Сняв в 1972-м году картину о похождениях оборотня Вальдемара Данинского, режиссер Хосе Мария Сабальса, похоже, решил ковать железо пока горячо и продолжить удачно начавшуюся серию фильмов ужасов с помощью безотказных вампиров. Но в этот раз что-то пошло не так, а точнее – денег не удалось найти от слова «совсем». В отсутствие финансирования результат вышел настолько плачевным с точки зрения прокатчиков, что ленту решено было положить куда-нибудь подальше, до лучших времен. Таковые настали с появлением видеомагнитофонов, которые позволяли продать коллекционерам все, что угодно под соусом из «культовости». Тогда-то, в середине 80-х, с бобин «Тайны Синтии Бёрд» сдули пыль, переписали их на видеокассеты, приклеили новую этикетку: «Возвращение вампиров» – и пустили в продажу.
Сколько копий удалось продать и сколько их сейчас завалялось в частных коллекциях – история умалчивает. Но встретившись сегодня с этим раритетом, отчетливо понимаешь, что замысел Сабальсы был вовсе не плох и даже оригинален. При должной проработке и приложении немногим больших усилий из этой идеи вполне могло родиться нечто по-настоящему культовое и яркое. Однако вышел всего-навсего камерный анекдот минут так на пятнадцать экранного времени по недоразумению растянутый до полнометражного размера.
Собственно, самое интересное во всей этой истории – ее завязка, во время которой главный герой фильма по имени Билл Мур узнает, что он и его любовница Синтия Бёрд давно мертвы, после чего начинает вместе с подругой мучительно познавать свою нынешнюю сущность. Делают они это в скучном интерьере городской квартиры в стиле философско-разговорной драмы, постоянно обращаясь к образам картины Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына». Разумеется, что у ждущего обещанных кошмаров зрителя все эти мистико-искусствоведческие рассуждения могут вызвать разве что приступ зевоты, но уж никак не состояние тревожного ожидания. А превращение мистического хоррора в нудную арт-хаусную драму едва ли могло способствовать популярности фильма, о чем здраво рассудили прокатчики, положившие это недоразумение пылиться в темном углу.
И все же жаль, что так получилось. При должной реализации, проработанности сюжета, ускорения действия, продуманности финала все могло быть иначе. Тем более, что карьера исполнившего главную роль Симона Андреу вскоре после съемок «Синтии Бёрд» пошла в гору, и он стал культовым актером джалло 70-х. Он и здесь держит на себе все действие, получая крайне мало поддержки от своей партнерши по съемочной площадки Марты Монтеррей. К сожалению, для триллера этого мало. Гамлетовских монологов для Билла Мура сценарий не предусмотрел, а его рассуждения о мистической подоплеке творения Гойи особой оргинальностью не отличаются. «Черная серия» великого живописца и без фильма Сабальсы привлекает к себе внимание сотен искусствоведов и десятков тысяч искателей тайных откровений. Наверняка среди них есть и те, кто считал Гойю вампиром, хотя бы энергетическим…
Впрочем, поддержки для Симона Андреу нет здесь не только от актрисы. Статичная «театральная» камера, вампирские «клыки» из ближайшего магазина игрушек, унылый саундтрек (нет, музыка Берлиоза, конечно, хороша, но к кадрам фильма не имеет никакого отношения) – все это никак не способствует созданию саспенса и поддержанию интереса, который стремительно сходит на «нет» после многообещающей и оригинальной завязки сюжета.
Фильм, в котором всего четыре персонажа, два из которых появляются только в самом финале, требовал от режиссера высочайшего мастерства, тогда как Сабальса был всего лишь не хватавшим звезд с неба ремесленником, да еще и лишенным мало-мальской финансовой поддержки. Поэтому его «Вампиры», вернувшиеся из ранних 70-х, сегодня вполне могли бы стать основой для любопытного римейка (история ведь вполне заслуживает вменяемого воплощения!), но с прокатчиками, убравшими в далеком 1972-м году эту картину подальше от глаз публики, пожалуй, стоит согласиться.