К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несмотря на недвусмысленное название, «Мольер» французского режиссера Лорана Тирара – это вовсе не байопик о великом комедиографе. В последнее время стало актуальным появление фильмов, основанных на якобы неизвестных науке и широкой публике историях – вроде той, которая легла в основу недавнего фильма Энтони Фукуа «Король Артур». Создатели этой картины Артура сделали римлянином, а Ланцелота – чуть ли не русским по происхождению. Так вот и сценаристы «Мольера», один из которых – режиссер Тирар, представили историю о любви главного героя как пьесу, впоследствии написанную Мольером на основе своего жизненного опыта.

Итак, начинается фильм с того, что Мольер (Ромен Дюри) получает от короля театр для постановки своих пьес. Он чрезвычайно этому рад, доволен собой и даже подумывает о написании трагедий, от чего его отговаривает его труппа. Однажды на улице его останавливает незнакомая молодая особа и просит Мольера пройти к ее умирающей матери. Внезапно он понимает, кто эта женщина, и действие фильма переносится в прошлое. Тринадцать лет назад, когда Мольер был еще только начинающим драматургом и актером, он оказался по уши в долгах и попал в тюрьму, откуда его вытащил странный господин по фамилии Журден (Фабрис Лучини), который потребовал от него определенную услугу: Мольер должен был научить его актерскому мастерству и помочь поставить небольшую пьесу его же, Журдена, сочинения в салоне молодой и красивой, но очень острой на язык девицы Селимены (Людивин Санье). Но главная загвоздка в том, что Журден женат и даже является отцом двух дочерей, поэтому нужно найти подходящее ситуации объяснение присутствию Мольера в его доме. Месье Журдену в голову не приходит ничего другого, кроме как представить Жана-Батиста священником и новым учителем своей младшей дочери. Нашлось и имя – первое, что пришло в голову Мольеру, когда у него спросили, как его зовут: Тартюф. Само собой, при таком обилии персонажей пьес французского комедиографа неудивительно и появление Доранта (Эдуард Баэр) – обедневшего дворянина, который якобы выступает понимающим другом и посредником в отношениях Журдена и Селимены, но на деле является подлым вымогателем денег и обманщиком. Естественно, в эту круговерть с Журденом, Мольером-Тартюфом, Селименой и Дорантом будут вовлечены и супруга Журдена Эльмира (Лора Моранте), которая проникнется нежными чувствами к Мольеру, и их старшая дочь Генриетта (Фанни Валетт), которая тоже хочет любви, поэтому тайком от отца встречается с неким Валером (Гонзаг Рекийо) в то время как тот планирует выдать ее за сына Доранта Тома (Жилиан Петровски). Но, несмотря на такое большое количество героев, основная интрига закручивается вокруг отношений Мольера и Эльмиры. Эльмира и есть та женщина, которая находится на смертном одре. Судя по его страданиям, она была самой большой его любовью.

У Тирара получилось что-то среднее между комедией положений, драмой, трагикомедией и байопиком (если, конечно, уместно говорить об использовании элементов всех этих жанров в одном фильме). Но проблема совсем не в том, что он попытался все это объединить: зачастую картины, снятые на стыке жанров, получаются очень оригинальными и интересными. Просто Тирар не смог умело сгладить грани между этими жанрами, в результате чего в какие-то моменты сюжет изрядно провисает. Точнее, действие не может адаптироваться к недостаткам сценария. Только наметилась милая и веселая комедия – режиссер уже переключился на драму; только зритель привык к драме – начинается трагикомедия, а действие за этими метаморфозами не успевает. И если «Влюбленный Шекспир», сценарий которого писал сам Том Стоппард, - это довольно удачная попытка создания остроумной ненавязчивой комедии с элементами псевдобайопика, то «Мольер» больше похож на неудачную перепевку старой песни. Видно, что режиссер старался сделать милый французский фильм, рассчитанный на массового зрителя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможно, поэтому большинство шуток кажутся надуманными и неоригинальными, и манера режиссера привлекать к ним внимание только осложняет ситуацию, так как создается впечатление, будто он просто навязывает их. Но, по справедливости сказать, фильм может похвастаться всем, кроме сюжета, потому что и актерская игра, и музыка, и костюмы, и виды французской усадьбы семнадцатого века – одним словом, все, что не поддалось тотальному влиянию мэйнстрима, впечатляет. Правда, великолепный Ромен Дюри постоянно напоминал Боярского в молодости, но это уже другая история.

Так что разок посмотреть этот фильм все-таки можно: хотя бы из-за актеров и замечательных костюмов, а также парочки премилых остроумных диалогов. Но не стоит ждать второго «Влюбленного Шекспира» – до него «Мольер» явно не дотягивает.

6 из 10

06 января 2009 | 22:32
  • тип рецензии:

«Мольер» – это не просто комедия, и я доведу это. Фильм вызывал восхищение в зрителей нескольких кинофестивалей, в частности и Берлинского, потому что в нем есть большое число забавных сцен, которые привлекают и заставляют посмотреть прекрасную картину до конца.

Но, по моему мнению, весело будет лишь тем, кто никогда не читал «Мещанина-шляхтича», «Тартюфа», «Мизантропа» или любого другого произведения всемирно известного драматурга – Мольера. Кстати, в краткой информации о фильме допущена ошибка: Жан Батист Поклен жил не в XVI, а в XVII ст. Для кого-то, возможно, это не слишком принципиально, но такой ошибки допускать нельзя: середина XVII ст. – золотая эпоха в истории Французской монархии.

Полистав страницы энциклопедий, мы очень мало можем узнать о драматурге. Там даже пишут, что отец Мольера работал при дворе. Но в киноленте Лорена Тирара все это игнорируется. Мольер изображен в период его амбициозного развития как сценариста и актера, изображен даже период его творческого упадка.

Но сюжет фильма не только об авторских подвигах Поклена. В основе лежит история пребывания актера в большом особняке богатого предпринимателя господина Журдена. Мольер обязывался научить богатея «всех тонкостей актерской профессии» взамен на оплату большого долга драматурга. Казалось бы, интересное начало, но дальше все выходит за пределы запланированного. И причиной этого стала семья того же месье Журдена.

Характер художника меняется очень быстро: сначала он пытается убежать из дома, а затем приспосабливается к внешней обстановке и даже несколько дней проживает там в душевном счастье. Однако последующие события очень резко изменили актера, заставив его аж 13 лет путешествовать Францией со своей труппой. Прославившись на все государство, Мольер получил от самого короля прекрасный театр, но именно в этот момент вдохновение погасает.

И причина всех выше упомянутых событий – любовь. Я искренне сочувствую главному герою: он всю жизнь веселил людей, а сам был счастливым не долго. Говорят, что человеку полезно поплакать, когда в нем собрался избыток разнообразных эмоций. Ромен Дюри, честно говоря, очень искусно плачет (вспомните хоть бы «Арсена Люпена»), потому эти слезы лишь добавляют фильму драматичности.

Я просто в восторге от игры всех актеров. Фабрис Лучини исполнил ответственную и веселую роль, Эдуарда Баэра я помню как хорошего комика еще из «Двух нулей», а персонаж Лауры Моранте просто очаровал меня. А что уже говорить о костюмах, декорациях, садах, домах и других пейзажах... Думаю, вы все поняли.

Теперь я объясню, почему этот фильм, по моему мнению, – именно драма. Настоящий Мольер писал свои выдающиеся пьесы в таком виде, который потом приобрел название «большая комедия». Этот жанр характеризовался использования особого средства – сарказма, то есть высмеивания. В этом смысле драматург убил сразу двух зайцев одним выстрелом: он открывал людям глаза на тогдашние проблемы общества, использовав самое популярное средство – комедию. Душа же его кричала и даже отказывалась от всех королевских привилегий.

То есть Лорен Тирар тоже испытал себя в роли Мольєра-режиссера, и должен сознаться, что удалось ему все просто безукоризненно. Как же можно тогда считать фильм «Мольер» просто комедией, если он заканчивается слезой?

Хочу также открыть вам тайну немалого успеха многих французских фильмов. Некоторые большие тамошние телекомпании, такие, как Canal + или TPS, пытаются производить только действительно хорошие фильмы, потому что их же они потом показывают на своих каналах, к тому же круглосуточно один и тот же фильм. Так я познакомился с «Двумя братьями», «Арсеном Люпеном», «Мольером» и «Жизнью в розовом цвете».

Впервые я смотрел «Мольера» на оригинальном французском языке. Хоть я и не мог перевести большинство диалогов, суть фильма будто-то понял. То есть, услышав непонятные слова, я все-таки научился общаться языком Мольера. Российская же версия стала для меня еще большим открытием. «Мольер» – это кино, которое я пересматривал чаще всего в жизни, получая постоянно огромное удовольствие.

Возможно, мое впечатление от этого фильма может казаться слишком преувеличенным, но оценку ему я ставлю с удовольствием и огромным желанием поддержать...

10 из 10

26 сентября 2008 | 23:15
  • тип рецензии:

Когда этот фильм шел в кинотеатрах города у меня не было времени его посмотреть. Потом я купила его не ДВД и просмотрела дома, посмотрев, не пожалела, что купила его. Сразу оговорюсь, если вам не нравится творчество Мольера и/или французское кино, фильм этот вам, наверное, не понравится, или понравится, но не настолько. Тонкие фразы, паузы, которые говорят о многом, изящество в словах и выражениях, французский юмор, мои любимые актеры. Все это не оставило меня равнодушной, настолько все было к месту и вовремя, что фильм смотрелся на 1 дыхании и сразу после просмотра захотелось перечитать 'Мещанина во дворянстве', чем на выходных собственно и займусь. Твердые

8 из 10

25 июля 2008 | 10:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: