К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Голубое небо и бесконечное поле. Идеальные декорации, где нет ничего лишнего. Дебют на большом экране театрального режиссера Ивана Вырыпаева, который словно не может наиграться с пространством. В последующих работах локации будут привлекать куда меньшее внимание, хотя эксперимент со степью в целом удался. При этом она все равно играет второстепенную роль. Если бы не завораживающая по красоте композиция кадра, можно было бы не бояться переносить действие на подмостки театра. Суть ведь все равно крупные планы и небанальные по-вырыпаевски диалоги. Хотя и на экране история оправданной измены выглядит весьма органично. К концу не остается никаких сомнений в том, что формат был выбран очень точно. В том числе и для того, что бы кино стало доступным большему количеству человек. Хочется, чтобы такого рода искусство становилось массовым.

Первая и самая натуралистичная картина режиссера, но не лишенная абстрактного налета. Фильм балансирует на гране грубой действительности и притчи. Брань, заброшенность и уныние сельской жизни, где все развлечение выпить вечерком в кругу таких же несчастных. Зритель видит это не потому, что должен проникнуться ужасом захолустных реалий, или потому что показывать русских так принято. Просто кино об эйфории и борьбе за свободу, которым негде больше появляться разве что здесь, при таких обстоятельствах.

Измена ещё не раз будет фигурировать в фильмах Вырыпаева. Впрочем, и здесь она появляется дважды. На фоне главной буквально в нескольких эпизодах рассказана, по сути, та же история, но без романтики и красоты. Муж изменяет жене с односельчанкой, о чем узнают все и очень быстро, а жена жестоко мстит сопернице. Можно сказать, что зритель узнает развязку наперед, но благодаря этому сценарному ходу иносказания находят связь с реальной жизнью. Окончательно перестают казаться просто красивыми, но бессмысленными. Уже в этом небольшом житейском моменте можно увидеть измену как борьбу за свободу. Измена рисуется как спасение души через тела, потому это своего рода победа над грязью и клеше, связанных с этой темой.

Все на поверхности и героев, с их безысходностью, эйфорию можно понять без слов. Перед нами очень русское, но в то же время абсолютно универсальное кино, без страны и языка. Достаточно одной только музыки, реки и степи на заднем плане, чтобы проникнуться историей, которую они скрывают. Простой и красивой как они сами.

28 октября 2018 | 18:19
  • тип рецензии:

У нее есть муж и ребенок. И каждый день выглядит одинаково.

Он простой парень. И каждый его день, в целом, тоже похож на предыдущий.

Ничего особенного: деревня, свадьба, пьянка. Но именно там они увидели друг друга, и больше не смогли забыть.

Не красивые фразы или харизма, не флирт или острые шутки - не внешнее или материальное захватило их и заставило чувствовать. Сильнейший порыв, накрывающий с головой, с которым пропадают все страхи, и даже смерть отодвинута на второй план... Вот что такое эйфория.

'Эйфория - это состояние блаженства, радостного, душевного подъёма, не всегда объяснимого внешними обстоятельствами и причинами' (с). Вот в таком состоянии, бездумном, горящем, яростном, свободном, и находятся главные персонажи.

Да и персонажами или главными героями их назвать нельзя. Это просто два человека, поглощенные чувством, живущие внутри него. Есть только небо и земля, и цвет ее платья посреди, и колосящаяся рожь да бегущая река.

А еще у нее есть семья, о которой она забыла...

'Эйфория' Вырыпаева - это такой специфичный, особенный фильм, где нет ничего кроме цвета, звука и чувства. 74 минуты сильных эмоций, которые становятся в ряд на полку с лучшими неизвестными бестселлерами, трип-хоп винилом и водочным граненым стаканом.

10 из 10

13 декабря 2017 | 16:25
  • тип рецензии:

Это поздно случилось. Относительно выхода фильма на экраны. В конце 2006, уже и слава его отгремела. Слышала, что стоит посмотреть, да в кинотеатр не выбралась, а после забыть успела. Подруга подбросила диск с того сорта выражением лица, какое бывает у рачительной хозяйки, не привыкшей выбрасывать продукты: Ты ешь-ешь яблочки, милок, у нас в этом году поросенка нет.

- Посмотри, может понравится, хотя уродский, конечно, фильм. - Да отчего ж уродский? - спросила, - Критики хвалили его. С извечным недоверием человека, которому открыта истинная суть вещей ко всем умникам: Страшные они там все. И жизнь у них убогая, и ведут себя по-идиотски и все такое некрасивое. Но вот это, знаешь, 'глаза-в-глаза', очень хорошо схвачено.

Особенности восприятия одного человека не совпадают с особенностями восприятия другого. Это единственное, чем могу объяснить свое впечатление от фильма. Потому что пропала сразу. С саундтрека и панорамных съемок. Своеобразная внешность Полины Агуреевой не стала моим эталоном женской красоты. Равно как и наружность ее партнеров по фильму Максима Ушакова и Михаила Окунева. Хотя в определенной брутальной привлекательности не откажешь обоим.

Жизнь, она и вправду убогая. Тем ярче расцветающий на глазах огненный цветок страсти. Герои одновременно обожжены им и заключены в кольцо, отделившее от мира. Золотое марево эйфории. Рушит семьи, опрокидывает привязанности, заставляя обо всем позабыть, на все блаженно махнуть рукой. Обещает все и кругом обманет. Много лет спустя после фильма наткнулась в сети на ролик, где Полина Агуреева исполняет романс 'Пролитую слезу' на стихи Бродского. И снова так же обмерла, хотя позабыть напрочь успела к тому времени и о фильме, и об актрисе.

Но к 'Эйфории'. Лодка. Которая медленно погружается в окутанную белой (уже не золотой и не огненной) туманной пеленой реку. Страсть взяла свою жатву и краски оставили их. Только прекрасная вечная степь и удивительная музыка над всем. Эйфория от разных причин происходить может, знаете ли. Любовная самая взрывная. Случается обольщение соблазном реализации. Когда мечта, о которой уже и вспоминать перестал за болью причиненного ее смертью разочарования, воскреснет и поманит вдруг.

Однако случается и другого рода эйфория. Ее одну люблю. Ощутить себя свободной. Понять что жизнь твоя в твоих руках. Осознать, насколько ярка и талантлива и как много дверей открыто взамен обидно захлопнутой. Да полно, неужто обидно?

20 октября 2016 | 09:40
  • тип рецензии:

Картины каждого жанра строятся, в общем-то, по одним лекалам, опробованным, устоявшимся и затверженным. Например, другое кино - это непременно неторопливость, граничащая с медлительностью, это выверенность и эстетичность кадра, это глубокая музыка, это странные, часто пугающие своей отрешенностью от обыденного мира, персонажи.

В «Эйфории» все составляющие арт-хауса нарочито гипертрофированы: действие разворачивается с отрицательной скоростью, восхитительная картинка превалирует над смыслом и сюжетом, заунывная царапающая музыка почти не стихает, а персонажи выглядят так, словно их похитили инопланетяне, стерли память, вынули мозг вместе со всей нервной системой, а затем вернули обратно в степь.

- Сильна, как смерть, любовь. Страшна, как преисподняя, ревность.

В аннотации к фильму говорится: «Они виделись всего раз. На пьяной свадьбе. Их взгляды встретились. Это оно». Под «оно», надо понимать, подразумевается «любовь»? Если так, то Иван Вырыпаев буквально одним росчерком пера перечеркивает все представления о любви. У него, любовь = животная страсть. Это не может не коробить. Впрочем, и «ревность» подается как-то очень необычно: обманутый муж не страдает, не мечется, он просто упивается в умат, а потом стреляет без разбору во всех - в коров, людей.

В «Эйфории» есть претензия на изображение исконной русской жизни в провинции, но зрителю явили бытование одичавшего степного люда, такой уклад, где над логикой преобладает страсть, где все повинуются не доводам рассудка, а низменным инстинктам. Герои делятся на два типа: главные - безучастные, безэмоциональные, безыдейные; второстепенные (фон, такой же, как и степь) - напротив словоохотливые, причем до такой степени, что метут языками обо всем, вплоть до каких-то интимных подробностей.

Я давно хотел посмотреть что-нибудь из Вырыпаева, но все отговаривал себя, а тут ради нежно мною любимой Полины Агуреевой решил сделать исключение. Посмотрел. Составил представление о режиссере и понял - больше, скорее всего, смотреть не буду. Хуже плохого фильма может быть только плохое кино, снятое с большой претензией на...

4 из 10

06 сентября 2016 | 17:31
  • тип рецензии:

Фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория».

Поскольку бдительные модераторы отклонили прошлую рецензию в связи с слишком явным сюжетным соответствием, попробую на этот раз идти от противоположного. Итак, исключительно впечатление, /и вольные и невольные ассоциации/. Вот только название рецензии оставлю прежнее.

Так вот, фильм вроде бы, как о любви, но сюжет размыт до невозможности. Всё больше мы наблюдаем бескрайние донские степи, такие же бескрайние реки и бесконечные дороги. Камера снимает и снимает, то сверху, то сбоку, то снизу, как будто ищет идеальное место для съёмки.

Герои фильма мечутся меж этих величественных видов, ну и пьют безбожно, матерятся и сношаются без разбора. Быт их, вызывает такое же удручающее чувство, как и жизнь, никаких духовных интересов, надежд и перспектив.

- Главное, чтоб войны не было, - поднимает, вроде бы как тост героиня фильма. И вот отсюда я попробую поподробнее об идее фильма.

Собственно мы не придаём большого значения вопросам нравственным, точнее не придают большого значения, те кто должен придавать. А причины всё те же, деньги, большие деньги, очень большие деньги, немыслимые деньги…

Раньше хоть религия, чуть сдерживала инстинкты звериные.

Живёт человек, в глухом захолустье, ни тебе работы приличной, ни тебе досуга человеческого, /культурного/, единственно пить беспросыпно. Жен мечтает о большой и чистой любви, да где ей при таком раскладе взяться. впрочем душа жаждет и находит, а мужичок, так и не протрезвевший за ружьишко старое и животинку домашнюю, невинную, бац и прямёхонько в кущи райские аль ещё куда. А пристрелявшись и по людям живым да близким без дрожи в руках и коленках. А что ему человека завалить, он же книжек не читал, он же не знает, что есть хорошо и плохо. Не в мире, ближе, в душе, если конечно есть она душа.

Не такой ли безграмотный и потому бездушный мужичок идёт воевать наёмником. Ничего личного, бабла по лёгкому срубить, и домой. Руки в крови по локти, а он счастлив, пьёт по чёрному, да о подвигах своих рассказывает.

А самое интересное в том, что ни режиссёр ни я не сгущаем краски. Надо только приглядеться и ужаснёшься. Ужаснёшься миру в котором живёшь. И это в 21 веке.

Что дальше?

А дальше, то же, что и ране. Не уподобиться. Ибо тогда никакого смысла ничего уже иметь не будет.

15 декабря 2015 | 22:36
  • тип рецензии:

Фильм из тех, которые умом не понять. Понять его можно на каком-то глубоком чувственном уровне, при этом перед просмотром надо пережить крышеснос, уйти от хорошего мужа и испытать на своей шкуре тридцать три несчастья. Если повезет, вы даже не утонете в Дону, как героиня, а придете в интернет и сможете написать такую рецензию.

Кино о том, как скучно в эмоциональном плане мы живем, и как нам хочется утопиться или сжечь все к чертовой матери от этой серой, безрадостной рутины. Или хоть переспать с кем-то за оврагом. Или на мотоцикл сесть, или напиться паленой водки и плакаться на плече у подруг, которые ловят свою долю эмоций, глядя на чужую драму. А еще о том, что лучшие годы своей жизни люди тратят на осуществление чужих социальных программ. Счастья это не приносит, зато все 'как положено'.

А вокруг природа. Люди бегают по холмам со своими мелкими и крупными страстями и эмоциональной голодухой, а холмы просто стоят в покое. И им все равно.

26 апреля 2015 | 02:20
  • тип рецензии:

В психологии понятие эйфория обозначает чувство счастья и восторга, являющееся по сути сильной, положительно окрашенной эмоцией.

И именно такое странное, сразу же врезающееся в память, название для своего фильма избрал российский театральный режиссер Иван Вырыпаев. В свое время эта дебютная картина молодого автора была удостоена специального приза на фестивале «Кинотавр», а также участвовала в конкурсной программе Венецианского фестиваля в 2006-м году.

Фильм «Эйфория» рассказывает зрителю историю простого деревенского парня и молодой замужней девушки, которые, встретившись однажды, полюбили друг друга. Тема взаимоотношений, истинной, всепоглощающей любви, которой неведом страх, борьбы за нее и свою судьбу – вот основные элементы этой киноленты.

Отличительной чертой фильма «Эйфория» является его удивительная насыщенность, красочность за что, конечно же, оператор Андрей Найденов и режиссер Иван Вырыпаев достойны отдельных аплодисментов.

Дон, пшеничные поля, простые деревеньки, серая песчаная дорога, своими зигзагами напоминающая непростую, полную противоречий и непредвиденных обстоятельств, жизнь. Природа здесь своеобразным лейтмотивом проходит через всю цепь повествования, а вместе с тем плавные, яркие краски, словно сошедшие с полотен Ван Гога, в любую минуту готовые взорваться, всецело передают настроение героев и поддерживают общий строй фильма.

При этом режиссер не заискивает перед нами, он прост в самовыражении, чего только стоят обыденные, иногда несуразные и столь точные, бьющие прямо в цель, диалоги героев, их действия, которыми движут внутренние порывы души.

Иногда кажется, что фильм «Эйфория» именно поэтому и получил свое название. Вся картина пронизана эмоциями, где движущей силой, является любовь, настроение и чувства которой замечательно смогли претворить в жизнь исполнители главных ролей Полина Агуреева и Максим Ушаков.

Фильм Ивана Вырыпаева прямолинеен, прост в своем исполнении, однако даже эта видимая наивность, есть пример строгой и отточенной режиссерской работы. Ведь несмотря на трагический финал, послевкусие, остающееся после просмотра фильма «Эйфория», заставляет нас верить, что именно любовь является тем чувством, ради которого стоит бороться …

15 февраля 2015 | 15:16
  • тип рецензии:

В 2006 году, когда смотрела фильм 'Эйфория' казалось, что он про безысходность 90-х гг., про тяжелую жизнь, бесцельное нищее существование, к которому уже настолько привыкли люди, что их ответной реакцией на бесконечное плохо является определенный пофигизм, безэмоциональность, отрешенное спокойствие.

Еще 'Эйфория' демонстрирует 'московский снобизм'- кино показывает, как столичные жители видят российскую глубинку: как будто там живут недолюди исключительно с животными чувствами- и трахаются по кустам, томимые сиюминутными порывами, и вилку в живот могут воткнуть, и страдание для них не страдание, да и на детей плевать- безразличие матери по поводу откусанного пальца у ребенка.

Спустя 8 лет, увидела, что фильм про любовь в современном обществе- насколько она не вписывается во взрослую жизнь. Без этого чувства у героев фильма было все понятно- дом, семья, работа, праздники. А возникла любовь- и перевернула всю их жизнь: им страшно, но по-другому они уже не могут. Они вместе- потому что по-другому не могут, он стреляет- потому что по-другому не может. Она лежит с ним мертвым, потому что по-другому не может.

Фильм красивый, грустный, необычный, со вкусом.

10 из 10

30 декабря 2014 | 08:44
  • тип рецензии:

По совету друга, пока отдыхал в отпуске в дождливый декабрь, посмотрел фильм с наркоманским названием - 'Эйфория'. Фильм, конечно, не новый, но друг плохого не посоветует...

Если честно, название фильма вкупе с оригинальным постером навеяли мне именно растаманские мотивы – голая парочка обдолбанных лежит на белом песке, а их лица выражают скорее ощущение легкого передоза, чем смятение от вихря накрывших чувств и последующей кутерьмы событий. Хотя, может быть, я придираюсь, а режиссер попал именно в точку?

Прежде, чем я стал что-то понимать, от начала фильма прошло минут двадцать. Белый дорожный песок, вездесущая меловая пыль, плавные изгибы бесконечной паутины степных дорог, которым режиссер уделил столь большое внимание, а оператор возвел идею в превосходную степень, завораживают своей вездесущностью. И, конечно же, река – она тоже как дорога, только чистая, благородная и вечная. Как потом оказалось, именно на пересечении дорог и реки решится судьба главных героев драмы.

Фильм про любовь и ревность. Но почему эти два чувства автор захотел раскрыть именно в голой степи? Чтобы освободиться от светских условностей, отмести урбанистические обстоятельства и сосредоточится только на чувствах? То, что любовь и ревность есть везде, где сосуществуют вместе мужчина и женщина, чувственно показывать и доказывать никому не нужно, а снимать фильм – тем более. В этом отношении российская глубинка ничем не отличается от необитаемого острова. А вот что касается места действия фильма, то считаю, что именно окружающая пустота с дорожной пылью приводит людей в трепет от любого возмущения. Проехал мимо джип – событие, лохматый фермер на свадьбе с копной соломы на голове, свербящий тебя взглядом – любовь с первого взгляда!?

«Она замужем. Он постарше, она молода и красива. А была ли любовь?..» Автор намекает на то, что любви у Веры и Валерия не было. Я бы не стал делать таких скоропалительных выводов – все-таки что-то там было. Могла быть и любовь, но вот эта степная тюрьма, в которую заключена ее семья, захудалый быт и совершенная бедность вместе очень быстро свели чувства на нет. Осталась только нужда. На ней долго любовь не протянет. А пожирающая Валерия ревность, она на какой почве возникла? Хотя правильный ответ здесь – скорее выражение инстинкта «собственничества», чем на фоне живущих внутри него чувствах.

И вот тут мы подходим к изображению всепоглощающей любви. Тут автору, как мне кажется, удалось показать непреодолимую силу влечения с одной стороны и крайней досады с другой. Только вот некоторые сцены чересчур манерные, а действия героев слишком категоричны. Если уж переспали, то ему законно можно ходить в одежде Аполлона в присутствии своей возлюбленной, а ей прогуливаться по берегу без исподнего. Если уж изменила, то литр водки без закуски и ружье, а по-хорошему, и переспать с ее подругой в ближайшем овраге. Но в радиусе пары десятков километров нет ни души, только ни в чем неповинные коровы. От пустоты вокруг приходит грусть и уныние, и автор точно нам показывает: для того, чтобы раскрасить ощущения, нужна бутылка водки.

Я не хочу и не могу претендовать на роль искушенного члена жюри венецианского кинофестиваля, но я могу выразить мнение зрителя, которому иногда хочется вырваться из ада нашумевших блокбастеров и посмотреть артхаус, причем свой, российский. Мне, как человеку социальному, понятны чувства главных героев, но выглядят они, на мой взгляд, слишком первобытно. За измену – смерть, в лучшем случае – вилкой в грудь. А ведь это наше время, только где-то далеко от цивилизации – в пьяной и бедной России, где люди озлоблены на весь окружающий мир от нищеты. Человек разумный готов хладнокровно убить животное и даже человека при первой возможности на фоне перепитого алкоголя или неизбежного абстинентного синдрома. Грустно.

PS Кстати, в самом конце титров, а я досмотрел их до конца, указано, что ни одно животное в ходе съемок не пострадало. Это радует.

Ставлю шестёрку по десятибалльной шкале.

14 декабря 2014 | 12:26
  • тип рецензии:

Фильм смотрела много лет обратно. Он оставил рану звуком ружья, выпускающего пули одну за другой. Остальное забыла. .. Вновь решила посмотреть 'Эйфорию' - эмоцию выведенную в заглавие и найти смысл, через своё восприятие. Несколько раз начинала смотреть и выключала. .. не получалось окунуться в атмосферу, сегодня переключала фильм и рывками двигалась к финалу и зацепилась взглядом за платье героини, стоящей у стены, в платье тело - обречённое, растерянное, но с непоколебимой решительностью подчиниться наваждению.

А, когда увидела глаза обоих - счастливые бездонные и отрешённые от всего и вся, и от неотвратимой расплаты - фильм вспомнился разом и оглушил болью. Тем, что знала всегда: когда счастлив, в эйфории, наваждении, когда душа звенит - всегда стоит кто-то или что-то с ружьём, дуло холодит затылок и счастье обрывается.

Фильм потрясающий и счастьем, и трагедией, и ревностью и бесповоротностью и очень красивый. .. небо высокое чарующее, река полноводная, люди не шибко эрудированные, но чувствами и страстями восходят к античности и сегодня такое кино не снимут, потому, как высота неба и глубина реки утеряны в чувствах.

27 октября 2014 | 14:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: