Есть фильмы, магию которых не разгадать. Люблю повторять эту фразу, хотя относится она всего к нескольким картинам, и одна из них – «Мои черничные ночи» Вонга Кар-Вая.
Можно анализировать, читать рецензии, обсуждать – и в конце концов все равно остаться с тем же недоумением, которое стало главной эмоцией после первого просмотра. Я не случайно говорю о первом просмотре, потому что смотришь такие фильмы чаще всего не единожды – к ним возвращаешься с мыслью, что, может, хоть на этот раз поймешь, что так тянет к нему.
Действительно, что делает такими притягательными слова «My Blueberry Nights»? Ведь не сюжет же: не только несколько банальный, но и вообще не очень-то внятный. И не смысловая нагрузка о том, что всем нам надо найти себя, а для этого лучше куда-нибудь уехать и пройти пресловутый квест. А что-то другое, что за гранью смыслов и событий, что затрагивает такие эмоции внутри меня, о существовании которых я и не всегда догадываюсь.
Такие фильмы, как культовая картина Вонга Кар-Вая, остаются для меня не смысловым утяжелителем, а возможностью сбежать из реальности в мир его образов, в том числе и визуальных. Потому что за этой игрой преломляющихся световых лучей, неоновых вывесок, изображений, многослойных призм я в какой-то момент, наконец, различаю чистый художественный образ человека и самого его бытия. Мы улавливаем нюансы сквозь то, что сначала кажется преградой нашему видению – все эти витрины, тусклые лампы баров и слепящие фары машин. Но в итоге это не только не мешает нам смотреть и видеть, но помогает разглядеть то, бескомпромиссный дневной свет прячет в тень.
Кар-Вай создает галерею образов, таких, с которыми мы бы никогда не столкнулись в реальной жизни, потому что, несмотря на странности каждого, все они прекрасны: и отчаянная Рейчел Вайс, и азартная Натали Портман, и ищущая Нора Джонс и, конечно же, прекрасный без всяких «но» Джуд Лоу. Здесь вообще важно то, что каждый из нарисованных портретов, это своеобразный путь выхода из повседневной суеты, из бега по кругу. Каждый приносит собственную жертву ради того, чтобы этот круг разорвать, но происходит это непременно: через чувство вины, непоправимой потери или отказа от прошлого. Тот путь, что проходит Элизабет в поисках себя, по сути каждый из этих героев проходит в миниатюре: преодолевает себя или, наоборот, сгибается под тяжестью отчаяния.
В любом случае, побеждает, в конце концов, то, что в любой истории и в нашей человеческой земной жизни должно побеждать – любовь! Любовь, не ставящая условий: она может отпустить и удержать, вдохновить и успокоить, утешить и разжечь. Наверное, важным условием успеха «Черничных ночей» стал Джуд Лоу, который в образе Джереми концентрирует философию автора – этот идеал человеческого благородства, который притворяется рядовым обывателем. Обаяние, с которым он подает Элизабет черничный пирог, или по телефону ищет безымянный бар в захолустье, или называет свое кафе русским словом «ключ», превращает историю, рассказанную Кар-Ваем, с одной стороны, в сказочный сюжет (ну правда, такие разве бывают на свете?), а с другой стороны, наполняет все сокровенным переживанием для зрителя, как минимум для одного точно – для меня.
И уже не удивляет, что после каждого просмотра «Моих черничных ночей» я судорожно ищу в интернете подходящие рецепты черничного пирога, чтобы подать его вечером к чаю остывшим, но еще слегка теплым с шариком ванильного мороженого. Не удивляет меня и то, что я так ни разу этого не сделала: ведь все это – попытка воплотить тот образ, что придумал гонконгский режиссер, в котором черничный пирог – символ счастья. И возможно, таковым ему и нужно оставаться.
Есть фильмы, магию которых не разгадать. Но в попытках сделать это иногда я пишу тексты в много букв, чтобы пока я это делаю, мысли и чувства сами разложились по полочкам и, наконец, позволили разгадать эту загадку. Но магию одним текстом не одолеть…
У Вонга Кар-Вая есть фильм под названием 'Чунгкингский экспресс', который мне сильно полюбился 5 лет назад. Конечно, могло показаться, что у режиссера все фильмы такого же высокого сорта. Утверждать так не берусь, поскольку до сих пор дополнительно просмотрел еще два фильма. 'Любовное настроение' толком не запомнил (требуется трезвая душа для очередного смотра). А вот двойной просмотр 'Моих черничных ночей' (с промежутком в 3 года) дал созреть моим мыслям, чтобы изложить их в текстовом варианте.
Фильм мгновенно располагает к себе сочной цветовой гаммой и замечательным саундтрек-листом. Под стать той самой ягоде в пироге, который никто не любит заказывать, кадры отдавали притягательной синевой и меланхоличной ностальгией. Наверное, каждому из нас доводилось общаться с разными людьми, которые оставляли в нас свои следы. Кто-то оставлял яркий след, кто-то - неприятный. Интересно то, что не знаешь, чего ожидать от незнакомых людей. Ведь первое впечатление, как правило, обманчиво.
Вот и главная героиня (Нора Джонс) шокирована поступком своего возлюбленного. Это приводит её в заведение с классным названием 'Ключ', хозяин которого и пирогом угостит, и истории расскажет, и даже будет философствовать. Конечно, любому будет приятно с собеседником в лице Джуда Лоу с его привлекательным британским акцентом. Но девушка все равно уезжает и гастролирует по городам и весям, познавая свои истинные желания и встречая по пути разношёрстных персонажей. Итог же всея истории ознаменуется шикарным кадром целующихся героев, который зрители могут лицезреть на постерах к фильму.
С одной стороны, на бумаге сюжет вполне способен завлечь, но вот исполнение, скорее всего, на любителя. Недолгих полтора часа многим могут показаться протяжными и даже нудными. Кажется, все-таки эта неторопливая и тягучая история смотрелась бы лучше, снимай её в азиатском видении. Она в принципе является азиатской, но снятая в западном 'тесте'. Почему 'Мои черничные ночи' казались бы лучше в азиатской версии? Потому что именно Востоку свойственны неторопливость, смирение, усидчивость, молчание.
Кстати, стоило бы упомянуть и о музыке. Благодаря европейскому дебюту Вонга Кар-Вая я узнал о замечательной песне 'The Greatest' в исполнении Cat Power (певица даже сыграла эпизодическую роль). Слушая её, мгновенно окунаешься в тихую гладь чувственных нот, но гладь все равно остается тихой, потому что её не потревожишь. Безумно очаровательная песня!
Так что же в итоге? Понравился мне фильм или нет? Нейтралитет - мой ответ. Были моменты, когда у меня щемило в сердце, когда я чувствовал полет души, когда наслаждался картинкой. Но всё это лишь моменты. Их не хватило для целостности, которая бесповоротно вцепилась бы в душу. Поэтому решать только лично вам, смотреть или нет 'Мои черничные ночи' Вонга Кар-Вая.
Название этого фильма меня уже давно манило, но как-то судьба не складывалась вкусить всю прелесть расхваленного шедевра Вонга Кар-Вая. К счастью, его 'черничные ночи' не были приторно сладкими, поэтому фильм оставил вполне приятное послевкусие. Ассоциация с пирогами не зря приходит на ум, так как сюжет здесь тоже многослойный, но начинка у всех историй одна - любовь. Вонг Кар-Вай решил посмотреть на любовь с разных сторон. Он показывает сразу пять различных историй, из которых сложно выделить одну главную. Их действительно не стоит разделять, потому что по отдельности каждая кажется какой-то недосказанной и сырой. Но все вместе они задают фильму общий меланхоличный настрой и особую ностальгическую атмосферу.
В каждой линии были какие-то трогательные эпизоды. Например, мне больше всего понравилась сцена с Катей и Джереми. Ведь правда же бывает желание вернуться еще раз в прошлое и узнать, будешь ли ты испытывать те же эмоции, что прежде. В этом эпизоде очень хорошо сыграл Джуд Лоу. Он вроде постоянно улыбается, но в глазах всё равно заметна грусть. Очень яркий образ получился у Рэйчел Вайс. Пожалуй, это самая грустная история роковой любви. Понравился еще образ Натали Портман за игровым столом. Но вся линия в целом оставила меня равнодушным, как и главная героиня Элизабет. Элизабет настолько пресная и скучная, как и её безответная любовь, что в чувства владельца кафе даже сложно поверить. Я бы не то что не влюбился бы в такую посетительницу, я бы её даже не запомнил)) И да, её наивность меня жутко раздражает. Возможно, таким и нужно быть, чтоб не терять веру в людей. Но я вижу в этом неумение учиться на своих ошибках. Хотя быть таким закоренелым скептиком, как героиня Портман, тоже не стоит. Но ее жизненная позиция мне все-таки ближе.
Конечно, не обошлось и без философствования на тему любви. Идея с ключами мне понравилась. Наверное, каждый оставляет где-то в глубине души свою баночку с ключами от разных историй. И это не обязательно служит доказательством того, что ты испытываешь надежду открыть старую дверь еще раз. Иногда мы оставляем себе такие ключи в память о том, что эта дверь навсегда уже заперта. В прочем, метафора с пирогом тоже интересна. Ведь если никто не пробует черничный пирог, то это же не делает его невкусным по умолчанию. Просто еще не нашелся любитель черники. Что ж, кусочек пирога от Кар-Вая я съел с удовольствием, но добавки не захотелось. Я люблю, когда пронзительно, с надрывом, до мурашек. А тут всё легонько и бережно, как поцелуй главных героев на постере. Вот только в финальных кадрах появился уже эмоциональный импульс, но там уже пошли финальные титры...
'Мои черничные ночи' я впервые посмотрела примерно пару лет назад, и тогда мне безумно понравился этот фильм, атмосфера которого захватила меня с первых минут. Больше всего поразило то, что актеры не играют, а буквально живут в кадре. Это редкий случай (да-да!) и в этом главная заслуга режиссера. И актерская работа Норы Джонс, а если быть точнее, дебютная работа, хотя это совершенно незаметно даже на фоне таких специалистов со стажем, как Джуд Лоу, Рейчел Вайс и Натали Портман.
Но, прошли годы, и я вновь пересматриваю этот фильм. И к моему удивлению, эмоции после показа финальных титров у меня уже вовсе не такие радужные, как тогда. Почему так? Ведь все осталось на своем месте: великолепная операторская работа, диалоги, заставляющие задуматься о чем-то, что имеет значение лично для тебя, заглавные аккорды любимой 'Greatest' Cat Power, да и черничный пирог, он все так же остается нетронутым в конце дня...
Возможно все дело в том, что это фильм о любви. Да, о той самой, с хэппи-эндом в конце. Думаю, что понять и прочувствовать полностью его романтический флер возможно, если вы в данное время влюблены или когда-то были влюблены и хотите погрустить, вспоминая о прошлом.
Первая новелла англоязычного фильма 'Мои черничные ночи' гонконгского режиссёра Вон Кавая даже заставила меня удивиться, что на эту картину нападали те, кто считал, что совершенно напрасно постановщик вторгся на чужую территорию - снимал бы, как раньше, в одном из китайских анклавов или вообще в Юго-Восточной Азии (хотя ещё в ленте 'Счастливы вместе' герои попадают в Аргентину - кстати, это наименее удачная работа Вона). Пусть и оператор другой (иранец по происхождению Дарьюс Хонджи), и городская натура иная, и актёры не азиатские - а такое впечатление, что всё происходит в каком-либо кафе Гонконга.
Но вот дальше... Чем глубже в сердцевину Америки, тем неинтереснее и зауряднее. Если в изображении сохраняется фирменный стиль Вон Кавая, узнаваемый не только по кадрам, но вообще по цветовым пятнам, то в рассказываемых историях и в диалогах выпирает 'типичная американщина', а режиссёр оказывается очередным заезжим наблюдателем, который вроде как имеет собственный взгляд на Америку, однако это выглядит довольно банально.
Лишь с окончательным возвращением назад в Нью-Йорк, в прежнее кафе с русским названием 'Ключ' (бармен был вроде как влюблён в девушку из России по имени Катя - и она даже появляется на пару минуту в третьей новелле, но как-то дежурно и необязательно, без чего вполне можно было обойтись), повествование опять обретает искомую лиричность и трогательность интонации. Хотя трудно всё равно избавиться от впечатления, что Вон Кавай занимается перепевами собственного творчества - вот и звучащая в иной аранжировке (уже на губной гармошке) пронзающая душу мелодия Сигэру Умэбаяси, которая гениально использована в 'Любовном настроении', тут оставляет, скорее, ощущение неизбывной печали, что всё куда-то исчезает без следа, и былая кинематографическая слава тоже.
Что касается черничного пирога... Я всё ещё помню изумительный вкус того пирога с черникой, которым угощал меня знакомый автор в ресторане гостиницы 'Балчуг' летом 1994 года.
В том что «Мои черничные ночи» снял именно Вонг- Кар Вай сомневаться не приходится, его авторство очевидно с первых кадров, однако… Это как кофе без кофеина- вроде бы то же самое, а чего то всё равно не хватает. Трудно определить, что это был за «кофеин». Может быть Тони Люн, без которого уже и Кар-Вай, не Кар- вай, Может камера Кристофера Дойла, виды азиатских мегаполисов или музыка. Не исключено, что всё вместе взятое.
Помню, перед просмотром я даже радовалась что мой любимый режиссёр «пошёл на эксперимент» и снял в главной роли обожаемого мною (на тот момент) Джуда Лоу. Правда я терпеть не могу чернику, но это была единственная негативная ассоциация.
Предвкушая нечто особенное и необыкновенное, я включила DVD и приготовилась наслаждаться зрелищем. Финальные титры. Я абсолютно ничего не чувствую. Ругать фильм оснований вроде нет, но и хвалить как-то не тянет.
Думаю, причина в отсутствии глубины. Возьмём, к примеру «Любовное настроение». Внешне это довольно простая история, но мелочи, на которых оператор то и дело заостряет внимание, заставляют если и не понять, то по крайней мере интуитивно почувствовать «двойное дно» чуть ли не в каждом кадре. Такие фильмы можно пересматривать бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Здесь этого нет. Меня во время просмотра не покидало чувство, будто режиссёр во время съемок постоянно держал ногу на педали тормоза и как только замечал какую-то «чрезмерность», изо всей силы давил на неё. Словно боясь быть непонятым западным зрителем, решил упростить, адаптировать свои сюжеты.
К актёрам у меня претензий нет. Джуд очарователен, Нора мила, Рэйчел сногсшибательна. И даже черника выглядит аппетитно. Разве что внешность (подчёркиваю, исключительно внешность, а не игра) героини Натали Портман показалась менее органичной. Всё- таки тот стиль одежды, что у азиатских девушек в порядке вещей, применительно к американке выглядит, как костюм для Хэллоуина.
Музыка не впечатлила. С Кар Ваем у меня ассоциируется либо что-то джазово-блюзовое, либо прилипчивый (часто китайский) поп десятилетней давности. А тут музыка вроде приятная, но она существует отдельно от истории. Такой саундтрек можно с лёгкостью использовать во многих фильмах подходящей тематики.
Для меня, на данный момент, это самый слабый фильм Кар -Вая
Вы когда-нибудь смотрели чужие сны? Иногда яркие, динамичные, с кучей лиц и действия, иногда долгие, тягучие, с однообразным фоном и длинными размышлениями о жизни? Бывали ли вы когда-то чужим в дружной компании, когда все изъясняются полувзглядами/полунамеками, а вам остается только вежливо улыбаться? Слушали ли вы пьяные откровения случайных попутчиков, когда хамом быть не хочется, но и сопереживать не с чего?
Элизабет бросил ее парень, Джереми давно расстался со своей девушкой. Старая как мир и каждый раз новая история. Когда ты слишком рассудочен и опытен, чтобы резать вены или прыгать из окна, но жизни уже нет, а так, последовательность утро-день-вечер. Когда, для того, чтобы проснуться утром, ты должен придумать себе маленькую традицию - ключи в банке или вспомнить детскую мечту про путешествия.
Но время лечит, не стирает пережитое, но помогает увидеть под другим углом. И вот уже и темные окна не вызывают той оглушительной боли, и ключи все выброшены и раздарены. Прошлое больше не заслоняет взгляд, не нависает горой, заслоняя небосклон, а тактично отходит, давая пройти наступающему будущему.
Весь фильм - как чужой дневник, события в котором тебя не касаются. Или как песня на незнакомом языке - и мелодия приятная, и люди вокруг с ума сходят, а ты не понимаешь ничего. Или как сон - яркий, полный неповторимых мгновений и невыдуманных переживаний - но чужой.
Ключи от всех дверей - в сердце каждого, потому что только любовь говорит со всеми на одном языке.
- А что не так с черничным пирогом?
- С ним все в порядке. Просто его никто не хочет.
Многие ждали от фильма чего-то сверхъестественного. Думаю, что ожидания не оправдались. Тем не менее фильм 'Мои Черничные Ночи' оставил меня в приятных размышлениях.
Я бы сказала, что сюжет немного затянут, но видимо потому, что у всех героев, которые встречаются в жизни Лиззи, должно быть время высказаться, чтобы поведать ей о себе и таким образом, помочь Лиззи в поисках 'новой себя'.
Фильм на самом деле лишен романтики. В реальной жизни мы ищем ее, но ничего не делаем, чтобы она появилась в наших отношениях. Все нужно делать самостоятельно. Вот и герои Джереми и Элизабет устали приносить себя в жертву прошлым связям, и остановились на какое-то время на одинаковых координатах. Если Джереми прекратил поиски мечты и нашел себя в другом, то Лиза, более пылкая, смело отправляется в путешествия по разным штатам для того, чтобы измениться и отшлифовать память так гладко, чтобы в ней не было места прошлой любви.
Понравилось, что Лоу играет нормального, адекватного парня, не помешанного на себе. Понравилась банка с различными ключами и историями об их обладателях; мимолетная встреча Лоу со своей бывшей любовью - русской девушкой Катей; Натали Портман, еврейка с католическим крестиком на шее (Пожертвовала верой ряди фильма), пьяница полицейский, который так и не смог исправить свою жизнь...
Советую смотреть фильм в тот период, когда ваши отношения трещат по швам. От просмотра они не покроются лепестками роз и ангелы не будут петь вам и вашему избраннику 'Аллилуя!', но кое-что взвесить будет проще.
Скажу честно, меня этот фильм особо не впечатлил!Но, есть одно большое 'НО' он мне понравился...
Все как обычно, есть милый парень, владелец небольшого бара с экзотическим для Нью-Йорка названием 'Ключ',и есть девушка с разбитым сердцем.
Главной героине кажется, что ее обидели, но мне кажется, она просто запуталась в самой себе и отчаянно пыталась найти ответы, казалось бы, на совсем очевидные вопросы.
И в конце концов она их нашла, нашла очень близко, почти под носом!Все тайны крылись в черничном пироге!Далеко ходить не надо. Но чтобы это понять, она совершила огромное путешествие, скорее даже не по стране, а себе самой. Она встречает людей, так на нее не похожих, но в то же время она с каждым находит что-то общее, что-то, что связывает их прочной нитью.
Полицейский, который не мог найти сил и бросить пить, но так отчаянно хотел этого, как впрочем и свою жену, которая делала вид, что ей плевать на него, хотя где-то в глубине души чувства еще теплились...
Или девушку, играманку, которая ненавидела своего отца и в то же время восхищалась им, которая не могла принять смерть отца и в память о нем нарушила свое обещание.
В итоге героиня понимает, что пора возвращаться домой, где ее ждет черничный пирог и парень, в которого она влюбилась и который любит и ждет ее.
Я не назвали имен главных героев, потому что не запомнила их. Все персонажи этого фильма являются абсолютными антиподами друг друга, люди разных миров, разных жизней, но они влияют друг на друга, даже сами не замечая этого.
Я не могу сказать, что фильм гениален и рекомендован к просмотру, нет. Этот фильм оставляет приятный след теплых воспоминаний и я ни чуть не жалею, что посмотрела его, вечер удался!
Фильм Вонга Кар-Вая 'Мои черничные ночи' был снят в 2007 году. В этом же году был номинирован на Канском кинофестивале, а Кар-Ваю была вручена Золотая пальмовая ветвь.
'Мои черничные ночи' - фильм о прощании. Элизабет (которую очень неплохо сыграла непрофессиональная актриса Нора Джонс), прошедшая через множество разочарований, пытается залечить свое разбитое сердце и открыть новую главу своей жизни. Прежде чем освободиться от прошлого, она встречает много новых людей, которые ей в этом помогают. Например, владелец ночного кафе - Джереми (Джуд Лоу) или девушка-игрок (Натали Портман).
Сюжет по-истине очень прост и лаконичен, что привлекает еще больше. Примечательный факт: изначально фильм планировалось назвать 'Стороны Элизабет', что олицетворяет основную идею мелодрамы - показать различные стороны героини при встрече с новыми людьми и то, как она меняется о время путешествия. Однако это название слишком буквально. И, так как всё в жизни Элизабет меняется, а любимый черничный пирог остается неизменным, было решено фильм так и назвать - 'Мои черничные ночи'. На мой взгляд, это название лучше всего подходит для этого фильма.
Если говорить о том, как сняты 'Мои черничные ночи', то, несомненно, Кар-Вай постарался. Его характерные фишки: размытый фокус, замедленная съемка, филигранная операторская работа, - делают фильм совершенным. Саунд-треки, подобранные к нему, также идеально вписываются в атмосферу. (Nora Jones - The story; Cat Power - The greatest).