Пролог фильма заставлял думать о серьезных ужасах. Перед камерой двое. Предполагаемый палач и его беззащитная жертва. Сумасшедший режиссер предстоящего зрелища активно призывает палача начать свое кровавое дело, но он мешкает и никак не осмеливается пустить в ход металлическую трубу. Тогда режиссер оглушает его электрическим зарядом, и приказывает жертве расправиться с неугодным слабаком. Как говорится, или ты - или тебя... Дело сделано - жертва стала палачом. Но безумцу за камерой не нужны лишние фигуранты в таком сомнительном развлечении, поэтому он собственноручно избивает трубой 'победителя'. Смотря на это, в памяти всплывает культовая компьютерная игра Manhunt, жестокий сюжет которого основан на снафф-видео. Беспросветный мрак, ощущение полной беспомощности и мучительное ожидание неминуемой смерти.
А дальше следуют титры на фоне жутковатой деятельности одной криминальной группировки, которая чего только не совершает (мужик в маске в конце титров нёс собой зловещее предзнаменование). Ощущение сходства с Manhunt только усилилось. Что ж, к сожалению или к счастью, дальнейший ход событий указал на другой вектор развития в сюжете. Еще до того, как представить миру 'Мерантау', 'Рейд' и сегмент 'Safe Haven' (который по многим параметрам оказался лучшим во всем сборнике) в альманахе 'З/Л/О 2', валлиец Гарет Эванс весьма недурно выстрелил своим полнометражным дебютом 'Шаги' (в самом фильме указано название 'Vengeance Day'). Предположительно вся заварушка была снята за смешные 10 000 фунтов стерлингов. Съемки по большей части велись на улицах Кардиффа, не считая интерьерной части в ночном клубе, нескольких квартирах и благоприятном на первый взгляд офисе преступной организации. Так что на выходе получился малобюджетный криминальный триллер с сильными актерскими работами и весьма брутальной концовкой, ради чего, наверное, и стоит досмотреть работу режиссера до конца.
По ходу пьесы, усыпанной флешбэками и флешфорвардами, вырисовывается чёткий протагонист, который, в принципе, останется таким же человеком, что был в начале фильма, но сделает одно большое дело. Этакая большая бесплатная услуга всему району (или районам) города. Парень Эндрю не из говорливых, его мысли почти невозможно прочитать, обычный аморфный молодой человек. Когда он приходит к осознанию, что уже нечего терять в жизни, он решает мстить за своего друга, которого истязали люди той самой группировки. Родителей у него нет, бывшей девушке ничего толкового предложить не мог, из работы выперли в связи you know, times are really shitty. Поэтому герою-одиночке придется ступить на весьма опасную тропу, осознавая, что назад дороги нет.
Этот Эндрю - настоящий образ молчаливого воина, который особенно в почёте в азиатском кинематографе. Неудивительно, что гражданин Уэльса в свое время серьезно заинтересовался культурой национального боевого искусства в Индонезии, что по прошествии времени так и остался жить там с супругой и дочерью. Эндрю - полная предтеча спецназовца Рамы в фильме 'Рейд'. Он сам по себе справедливый малый, живущий в гнусном и греховном мире, в котором можно спокойно избивать людей, похищать и насиловать девушек, а потом всё снимать на видео. Совершенно незаметный герой, который имеет выдержку, терпение и решительность разрушить устоявшиеся правила. Его абсолютно серьезно можно сравнить со многими известными персонажами в истории кино: Трэвис Бикль в Нью-Йорке, Данила Багров в Питере, Моро в Алматы, Леон в Маленькой Италии, Пёс-призрак в безымянном городке. Подобный тип характера всегда притягивает симпатии, поскольку он никогда не будет голословно кричать о своих намерениях и способах сделать мир лучше. Он лишь увидит, что не так, примет собственное решение и без зазрения совести прикончит плохих парней на том простом основании, что они плохие парни.
Финальное истребление паразитов было поставлено на очень хорошем уровне. Жёстко, динамично и бессловесно. Сцену бойни также можно определить, как вестник зубодробительного и виртуозного экшена в прославленном индонезийском фильме Гарета Эванса. В любом случае, исполненный исход ни разу не является смакованием или одой насилию. Зритель в этот момент должен чувствовать справедливость. Поскольку ни одна тюрьма не сможет сбить спесь с этих отморозков, которые дают себе право вершить судьбу человека, к тому же в особо изощренных формах. Ни одна темница не сумеет снять наглую улыбочку с их лиц. Подытоживая увиденное, хочется отметить, что во многом 'Шаги' может показаться скучным, безыдейным и инертным кинотворением. Но в первом блине Гарета Эванса заключена своя исключительная сила, которая способна замерцать в ответ на положительную реакцию, тем самым предотвратив появление кома. Поэтому это кино заслуживает шанса быть просмотренным.
8 из 10