1632 год, Швеция выигрывает «тридцатилетнюю» войну, но теряет на поле боя своего короля, Густава Адольфа. На трон всходит его дочь Кристина, которой только шесть лет. Вместо детства – государственные дела и беспокойство о шведском народе, которого она никогда не будет бояться, даже в самые нелегкие времена, вместо компании ровесников и игрушек – встречи с послами и советниками, бесконечные переговоры и договоры. Когда пройдет шестнадцать лет, ничего не изменится. Будто выточенная из холодного гранита, молодая прекрасная королева должна выйти замуж за героя своей страны, но она лишь отмахивается от советников и заявляет, что умрет холостяком. Вместо роскошных нарядов – мужское платье, вместо сна бодрствование, вместо пышной кареты – прогулки верхом на лошади, вместо мечтаний о личном счастье – вновь государственные и военные дела.
Все так и продолжалось бы, но вдруг в вечернем мраке засыпанной снегом таверны звучит простой и немного наивный вопрос «Вы верите в великую любовь». Она, не задумываясь, отвечает, что верит в ее возможность, но не в существование. Словно в доказательство того, что даже короли могут заблуждаться, с этого момента она меняется. Становится другой. Женственной, человечной и мечтающей. Допускающей мечты в свои мысли. И по-прежнему не по годам мудрой и рассудительной. Меж тем, мужской костюм отправляется в сундук, а на его место приходит утонченный дамский туалет. Королеву постепенно, но неумолимо побеждает женщина, которой хочется любви и поклонения не всех подданных родной Швеции, а всего лишь одного чужестранца, который приехал в ее страну лишь за тем, чтобы передать предложение руки и сердца от своего короля…
«Королева Кристина» - художественный фильм Рубена Мамуляна, ученика Евгения Вахтангова. Казалось бы, что это традиционная для того периода голливудская историческая драма о судьбе шведской королевы, чем-то напоминающая по сюжету более поздние «Римские каникулы» и прочие фильмы в этом духе. Но это не совсем так. Это произведение разительно отличается от многих фильмов той эпохи хотя бы тем, что задается поистине философскими вопросами. Имеет ли монарх право на свое личное счастье, или самое главное в его жизни – это долг? По какой причине кто-то рожден королем, а кто-то нет, где разыгрывается этот жребий? Почему народ так жесток к самым преданным своим правителям? Неужели нужно быть тираном, чтобы позволить себе слабину? Почему счастье такое хрупкое и недолговечное и всегда ускользает из рук именно тогда, когда кажется, что ничто теперь не может ему помешать?
Роль королевы исполнила легендарная шведская актриса Грета Гарбо, королева немого, а затем и звукового кино. Глядя на нее сложно себе представить, что она всего лишь человек, настолько она божественна, будто высечена из благородного камня твердой рукой выдающегося античного мастера. Буквально пророческими звучат из ее уст слова «Всю свою жизнь я была символом… Я устала быть символом, и это желание я не могу подавить в себе». Сама Гарбо была королевой Голливуда, вечно красивой и вечно молодой. Последний фильм с ее участием был снят в 1941 году. Ей было всего 36 лет. Больше в кино она не вернулась. Словно та шведская королева, она отказалась от собственного трона, чтобы не показать свою слабость, чтобы ее верные подданные не увидели ее такой, какой ее сделало неумолимое время. Ее пристанищем стало одиночество, которое так удачно показано Мамуляном в темноте и тишине пустого тронного зала, где в белом платье на своем законном престоле восседает венценосная величественная женщина, принимая судьбоносное для себя и для своей страны решение. Решение, которое раз и навсегда изменит все. «Великая любовь, истинная любовь – это иллюзия, это волшебная сказка, о которой мы мечтаем, но в жизни приходится довольствоваться меньшим», - скажет она своему будущему возлюбленному, а зритель в который раз поразится тому, насколько ее определение любви походит на определение кино, которому Гарбо, подобно влюбленной Кристине, отдала всю себя, и, пусть, пусть все закончилось иначе, чем они обе предполагали. Пути назад все равно уже нет.
Нам же осталась та Гарбо, что обходит комнату на постоялом дворе, трогая стены, предметы, глядя в зеркало, словно пытаясь остановить время и, вместе с тем, тщательно запоминая то место, где ее Кристина впервые почувствовала счастье, где она впервые жила им. Она запоминает комнату, куда часто в будущем станет мысленно возвращаться, словно предчувствуя трагическую развязку истории королевы страны и истории королевы экрана. Нам осталась та Гарбо, что, в лучших традициях немого кино, стоит на носу корабля в гордом одиночестве, несломленная, царственная и навечно молодая, а ее волосами играет ветер, вечный спутник перемен. Она открыто и уверенно, без страха и ненужных сантиментов, так по-королевски смотрит вперед, будто заранее зная, что ее ждет. Ее не сломило горе, и нам не позволено увидеть ее другой, потому что подданные не должны видеть королев в минуты смятения или слабости. Нам остается только одиноко скатившаяся по прекрасной щеке слеза, которая говорит много больше тысячи истерик и неуместных громких стенаний. Отрекшаяся от престола королева покидает родину, чтобы, наконец, оказаться там, где она никогда не была, но постоянно посещала то место в своих мыслях, то место, по которому она, по собственному признанию, ностальгировала. Место, где еще несколько мгновений назад ее ожидало сумасшедшее счастье, а теперь ожидает только неизвестность и всё то же вечное одиночество, будто проклятие, нависающее как над августейшими особами, так и над простыми смертными. Где оно, то счастье: в том домике на скале, или в ее родном Стокгольме, а, может, в тесноте нью-йоркских улиц, которые она исходила вдоль и поперек… Этого нам уже никогда не дано узнать, хотя бы потому, что она так и не позволила никому отобрать свою свободу, навеки оставшуюся для нее непосильной ношей, подобно той короне, венчающей гордый и таинственный профиль.
«Королева Кристина» - черно-белая биографическая, историческая мелодрама 1933 года. Данное Голливудское кино прошлого века получилось интересной историей о любви, короне и королевского долга.
Мы видим Швецию 1632 года. После смерти короля на его престол входит юная Кристина, которой было всего лишь 6 лет. Время идет, и она становится женщиной. Мы видим, как она решает королевские дела и живет жизнью государства, совсем забыв про свою личную жизнь. Все меняется одним неожиданным зимнем днем, когда королева Кристина встречает испанского посла…
Этот костюмированный фильм снят достойно и красиво. Я получил удовольствие, увидев эту королевскую мелодраму. Легенда черно-белого кино Грета Гарбо очень красивая женщина и талантливая актриса. В этом фильме свою героиню королеву Кристину Гарбо сыграла чудесно: чувственно, реалистично и четко. Грете Гарбо всегда идут такие сильные и независимые роли. Момент драмы она всегда отлично исполняет, и следить за ее игрой, одно сплошное удовольствие. Фильм несомненно имеет свою ценность, и к просмотру его я рекомендую. Посмотрите «Королеву Кристину», и эта историческая мелодрама унесет Вас в историю долга перед своим государством и народом, в историю любви и выбора, в историю шведской королевы и ее жизни…
Я устала быть символом, советник, я хочу быть человеком, и это желание я не могу подавить в себе! (с.)
Это был первый фильм с Гретой Гарбо, который я посмотрела. Очень люблю старое, черно-бнлое кино. В нём царит особая атмосфера, которая погружает в другое время, когда кино было совсем на ином, более высоком уровне: качественный сценарий, продуманный до мельчайших деталей, великолепная работа режиссера, оператора, и, конечно же, актёры, которые не играют, а проживают жизнь своих героев. Их игра захватывает с первых эпизодов, с первой произнесенной фразы, с первого взгляда на их лица. Я говорю не только о Грете Гарбо, но и о других актёрах, ставших легендами мирового кино: Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Ингрид Бергман, Кэтрин Хэпберн, Хамфри Богарт, Одри Хэпберн, Кэри Грант и др. Именно они подняли кино на тот высокий уровень, до которого современному кино довольно далеко. 'Королева Кристина'- один из тех фильмов-шедевров, которые по праву считаются классикой. Не смотря на свой солидный возраст, фильм интересен до сих пор.
В центре фильма история любви королевы Кристины и испанского посла. Кристина - королева Швеции, которой предстоит сделать выбор между чувством и долгом. Швеции нужен наследник, поэтому королева должна выйти замуж. Народ хочет и даже требует, чтобы она вышла замуж за национального героя - принца Карла. Кристина же не хочет вступать в брак с нелюбимым мужчиной, она мечтает о простом человеческом счастье. Обстановка накаляется до предела, когда Кристина влюбляется в испанского посла, который отвечает ей взаимностью...
С первых эпизодов фильма мы погружаемся в XVII век - время войн, заговоров, интриг. В центре повествования история королевы Кристины, история женщины с яркой, необычной судьбой. Королева Кристина в исполнении Греты Гарбо очень красивая, чувственная, страстная, женственная, неотразимая, незабываемая женщина, умеющая любить и способная отказаться ото всего ради любимого человека. Кристина - умная, хорошо образованная женщина. Все сцены с ней сыграны великолепно, особенно понравилась сцена, когда возмущенный народ врывается во дворец и как она останавливает его одним только взглядом. В фильме часто показывают лицо Греты Гарбо крупным планом: красивые, выразительные глаза, в которых видна вся сила и величие её личности её героини. Неслучайно, именно 'Королева Кристина' считается одним из лучших фильмов с участием Греты Гарбо.
Признаюсь честно, до этого фильма ничего не знала о королеве Кристине. Фильм заставил обратиться к историческим источникам. Увы, американцы сильно переврали историю жизни королевы Кристины. Всё было намного сложнее. Поэтому нельзя расценивать фильм, как исторический. 'Королева Кристина' - один из лучших фильмов о любви. Красивый, романтичный и то же время такой грустный. Советую всем любителям хороших мелодрам.
Сразу отмечу – искать в этом фильме исторической правдоподобности не приходится. Поэтому, если кто решит смотреть фильм – абстрагируйтесь от истории и получайте изящную романтическую драму с великой Гарбо.
Фильм повествует, как не трудно догадаться, о королеве Швеции – Кристине. Действие разворачивается в первой половине 1600-х. В центре внимания – любовный роман Кристины и испанского посла.
Если немного углубиться в историческую литературу, то можно узнать, что реальная Кристина, в действительности так и не вышла замуж и отреклась от престола. Ее считали очень образованной, но погубило ее то, что ее фавориты втянули ее в большое расточительство. Так же считается, что королева была бисексуалкой, по некоторым источникам даже лесбиянкой. Кстати этот аспект в фильме, слегка, улавливается – Кристина ходит в мужских одеяниях и довольно смачно целует свою фрейлину.
Сам фильм снят без особых излишеств. Не слишком помпезные декорации и интерьеры. Но зачем нужны шикарные декорации, когда лучшим достоинством фильма является - Грета Гарбо. Все остальные просто меркнут на ее фоне.
Достаточно посмотреть только этот фильм, чтобы попасть под власть обаяния Греты Гарбо.
Фильм смотрится прекрасно, главным образом благодаря Грете Гарбо.
Джон Гилберт воспринимается с большим трудом. Немудрено, что в звуковом кино его карьера закончилась.
Очень хороши второстепенные персонажи.
Прекрасная работа оператора. Каждый крупный план с Гретой Гарбо - произведение искусства.
Этот фильм интересен прежде всего тем, что актеры еще не отошли от стилистики немого кино, и как бы на наших глазах создают новое кино, в котором уже царит звук.
Хорошая костюмированая мелодрама. Лучше многих, выпущенных на экран в недавнем прошлом.