Несмотря на недвусмысленное название, «Мольер» французского режиссера Лорана Тирара – это вовсе не байопик о великом комедиографе. В последнее время стало актуальным появление фильмов, основанных на якобы неизвестных науке и широкой публике историях – вроде той, которая легла в основу недавнего фильма Энтони Фукуа «Король Артур». Создатели этой картины Артура сделали римлянином, а Ланцелота – чуть ли не русским по происхождению. Так вот и сценаристы «Мольера», один из которых – режиссер Тирар, представили историю о любви главного героя как пьесу, впоследствии написанную Мольером на основе своего жизненного опыта.
Итак, начинается фильм с того, что Мольер (Ромен Дюри) получает от короля театр для постановки своих пьес. Он чрезвычайно этому рад, доволен собой и даже подумывает о написании трагедий, от чего его отговаривает его труппа. Однажды на улице его останавливает незнакомая молодая особа и просит Мольера пройти к ее умирающей матери. Внезапно он понимает, кто эта женщина, и действие фильма переносится в прошлое. Тринадцать лет назад, когда Мольер был еще только начинающим драматургом и актером, он оказался по уши в долгах и попал в тюрьму, откуда его вытащил странный господин по фамилии Журден (Фабрис Лучини), который потребовал от него определенную услугу: Мольер должен был научить его актерскому мастерству и помочь поставить небольшую пьесу его же, Журдена, сочинения в салоне молодой и красивой, но очень острой на язык девицы Селимены (Людивин Санье). Но главная загвоздка в том, что Журден женат и даже является отцом двух дочерей, поэтому нужно найти подходящее ситуации объяснение присутствию Мольера в его доме. Месье Журдену в голову не приходит ничего другого, кроме как представить Жана-Батиста священником и новым учителем своей младшей дочери. Нашлось и имя – первое, что пришло в голову Мольеру, когда у него спросили, как его зовут: Тартюф. Само собой, при таком обилии персонажей пьес французского комедиографа неудивительно и появление Доранта (Эдуард Баэр) – обедневшего дворянина, который якобы выступает понимающим другом и посредником в отношениях Журдена и Селимены, но на деле является подлым вымогателем денег и обманщиком. Естественно, в эту круговерть с Журденом, Мольером-Тартюфом, Селименой и Дорантом будут вовлечены и супруга Журдена Эльмира (Лора Моранте), которая проникнется нежными чувствами к Мольеру, и их старшая дочь Генриетта (Фанни Валетт), которая тоже хочет любви, поэтому тайком от отца встречается с неким Валером (Гонзаг Рекийо) в то время как тот планирует выдать ее за сына Доранта Тома (Жилиан Петровски). Но, несмотря на такое большое количество героев, основная интрига закручивается вокруг отношений Мольера и Эльмиры. Эльмира и есть та женщина, которая находится на смертном одре. Судя по его страданиям, она была самой большой его любовью.
У Тирара получилось что-то среднее между комедией положений, драмой, трагикомедией и байопиком (если, конечно, уместно говорить об использовании элементов всех этих жанров в одном фильме). Но проблема совсем не в том, что он попытался все это объединить: зачастую картины, снятые на стыке жанров, получаются очень оригинальными и интересными. Просто Тирар не смог умело сгладить грани между этими жанрами, в результате чего в какие-то моменты сюжет изрядно провисает. Точнее, действие не может адаптироваться к недостаткам сценария. Только наметилась милая и веселая комедия – режиссер уже переключился на драму; только зритель привык к драме – начинается трагикомедия, а действие за этими метаморфозами не успевает. И если «Влюбленный Шекспир», сценарий которого писал сам Том Стоппард, - это довольно удачная попытка создания остроумной ненавязчивой комедии с элементами псевдобайопика, то «Мольер» больше похож на неудачную перепевку старой песни. Видно, что режиссер старался сделать милый французский фильм, рассчитанный на массового зрителя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможно, поэтому большинство шуток кажутся надуманными и неоригинальными, и манера режиссера привлекать к ним внимание только осложняет ситуацию, так как создается впечатление, будто он просто навязывает их. Но, по справедливости сказать, фильм может похвастаться всем, кроме сюжета, потому что и актерская игра, и музыка, и костюмы, и виды французской усадьбы семнадцатого века – одним словом, все, что не поддалось тотальному влиянию мэйнстрима, впечатляет. Правда, великолепный Ромен Дюри постоянно напоминал Боярского в молодости, но это уже другая история.
Так что разок посмотреть этот фильм все-таки можно: хотя бы из-за актеров и замечательных костюмов, а также парочки премилых остроумных диалогов. Но не стоит ждать второго «Влюбленного Шекспира» – до него «Мольер» явно не дотягивает.
6 из 10