Перед нами очередной blaxploitation. Он построен на привычном для поджанра нарративе... Впрочем, все эти банальности тут совершенно ни к чему. Самое важное в этом фильме связано с исполнителем главной роли в нем, человеку по имени Айзек Хейз. О нем и нужно поговорить.
Вот представьте. Молодой фактурный мужчина тридцати двух лет. Известный и признанный в шоу-бизнесе. И, кстати, обладатель Оскара. Это не слишком известный факт, но Хейз был композитором и исполнителем музыки к фильму 'Шафт' (за что и получил признание американской киноакадемии). Соответственно, ожидания продюсеров были очевидны. Они выделили мощную энергетику актера и дали ему возможность проявить себя. Разумеется он сочинил хорошее и предсказуемое музыкальное сопровождение. Да и вообще, Хейзу даже и стараться особо не нужно было. Колоритный и яркий, выразительный, он уже одним своим присутствием давал понять зрителю, что тут будет много драйва и экшна.
А тем самым временем в фильме неторопливо сменяются события. Кого-то убивают, кто-то прячется, где-то бордель. Незатейливые ходы нужны лишь для одного - обнажить нервы и развернуть все силы перед последней схваткой частного детектива - одиночки и влиятельного босса мафии. Апофеозом тут выступит перестрелка в больнице, где даже раненный персонаж будет готов неизвестно откуда разыскать пистолет и показать 'дикую банду'.
Обобщая, отмечу что фильм скучноват и кажется затянутым. Яффет Котто привычно брутален и точен. Айзек Хейз не слишком серьезно относится к своим кинематографическим возможностям (а ведь у этого парня был реальный потенциал стать крупной звездой). В сущности, у него было все для успеха - уверенность, фактура, мощь. Не хватало видимо лишь нескольких часов уроков актерского мастерства и серьезной работы с постановщиком. Но, при этом, все жанровые 'фишки' фильма выдержаны в весьма достойном ключе. Отблеск 'Шафта', не более.
...Как вы думаете, откуда 'растут ноги' у современных 'негритянских' (пардон, 'афроамериканских') фильмов-боевиков? Вы правильно догадались- из картин начала 70-х годов, подобных 'Грузовику Тёрнеру'. Тут есть существенный политический момент: к тому времени в США понемногу начала 'рассасываться' ситуация с правами темнокожих меньшинств, за что ратовали лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг, мелкие, по нынешним временам, террористы из 'Чёрных пантер' (кто жил в то время, как и я, тот должен это помнить!). Забегая вперёд, скажу: оные 'меньшинства' таки поимели то, что, в принципе, и хотели! И сейчас в США попробуй-ка кто обозвать 'афроамериканца' 'ниггером'- в раз к суду привлекут за оскорбление и 'не толерантность'! Но во многих голливудских вообще и, в частности, 'афроамериканских', что ли, фильмах, с той поры и посейчас, 'чёрные братья' запросто обзывают друг друга 'ниггерами', 'чёрными жопами' и т.п. Не удивляйтесь- это у них такой стёб, прикол, им это по кайфу!
...Но одной из 'первых ласточек' именно 'афроамериканского' голливудского кино стал наш 'Грузовик Тёрнер'. И очень успешной 'ласточкой'. Наш 'блэк', он же Тёрнер- не коп, но 'около того', как и его напарник. Они всего-то разыскивают и находят тех, кто 'сбежал из-под залога'. Но надо же им было нарваться на крутого сутенёра, из-за которого и заплелась вся детективная интрига! Безусловно, одной из лучших и вполне прикольных сцен фильма является 'похоронно-сутенёрская'! Внимание! Именно после похорон и начинается основное действие картины, самое увлекательное! Ой, что там будет!!! Я уже посмотрел, теперь смотрите вы!
...Если спросите меня, что же мне особенно понравилось в нашем фильме, так ни за что не угадаете! Ладно, поделюсь! А вот тот момент, когда Грузовик, дабы спасти свою возлюбленную от 'наездов' сутенёрской мафии, подстроил ей очередную отсидку в тюрьме (где она, 'по мелочёвке', недавно отбыла 30 суток!). Вот ведь семейный конфликт, не дай Бог кому (мужик, прячь рожу и яйца!!!). Чем всё закончилось, узнаете из фильма!
...Возвращаясь к началу рецензии, скажу лишь (и констатирую факт): наш 'Грузовик Тёрнер', как и ряд других, сходных с ним по духу американских фильмов той эпохи, поспособствовал становлению 'афроамериканского' кино как явления. Исполнитель главной роли ( а так же композитор и певец) Айзек Хейз- чем вам не один из предтеч 'чёрных' голливудских 'звёзд' вроде Эдди Мерфи, Дэнзела Вашингтона, Уилла Смита, Уэсли Снайпса и т.д.? А всё дело-то заморочилось в 1974-м году...
Яркий представитель жанра 'blaxploitation', так полюбившегося мне в последнее время.
Харизматичные злодеи в лаковых туфлях и сногсшибательных шляпах, потасовки в барах, вечеринки у бассейна, а также сутенерские похороны, от помпезности и вульгарности которых сегодняшнему человеку невозможно не улыбнуться (в то время, наверное, смотрелось иначе...) - все это здесь, разумеется, присутствует. Ну и помимо всего прочего, в наличии имеется колоритнейший Айзек Хейз - отличный актер, отец двенадцати детей, прославленный музыкант, Шеф из 'Южного Парка', наконец, и просто 'человек и грузовик'.
Отдельно стоит упомянуть операторскую работу - она поистине великолепна. Неожиданно для себя, я нашел там много очень оригинально снятых сцен, с необычных ракурсов, мастерски поставленных.
В общем, советую посмотреть и оценить самим, как снимали кино во времена, когда из каждого открытого окна звучало 'Jungle Boogie'.