Немо: Я верю в одну вещь. Всегда нужно признаваться в любви тому, кого любишь.
Вы готовы на два с половиной часа уйти из реального мира, чтобы прожить десятки жизней? Готовы ли вы увидеть такую красоту, что будет больно глазам? Готовы ли вы к истории, в которой почти нет ответов и бесконечное число вопросов? Если да, то тяните руку изо всех сил, чтобы успеть схватить её руку до того, как поезд уедет.
Три разных любви. Три разных цвета. И множество вариантов жизни. Жизнь, которая ведёт только к одному исходу. Вопрос только, когда это случится.
Вы не узнаете, что правильно, а что нет. Потому что правильного нет, есть множество вариантов, главный из которых – не выбирать.
Вы будете всем сердцем любить пару Немо-Анна, но никогда не узнаете, были ли они на самом деле. Это самая красивая любовь, но реальна ли она? Может, более реальна любовь Немо-Джин, в которой любит она. Или любовь Элиз-Немо, в которой любит он.
«Господин Никто» похож на все фильмы сразу, вы будете натыкаться на киноцитаты на каждом шагу. Значит ли это, что Ван Дормель просто повторяет за своими коллегами? Ничуть. Жако вообще считает, что кинематограф только в начале своего пути. Этот человек не знает ответов, он только даёт нам возможность задуматься над вопросами.
Вопросы-вопросы-вопросы. Вы никогда не думали, что они намного интереснее? Потому что вы всегда можете на них не отвечать. У вас всегда есть возможность сбежать. Ответ ставит точку. Вопрос – только вопрос.
Не начать анализировать себя при просмотре этого фильма невозможно. А вдруг я не люблю по-настоящему, как они? Первая любовь-страсть двух подростков снята с такой трогательной невинностью. Неужели любовь может быть такой красивой и сильной, только если героям предстоит расставание?
Неужели я порой веду себя, как Элиз, которая всё время плачет и изводит своей депрессией детей и мужа? А, может, настоящая любовь, это преданность, как у Джинн? Когда ты только позволяешь себя любить?
И снова вопросы-вопросы-вопросы.
У Жако Ван Дормеля бесчисленное число деталей. Красное платье, красная разбитая ваза, красные перчатки. Улыбающаяся Анна. Жёлтое платье, жёлтый браслет, жёлтые подушки. Взволнованная Джин. Голубое платье, голубое одеяло, голубые тени под глазами. Плачущая Элиз.
Джаред Лето, который сейчас ассоциируется скорее с музыкой, чем с кино, кажется, вынашивал эту роль годами. Да, он красив. Красив так, что кажется он действительно Немо Никто, человек, которого просто не может быть на земле. Но у Ван Дормеля все красивы. Оператор заглядывает через плечо так, что хочется коснуться шеи и можно почувствовать солёный вкус моря. Тёплые оттенки, яркие краски, торжество визуального искусства.
Но режиссёру всё мало. Он десять лет писал сценарий, долго готовился к фильму, ему нужно сказать нам всё, нужно задать столько вопросов, сколько может вместить в себе фильм, длинной в 138 минут. Мы видим будущее в 2092 году, видим туристов на Марсе, видим бессмертных людей. Но почему-то весь этот футуризм хочется от себя отогнать. Мир маленького Немо гораздо симпатичнее. Здесь играет любимая музыка, здесь поцелуи и красивые люди. Здесь ничего не пугает.
Это фильм-энциклопедия, откройте её на любой страницу, начните с любого кадра, вы найдёте там то, что давно потеряли. Не спешите с выводами, такие фильмы не для разового использования. Каждый раз вы будете находить что-то новое. Ведь, никто не знает, что правильно. И Никто тоже.
p.s. Жако Ван Дормель сказал, что ему не важна критика на его фильм. Ему важно только, сколько времени после просмотра будут вспоминать его фильм. Я буду. Долго.
Под конец фильма зрители начали уставать. Плотность сюжета, действительно, потрясает. У меня было ощущение, что мы сидим в кинозале уже, как минимум, часа четыре. Любопытно при этом, что как раз тогда, когда все пришедшие отдохнуть и поесть попкорна, начали ныть 'когда все это закончится?', у меня открылось второе дыхание - я понял, что фильм еще сложнее, чем я думал. До этой самой, примерно, сотой минуты с начала сеанса, у меня была четкая структура происходящего в голове, все события в нее укладывались, хотя, конечно происходящее попахивало абсурдом. Но тут...
Смотрел фильмы Дэвида Линча? Не знаю как тебе, а мне в 'Малхолланд Драйв' больше всего понравился момент, после которого становитя ничего непонятно. Люблю фильмы, в которых с мозга в какой-то момент срывает передаточный ремень и он начинает работать вхолостую. Я за тем же ощущением пошел на 'Внутреннюю империю', но, увы, сломался, как говорится, сломался черпак у дяди Вани. Примерно с середины фильма я просто плюнул на попытки разобраться какая сцена к какой реальности относится и начал смотреть фильм как набор картинок, как эмбиент. И не ошибся - Линч и сам не знает о чем его кино. В этом фильме ситуация прямо противоположная.
Я бы сделал такой рекламный слоган этому фильму: 'Понравилась тема выбора в 'Трассе 60'? Думаешь, что 'Эффект бабочки' - предел мечтаний на тему влияния событий на судьбу? Любишь наглядные изображения сложных научных терминов о Вселенной, жизни, времени и всем таком? Приходи на наш фильм!'
Нет, это точно не Дэвид Линч. Проблема идентификации той или иной сцены в пространстве альтернативных реальностей - вовсе не проблема в этом фильме. Истинный его смысл, проблематика, которой пытаются коснуться создатели фильма куда глубже. Кино буквально претендует на саму истину в смысле ее строгой научной трактовки. Задается главным вопросом жизни, Вселенной и всего такого. Жаль, что ответа на поставленный вопрос в фильме так и не звучит. Претензия на истину так и повисает в воздухе, остановившись на вопросительной интонации.
.
Самое интересное, что 'переиграть' фильм, опуститься на уровень абстракции глубже сюжета не получится. В тот самый момент, когда ты подумаешь 'О, ну так ведь...' фильм тебе мягко намекнет, мол, 'Ха, было бы все так просто...'. Кино под завязку забито такими фразами и такими поворотами, один за другим в нем поднимаются такие вопросы, что в пору каждому из них было бы посвящать отдельный фильм. И не один. Поверь, некоторые проходные в фильме фразы в остальных полотнах обычно проходят как кульминация.
Когда вокруг начала расти волна вздохов и поглядываний на часы, у меня вдруг открылось второе дыхание. До этого момента все вполне укладывалось в построенную мною модель происходящего. Хотя, может быть, к тому моменту у меня просто начала заканчиваться оперативная память. Еще за полчаса до этого, вполне довольный происходящим на экране, я подумал: 'Интересно, чем все это закончится? Фильм продемонстрировал очень оригинальную идею и нестандартный подход. Лишь бы теперь конец не залажали.' И вот прямо на глазах вся моя модель реальности по ту сторону экрана начинает рушиться. Но этого мало. Сверху начинают докладывать еще и еще, причем свежие события, фразы и детали добавляют новые измерения к и так нехилому по своей многомерности массиву у меня в голове.
Вот как это выглядит: представь, что ты строишь отрезок, в котором бесконечное количество вещественных чисел, скажем, от нуля до единицы. Потом тебе говорят, что на самом деле это квадрат и у каждой точки две координаты. Нет, постой, там еще один аспект открылся - придется превратить твой квадрат в куб, а точек будет трижды бесконечность. Таких кубов множество. Их нужно не просто пронумеровать, из них можно составить плоскость. Нет, подожди, трехмерное пространство. И оно будет меняться во времени. И, кстати, каждый момент будет рождать тысячи последующх, каждый со своей вероятностью.
Вдруг стало очевидно - рушат мою модель не из соображений анархизма. Оглядываюсь: кто-то уже давно со своей реальностью попрощался, кому-то это еще предстоит. Причем на экране все выглядит по-прежнему созидательно - знай себе, вноси поправки в и так стоящую на стуле, опирающемся на одну ножку, махину, подпиленную в нескольких местах. Кто-то уже начал истерично смеяться - кажется, его мозги, как отработавшие свой ресурс отходы, вытекают помидорным пюре через нос и уши. Тут бы плюнуть и перейти к эмбиентному восприятию фильма, но это невозможно - сцены, по-прежнему, легко идентифицируются в пространстве реальностей. Это похоже на аттракцион - тебе в кабину набивают теорий, размышлений и концепций, а параллельно с ее заполнением, начинают вращать во всех трех плоскостях. Сначала ты этого не замечаешь, потом вдруг - бац! - не находишь что-то на своем месте, на тебя сверху начинает валиться то, что, ты помнишь, лежало у тебя под ногами, а скорость продолжает расти. Теории и концепции начинают, как в калейдоскопе, сталкиваться, сплавляться и разрываться, складываться в причудливый узор. Ты хватаешься за отдельные знакомые элементы, но они оказываются всего лишь метаморфозами чуждых тебе.
Медленно нарастает финал - его чувствуешь как рев накатывающей волны цунами. Ровно в тот момент, когда происходит кульмнация, такое чувство, что кто-то схватил тебя за голову и резко повернул ее в сторону: шейные позвонки хрустнули, начался внетелесный опыт.
Я раза три споткнулся, пока дошел от зрительного зала до выхода из кинотеатра. Выйдя на свежий воздух, я внимательно осмотрелся вокруг: те же люди, ничего не изменилось. 'Везучие!' - злобно позавидоваля я ничего не подозревающим прохожим. - 'Вам еще только предстоит впервые посмотреть этот гениальнеший фильм'.
Операторская работа?Каждый кадр, каждая секунда-это маленький шедевр.
Фильм поразительной красоты и глубины.
Режиссерская работа?'Я верю в одну вещь. Всегда нужно признаваться в любви тому, кого любишь'-сказал Немо. Я согласна на миллион процентов. Мистер Жако Ван Дормель, спасибо Вам. Я люблю 'Господина Никто'.
10 из 10
если мерить такими мерками.
Бесконечность, если мерить моими ощущениями. Я до сих пор ощущаю это фильм на вкус.
В принципе я с сомнением отношусь к фильмам, которые сняты странами, которые не являются Америкой и именно из-за того, что очень часто фильмы этих стран грязные, эстетически неприятные и артхаусно-артхаусные. Данный фильм меня заинтересовал своим описанием и я рискнула… Что ж! Mr.Nobody изменил моё отношение к фильмам неамериканских авторов. Обо всём по порядку.
Первое, что хочется отметить – это музыку. Язык не поворачивается назвать её саундтреком. Каждая мелодия, песня настолько идеально подобрана под ситуацию, что думаешь: «Неужели такое возможно? И почему другие ТАК не могут сделать?». В какие-то моменты музыка навевает мысли о загороде Франции, запахе горячих свежих багетов и прохладного утреннего воздуха. Другая музыка отзывается итальянскими нотками… Но каждая песня ещё долго будет звучать в вашей душе. Возможно, без музыки фильм бы распался на кусочки, но она его склеила в идеальный объект, который, по истине, является новым произведением искусства.
Перейдём к сюжету. Во-первых, многие во время просмотра фильма вспомнят другие фильмы. Фонтан? Загадочная история Бенджамина Баттона? Эффект Бабочки? Да просто моменты, которые, кажется вырваны из разных фильмов Ароновски? Но, что я могу сказать! Когда вам что-то навевает мысль о другом, это ещё не говорит о не качественности этого объекта, потому что вам приходит МЫСЛЬ, а не осознание того, что это плагиат. Вам же не приходит в голову, что стол на колёсиках – это плагиат велосипеда, так как у велосипеда тоже есть колеса. Вот и данный фильм не является кашей из сюжетов разных фильмов. Он - прекрасное, новое целое. Во-вторых, только в фильме Mr.Nobody мы встречаемся не с фантастикой, а практически с философскими рассуждениями о жизни и попыткой реализовать стремление посмотреть на мир по-новому. Что такое жизнь, время, любовь, да просто всё, что с нами случается. Почему только пара слов может переменить жизнь? И почему человек в итоге всё равно получает то, что ему суждено, независимо от того, какой путь он выберет. И всегда ли он сам выбирает этот путь? Этот фильм заставляет задуматься. В последнее время кинематограф выплёвывает в мир практически однообразные шаблонные фильмы, которые не вызывают никаких эмоций, данный же фильм доказал: «Кино ещё живо или уже возрождается». В-третьих, понравилось, что в данный фильм добавили психолого-физиологическую (если так можно сказать) линию. Реальные примеры исследований (врожденные страхи у гусят, попытка голубя достать лист, осознав, что можно пододвинуть кубик и встать на него и т.п.), а также представление всего живого, как естественно возникающего и умирающего, если рассматривать время, как линейно текущее. Но можно, как и сделал Немо, снять на камеру, например, как покрывается плесенью фрукт или, как черви съедают умершую крысу, а после перемотать назад и увидеть, как объект из мёртвого становится живым. Что бы было, если бы могли также перемотать нашу жизнь? В-четвёртых, Mr.Nobody не пытается навязать нам стойкую мысль, что всё предрешено, что жизнь – это нечто, что от нас не зависит. Вовсе нет. Наша жизнь действительно, как железная дорога: множество путей, с которых нужно вовремя перейти или, наоборот, не ошибиться и продолжать следовать по прямой. Да, итог не изменится, но разве важен не сам процесс выбора и решения? Пожалуй, прав был старик Nobody, когда сказал, что ужасно не то, что ты не можешь сделать выбор, а то, что его уже сделали за тебя.
Хотелось бы для особо чувствительных и сентиментальных людей сказать, что этот фильм, несмотря на свои драматически – трагические моменты наполняет позитивом и верой в лучшее, действует умиротворяющее, не вызывает боли и напряжения. Почему? Возможно, из-за идеально подобранной музыки, которая поддерживает в трудные моменты. Возможно из-за того, что на вас не давят грузом негатива. То есть эмоции идут не, как принято, от плюса к минусу, а наоборот. А, возможно, из-за того, что Жако Ван Дормель начинал карьеру, как профессиональный клоун и ему ли не знать, как заставить человека испытать радость сквозь слёзы. И, конечно же, по-другому посмотрев на мир, вы сможете понять, что даже самые болезненные ситуации – это не точка, а всего лишь запятая в нашей жизни.
Напоследок пару слов скажу об игре актеров, звуке и о самой «картинке». Игра детей в этом фильме также заслуживает высших похвал. Они просто живут – настолько естественно выглядит их игра. Я всегда дела скидку юным актёрам на возраст, но теперь я понимаю, что профессиональная живая искренняя игра не зависит от возраста. Невозможно перечислить всех актёров, которые были задействованы в этом фильме, но могу сказать точно, что каждый актёр сыграл так, словно это самая главная его роль. Немного слов о звуке. Фильм идёт с субтитрами, но через пару минут растворяешься в речи и данный факт совершенно не смущает. Спасибо актёрам и, конечно же, режиссёру, что речь была отчётливая, внятная, неспешная и словно шла из души. Если вы знаете английский на среднем уровне, то субтитры вам вряд ли понадобятся. Что касается самой «картинки», то хочется отметить, что фильм эстетически приятный и вызывает ощущение уюта и теплоты и ни один момент не вызывает отвращения. Свет, природа, обстановка – всё это живое, чувственное и по-европейски тёплое. Не хотелось бы заводить разговор про бюджет, так что скажу лишь, что фильм «Mr. Nobody» доказал, что качество фильма зависит не от вложенных в него денег, а от профессиональности актёров, режиссёра, сценариста, всей команды и от стремления сделать фильм для людей, а не ради кассовых сборов.
Этот фильм может показаться бредом, если смотреть лишь на внешнюю его сторону. Попробуйте заглянуть внутрь... И не пропустите его! Ведь в кинематографе не часто встретить подобные кино-бриллианты!
Таинственный Жако ван Дормель... Ничего не слышал о нем раньше. Но вот артхаусные круги зашелестели по поводу выхода его нового фильма, да еще так, что пропустить сие событие стало для меня попросту невозможным! Самый дорогой фильм в истории Бельгии остается вне Каннского фестиваля, встречен унизительным равнодушием кинокритиков на фестивале в Торонто, а в Венеции презрительно одарен обглоданными костями за 'что-то там техническое и еще кое-что биографическое'. Стыд и срам.
Непростительно, что прокатчики, как сговорившись, лишили зрителей полноценной возможности посмотреть стоящее, непреходящее кино. Достать билет на 'Господина Никто' в Москве весьма проблематично, на сеансах в тех немногих кинотеатрах, где фильм идет, залы переполнены. И хоть сегодня в моде фальшивые и эффектные подделки, настоящее искусство все еще востребовано, по крайней мере, у нас!..
'Каждый фильм, который я снял, был идеальным и точно соответствовал тому, что я хотел сделать. И каждый раз, когда я делаю фильм, я делаю его как первый и последний. Каждая картина — уникальное произведение без связи с предыдущими и последующими'. Такие слова могут вызвать только уважение, граничащее с восхищением. С претензиями обращаться только к г-ну ван Дормелю, если вас что-то не устраивает - то его устраивает все!
Понять, о чем фильм, так же сложно, как найти ответ на вопрос 'в чем смысл жизни?'. Эстетика фильма столь сложна, что ее вряд ли можно описать одновременно и исчерпывающе, и лаконично. Единственный выход - последовать за одной из находок самого режиссера и поделиться случайными соображениями, обрывками мыслей, забыв о стройности высказывания.
Придется обойти вниманием актерскую игру - здесь тот редкий случай, когда она, как прием выразительности, что ли, второстепенна, хотя и не вызывает абсолютно никаких нареканий. Более того, она естественна и незаметна, а это высший показатель актерского мастерства. Для Джареда Лето эта роль была своеобразным экспериментом, гораздо более тонким, нежели аналогичная работа Брэда Питта в 'Загадочной истории Бенджамина Баттона'. Хотя, признаться, лучше бы я не знал заранее, что голос старика Немо принадлежит тоже Джареду - лишил себя приятного сюрприза.
'Господин Никто' - настоящий калейдоскоп идей о жизни и смерти, о любви и силе воображения, о нравственности и выборе. Выражено это и в потрясающе ярком художественном пространстве, с четким разделением цветовых пятен. Это не дешевое, пестрое одеяло, а стильная смена гармоничных внутри красок-состояний. Не стоит пытаться соединить все эти символы, проходящие порой только мимоходом, в стройную картину.
Потрясли многочисленные аллюзии на другие фильмы, на литературные произведения, прямые, косвенные - они давали постоянную пищу для ума как во время просмотра, так и после. Многие отметили связи с 'Эффектом бабочки', с Тарковским, с Аронофски - не буду доказывать, что это не плагиат, а именно отсылки, своеобразный диалог сквозь время, а кому это непонятно - фильм явно не для них. Некоторые темы в фильме Дормеля (о выборе, о жизни) вкупе с эпизодом с космическим кораблем любопытно пересекаются с 'Космической одиссеей' Кубрика, а оперная ария, выдав эстетизм мировоззрения ван Дормеля, звучит как лейтмотив просветления, точно так же, как в 'Филадельфии' Демме или в 'Одиноком человеке' Форда (хоть последний фильм и создавался одновременно с бельгийским).
О музыке вообще отдельное слово. Звуковая ткань картины - изысканная, многоплановая, разностилевая - нечто из ряда вон выходящее. Соединение несоединимого дает незабываемый эффект универсальности во времени, что расширяет его и без того громадные просторы! 'Casta Diva' Беллини, Павана Форе, Эрик Сати, The Chordettes, Pixies, Wallace Collection, Ганс Циммер (особенно понравилось)... Запомнился еще забавный плавный переход от детской музыки к хардроку, когда за пару кадров девятилетний Немо стал шестнадцатилетним. Из таких изюминок состоит, не лукавлю, весь фильм! А кроме того, звучит все - даже воздух в палате, куда попал юный Немо, звучит легкой ненавязчивой гармонией в ритме сердца, едва неуловимо. Дождь, море, ветер... Грань между музыкой, сочиненной специально для фильма, и звуками природы часто теряется (может быть, я заметил, потому что это особенно важно для меня?)
Но это все детали... Хотя понял ли я фильм целиком? Не рискну гордо и самоуверенно это заявлять. Может быть, пересмотрю еще не раз эту киноленту. Очевидно одно: даже если с чем-то можно и не согласиться, творение ван Дормеля станет в скором времени классикой кино. Оно заставляет думать, не дает готовых ответов, не вещает прописных истин. А оставляет в состоянии рефлексии, в недоумении, с неразрешенными вопросами... Потому что обычно мы об этом не думаем.
Остался вопрос: а есть ли место для живого Немо в абсурдном мире будущего, в Нью-Нью-Йорке 2092 года (как значится на огромном телевизионном экране-панно, за которым наблюдают бессмертные, не знающие ни чувств, ни счастья, люди)? Мне показалось, здесь есть доля горькой самоиронии, имеющей более чем автобиографический оттенок. И не такое уж это и будущее, если присмотреться! Это самая настоящая современность, с улыбающимся до ушей самовлюбленным ведущим телешоу (улыбнуло, где у него микрофон), с автоматизированной конвейерностью сферы услуг, с пугающе осведомленными, всесильными психоаналитиками, с глупыми и непонятливыми обывателями, как тот журналист, что пришел к умирающему Немо. Только он один еще пытался понять, что чувствует последний смертный человек, но его извилины подошли к пределу своих возможностей...
Как редко настоящим мастерам выпадает возможность (банально: финансовая) воплотить свой мир в жизнь! Меня переполняет чувство благодарности судьбе и всем тем, кто сделал Господина Никтореальностью.
I'm not afraid of death, I'm afraid I haven't been alive enough
Никто точно не знает, что было бы тогда если бы я три года назад не зашел в фильмографию Джареда Лето. Не прочитал бы я тот интригующий синопсис, состоящий из 2ух предложений. Не искал бы кадры со съёмок, не 'болел' бы за судьбу проекта на Венецианском кинофестивале. Может быть даже не посмотрел бы его в итоге? Но Я верю, что всё равно этот проект попался бы ко мне на глаза. Я бы пришёл к нему другим путём, но в итоге посмотрел бы его и сказал тоже самое, что хочу сказать сейчас: 'Потрясающе!'
Идея фильма как бы лежит на поверхности. Но если смотреть глубже потрясает насколько она сложна и многогранна по своей сути. Выбор - одно из самых загадочных действий, совершаемым человеком. Более чем уверен: у каждого человека хотя бы раз в жизни была ситуация, когда он оглядываясь назад думал, что в ту минуту надо было поступить по другому. Все люди совершают поступки, так или иначе меняющие их жизнь, жизнь близких и даже незнакомых. Так какой из поступков правильный?
Конечно, мне понятна позиция тех, кому фильм не понравился. Не каждый сможет полностью окунуться в атмосферу фильма и плыть с ним два с лишним часа по различным течениям. Кто-то не получил того, что ожидал. Кому-то сюжет покажется набором кусков. Жаль, но такое бывает. Я же получил всё что хотел: потрясающая роль (точнее ролИ) Джареда Лето, душевная режиссура, обворожительные Д. Крюгер и С. Полли, гениальная (вот не побоюсь этого слова) операторская работа, великолепное музыкальное сопровождение, сложный и многогранный сюжет, яркие второстепенные персонажи.
Такие фильмы выходят редко. Даже слишком. Возможно всё что вы читаете звучит слишком субъективно, не хватает аргументации. Но чтобы всё осмыслить и преподнести в виде текста нужен не один просмотр и время для осмысливания. Я убеждён - отзывы зачастую остаются сухими и не могут в полной мере выразить впечатление от увиденного. Для меня это кино - отдельный праздник. Совокупность визуального пиршества с умело преподнесённой идеей. Боюсь кино такого класса теперь выйдет нескоро (очень надеюсь, что это мнение ошибочно). Но фильм однозначно забронировал себе место на полке коллекции и в моём личном TOPе.
О таких фильме можно говорить либо с восхищением, либо с негодованием. Либо понравился, либо нет. Совершенно не понимаю людей, который после просмотра остаются где-то посередине. Для меня это кино попало в разряд 'незабываемое'. Чего и вам от всей души желаю. Живите полной жизнью!
Я не умею писать длинные рецензии. И мне придется очень постараться, чтобы из этой чертовы кучи мыслей, оставшейся в моей голове после просмотра фильма хоть что-то донести до тебя.
Буквально несколько недель назад я с моей ненаглядной прогуливался в районе станции Курская и от одного из нас поступило предложение пойти в кино. Если ты такой же пафосный хипстер, черт побери, как я, то ты наверняка знаешь что там рядом 35 мм. Да, да, тот самый кинотеатр о котором ты подумал. Никакого попкорна, дубляжа и прочих радостей, только драные сиденья и фильмы, порой весьма паршивого качества.
Признаться честно, я не плакал в конце реквиема по мечте, никогда не заслуживался 30 секундами до марса и вообще считал Джареда Лето латентным (а может и не совсем) геем, а-ля наш Алексей Воробьев (господь, если бы ты знал как я его ненавижу). Черт, я отвлекся от темы повествования, ты наверное не совсем понимаешь о чем я, но никто и не обещал что будет просто.
К чему это я? Ах да, я каждой клеточкой своего тела не хотел идти на этот фильм! Я презирал Дж. Л. я был уверен что это очередное кино для девушек и что ему там перед каждым дублем глаза подводили по десять раз. Да, я знаю, что заранее так предвзято относиться к фильму нельзя и поверь, это не от большого ума.
И спустя 2 с лишним часа я вышел из зала и признался себе что это один из лучших фильмов что я видел в жизни. Это потрясающе, это настолько феерически-сказочно и волшебно. Моего косноязычия не хватит для того чтобы я передал вам всё то что пережил в зале. Я не хочу оценивать фильм по каким-то критериям, там было прекрасно абсолютно всё, актерская игра, работа оператора, музыка.
Но нет, я не скажу вам о чем он! Я не проболтаюсь, хоть мне и очень хочется. Не ожидайте от фильма ничего сверхъестественного, подготовьте себя к тому, что всё будет заурядно и идите на него. Я завидую тебе, чертов умник, потому что я уже смотрел его, а ты нет. Потому что тебе только предстоит всё это испытать.
Я официально извиняюсь перед Джаредом Лето, за то что смел сравнивать его с имбицилом-воробьевым. Я в восторге от его актерского мастерства, от Дормеля, от каждого кто приложил руку к созданию этого шедевра.
Есть кино, которое смотрится, есть кино, которое не смотрится. Есть кино, которое трогает, есть кино, которое не трогает. Есть кино, которое не оставляет после себя никаких мыслей, есть же такое кино, которое заставляет задуматься. А есть кино, которое выносит серое вещество напрочь. И вроде, есть о чём подумать, а не думается. Полное собрание мыслей за круглым столом затуманенного сознания начинается через несколько часов после просмотра. А прежде – тихий восторг от фильма и от чувства причастности к всеобщему Вселенскому замыслу. Если бы этот фильм мне показали под эгидой BBC с целью исследования закона Хаббла, параллельных Вселенных и природы пространства-времени, я не заметил бы ничего подозрительного. За исключением, разве что, художественной составляющей. Настолько тон фильма какой-то ненавязчиво наставляющий и разъясняющий, что, озвучивай его Николай Дроздов, от документально-постановочного фильма его и не отличишь.
Кому-то этот фильм может показаться затянутым, скучным и так далее по списку. Но если иметь хоть толику терпения и желания понять, о чём говорит с нами режиссёр, то все те испытания временем, которые для иного зрителя, могут оказаться непреодолимой преградой на пути к пониманию фильма, станут для вас незаметными. Я за всё время показа задумался о хронометраже фильма только один раз, и тот единственный случай не был вызван гневной мыслью а-ля «Когда это уже всё закончится?», а скорее, «К чему же режиссёр ведёт всё это действие?». Всем, естественно, не угодишь, но мне как-то по своему жалко тех людей, которые совершенно не смогли проникнуться симпатией к этому фильму.
Несмотря на все параллели с фильмом «Эффект бабочки» и общую неоригинальность идеи о выборе, этот фильм я ставлю выше упомянутого мною фильма с Эштоном Катчером и Эми Смарт. Хотя бы потому, что посыл (или как сейчас модно говорить - месседж) в «Господине Никто» гораздо лучше оформлен и осязаем. Нам действительно предлагают мысль о том, что от выбора человека зависит очень многое, а именно – его жизнь и жизнь всего человечества. В отличие от уже упомянутого «Эффекта бабочки», в «Господине Никто» данная мысль более глубокая и выдержанная.
Великолепна идея о природе времени и его сворачивании вместе с остальными пространственными измерениями в момент переориентации Вселенной расширяющейся на Вселенную сжимающуюся. Она настолько же непостижима, насколько и прекрасна.
Выбор. Почему мы всю жизнь вынуждены выбирать между предложенными нам вариантами? Потому, что времени, как бы его много ни было, никогда не хватит для того, чтобы испробовать все варианты. Оттого и встаёт необходимость выбора – то есть созидания своей судьбы. Только вот никто не знает, к чему приведёт то или иное решение, оттого все мы действуем вслепую, полагаясь на интуицию. И любое хоть сколь-нибудь важное решение влечёт за собой лавину последствий и непрогнозируемых событий, которые как стрелки на железнодорожных путях переводят поезд в сторону от развилки, оставляя позади возможность свернуть на другой, пропущенный путь. Все эти мысли просты и гениальны одновременно. И главное: поданы с душой и неповторимым чувством стиля и вкуса.
Отдельно о картинке и саундтреке. Они восхитительны. Удивляешься, как такой, полуартхаусный проект умудрился примагнитить к себе столь внушительную сумму, что позволило воплотить в жизнь все визуальные задумки автора. И самое важное – на высоком уровне. Графика не режет глаз, стерильно-белый мир будущего будто с картинок фантастов, психоделические мирки необычны и по-хорошему павильонны. А музыка – бриллиант, давно в фильмах я не видел такого разностороннего и стильного саундтрека, наверное, со времён тарантиновского «Убить Билла». В особенности хотелось бы выделить «пиксовскую» «Where Is My Mind?» и божественную павану для хора с оркестром Габриэля Форе, знакомую многим по песне X-Zibit'а «Paparazzi». Да и остальная музыка в фильме интересна и харизматична, что называется, не придраться.
Мистер Никто, без малого фильм со Вселенской душой. Он необыкновенный и неформатный. Даже не сразу определяешься с эмоциями, которые нужно испытывать после просмотра – создаётся впечатление, что ничего подобного ты до сего момента никогда не видел. Господин Никто чем-то необычен, чем-то, что заставляет тебя, выходящего из кинозала, взглянуть на этот мир более широкими глазами. После него ощущаешь объёмность этого мира, чувствуешь некий духовный подъём. Если так и было задумано – то за воплощение пять с плюсом. Господин Никто станет классикой мирового кино, я не сомневаюсь. Это уже сформировавшийся феномен удивительного, глубокого кино для каждого. А в молодёжной среде, вероятно, он станет таким же культовым кино, как тот же «Эффект бабочки». Во всяком случае, я на это надеюсь, потому что этот фильм заслуживает различных лестных эпитетов и громких приставок. По праву.
Представьте себе колеблющуюся поверхность воды. Представьте себя, и вообразите, что эта колеблющаяся масса растянулась вокруг, сверху и снизу, справа, слева, куда хватает глаз. Вода течёт то спокойно, умиротворенно, то быстро, туго скрученными струйками, то трансформируется в пенистые волны. Она переливается, отражает свет, разлагая спектр на миллионы оттенков, и вы понимаете, что это некая живая субстанция, изучению которой, вы, возможно, посвятите всю свою жизнь. И вот как бы вы описали эту поверхность воды, как бы вы описали такую ситуацию, в которой оказались? Ситуацию, которая податливо меняется от малейшего изменения темпа вашего дыхания.
Так же и с этим фильмом. Можно налепить на него десятки цветастых наклеек-голограмм: «кино о Великой Любви», «произведение эзотерического искусства», «картина о Выборе», «психологическая драма», «мелодраматический байопик» или в крайнем случае — «фильм из тех, что заставляют задуматься о Многом». Можно. Но лучше бы конечно не делать этого. Лучше бы было вообще не писать об этом фильме. Но к сожалению я понял это слишком поздно. Поэтому примусь за пошив собственной очередной наклейки для «Господина Никто».
Но я что-то отвлёкся. Итак, вода. Что же общего у «Господина Никто» с этой «водой»? Во-первых, он точно также заполняет всё ваше сознание, если смотреть фильм правильно. Правильно — не значит всматриваться в детали и символы, которыми «Господин Никто» перенасыщен. Правильно — значит чувствовать дыхание фильма, прощупать его структуру, скелет. И убедиться, что никакого «скелета» нет. И вот в полной мере осознав отсутствие какого либо сюжетного стержня, кроме собственно, главного героя, можно правильно смотреть, ощутив полную свободу от рационализации событий. Вы же не сможете осмыслить изменчивые переливания воды? Поэтому и смотреть на неё можно бесконечно. Во-вторых, также как эта вышеописанная «волшебная вода», фильм с трудом поддаётся логической идентификации. Тут, конечно, существует несколько подходов. Можно пытаться объяснить всё через науку — частицы там, броуновское движение, световые волны. Можно попробовать осмыслить движение воды через литературно-художественное описание. Но тогда получится, что вода в статике, а это — лишь один из миллионов частных случаев.
Вот и «Господин Никто», сложно его описать, если попытаться подойти к проблеме широко. С точки зрения так называемого космоса. Можно заходить с флангов, загонять в тупик: рассказывать о нечеловеческой силе любви, опираясь на вырванные из контекста фильма фразы, говорить о Выборе и всём таком, предопределённость, судьба. Эта вода, этот фильм — это же как сама жизнь. Вот возьмите её в руки и повертите. С какого боку её надо описывать, откуда начать?
И вот это единственный вопрос, на который, как мне кажется, отвечает фильм. Начать нужно с начала. Вот мы и начинаем с начала. Жил был мальчик... на том свете. И всё-всё знал. А потом он родился. И всё забыл. Потом он жил долго-долго. А потом он снова всё забыл. Выходит, что про свою жизнь мальчик, Немо Никто, забыл дважды. Минус на минус даёт плюс, и вот уже всё повернулось вспять, реверс. Получается, мальчик жил от точки до точки. А между точками — отрезок. Что находится за точкой A нам Ван Дормель, вроде, объяснил — там на пунктирной линии живут нерожденные дети-всезнайки. Но кому же это интересно. Интересно, на самом деле, что находится за точкой B. Вот и журналисту, который у Господина Никто в 2092 году интервью брал, тоже интересно. «А с чего ты взял, что есть смерть?» — ответил ему старик.
Возьмите пустоту. Абсолютную пустоту, без цвета, объёма, температуры, влажности и других параметров. Она таит в себе столько потенциала, не правда ли? Мы может сделать пустоту более полной. Бесконечно полной. Но можем ли мы пустоту сделать более пустой? Нет. А откуда тогда взяться смерти? Как смерть, подразумевающая, по идее, наш исход из этого мира (потерю этого мира нами или потерю этим миром нас) может сделать более пустой пустоту, которой является наша жизнь? Бесконечно пустую и бесконечно перспективную пустоту.
Жизнь ведь не имеет ни вкуса, ни запаха. Оглядываясь назад, вы можете выстроить хронологию своих поступков. Вы можете проанализировать причины своих поступков. Или вам кажется, что вы можете. Но можете ли вы тогда сказать, что ваше сегодняшнее состояние — результат череды ваших осмысленных поступков, ваших взвешенных выборов? Можете ли вы что-то потерять, если вы и так теряете миллиарды возможностей с каждым новым своим шагом, и миллиарды же приобретаете?
И вот еще: Ван Дормель достаточно четко выделяет всего несколько вещей. Но если он это делает, значит они имеют смысл. Я уйду от расшифровки значений цветов, бассейна, сакральных фраз, а хочу лишь акцентировать внимание на отчётливом делении жизни, можно сказать, лирического героя, на детство, которое длилось до того, как Немо пришлось делать первый «взрослый» выбор, и всё остальное, после выбора. Выбора, которого, кстати так и не было. Эта сцена на вокзале — символ невозможности осмысленного выбора. Каждый раз, когда приходиться из «двух зол выбирать меньшее» или «из двух благ лучшее», это уж, как угодно, наша жизнь дробиться, личность дробиться, человек дробиться, а остаются осколки человека. В этом вся извращенность, жестокость осмысленного выбора, который так чужд детям. Дети, как бы это наивно не читалось, единственные прописанные жильцы иррациональной реальности. Единственной по-настоящему существующей. Потому что дети, родившись, еще не вовлечены во взрослую игру условностей, не столкнулись с придуманными истинами, правилами, стереотипами. Взрослым кажется, что их правила и истины ограничивают жестокость, ограничивают зло. Но на самом деле, не создают ли они зло сами, своими истинами? А зла нет никакого, есть только любовь. Поэтому вся рациональная «взрослая» реальность не существует, а существует только детство Немо. Самая счастливая пора его жизни, которая затем разлетелась на бесконечное количество взвешенных «если». Но кто же помнит ту прекрасную пору, когда в голове царит блаженное безмыслие и всё на свете очевидно? Очевидно, никто. Вот поэтому пустота от точки до точки.
Это мог бы быть совсем другой текст. Про тяжелое детство Ван Дормеля (не забыть упомянуть, что он работал в цирке!), про пересечения «Господина Никто» с «Пи», «Интервью с вампиром», «2046», «Наукой сна», или моя любимая тема: CG в коммерческом арт-хаусе, то есть можно было бы провести шикарные аналогии с «Воображариумом Доктора Парнаса» и «Алисой в Стране Чудес». Или вот самая-самая любимая тема: операторская работа! Вот уж точно благодатная почва для целой статьи. Может даже научной. Но это пусть кто-нибудь другой напишет. Ведь в конце концов этот текст (да и не только этот) может быть абсолютно любым, а фильм-то останется неизменным. Понимаете, о чём я?
Мгновение осознания сокраментальной истины своего выбора.
Секунда. Быстротечный момент, запечатленный в памяти, единственный и неповторимый в своем роде. Незримая бесконечность, воплощенная в человеческом сознание, словно жизнь до и после, пролетает лишь за один миг. Точно мгновение, в котором заключается весь смысл нашего бытия и сложная дилемма выбора. Сквозь череду неоднозначных решений, которые окружают наше мимолетное существование, строиться новая неповторимая судьба, формируются успехи и неудачи, а время, будто неиссякаемый источник не останавливается ни на секунду и продолжает вновь идти, не замечая веков. Стрелки на часах всегда двигаются вперед, но только после долгих лет размышлений, возможно понять, что не бывает ни правильных, ни ошибочных решений. Ведь каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир, наделенный своими радостями и невзгодами. И каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, а неизведанный путь — чтобы быть пройденным. Но время не идет вспять, поэтому всегда так сложно сделать выбор.
Авторское кино - одна из ипостасей мирового кинематографа, которая служит воплощением самых самонадеянных и откровенных идей режиссеров. В этом независимом виде искусств раскрывается в полной мере внутренний мир создателей картин, насыщенный уникальными замыслами, которые не так часто бывают, оценены по достоинству публикой, не восприимчивой к подлинной филигранной начинке, и востребованными на мировой арене. Но если после созерцания этих работ, ваш взгляд на привычные вещи станет иным, можно считать, что автор ленты добился главного, достигнул первостепенной цели и повлиял на сознание зрителя своим личным отточенным произведением.
Одним из таких гениев мысли и является бельгийский режиссер Жако Ван Дормель. Сложно представить более трансцендентального и эзотерическое видение мира, чем у этого искусного мастера абстрактного полотна. Его картины базируются вокруг изменения личности, как средства расширенного мировосприятия, а гениальность гармонично соединена с осмысленным абсурдом. Именно осознанная нарочитость, манерность и яркость красок в его работах, придает довольно сюрреалистическим историям потаенный смысл, оттенок серьезности на этом празднике жизни. Его последний плод фантазии, картина под названием «Господин Никто», как стремительный вихрь в привычный штиль, вызвал исчерпывающую совокупность эфемерных чувств и взыграл абсолютно все мысли в разуме. Надеюсь, это кино еще долгие годы не сойдет с уст зрителей и не потеряет своей актуальности, ведь истинное прозрение, психологический инсайт обыгранный в ленте по-настоящему правдив и многозначен.
На грани жизни и в одном шаге от смерти, нашему вниманию предстает новая футуристическая и опустошенная реальность похожая на вечный сон, который лишен свойственной сладости, но по прежнему способен изумлять. Чрезвычайный восторг, чувство недосказанность в каждом эпизоде перехватывает дыхание и лишает дара речи. Лента «Господин Никто» описывает закат существования последнего смертного человека на земле, который отказывается верить в эту театральную действительность и наполняет своё воображение фрагментами ирреальных видений. Как будто мозаика, разделенная на миллион частей, так мгновения жизни таинственного героя соединяются в отдельные картины, проявляются скрытые пейзажи, а его портрет обретает своё истинное лицо. На протяжении всего хронометража фильма режиссер исследует границу человеческого сознания и предлагает зрителю понаблюдать за уникальным экспериментом, основанным исключительно на многообразие вариантов выбора своей судьбы, каждая из которых с неповторимым финалом. Но, несмотря на всю полиморфию ленты, важнейшей сценой в этом произведение является момент принятия одновременно самого простого и неоднозначного решения в жизни героя на станции отправления поездов «Шанс». Именно этот поворотный миг служит основой многоликой и разноплановой картины, удивляющей каждую секунду предельным сочетанием уникальных идей в одном кадре.
Неутолимое желание познать свою сущность и грезы, в которых хочется увидеть альтернативный финал своей истории, не дают покоя человеческому разуму и безудержно проецируются в сознание после созерцания этой картины. Одним дано прожить всю жизнь в забвение, другим же благодаря особенному дару, создать фантазию, олицетворяющую всю глубину, ценность и многогранность выбора в человеческой жизни. Ведь в этой сущности нашего бытия и заключается главная свобода. Шанс совершать желанные поступки, руководствуясь только своим представлением о морали и нравственности, полагаться лишь на свой внутренний голос, который всегда подскажет истину и выявит ложь. Произведение Ван Дормеля«Господин Никто», как глоток гениальных мыслей, маниакальный идефикс, сопровождаемый часами метафизических размышлений, казалось бы на первый взгляд, о приземленных вещах. Но этот передовой замысел режиссера решительно и постепенно перерастает в нечто больше. Такой редкий шедевр становится созвучным с мысленным катарсисом, который может оказать на индивидуальную личность воздействие самой разной величины. Но оставить равнодушным не способен никого.
Словно читая красивую рукопись, ты проникаешься этим произведением, стремишься познать все его детали и смотришь на одном дыхание, погружаясь в унисон. Это не простое кино, оно изощренно со скрытым подтекстом в каждой сцене. Разобраться в этом абсурдном феномене очень сложно и даже сам художник до сих не понимает доподлинный смысл своей работы, на которую он потратил целых 12 лет жизни. Но это ни в коей мере не говорит об отсутствие оного, а скорее подчеркивает перфекционизм автора, который смог привить своему произведению внушительную смысловую составляющую. И поэтому все интерлюдии, пропитаны символизмом и бесподобной эстетикой, на грани визуальной экзальтации. Сценарий ленты «Господин Никто» полностью соответствует всему остальному и с трудом может ужиться в голове обычного здравого человека. Ведь чтобы такое придумать, надо быть гением или сумасшедшим. Уверен, Жако Ван Дормель первый вариант, потому что, взглянув хотя бы на красоту свободного полета кленового листа в его картине, которая сопровождается самозабвением, ты убеждаешься в этом.
Так кто же на самом деле «Господин Никто»? Совокупность всех персонажей, по-разному сыгранных актером Джаредом Лето? Человек погрязший в фантазиях и бегущий от вселенской энтропии? Жизненно необходимый эксперимент? Или просто выражение личностных качеств самого режиссера, его неповторимый взгляд на мир, судьбу и на все те вещи, которые нам не безразличны... В случае остается лишь строить свои догадки, но главное успеть насладиться этой замечательной фантасмагорией.
Кино, меняющее мировоззрение, однажды и навсегда. Подобно первородному виденью восхода солнца в предрассветной тишине, эта картина озаряет современный кинематограф своей уникальностью и экзистенциализмом, присущим лишь истинным произведениям искусства. Непередаваемая, по сути, и глубине философия Жако Ван Дормеля, затронутая в ленте «Господин Никто», раскрывает всю тонкость человеческой натуры и хрупкость судьбы, в которой главную роль играет лишь один единственный выбор. И пока сердце бьется в груди, мы вольны принимать смелые и рискованные решения. Но иногда самым лучшим выбором будет просто никуда не двигаться, остановиться, и доверится порыву ветра. Главное всегда помнить, что нам принадлежит только одно мгновение, которое бывает подчас ценней, чем годы прожитой жизни. Миг, благодаря которому еще возможно всё изменить.
«Господин Никто»- выбор, о котором я никогда не пожалею.