем трогательнее и трагичней история, тем больше шансов у картины получить заветную статуэтку. Так в частности и было в прошлом году с «Жизнями других».
Картина снята как воспоминания главного героя еврея Соломона «Салли» Соровица, приезжающего в Монте-Карло сразу после войны. Здесь он отдыхает по полной – тратит состояние в казино, живёт в фешенебельном отеле – и неожиданно задаёшься вопросом, отчего эта безэмоциональная трата денег? И тогда главный герой начинает вспоминать… Соровиц, бывший крупным подельником денег и документов, был задержан в 1936 году гестапо и отправлен в лагерь для рецидивистов, где он почти до конца войны спокойно рисует портреты своих клиентов – немецких офицеров. С тёплого места еврея переводят в концлагерь, где творятся все те бесчинства и жестокости, о которых все знают. Но это не «Список Шиндлера» Cпилберга. Акцент сделан вовсе не на зверствах фашистов, а на воле к выживанию, способности человека совершить невозможное.
Центральный образ киноленты – немецкий концлагерь для евреев, несколько отличающимся от лагеря из «Жизни прекрасной» Бениньи. По одну сторону – реальная тюрьма с разнашивателями обуви (для солдат вермахта), по другую – отдел рабочих евреев с чистыми постелями, трёхразовым питанием и теннисным столом. Сюда-то и попадает главный герой «по случайности» и по воле офицера, когда-то посадившего Соровица. Соровиц находит тут горстку отчаянных евреев, пытающихся ценой жизни и смерти произвести на свет английский фунт стерлингов. Соровиц, король подпольных фальшивомонетчиков, становится неким рыцарем чести, блюдящим не только свои интересы, но и интересы других. «Я своих не выдаю» - постоянно повторяет он, медленно и решительно следуя к заветной цели. Его отношения с Бюргером (по мемуарам которого снимался фильм) и Землинским чётко подчёркивают его характер с определённым моральным кодексом, а забота о парне из Одессы Коле – есть не что иное как истинная добродетель и бескомпромиссная принципиальность. «Не лезть на рожон, если в том нет нужды» - вот его девиз, спасающий жизнь его невольным сотрудникам. Соровиц – не герой, и не трус, заискивающий перед наци. Наш персонаж – немногословный, характерный, несколько угрюмый, оттого не менее обаятельный человек дела. Он быстро зарабатывает себе репутацию, с ним советуются, делятся переживаниями, видят в нём надежду на будущее, в конце концов, кто как не он спасёт их шкуры? Однако не всегда угрюмому еврею сопутствует удача – путь к свободе долог и тернист – унижения начальства, расстрел близких людей, вести из соседнего концлагеря, измена друзей – перечень может долго продолжаться, если не закончить фразой «свобода требует жертв».
Стоит отметить, что сам по себе фильм увлекателен и познавателен (оказывается, фунт стерлингов делают из особой ткани), но в нём нет напряжения, нет резкой кульминации; повествование ведётся непринуждённо, прямолинейно и без особых эмоциональных моментов: там, где должны пробежать мурашки – их нет. Рассказ о фальшивомонетчиках без всплесков и надрывов всё же найдёт своё место в сердцах зрителей, которым наскучили бесконечные римейки и плагиаты американского кинематографа. И, безусловно, его стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы узнать, удалось Королю подделок совершить задуманное или нет.
Зарабатывать деньги искусством? Удобнее зарабатывать деньги, творя деньги!
1945 год. Монте-Карло. В гостиницу приходит человек с чемоданом, набитым долларовыми купюрами. Оставив часть своего состояния в хранилище гостиницы, он отправляется в казино, где довольно искусно и с переменным успехом играет. Кто же этот загадочный господин?
Салли Сорович – художник, волею судеб ставший искуснейшим фальшивомонетчиком. В 1936 –ом его берут с поличным и, обнаружив его еврейские корни, отправляют в концлагерь. Уже в первые дни своего пребывания в заключении Сорович формулирует свой основной принцип, которым он будет руководствоваться на всем протяжении своей лагерной жизни: «Надо уважать правила, но лица терять нельзя». Отчасти именно эта позиция позволяет ему выжить в одном концлагере, рисуя картины для фашистского руководства лагеря, до перевода в другой. Там, в лагере Заксенхаузен, собирается команда искусных фальшивомонетчиков и печатников, обязанных по приказу фюрера печатать британские фунты и доллары, для наводнения ими экономики государств-противников и последующего подрыва системы изнутри. И Сорович должен возглавить этот процесс, ведь он наиболее искушен в области таких подделок.
В команде фальшивомонетчиков трудятся молодой художник Коля, печатник Бюргер и нервный эксперт по качеству Зелински. Если у Соровича с Колей складывается взаимопонимание, то их отношения с Бюргером трудно назвать безоблачными. Дело в том, что у каждого героя здесь своя правда: Сорович хочет выжить, не потеряв лица, Бюргер же, попавший в лагерь за печать антифашистских листовок, готов погибнуть за идею и не понимает, почему Салли периодически идет на уступки лагерному руководству.
Кто-то может ждать от фильма истории вроде «Списка Шиндлера», на этого делать не стоит, это 2 совершенно разных фильма с разным целями повествования и различными предметами описания. «Фальшивомонетчики» - история о заключенных, не теряющих чести, играющих на нее и то в шутку (эпизод с картами в лагерной столовой). «Грязные еврейские свиньи» оказываются в моральном аспекте выше своих угнетателей. В этом плане любопытно сравнить 2 эпизода, в котором символизации подвергается такая вещь, которая традиционно опоэтизироваться не может. Я говорю о эпизодах, в которых фигурирует, прошу прощения, моча. Пересказывать их не стану, будете смотреть, сопоставьте. В моем представлении эти сюжетные ходы композиционно уравновешивают повествование, ставя в антитетичную ситуацию Соровича и управляющую верхушку Заксенхаузена.
«Фальшивомонетчики» - история о том, что в любых обстоятельствах самое важное, но одновременно и самое трудное – это сохранить лицо. До самых финальных титров зритель в напряжении: что будет с Колей? Положителен ли комендант лагеря или это искусная игра?.. На эти вопросы ответы найдутся. Лишь над одним вопросом зрителю придется подумать самостоятельно - кто прав: Сорович или Бюргер? Какая стратегия честнее: разумное приспособленчество с сохранением человеческого достоинства или воинственное отстаивание своей точки зрения?
Завершается фильм почти романтично: морской пейзаж Монте-Карло, красавица, танцы…И оптимистический ответ на вопрос «Где же мы возьмем деньги?»: «Ничего страшного, напечатаем еще!»
С технической точки зрения фильм снят в лучших традициях европейского кино, пронзительно и интеллигентно одновременно.
Так сложилось исторически, что евреев нигде не любят. Большинство самих евреев стыдятся своего происхождения. Я не ксенофоб, не расист, но евреев недолюбливаю. Но вот за что?
Как говорил еврей в фильме 'Тарас Бульба': 'где хорошо, там и живет'. Немного перефразирую его слова (смысл тем не менее не теряется) - подстраивайся под мир, под общество, под начальство и будет счастье! Это утверждение идет в разрез со словами другого еврея, а именно: 'Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!'.
Но данному лозунгу следует не многие. Единицы! И уж евреев там и в помине нет.
Главный герой фильма - самый галантный мошенник Берлина еврей Соломон Сорович - человек не самый нравственный. Конечно глупо надеяться на то, что первоклассный жулик-фальшивомонетчик окажется человеком с высокоморальными принципами, но что-то благородное быть должно. У Соровича есть задатки, но потребность красивой жизни не дают им раскрыться. Жизнь у него красивая - роскошь, богемные друзья, красивые женщины. Но у власти Гитлер и Салли отправляют в концлагерь.
'Такие как ты везде приспособятся'.
Тебя унижают. Тебя оскорбляют. Тебя презирают. Только потому, что ты - еврей! Твои действия? Твоя реакция? Твой ответ? Будешь ли ты держать спину прямо и смотреть в глаза угнетателям или предпочтешь ползать в ногах? Все дело в приоритетах и целях. Для кого-то бесчестная жизнь и не жизнь вовсе, а кто-то доволен и этому.
Главный герой ставит перед собой в общем-то правильную цель - выжить! И для этого он готов идти на всё, использовать любые средства. Но чем подлее и порочнее средства, тем явнее цель теряет 'святость'.
Это тоже концлагерь. Концлагерь с мягкими кроватями.
Не зря родители часто говорят своим детям: 'надо уметь всё!'. Ведь не знаешь наверняка, что пригодится в жизни?! И возможно для кого-то профессия художника-авангардиста, типографа и фальшивомонетчика кажется непрестижной и непрактичной, но в мире полно чудес и всё возможно. И вот евреям дают шанс, вернее отсрочку от неминуемой гибели. Работая на нацистов, своими усилиями они способны претворить замыслы Рейхстага в жизнь. Каждый фальшивый доллар или фунт стоит жизни нескольким людям, сражающимся на фронтах или сидящим в лагерях. Сорович и его соратники это осознают, но ведь своя рубашка ближе к телу? И лишь один персонаж против! Лишь один мыслит 'дальновидно'. Помощь фашистам оборачивается против себя же! И даже мягкие кровати и хорошая еда не затуманивают его мозг. Жизнь без чести не имеет смысла. Потакать врагу - путь к гибели. Его призыв к борьбе вызывает недоумение. И как сказал Сорович: 'лишний день жизни тоже подарок судьбы'.
Ты заслоняешь солнце.
В любом человеке есть семена сострадания и добродетели. И если бы все они взрастали, то разве был бы мир таким гнилым и равнодушным? Но ведь он именно такой?! Альтруизм не в почете, самопожертвование что плевок в бесконечность. Но светлые чувства проявляются вопреки всему. И чем больше зла окружает человека, тем ярче проявляется добродетель. Как белое на черном.
Призывая к борьбе за свою честь, за свой народ, Бургер пробуждает в евреях совесть. Чувство вины все сильно начинает обгладывать умиротворенные души. Дан толчок и глаза раскрываются. Жизнь засчет чужих смертей вечность не подарит.
Я делаю то, что нужно.
Нельзя однозначно осуждать трусость. И мужество от безрассудства имеет существенные отличия. Что дает подвиг кроме чувства собственного превосходства?! Выбор есть всегда, но варианты ведь не всегда равноценны? Угрызения совести не утихают, но и жажда жизни ведь не утолена?
Дело в принципе.
Час пробил и героям пора принимать решения. От расплаты не убежать и бремя ответственности не сбросить. Иллюзия свободной жизни при тоталитарном режиме давно себя исчерпала. Храброе и бескомпромиссное сердце требует волевых поступков, а инстинкт самосохранения шепчет об ужасе смерти и уникальности жизни. Дело в принципе. Не в подвигах и славе. Не в трусости и предательстве. Не в деньгах и власти. Дело в жажде жить. И страдания заставили героев понять, что такое настоящая жизнь и какова ее цена.
Блестящий сюжет. Отличные диалоги, в которых кажда фраза имет несколько смыслов. Множество многоранных героев, чьи характеры раскрываются с новых сторон по мере развития сюжета. Многогранность - вот главное слово фильма! Его идея и смысл! Слово и поступки существуют в единственном экземпляре, но мнение и впечатления всегда будут различаться.
10 из 10
p.s Кто видел фильм 'Бесславные ублюдки', тот наверняка запомнил проницательного нациста сыгравшего с 'ублюдками' в игру в кабаке. Думаю многих зрителей очаровала его бескомпромиссность, преданность и эрудиция. В этом фильме Август Диль (актер сыгравший того самого проницательного нациста) играет не менее бескомпромиссного еврея с высокоморальными принципами и идеалами. Талантливый актер. Стоит присмотреться к нему.
Фильм, достойный стоять в одном ряду с небезызвестным шедевром Спилберга, 'Пианистом' и 'Жизнью прекрасна'.
Хоть кинолента и снята по мемуарам Бюргера, одного из военнопленных, повествование сконцентрировано на Соломоне Соровиче, гениальнейшем фальшивомонетчике, для которого никакие застенки не могут остановить от достижения профессиональной мечты - напечатать доллар. Эверест фальшивомонетчика. И вот стремление спасти себя и команду коллег-заключенных вступает в противоборство с вполне понятной доктриной: если мы поможем нацистам обрушить экономические свердержавы, тогда мы станем соучастниками величайшего преступления, ибо война идет не только на поле боя, но и на экономической карте мира, и владеющий ресурсами заведомо в выиграшном положении. Но финал наступает раньше, чем суждено сбыться планам фрицев, хотя и оставляет неизгладимый, но разный след на душе каждого, кто жил и выжил в Заксенхаузене.
Жаль, фильм не дает нам полной картины о судьбе Адольфа Бюргера, хотя из некоторых эпизодов мы узнаем страшные подробности.
Фильм, несомненно, заслуживает просмотра.
Очередной фильм об ужасах Холокоста не стал выносить на всеобщее обозрение пытки и жестокость надсмотрщиков концлагерей, а показал их лишь намеками. Подобный прием был использован и в фильме 'Мальчик в полосатой пижаме'. Однако это не снижает производимого им эффекта - горечи от трагедии нескольких поколений людей. Но это всего лишь фон для решения других, более важных для режиссера вопросов: что делать, когда жизнь оказывается в опасности? Пытаться сохранить достоинство, наплевав на риск погибнуть и подвергнуть гибели своих товарищей, как делает это Адольф Бюргер, или же засунуть свою гордость подальше и попытаться спасти жизнь, а с нею, возможно, и жизни пары десятков людей, как Соломон Сорович? Каждый решает для себя сам. Есть еще варианты: например, спасать только себя, совершенно не беспокоясь о других, или просто умереть, потеряв смысл жизни. В небольшой компании заключенных, занимающихся выпуском фальшивых фунтов и долларов, нашлось место для всех. И в каждом из них есть и плохое, и хорошее. Автор никого не идеализирует. Пожалуй, только одессит Коля Карлофф, воскресивший в душе Соломона все светлые чувства, является однозначно положительным персонажем. Его образ чем-то напомнил мне Алешу Карамазова.
Неоднозначны и образы фашистов. С трудом получается ненавидеть штурмбанфюрера Херцога, который хоть и нещадно использует заключенных, но тем не менее пытается создать для них мало мальски приемлемые условия жизни. Или же жестокий эсэсовец, не упускающий случая забить до смерти кого-либо из лагерных, со слезами на глазах внимающий арии из оперы. Невольно задумаешься, как все это способно уживаться в одном человеке.
На самом деле в этом фильме все неоднозначно и готово в любой момент обернуться чем-то другим: вот немец улыбается заключенному - и через мгновение стреляет ему в голову, или вот вам стол для настольного тенниса и белые простыни на кроватях, но за стеной все время слышен топот бегунов с камнями в рюкзаках, разнашивающих неудобную обувь.
Жизнь в лагере хрупка и непредсказуема, и каждый раз надо принимать новое решение, чтобы сохранить ее. И дай Бог, чтобы людям больше никогда не пришлось оказаться в этих диких условиях.
Фильм про обычных людей, которые очень хотели жить
Писать обзор про этот фильм трудно. Трудно и смотреть. Но обойти молчанием оскаровского лауреата, тем более, побившего российский и израильский фильмы, тоже нельзя. И потому: «Фальшивомонетчики».
Фильм был заведомо обречен на призы – слишком уж беспроигрышная тема. Да еще с достаточно неожиданной стороны/
Вторая Мировая. Концентрационный лагерь. Группа евреев, занимающаяся подделкой денежных купюр для фашистов. Успеху этой группы немцы придают огромное значение, и потому условия их содержания резко рознятся от тех несчастных, которые не могут быть полезны нацистам.
Мне уже приходилось слышать о якобы антисемитской направленности фильма – ведь фильм о евреях, переживших Катастрофу на всем готовеньком. Переживших потому, что работали на врага. А за тонким забором, отделяющим их мирок от настоящего, жил по своим законам настоящий лагерь и дымили газовые камеры.
Я не знаю, как бы я поступил на их месте, и не хочу знать – не дай Бог оказаться перед таким выбором. А уж осуждать тех, кто выжил, я тем более не в праве. Так что никакого антисемитизма – просто обычные люди, которые очень хотели жить.
Ближайшие ассоциации – конечно же, «Пианист» и «Жизнь прекрасна». Лучший кадр – настоящие заключенные, ворвавшиеся к нашим фальшивомонетчикам после ухода немцев. Изможденный донельзя человек в лохмотьях, гладящий кровать, заправленную чистым бельем.
Итого: я не могу сказать, что фильм мне понравился. Не знаю почему, но не зацепило. Возвращаясь к ассоциациям: наверное, не хватило трагичности «Пианиста» и фарса Бенини. Получился всего лишь еще один фильм про Катастрофу, который совсем не обязательно смотреть.