Дело, видимо, в том, что первой я посмотрела версию 2002 года, и она-то произвела на меня хорошее впечатление. И я подумала о версии 1983: наверняка это, мол, вообще классика и шедевр. А потом посмотрела и разочаровалась. Поздняя версия, с пожилым Караченцовым, на мой взгляд, и искреннее, и лучше. А может, сработал закон первого впечатления, не знаю.
Во-первых, аранжировка музыкальных номеров. В ранней версии - резкая, агрессивная, почти визжащая музыка. Ей под стать танцевальные номера - тоже дерганые, дикие. Явная ориентация на эпатаж, ну как же, первая советская рок-опера, давайте закатим настоящий рок. Мне эти две версии чем-то напомнили творчество 'Наутилус Помпилиус': первые альбомы, где Бутусов визжит на пределе легких в каждой второй песне, - и время расцвета, где он поет уже соразмерно и продуманно.
Во-вторых, не понравились мне тут ни Кончита, ни Абдулов - какой-то он тут ненатуральный. Вообще, вспомнив все роли Абдулова, с которыми я знакома, не нахожу у него великого мастерства, не Смоктуновский. Даже Караченцов в позднюю версию свой роли вложил больше: и жизненного опыта, и театрального. Хотя и тут он хорош, думаю, успехом пьеса обязана в равных долях ему и пресловутой новизне подхода.
Если же брать эту пьесу в отрыве от постановки, то это все, конечно, крайне романтично и сентиментально: нежданная трагическая любовь, 'Я тебя никогда не забуду'... но, по сути, все слишком наивно. Да, может вспыхнуть страсть с первого свидания. Да, она может быть и прекрасной, и искренней. Можно даже помнить потом всю жизнь это чувство, оно может стать великим уроком жизни, но глупость и слабость принести всю будущую жизнь в жертву этому краткому эпизоду. А тут, значит, 'Аллилуйя любви'.
Собственно, как бы мне и в версии 2002 не разочароваться при втором просмотре...