Позачера посмотрел американский костюмный фильм, точнее, мини-сериал 'Пираты Карибского моря. Черная Борода' (2006). Компания 'Hallmark Entertainment' давно известна своими масштабными историко-приключенческими постановками вроде 'Одиссея', 'Великого Мерлина', 'Язона и аргонавтов' и 'Елены Троянской'. Новый фильм снят известным мастером кино Кевином Коннором - автором масштабной кино-биографии путешественника Марко Поло (2007, в главной роли Ян Соммерхалдер), а также знаменитых 'Вождей Атлантиды' (1979), на которые в свое время буквально ломились толпы советских мальчишек и родителями.
Скажу сразу, что от прочих, довольно таки вольно трактующих исторический материал, постановок этой кинокомпании, фильм Коннора о Черной Бороде, Эдварде Тиче, выгодно отличается умеренным количеством 'клюквы' и различных анахронизмов. Зато он не лишен традиционных для американских лент надуманной детективной интриги и любовной линии: главный герой - молодой лейтенант королевского флота Роберт Мэйнард - влюбляется в юную приемную дочку губернатора багамского острова Нью-Провиденса, насквозь коррумпированной личности, тайно поддерживающей пиратов и контрабандистов. Организовав слежку за пиратами, переодетый бродягой Мэйнард волею судьбы попадает на борт 'Мести Королевы Анны' - судна Тича, где сравнительно быстро завоевывает доверие страшного пирата.
И здесь следует сказать пару слов об образе самого Эварда Тича, выведенного Коннором. Образ этот сильно отличается от 'традиционного' литературного, навеянного романом Стивенсона 'Владетель Баллантрэ'. Тич у Коннора, которого играет известный киноактер Ангус Макфэдьен, коренной шотландец из Глазго, известный по роли Брюса из 'Храброго сердца', Зевса из 'Язона' и Марка Красса из 'Спартака' Роберта Дорнхелма (2004), вовсе не выглядит инфернальным выходцем из ада. Нет, это бывший морской офицер, участвовавший в Войне за испанское наследство в качестве капера, а после Утрехтского мира 1713 г. оставшийся не удел. Он хитер, расчетлив, циничен и жесток, но вовсе не законченный алкоголик и не клоун с фитилями в бороде. Не видно и 'традиционной' батареи из пистолетов на груди, а убийства капитан совершает не по каждому удобному случаю, а только в случае необходимости. Весьма удачной сценой является захват Тичем власти на корабле его бывшего капитана Бенджамина Хорниголда, которого играет изрядно постаревший и погрузневший Стэйси Кич.
Коннору удалось показать, насколько прогнившей была тогда местная колониальная британская администрация, и в какой степени именно она была виновна в разгуле пиратства в американских водах. Не обошли авторы картины и расхожие пиратские легенды о сокровищах Кидда, причем по мере развития сюжета их поиски превращаются у самого Тича в некую 'манию', вытесняя все прочие пиратские операции вроде абордажей. Кстати, не будучи специалистом по рукопашному бою, холодному и огнестрельному оружию, замечу здесь, что показаные Коннором две сцены абордажа выглядят более естественно, чем компьютерно-графические и трюково-цирковые сцены из блокбастеров вроде 'Пиратов Карибского моря' или 'Острова головорезов'. Также более убедительны сами пираты Тича: грубые, грязные, сильно пьющие, но без какой-то излишней жестокости и никогда не теряющие головы. Главным побудительным мотивом их деятельности является материальный интерес и банальное выживание в тогдашнем жестоком мире, когда вешали за одно лишь бродяжничество.
Вообще, когда я прочитал в титрах имя Макфэдьена, то был, признаться, немало этим удивлен. Этот актер, внешне интеллигентный, никак не ассоциировался у меня с пиратским капитаном, и уж тем более - со столь одиозным. И, надо признаться, ему удалось создать на экране принципиально новый образ Тича, хотя ростом он против своего исторического прототипа 'несколько подкачал' (183 см против 190).
Явными недостатками картины являются реплики кораблей. Корабль Тича слишком мал (настоящая 'Месть Королевы Анны' была 40-пушечным фрегатом!) и имеет корабельную архитектуру не ранее второй половины XVIII в. В отношении корабля английского флота также есть вопросы: не слишком ли мала двухмачтовая шхуна с косыми парусами и несколькими пушками против судна Тича? В реальности в захвате пиратского корабля участвовали два небольших шлюпа, не имевшие никакого артиллерийского вооружения, но несшие на себе крупные вооруженные отряды.
Вероятно, создателям фильма банально не хватило денег на роскошные баталии, но те средства, которые они получили, следует признать, были отработаны ими честно.