Пока не высохнут слезы великого мастера... (часть 8)
Эта последняя серьезная картина Кар-Вая представляет собой сочетание принципов авторского и коммерческого кино, а сюжет, вбирающий в себя несколько законченных историй, имеет рамочную композицию, то есть заканчивается там же, где и начался. Эта пространственная симметрия дополняет временную удаленность эпизодов. Между первой и последней сценой проходит почти год, за который главная героиня внутренне обогащается, приобретает новый опыт, помогающий ей понять, что для нее ценно на самом деле. «Мои черничные ночи» - будто сеанс психотерапии, ведь герои выслушивают проблемы друг друга, учась слышать и понимать, в том числе и самих себя. В начале ленты героиня зациклена всецело на своих травматических переживаниях, ей нужно научиться сострадать другим, открываться навстречу им, чтобы самой в итоге полюбить.
Несмотря на истории потерь, травматический опыт персонажей, в картине нет прямого абьюзинга, никто здесь не мучает другого из садизма, но лишь от непонимания, от неспособности услышать другого. Часто смерть близких становится для персонажей способом понять, что значил для них тот или иной человек. Несмотря на то, что героиня «Моих черничных ночей» пишет письма другу, будущему возлюбленному, от которого она отделена временем и пространством, а он пытается найти ее, обзванивая рестораны и бары, то есть, несмотря на множество опосредующих звеньев в общении, отчуждение здесь минимально (не то, что в других картинах Кар-Вая). Режиссер снял на этот раз проникновенную историю о человеческой теплоте, о возможности разглядеть в Другом человека, способности научиться слышать ближнего, одним словом – об агапической любви, любви-заботе.
«Мои черничные ночи» предлагает нам целый ансамбль выдающихся актерских работ: здесь и Джуд Лоу в роль всегда эмпатично настроенного хозяина кафе, и Натали Портман в образе эмансипированной и развязной любительницы азартных игр (полная противоположность образу, созданному ей в «Черном лебеде»), и Рэйчел Вайз в роли безутешной вдовы, открыто изменявшей своему мужу, ну и Нора Джонс, играющая здесь свой самую заметную роль в карьере. Карваевский визуальный эстетизм здесь сдержан, но все равно присутствует через съемки посредством необычных ракурсов, с использованием цветовых фильтров, сквозь стекла (не символ ли это барьеров между героями?) под аккомпанемент американских блюзов, столь же органичных здесь, как и специально написанные для «Любовного настроения» или «2046» саундтреки.
Можно смело утверждать, что Вонг Кар-Вай в своем творчестве проходит долгий путь от поэтики отчуждения, которую, на его взгляд, насаждает космополитичный урбанизм больших городов, от меланхолии, вызванной наблюдением над тем, как много барьеров между людьми («Чунгкингский экспресс», «Падшие ангелы», «Счастливы вместе»), к поэзии человеческой эмпатии, взаимопомощи и сострадания («Мои черничные ночи»). Утверждая позитивные экзистенциальные идеалы, этот режиссер сам избавляется от внутренних демонов, что позволяет их хоть немного укротить и своим персонажам, а значит, и зрителям.
На первый взгляд довольна простая романтическая история о том, как двое молодых людей нашли друг друга в большом городе после расставания с бывшими возлюбленными. Таких мы видели огромное количество. Но конкретно в этой есть что то особенное.
Во-первых, операторская работа. Показать нью-йорка в азиатском стиле, это нужно суметь. Размытые планы, неон, холод и на этом фоне маленькое кафе главного героя. Такое теплое, уютное, домашнее. Возможно именно это и притягивает главную героиню именно в это место. Она хочет заполнить чем то расставание с бывшим и холод внутри.
Во-вторых, актерский состав. Пусть нора Джонс и не профессиональная актриса, но в данной роли она очень гармонична. Джуд Лоу всегда органичен в роли героев-любовников. Рейчел Вайс бесподобна. Ее история и монолог об отношениях с бывшим мужем отыграны на 5+. Натали Портман, на мой взгляд, не раскрылась в этом фильме. Единственный довольно статичный персонаж на пути главной героини.
И в целом арка персонажей сделана канонична. Травмирующее событие-Путь-Перерождение или обретение себя. И все это снято в отличном азиатском стиле.
Меланхоличная, замкнутая на чувствах и эмоциях персонажей, мелодрама, погружающая в пучину случайных событий. Вонг Кар-Вай — поэт мира кинематографа, описывающий обволакивающие чувства светом и тенью, яркими неоновыми огнями на фоне тьмы, в которую погружены персонажи, существующие где-то на пересечении старой и новой жизни.
Такое кино, безусловно, должно содержать в себе интересную историю, вызывающую вопросы: как и, главное, зачем мы движемся в ту или иную сторону?
Элизабет потерявшая в самой себе ответы на вопросы, роящиеся в её голове. Требуется переосмысление собственного пути и становление на новый, на котором могут повстречаться десятки других путей незнакомых людей, которые описывают действиями и словами точку под названием “настоящее”. Они сами выбирают продолжение, помогая Элизабет определиться с выбором дальнейших действий. Оставаясь в стороне, можно наблюдать за миром, за его тягучестью, тяжестью поступков, в которые вовлечены влюбленные пары или просто людеи, у которых есть такое вот чувство — любовь.
Весьма занимательно было наблюдать, как новое возвращается к старому, как преодоление срабатывает по-разному на людей. Боясь наступить на собственные грабли, персонажи выбирают не отлогий спуск, а крутой, надеясь получить еще большее вознаграждение за пройденное. В конце нас обязательно кто-то ждет. А может и не ждет вовсе, но есть надежда, есть то, что помогает держаться из последних сил на плаву.
Черничные пирог — на этом акцент. Связующая деталь, можно сказать, первый и последний пазл. Не просто пирог, а воплощение прошлого: мягкое и сладкое. Без примеси боли, страданий, пока никто не возьмет его и не откусит.
Пожалуй, первым делом следует отметить необычность фильма. Он не похож ни на один из тех, что мне доводилось видеть прежде. При этом довольно трудно сказать, чем именно он отличается от остальных. Просто иная манера повествования, которая проявляется одновременно во всём.
В частности, безусловно, это операторская работа с особыми ракурсами. Хорошие актёры, подходящие к их ролям. Незаурядный саунд. Насколько я могу судить, удачно подобранные костюмы. И прочие мелочи.
В целом, как я и ожидал, просмотрев кадры, фильм вышел очень красивым. Проблема у него не в облике, а в содержании. Он не несёт в себе почти никакой морали. Процентов 75 от фильма, причём это начало и середина, в основном, - это какой-то набор невзаимосвязанных между собой сцен. И, по-моему, команда весьма поленилась и сняла в одни и те же разы совершенно разные по сюжетному времени эпизоды. Например, сцены в баре и в закусочной с участием Дэвида Стрэтэйрна. Но это ладно.
Если бы не финальная четверть картины, она получилась бы на 2-4 балла из 10. Только концовка всё спасает, когда появляется Натали Портман, которая придаёт жизни фильму. До неё он выглядит совершенно мёртво, даже несмотря на прекрасные диалоги в его начале - между, собственно, главными героями - Джереми и Элизабет, которых исполнили блестяще сыгравший Джуд Лоу и певица
Нора Джонс. У них получились по-настоящему грамотно выстроенные взаимодействия (скажем, как вербальные, так и невербальные). Но и они не спасают унылую пустоту фильма в его первых трёх четвертях продолжительности.
Сюжет до тупости банален: девушку необоснованно бросает парень, она ничего не понимает, общается с работником кафешки, так как, видимо, больше особо не с кем, да ещё и посреди ночи. Он то ли задерживается, бедный, на работе из-за неё, то ли просто у него нет посетителей (Нью-Йорк же это деревня, в которой нет людей). Затем к ней приходит озарение, что ей надо тикать с городу, чтобы всё и всех забыть. Вот тебе и вся логика фильма. Естественно, с ней происходят разные события в путешествии. И, пожалуй, так же естественно, что она рано или поздно вновь оказывается в своём родном городе, будучи уже типа другим человеком.
Словом, прямо говоря, фильм ни о чём. Или, если хотите, обо всём в раз. Он подходит для двух людей: во-первых - это подростки, которые ещё не успели посмотреть нормальное кино. Во-вторых - те, кому заняться нечем и нужно как-то красиво протупить полтора часа, поедая чипсы или попкорн и посасывая рядом сидящую девушку, ой, простите, кока-колу.
Да, к сожалению, несмотря на то, что он был снял гонконгским режиссёром, фильм получился на западный манер, который состоит в псевдодуховности, призывающей к действию. Проще говоря, идея здесь скорее в потребительском поиске нового, нежели в попытке самосовершенствования. Об этом говорит даже последняя сцена. Вопрос: как много времени пройдёт, прежде чем всё, что здесь показано, пойдёт по кругу? То есть как много времени понадобится нарисованным в данной картине персонажам, чтобы вернуться к тому же, с чего они начали? Впрочем, оставим эти вопросы и философию.
Каким-то чудесным образом последним сценам удаётся максимально систематизировать всё показанное ранее. Вспоминается, кстати, 'Помни меня' с Робертом Паттинсоном. С 2-4 баллов из 10 мы поднимаемся до 6-7. Наверное, помимо, красоты, какая-то бестолковая правдоподобность помогает вытянуть нездоровый сюжет. Если, как мне показалось, середину фильма снимали от балды, растягивая одни и те же кадры на разные по сюжету моменты истории, то на одну только последнюю сцену ушло 150 дублей!
Подытоживая, скажем, что картина вышла бессодержательная, но красивая и правдоподобная (правда, скорее в конце, чем в начале).
Ночь, одиночество, любовь и кусочек черничного пирога
В году 2007-2008 диск с фильмом Мои черничные ночи слишком часто попадался мне на глаза. Тогда я и решила, что когда-нибудь я его точно посмотрю. Приобрести диск удалось года 2-3 спустя. Так я и познакомилась с артхаусным кино. Хоть я и не совсем поняла смысл творения Вонга Карвая, фильм меня полностью очаровал. Лишь после последующих просмотров понимаешь посыл режиссера и какой смысл он пытался в него вложить. Подумаем о смысле фильма Мои черничные ночи?
Нью-Йорк. Молодая девушка Элизабет, узнав об измене своего парня, отправляется в долгое путешествие через всю страну в попытке залечить забитое сердце. На своем пути она встречает разных людей, причем у каждого своя история - будь то романтичный владелец кафе или же девушка-картежница. Все эти события и люди в какой-то мере помогают Элизабет забыть о боли в сердце, поставить себе цель и осознать, что любовь намного ближе, чем кажется...
Главное, что мне понравилось в фильме - это его атмосфера. Чаще всего действие происходит в ночное время, но именно тогда и происходят все основные события: первые встречи, слезы и расставания, победы и проигрыши, возвращения и поцелуи... Все это сопровождается ночной тишиной и ночными огнями от вывесок и фонарей - моментально настраивает на романтику. Но все же основной посыл фильма - это одиночество. Ведь по идее каждый герой фильма - одинок, в той или иной степени. И у каждого человека своя история одиночества, которую мы слушаем и порой не можем ее не прочувствовать или сдержать слез. Это кино о людях, их чувствах и их жизнях, которую они не обязаны проходить в одиночестве.
Исполнительница главной роли Нора Джонс не является профессиональной актрисой, но мне понравилась ее игра - она была естественна, чувственна и эмоциональна: Элизабет - это обычная девушка с разбитым сердцем, в которой мы можем увидеть себя. Поэтому мы ей сочувствуем и переживаем, а затем радуемся ее успехам. И наслаждаемся ее чарующим голосом, слушая песню The Story.
На своем пути Элизабет встречает обычных людей со своими историями, становится невольным свидетелем их семейных проблем, что помогает ей самой: это романтичный владелец кафе с русским названием 'Ключ' Джереми (Джуд Лоу), который печет вкуснейшие пироги, которому Лиззи пишет открытки без адреса, а Джереми безуспешно пытается ее найти... Это Арни (Дэвид Стрэтэйрн), полицейский, который изо всех сил борется с алкоголизмом, но часто сдается. А ситуацию ухудшает его бывшая жена Сью Линн (Рейчел Вайс), которая открыто живет с молодым любовником, ходит по городу с высоко поднятой головой, невзирая на осуждения. Это Лесли (Натали Портман), девушка-игрок в покер, которая хочет отыграться, поэтому и обращается к Лиззи с просьбой. А затем они отправляются дальше, повидать отца Лесли.
О чем фильм Мои черничные ночи? В артхаусном кино всегда множество смыслов, какая-то своя особая философия и обычные идеи, которые становятся весьма необычными. Для меня это кино об одиночестве и о любви, которую порой не стоит искать за тридевять земель. Наверняка для других зрителей - Ночи будут уже о другом. А пока - возьмите кусочек черничного пирога с ванильным мороженым и пересмотрите знаменитую сцену с поцелуем...
Фильм очень своеобразный, атмосферный, об этом надо знать перед просмотром. Я не знала и оказалась не готова. После фильма первые 20 минут я не могла понять, что же хотел сказать автор, о чём вообще этот фильм. Спустя час стали появляться ответы на вопросы, кадры и мысли наслаивались друг на друга как слои того самого черничного пирога. Я не пожалела, что посмотрела, после фильма остаётся приятное послевкусие. Его можно сравнить с книгами Харуки Мураками, он так же пишет о простой жизни простых людей, вкладывая что-то особенное в смысл, который приходит не сразу, он так же украшает сюжет кучей подробностей, в которых ты начинаешь жить по мере развития сюжета.
Так о чём же фильм? В широком смысле, о жизни. Лиззи сталкивается с предательством любимого человека, бежит от всего, что напоминает ей о нём и пытается забыть. Только от себя не убежишь. Она переезжает с места на место, меняет работу и наблюдает за людьми. Лиззи видит спивающегося полицейского с такой же раной в сердце как и у неё, видит как он не может справиться с болью, и делает определённые выводы для себя. Она видит одиночество героини Натали Портман, топящую свою грусть в азартных играх, и понимает, что жизнь можно устроить очень по-разному. Обо всём этом она пишет Джереми, бармену из её штата, с которым она случайно знакомится, узнав об измене своего парня. И понимает, что не надо бояться начать всё заново, что любви надо давать второй шанс (не в смысле той же самой истории любви, а новой любви, любви в принципе).
А ещё этот фильм о том, какая эта самая любовь бывает. Нежная привязанность Джереми, надеющегося на новую встречу, любовь-зависимость полицейского и его жены, которая не даёт им счастья, любовь отцов и детей, которая разрушается, а жизнь не даёт им шанса её восстановить. Всё это заставляет задуматься не только главную героиню, но и зрителей. Не надо бояться новой любви, даже если прошлая причинила боль, не разрушайте отношений со своей семьёй. И будьте добры, милосердны друг к другу. Лиззи и управляющий бара были добры к полицейскому, Джереми был добр с Лиззи - и каждому вернулось добро. Добро возвращается. Вот об этом, наверное, и весь фильм. Тёплый, необычный и запоминающийся. Рекомендуется к просмотру под мягким пледом с чашкой горячего какао.
Каждого из нас где-то ждёт свой черничный пирог, что остальные оставляют на завтра
Иногда я не могу сказать, почему мне что-то нравится. Такое случается очень редко, потому что причину я ищу всегда. Для меня жизнь – не жизнь, если я не знаю, зачем и почему. Но всегда бывают исключения.
«Мои черничные ночи» – это фильм, который по какому-то волшебному стечению обстоятельств записался в один из самых приятных, осенних и теплых. Я до конца не понимаю, о чём он и зачем, но он мне нравится. Настолько, что я бы не отказалась его в удовольствие пересмотреть и в третий раз.
Фильм нам рассказывает о небольшом отрывке жизни Элизабет. Наверное, правильно будет сказать именно так. Но я бы забыла всю сюжетную линию, которая для меня до сих пор осталась непонятной, и сказала, что фильм о черничном пироге, случайных знакомствах и сладости последнего кусочка.
Все мои самые любимые кадры и события происходят в кафе под названием «Ключ». Музыка, постоянные вставки черничного пирога с мороженым, мимолётные взгляды, буквы, важные слова, ключи и эмоции.
Весь фильм – это своеобразный поиск себя. Но только если я позиционирую свой путь не напрямую через людей, то у Лизи как раз наоборот. Она уезжает искать себя. Работает официанткой, копит на машину, а ей на пути встречаются именно те люди, через которых она совсем по-другому смогла взглянуть на себя. И на любовь. Ведь если совсем по-простому, то фильм про любовь. Только не такую явную и навязчивую, как мы привыкли видеть.
Те жизни других людей, что открылись перед ней, были полны надежд, боли, расставания, смерти и любви.
Фильм состоит из диалогов, которые иногда трансформировались в монологи, и выдавали всю суть людей, что их произносили. Если подумать, то слов там было мало. Больше взглядов, полуулыбок и мыслей, что крутились повсюду.
Ах, да! И ещё здесь прекрасный и очень комфортный актёрский состав. Джуд Лоу, Нора Джонс, Натали Портман, Рэйчел Вайс.
«Мои черничные ночи» – фильм очень красивый, насыщенный цветом и простыми, знакомыми каждому до боли, эмоциями. В нём нет явной морали или смысла. Он, как сама жизнь, может случиться с каждым. И надо не забывать, что каждого из нас где-то ждёт свой черничный пирог, что остальные оставляют на завтра.
Мелодрама. Отлично сделанное независимое кино. Которое не отличается особой оригинальностью, но которое цепляет за душу. История начинается с того, что главная героиня расстается со своим парнем, который ей изменил, и, не в силах больше терпеть - высказывается бармену небольшого кафе. Финал картины предсказуем, но все равно смотреть интересно, в особенности благодаря талантливым актерам, задействованным в данной картине. Разберем их:
1. Элизабет в исполнении Норы Джонс - обычная девушка, которой приключилась самая обычная история - измена ее парня. Не в силах оставаться в этом городе, она путешествует по стране. Страдает бессонницей, поэтому много работает, становясь невольным свидетелем человеческих драм, которые старается изменить по мере сил. Нора весьма хорошо передала характер своей героини, особенно в диалогах между героями.
2. Джереми в исполнении Джуда Лоу - владелец, и по совместительству бармен небольшого кафе под названием 'Ключ'. Да да, именно русскими буквами. Для меня это было просто подарком при первом просмотре. И я вновь получил удовольствие, пересмотрев его. Вообще я думаю все бармены - это просто кладези чужих таин, которые они выслушивают от посетителей, после изрядной доли алкоголя. Здесь именно такой случай - он не помнит лиц самих людей, но помнит, кто и что заказывал. Он, не задумываясь выслушал историю Элизабет, и после ночи, проведенной в кафе - влюбился в нее. Герой Джуда - очень ответственный человек, это особенно заметно по эпизоду с ключами. Мне кажется, что здесь Джуд не играл роль - он ей просто жил, и это прекрасно. Когда актер может передать через экран 'жизнь' своего героя - это дорогого стоит. Это говорит о том, что перед нами - гениальный актер. Браво Джуд!
3. Сью Линн в исполнении Рейчел Вайс - стерва, которая мучает своего мужа. Самый отрицательный герой данной картины. Мне было искренне жалко ее мужа, который принимал все близко к сердцу. Он не заслужил того обращения. А то, как она повела себя в финале - меня просто взбесило. Хотя, незадолго до окончания на миг у меня промелькнуло к ней сочувствие, но лишь на миг. Она так и осталась стервой. Рейчел отлично ее сыграла. Никогда бы не подумал, что она может играть и отрицательных персонажей. И здесь я в этом убедился.
4. Лесли в исполнении Натали Портман - авантюристка, желающая быстро разбогатеть, поэтому играет в казино. Хорошо, что жизнь ей несколько раз напоминает о том, что удача не вечна. Тоже весьма отрицательная героиня, но лишь до определенного момента. Не уточню какого, потом в ней просыпается то, что давно дремало. Здесь героиня Натали не очень цепляет, даже отталкивает всем своим видом. Но актриса справилась с этой ролью. Нет никаких нареканий.
Хочу отметить, что в картине отличные диалоги. Они и не пафосны, но и не банальны. Так же отлично подобрана музыка, которая звучит в тех моментах, где она нужна. Учтите, что фильм весьма монотонен, поэтому если вы смотрите его, придя с работы - то спокойно можете заснуть.
В очередной раз читаю описание фильма после его просмотра и убеждаюсь, что оно совершенно не соответствует его содержанию. Не стоит также обращать внимание на название, которое русскому человеку может показаться слишком пошло-романтичным.
А вот на режиссера обратить внимание стоит. Я уже знакома с творчеством Кар-Вая благодаря 'Чунгкинскому экспрессу', поэтому знала, чего ожидать. Однако, этот фильм оказался выше моих ожиданий.
В одной из рецензий написано, что это китайский фильм на европейский манер. Иногда это действительно просвечивает, но в целом, для нас это плюс, потому что он все-таки ближе нашей культуре и понятнее. Кроме того, в нем больше сюжетных поворотов, логики и завершенности, по сравнению с тем же экспрессом.
Отдельное внимание хочется уделить нескольким аспектам:
Атмосфера. Фильм снят красиво, чувствуется труд, который в него вложен. Кар-вай очень хорошо передает суть романтики. Чистой, и не опошленной Голливудом. Мне кажется, сегодня, когда окружающие замкнуты, заняты своими проблемами и перестали ценить простое человеческое общение, простые душевные разговоры, истории, нам очень не хватает того мира, по которому ностальгирует Кар-Вай.
Что лучше передает романтическую атмосферу, как не ночь, неоновые вывески, накуренные бары, казино или пустая дорога. Говоря о романтике, я имею в виду не розовые сопли из американских фильмов с душераздирающими историями, а то, что знакомо каждому, - человеческие страхи, сомнения, желания, разочарования, любопытство.
Кар-Вай рассказывает о людях, какие они есть, и ты сострадаешь им, потому что тебе тоже не чуждо ничто человеческое.
Персонажи Отдельное спасибо за персонажей, они действительно хорошо раскрыты, они живые и интересные, им нельзя не симпатизировать. Мне действительно понравились все, особенно персонаж Натали Портман, замечательно ей исполненный и лишь укрепивший мое впечатление о ней, как о хорошей актрисе, а также романтичный образ держателя кафе, который коллекционирует чужие ключи и чужие истории, на роль которого я не смогла бы представить актера лучше, чем Джуд Лоу.
Вообще, создается впечатление, что Кар-Вай четко представлял какие лица он хочет видеть на месте своих персонажей, и потому они так прекрасно вписываются в его картину.
СаундтрекиУслышав пару раз в начале фильма одну композицию(кстати говоря, замечательную), я улыбнулась, подумав, что Кар-Вай в своем стиле, и теперь мы будем слушать ее весь фильм. Но он поступил мудрее, подобрав под каждое место и настроение свою композицию, они очень удачно переплетаются и повторяются, что позволяет еще глубже погрузиться в атмосферу черничных ночей.
Я боюсь, что мой отзыв перегружен излишней романтикой, а это как раз то, чего я не хотела. Это просто отличный фильм, раскрывающий человеческую душу. И поэтому его стоит посмотреть. Вот и все
Не уверена, что когда-то видела фильм подобного жанра, который превзошел бы 'Черничные ночи'. Я не слишком хорошо разбираюсь в жанрах, не способна судить о том, насколько это 'артхаусный' фильм или же нет, я для себя знаю главное - 'Черничные ночи' - это маленький шедевр о том, что может произойти у жизни каждого из нас.
Здесь нет напыщенных и сказанных не к месту фраз. Все очень гармонично слажено, каждый кадр настолько идеален, что хочешь разобрать фильм на мелкие частицы и запечатлеть в сердце.
Кафе, одинокий мужчина, который собирает ключи других людей веря, что их нельзя терять, ведь тогда двери, к которым подойдут эти ключи, навсегда закроются, одинокая девушка, которая ищет чего-то непонятного даже ей самой и ночной Нью-Йорк, который может столкнуть двух совершенно разных людей.
Нора Джонс для меня до фильма была исключительно талантливой певицей, песни которой отлично слушать осенью, делиться с близкими людьми. Как актриса она великолепна. Хотелось бы видеть ее на экранах еще.
Джуд Лоу он и в Африке будет Джудом Лоу. Также как и Рэйчел Вайс. Они отлично сыграли и даже не было и мысли, что их роли сыграл бы кто-то получше.
А вот Натали Портман в амплуа стервы, которая боится раскрывать себя даже близким людям, была для меня открытием. Я привыкла видеть ее в роли милой и нежной девушки, которая на мышь не способна крикнуть, не то что выиграть в покер в непонятном заведении. Браво, определенно!
'В конце концов не так сложно перейти улицу. Главное, - кто ждет тебя на другой стороне'.