Прошло 14 лет, как я впервые увидела этот фильм, и то - только по рекомендации по типу '100 лучших фильмов мира'. Я не могла пройти мимо. И действительно название притягательное, но ночей в фильме (в смысле мрачности, темноты) было с избытком; замедление кадров страшно раздражало из-за их обилия, но это не главное...
Главное, что никому нельзя верить, даже себе (!) - по словам героини Натали Портман. Поэтому и вы можете не верить. Но на мой взгляд это пустой, лишенный умных диалогов, лишенный любви, изюминки, интриги фильм...
Но верить никому нельзя. У всех своё мнение, и оно будет однозначно радостное, если вам не более 15 лет и вы мечтаете о встрече с таким же красавцем, как Лоу, да еще и не бедным.
Как, наверное, и многих других меня этот фильм привлек своим загадочным и красивым названием, сулящим что-то романтично-философское и по-восточному глубокое, блестящей обложкой ну и конечно актерским составом, включающим чуть ли не самых любимых моих актеров. Ну что ж тем больше было разочарование. Хотя надо сказать оно не сразу постигло меня, ибо начало получилось весьма многообещающим.
Красивые ракурсы, интересные кадры, отчуждение и нежность ночи. На фоне всего этого происходит встреча двух незнакомцев в кафе, непреодолимое желание выговориться после расставания с любимым человеком подталкивает девушку (Нора Джонс) завести диалог с владельцем заведения (Джуд Лоу), который тоже, как оказывается, переживал подобное в своей жизни. И вот они, объединенные общим несчастьем, уже ведут глубокомысленные беседы о судьбах людей, об одиночестве, расставаниях и надежде.
– Зачем же ты хранишь эти ключи? Выбросил бы.
– Нет, я не могу этого сделать
– Почему?
– Если я их выброшу, то двери, к которым они подходят, закроются навсегда. А это уже не мне решать.
Это, наверное, единственный диалог в фильме несущий более-менее оригинальную идею, способную как-то тронуть душу и заставить задуматься. Потому что дальше начинается безыскусная подделка.
В попытке утешить девушку владелец кафе на примере черничного пирога пытается объяснить девушке, что еще не все потеряно в ее жизни, что она не хуже других, просто еще не нашлось того человека, которому бы она понравилась.
Далее режиссер пытается показать нам еще большую драму на примере полицейского и жены, которая давно бросила его, но он не в состоянии ее отпустить.
Все действие сопровождается диалогами, служащими для усиления драматизма, а по сути своей пустыми, не несущими глубокого смысла, на которой усиленно претендуют. Это создает тягостное впечатление фальшивости и подделки. Замедление кадров, стремящееся подчеркнуть значимость момента и привнести какой-то дополнительный смысл во все происходящее, назойливо повторяется раз за разом, вызывая лишь раздражение.
Таким образом, за яркой оболочкой бесконечных изобразительных приемов, сверкающих огней и цветастых кадров, до приторности заполняющих фильм, по сути, не стоит ничего, кроме затертого сюжета о расставании, поиске и обретение уже новой, «истинной» любви. Само собой напрашивается сравнение с блестящим фантиком, скрывающим пустышку.
Из актеров же, как не странно больше всего понравился Дэвид Стрэтэйрн, играющий несчастного полицейского. Работа главной героини совершенно не впечатлила, а игра Джуд Лоу и Рэйчал Вайс показалась шаблонной и наигранной. Но трудно упрекать их в такой ситуации, ибо сам этот фильм в сюжетном отношении находится в рамках второсортных мелодраматических клише.
5 из 10
За относительно оригинальную операторскую работу, неплохое начало и хорошо подобранную музыку (особенно за песню, написанную Норой Джонс).
Происходящее на экране напомнило мне больше те цветастые и блещущие красотой глянцевые журналы, что можно увидеть на витринах магазинов и киосков. Картинки в этих журналах красивые и сочные, на них приятно смотреть, однако содержание этих журналов совершенно пустое, тривиальное и скучное.
Фильм можно поделить на несколько новелл, где главная героиня Элизабет выступает в роли созерцателя путешествую из одного уголка Соединенных Штатов в другой. Для чего она путешествует? Я не буду спойлерить, однако скажу прямо, что причина этого совершенно надуманная. Не хотелось бы пересказывать смысл этих историй, однако поверьте на слово, что все они банальные, не интересные и не поучительные. Следовательно никаких перемен, нравственного и личностного развития с главной героиней не происходит.
Заканчивает же свое путешествие Элизабет банально. Ей просто везет, она срывает куш и возвращается к своему любимому. Однако неясно почему она вообще уезжала от него, если она его так полюбила и целый год занималась какой то нелепицей и почему он не остановил ее, раз эти чувства были взаимными?
Собственно на этом все, фильм обладает красивой картинкой, однако за ней ничего не кроется и смотреть его совершенно не обязательно, так же как не обязательно перечитывать горы бесполезных глянцевых журналов на витринах магазинов.
О чем, собственно, кино? В чем главный замысел? Фильм о любви или поиске себя? Мне непонятно. Я не увидела здесь ничего интересного, кроме актерского состава.
Кинолента знакомит нас с Элизабет, молодой девушкой, которой изменил молодой человек, после чего она хочет сменить обстановку. Изъезженно и скучно. На своем пути она встречает много интересных людей, узнает их истории и пытается найти себя. В течение своего путешествия она пишет письма малознакомому Джереми из кафе с русским названием 'Ключ', с которым она познакомилась перед отъездом. Идея заключалась в том, что эти два человека начали тянуться друг к другу с первой встречи, но я что-то не увидела их тяги. Влюбленность и интерес? Может быть. Любовь? Ну уж нет. По возвращению Элизабет пытается доказать Джереми, что изменилась. Серьезно? Зачем? Я не увидела изменений ни в характере героини, ни во внешности. Нигде. Персонаж Элизабет тухлый и пресный до невозможности, как и сам фильм.
Сегодня я научилась не доверять людям. Слава богу, у меня это не получается. (с)
Единственное, что в фильме радует - актерский состав. Джуда Лоу (Джереми) катастрофически мало, возможно, если бы у него было чуть больше экранного времени, он бы еще на немного подтянул фильм, но увы...Натали Портман (Лесли) показала нам сильную девушку, которая учит Бет не верить людям. К игре Натали претензий нет как и всегда. На ее фоне даже главная героиня Нора Джонс (Элизабет) меркнет с первого появления Натали. Нора Джонс такая же скучная и обычная, как и ее героиня. Рейчел Вайс (Сью Линн) не впечатлила своим присутствием, у актрисы есть намного сильнее роли в ее фильмографии (например 'Фонтан'), а здесь что-то совсем специфическое.
В конце концов, не так сложно перейти улицу. Главное — кто ждёт тебя на другой стороне. (с)
'Мои черничные ночи' - нудная лента с интересным названием, но не нужно забывать, что судить нужно не по обложке, а по содержанию, а этого здесь как раз-таки и не хватает. Пустое кино, пустые диалоги, пустые истории, отсутствие подлинной любви. Если вы хотите посмотреть фильм о светлой любви и искренних чувствах, советую поискать получше, 'Мои черничные ночи' - это точно не то, что вы ищете. Всего доброго!
Я досмотрела этот фильм только из-за своего принципа дочитывать любую книгу и досматривать любой фильм до конца, какими бы скучными они не были.
Я не поверила ни единому слову, ни одному кадру. Этот фильм бессмысленный от первой до последней фразы! Он настолько банальный и напыщенный, что становится просто обидно за то, что над любовью так издеваются.
Сначала мне показалось, что фильм просто наивный, но это не так. Кто-то в очередной раз решил поиграть на чувствах зрителя. Слепить на скорую руку лепешку с прокисшими ягодами и подать все это под видом черничного пирога.
К чему я это? А к тому, что рецепт фильма примерно такой:
- горсть изъезженной темы неразделенной любви;
- очень много воды, в виде бесконечных диалогов;
- щепотка здравого смысла.
Потом все это поставить готовить в холодную духовку примерно на 1,5 часа. Но не забывайте его все это время ковырять, замедляя кадры, заставляя зрителя пробираться взглядом сквозь разные предметы (совершенно непонятно для чего?). Потом угощайте всех желающих. Если кто-то захочет есть сырую размазню, присыпанную черникой.
А грустно то, что люди едят. Едят потому что про любовь, потому что красиво подано, потому что все едят. Нет, вы не подумайте я не против фильмов о любви! Но я в этом плане гурман. Это ведь очень тонкая штука, любовь. И снимать о ней нужно очень осторожно, и относиться к ней бережно.
У меня в холодильнике есть множество полочек, на каждой из которых стоит своё блюдо. На верхних пристроились мои любимые, такие как безе и лимонный пудинг, на нижних - испорченная курица и оливки (ненавижу оливки!). Черничный пирог поместился по середине. Ни безе, но и не курица.
Имя повара черничного пирога ни о чем мне не говорит. Это не Джеймс Кэмерон и не Тим Бёртон. А потому рассматривать это произведение среди прочих его творений нет смысла. Так же как нет смысла искать смысл в фильме 'Мои черничные ночи' (какое противное слово смысл!). Разве фильм о любви? Или эта картина о нелегких буднях официантов? Заглянув в строку 'жанр' видим: 'драма'. Что ж, о любви значит.
В кафе 'Ключ', где работает главный герой (в исполнении неподражаемого Джуда Лоу), заглядывает девушка, которой изменил парень. Она в расстройстве и, конечно, не знает, как ей жить дальше. Она проводит ночи в кафе, уплетая за обе щёки черничный пирог, который выглядит весьма аппетитно. При этом, чтобы не платить за несчетное количество съеденных ломтиков, она заговаривает зубы официанту, налаживая теплые дружественные отношения. Общение - прежде всего!
Если бы вам изменил парень, что бы вы сделали? Ели пироги, заливаясь слезами, или купили бы пирог потяжелее и зарядили через окно в лицо своему бывшему возлюбленному? Конечно, второй вариант совершенно варварский и не заслуживает внимания благочестивых девиц, однако он куда более мудр, чем первый и уж тем более чем тот, который выбрала главная героиня.
'Мои черничные ночи' - однослойный фильм. В нет изюминки и подтекста. Всё на поверхности, как жирный ванильный крем. Если крем съесть пальцем (что я обычно и делаю), то за ним покажется совершенно не примечательный ухмыляющийся корж.
Не люблю такие блюда и в ближайшем будущем выброшу всё, что находится на последней полке холодильника.
Монотонный фильм! Ужасная игра актеров! Любовью не пахнет. Но название красивое!
Первое, что не могу не отметить – фильм очень-очень монотонный, словно сидишь на лекции истории Античности у самого скучного преподавателя. Я сидела и негодовала. Хотелось крикнуть: ну что ты телишься, давай быстрей, хронометраж?! Фильм не перематывала – а вдруг что-то важное пропущу?!Досмотрела, так как множество положительных здесь отзывов – а вдруг громадный смысл в конце фильма?!
Что понравилось? Смысл был, но он не стоил того, чтобы зритель полтора часа страдал у экрана. Девушке, которой изменил парень, нужно было уехать, чтоб побыть вдалеке от своей привычной жизни, увидеть, как живут другие люди, познакомиться с собой. Она говорит: «Если бы я осталась тогда, ничего бы не изменилось в моей жизни, я осталось бы все той же». Вот мысль режиссера. Вот я и раскрыла все карты. Теперь можете не смотреть фильм, а поразмышлять над словами главной героини. Они со смыслом.
Реализация смысла слабовата: приключения главной героини, встреча с людьми с интересными жизненными историями – ничего этого я не заметила. Герои, попадающиеся Элизабет четко не прорисованы, не прорисованы их истории, наблюдать за ними скучно. Фильм оживился только с появлением героини Натали Портман. Оживился, потому что Портман была блондинкой, была в казино и ездила на ягуаре, то есть веселая обстановка сделала фильм динамичным. Но сама героиня так и осталась расплывчатой, непонятной. Возник вопрос к режиссеру: к чему это все?
Понравился смысл, который придал режиссер черничному пирогу. Но игра главной героини испоганила весь этот черничный пирог: ела она его напыщенно и слащаво наиграно.
Что ж, если заговорили об игре главных героев, то она паршивая. Такой вывод я сделала после того, как не увидела любви между главными героями. Которая, насколько я поняла из фильма, зародилась еще в самом начале. Где эти взгляды? Прикосновения? Нет почвы для зарождения любви. Режиссер, а под его предводительством актеры не создали предпосылок для рождения любви. Зрителя поставили перед фактом - они влюблены. Но я не вижу, как их любви, так и предпосылок для ее возникновения.
В общем, красивое название фильма, есть смысл, который раскрывается в виде тезиса в конце фильма. Реализация очень-очень неудачная, здесь и игра главных героев, и тухлые второстепенные роли, которые плохо прорисованы.
Поэтому совет. Я очень редко когда - не советую смотреть фильм вообще. Потому что некоторые фильмы все-таки интересно посмотреть, они не так безнадежны. Этот же фильм вообще пустой.
«Если бы я осталась тогда, ничего бы не изменилось в моей жизни, я осталось бы все той же» - вот и весь смысл фильма. Чтоб его понять не обязательно страдать, как страдала я полтора часа у экрана. К тому же, спешу вас удивить, смысл появится не в течение просмотра, а в конце фильма, уже готовый, из уст героини.
Долго и упорно отказывалась смотреть этот фильм по каким-то неведомым мне причинам. И все-таки посмотрела. Надо сказать, что остался некий двойственный осадок после просмотра. 'Черничные ночи' не сохранились в моей памяти, как один полноценный фильм с полноценным сюжетом и актерским составом, хотя, как мне показалось, он таковым и не задумывался.
Главная героиня - Элизабет - переживает расставание с 'любимым', как ей кажется, человеком и неожиданно находит в кафе с русским названием 'Ключ' истину, которую ей очень правильно глаголет несколько дней Джуд Лоу. Он показывает Бетти запись с камеры наблюдения, на которой ее парень сидит с другой девушкой, рассказывает истории про ключи, кормит черничным пирогом, который, к удивлению Элизабет, никто не хочет заказывать. Элизабет хочет вернуться к своему предателю-парню, но вместо этого едет в 'путешествие' по США, подрабатывая официанткой то тут, то там, встречаю разных людей с разными историями, и пишет об этом бармену Джуду Лоу.
Идея, безусловно, великолепная. Через молодую девушку мы видим как будто короткометражные фильмы о разных жизнях разных людей, об их привычках, маниях, идеях. Только вот историй слишком мало и они слишком сырые для того, чтобы считать их режиссерским монологом, а Элизабет - их рассказчиком.
Путь ее исканий так и остается для нас в тени, не видно изменений в характере главной героини. Она уезжает, работает, путешествует, возвращается. И пытается убедить бармена, с которым она почти не знакома, что изменилась. Правда?
Актерский состав, опять же, порадовал частично. Джуд Лоу в роли задумчивого бармена и Натали Портман в образе легкомысленной игроманки вызвали только положительные эмоции. Норма Джонс, исполнявшая роль Элизабет, мне показалась слишком пресной, обыкновенной и черствой. Я не думаю, что режиссер хотел именно такую главную героиню.
Порадовала операторская работа с замедлением и ускорением кадров + отлично подобранная цветовая гамма фильма.
Если собрать все кусочки в одно целое, то можно получить довольно неплохой, но местами невнятный фильм на один раз.
Если верить героине Риты Хэйворт («Леди из Шанхая»), точно процитировавшей китайскую пословицу, и героине Мэгги Чун («Дикие дни»), точно передавшей ее горькую суть, вечной любви не существует, она проходит как болезнь. Смешно, но если следовать до конца этой печальной истине, на никем еще не выведенный процент статистических данных N-нная доля летальных исходов все же случается по вине... блин, по чьей же вине, с этим сложнее, видимо по вине тех граждан, для кого любовь больше жизни, не на один лихорадочный эпизод, отрезок пути, а на всю дорогу. Ну, как и с болезнями.
У девушки Элизабет похожая ситуация, которую я все же описала бы одной песенкой: «Подорожник-трава, мне бы догадаться, может вовсе у нас не было любви. От тебя до меня – ждать и не дождаться, от меня до тебя – только позови». Да-да, ее бросают, и даже изменяют, и еще дальше – и видеть не хотят. Больше проблем у девушки нет, разве только она сама создает проблему для одного голубоглазого трактирщика в исполнении, и тут я попрошу женскую аудиторию задористо и зазывающе посвистеть, Джуда Лоу.
Этот фильм можно было окрестить и по иному, например, «Как девушка Фэй отправилась в Америку», или «Куда уходит щемящая китайская грусть... Ответ: лопать черничные пироги».
Совершенно непонятно, чего хотел добиться Кар Вай своим так называемым переводом, пускай, адаптацией, своих же кинопроизведений на язык другой страны. Получается полный провал, какое-то межположение, это и не новый Кар Вай, выступающий на чужой территории, но не теряющий своего лица, да и остальному миру как-то невдомек становится – что же это он хотел сказать своими черничными ночами?.. Как будто никто раньше не видел его картин, читай, американцы, и вот китаец решает всех их поразить и удивить.
Но вот чем он собрался поражать меня?
- Взгляд не тот. Хонджи просто-напросто копирует Дойла под кальку, общие штрихи еще удаются, но вот мелкие, доступные лишь руке мастера исчезли напрочь. Я смотрю «Прах времен» и вижу гений импрессионистов, оживший в движении, а водопад из «Счастливы вместе», разве его можно забыть... От «Черничных ночей» остается глянцевое полизывание по крышке автомобиля.
- Диалоги. Это то что я меньше всего запоминала у Кар Вая. Его герои не прятались за словами, оттого не звучали они фальшиво, нарочито-поэтично. В «Черничных ночах» все слова режут по ушам. Эти диалоги слащавы, пошлы, и не стоят ровным счетом ничего. Это как ученичество. Только вот подражает Кар Вай самому себе. Грустно. И твердый неуд.
- Актеры. Не держу за пазухой камней и даже не имею ничего против бархатистоголосой Норы Джонс, даже пользуюсь случаем и говорю ей спасибо за песенку «Not My Friend». Здесь дела обстоят также как и в абзаце про операторскую работу.Из нат май фолт. Не их вина. Того хотел мастер. И кажется он доволен. Заданная кем-то матрица не произвела на плоскости никаких фигур, и уж что говорить про их пересечение...
- И как косу сплетенную из трех прядей остается только бантом завязать, вот и мне остается подытожить предыдущие три абзаца еще одной небольшой дозой «странных» слов о сюжете да и вообще о фильме.
Есть два абсолютно противоположных в творчестве понятия – это неизменность и верность. Как-то давно, так давно, что не помню, откуда это услышала и правда ли это, меня поразила одна новость. На Майкла Джексона подали в суд, ну или просто обвинили в плагиате. Самого себя. Забавно. Но спустя годы именно этот непроверяемый мною факт всплыл в памяти как ассоциация с «Черничными ночами» Кар Вая. Решать каждому, к какому краю приткнуть свое мнение, но мне видно очень ясно, что все больше режиссеров предают себя, поизносив свое вдохновение (озарение) так, что дальше – ерунда.
P.S. Сравнение девушки с пирогом, ну какая несуразица. Еще с экзотическим фруктом, понимаю, не всегда сезон, не успеешь пресытиться.
Я не смотрела других фильмов Кар Вая, каюсь. Но садилась смотреть «Черничные ночи» с установкой: это же сам Кар Вай! («Это же дифлопе!» - как говорил «Квартет И»). И вот, жутко пошлой вещью показался мне этот фильм. Намекали, что будет дифлопе, а накормили банальным пирогом с неоправданной претензией быть чем-то больше.
Фильм вроде как о любви, изменах, отношениях. Но любовь такой, как нам показывают здесь, я представляла лет в двенадцать. С настроем: «Любовь и смерть, добро и зло, а выбрать нам дано одно!», ни больше, не меньше. Если «Она» ушла, то только путем «растворения в закате». Если переживать расставание с гулящей женой, то обязательно с полным падением в трагедию. Если уходить от любви, так на край света. Если течет кровь из носа, то только одновременно у обоих. И т.п. переборы во вполне житейских коллизиях. Или все эти псевдофилософские фразы героя Лоу: «Что с ними случилось? Жизнь с ними случилась, время случилось. Так это часто бывает», «Я так по тебе соскучился! Но…это не ты… Нет, я не буду заказывать жареную курицу». Ну пошло это, дешево, тьфу! Да, в двенадцать лет этот фильм казался бы мне, наверное, Библией любви.
Истории из фильма показались мне куцыми, примитивными, наигранными и поверхностными. А главное, очень предсказуемыми. Я филолог, и нас учили: если вы можете сказать при чтении стихотворения, какая будет следующая, парная рифма, это так себе стишок и так себе мысль. В «Черничных ночах» я могла рассказать весь замут наперед, предугадать ответ героя еще до его произнесения. А так как над интригой или минимальной оригинальностью никто не парился (то есть «кровь-любовь-морковь-вновь», говоря о тех же рифмах), то остается куча времени, чтобы причесывать картинку. И тут начинается жуткий кич – навалили цвета, показывают нам крупным планом приторный пирог (аж зубы заломило – сопли в сахаре), светящаяся реклама сменяющих друг друга кафе с уровнем ниже среднего… И вот этот прием ломаной и размазанной съемки -- он не смотрится оригинально или оправданно, если так снимать весь фильм; это скоро начинает напрягать. Мне вообще не хватило естественности, непринужденности и воздуха в обстановке этого фильма. Хотелось выйти на волю из этих дешевых душных кафе, посмотреть на настоящие отношения, а не картонные удобоваримые истории.
Все герои фильма – слабаки, неудачники. Ничего не решают в своей жизни, лелеют свой грустный опыт. Игра актеров тоже никакая. Поклонницей Лоу я никогда не была, он везде один – робот-проститутка из «Искусственного разума». А когда в фильме появляется героиня Портман, Нора Джонс начинает смотреться еще бесцветнее прежнего.
«Черничные ночи» стали для меня в ряду с такими «фильмами о любви», как «Дневник памяти», «Сладкий ноябрь», «P.S. Я люблю тебя». Даром что Кар Вай. Посмотреть, если романтическое настроение, если не хватает напряженных эмоции, если тупо хочется отпустить мозг или поплакать – можно, но ни сердцу, ни уму эти фильмы нечего не дают. Вам нажали на слезные точки пошлейшими, но беспроигрышными приемами и штампами - и вы уже реагируете по программе. Это иногда полезно, но не нужно выдумывать, что здесь есть глубина, или боль, или связь с реальными человеческими отношениями. Мои фильмы о любви – это «Вечное сияние чистого разума», «500 дней лета», или, если полегче – «Молодожены», «История любви» с Ж. Бинош, «История о нас» с Пфайффер. А такие фильмы, как «Черничные ночи»… мне трудно представить, что они могут хоть как-то впечатлить, показаться откровением человеку, самому хоть раз переживавшему любовь и боль в любви. Такое мнение.