'Техасская резня бензопилой' (первый фильм франшизы вышел в 1974-ом году), 'Хэллоуин' (старт датирован 1978-ым годом), 'Пятница 13-е' (1980), 'Кошмар на улице Вязов' (1984), 'Лепрекон' (1993) и данный список можно продолжать. Но что же их объединяет? Многие зрители с лёгкостью скажут, что всё это - фильмы ужасов. Ещё многие добавят к этому, что это рассчитано на молодёжную целевую аудиторию, что вводит их в ранг мэйнстрима. Многие расскажут, что все перечисленные фильмы превратились в бесконечные конвейеры со всевозможными сиквелами, приквелами, спин-оффами, кроссоверами и перезагрузками. Надо сказать, что импульсами к появлению каждого из конвейеров стали как коммерческий, так и зрительский успех. И в этот ряд можно без тени смущения внести ещё одну мистическую хоррор-франшизу, а именно 'Ужас Амитивилля'. Первый фильм вышел на экраны в 1979-ом году и произвёл фурор в рамках жанра. Этому способствовал тот факт, что сюжет фильма основывался на книге Джэя Энсона, а тот в свою очередь описывал якобы реальные события, случившиеся с семьёй Латц в злополучном доме, где по их уверениям обитала некая злобная потусторонняя сущность.
За десятилетний период франшиза 'Ужас Амитивилля' набрала целых пять полнометражных фильмов, но, как это часто бывает, каждая последующая серия становилась всё хуже и хуже. И вот пятая часть франшизы 'Проклятие Амитивилля' (1989) настолько была плоха, что вышла в формате 'direct-to-video' (но справедливости ради укажем, что многие поклонники 'Ужаса Амитивилля' склонны не включать этот фильм в официальный список франшизы). После такого провала некоторые успели подумать, что на этом в сериале ставится жирная точка, но как бы не так: через три года под патронажем студии 'Republic Pictures Corporation' на экраны выходит новая часть - 'Амитивилль 1992: Вопрос времени' (порой фильм носит и другие названия, например 'Амитивилль 6: Проклятые часы'). Забегая вперёд надо сказать, что эта часть не подверглась такой же критике как предыдущая, и если отталкиваться от средних оценок, то она оказалась даже лучше, чем аж три предыдущие картины франшизы. Но всё же 'Амитивилль 1992: Вопрос времени' является типичным представителем выпускаемого кино с низким бюджетом, рассчитанным только на целевую аудиторию и не лелеющим надежд на какие-то достижения.
По сути, шестая часть 'Ужаса Амитивилля' по сюжетной концепции является побратимом ленты 'Амитивилль 4: Зло спасается (1989), где действие развивается вне пределов дома, где всё началось и где себя проявила злобная сущность. Но она продемонстрировала способность вселяться в предметы быта, чтобы затем третировать семьи, которые их приобретут. В случае 'Амитивилль 4: Зло спасается' это самое зло оказалось в старинной лампе, после чего и начались страшные события. Такой путь развития франшизы был придуман писателем Джоном Дж. Джонсом, который, как и многие соратники по перу, вдохновились тем, что случилось в ноябре 1974-го года, превратив те события в городскую легенду, ставшую известной на весь мир. Книга Джона Дж. Джонса также стала литературным источником для сценария к 'Амитивиллю 1992: Вопрос времени'. И на этот раз зло поселилось в старинных часах, которые привозит с собой с распродажи архитектор Джэйк Стерлинг (Стефен Махт) домой, где проживает вместе со старшей дочерью (Меган Уорд), младшим сыном (Дэймон Мартин) и сожительницей (Шоун Уэзерли), которая всё порывается уйти от Джэйка.
Почему же 'Амитивилль 1992: Вопрос времени' по мнению аудитории уступает по качеству только первым двух частям франшизы? Всё-таки насыщенность происшествиями, связанными с воздействием злобной сущности явно выше, чем в предыдущих фильмах. Таким образом шестая часть становится более динамичной и захватывающей (опять же подчеркну, что это только в рамках франшизы). Постановка скримеров более пугающая и порой вызывает неподдельный ужас. Возможно, что это стало возможным благодаря режиссёру Тони Рэнделу, который работал монтажёром над первым фильмом другой известной хоррор-франшизы 'Восставший из ада' (1987), а затем снял и его сиквел. Примером более высокого уровня постановки может служить та одержимость, которой подвергся Джэйк Стерлинг. При этом не только его душевные терзания пугают, но и физические, отчего реально становится не по себе. И опять же, если учитывать, что 'Амитивилль 1992: Вопрос времени' - это низкобюджетный фильм ужасов, то неплохую игру демонстрируют актёры и актрисы. И если про Стефена Махта уже было сказано, то вот Шоун Уэзерли и Меган Уорд приятно удивили и даже как-то жаль, что их дальнейшие карьеры нельзя назвать звёздными.
В общем, 'Амитивилль 1992: Вопрос времени' как для франшизы - довольно неплохой фильм, но как представитель жанра относится к довольно среднему классу и на данный момент его смотрят лишь те зрители, которые любят хоррор-сериалы из прошлого столетия, ставших легендами жанра. 'Амитивилль 1992: Вопрос времени' мог стать глотком свежего воздуха для нового витка развития франшизы 'Ужас Амитивилля', но по сути создатели этого фильма разбили эти надежды, когда на следующий год выпустили очередной фильм сериала 'Амитивилль 7: Новое поколение' (1993), который окончательно всех убедил, что пора конвейер останавливать. Но как Вы думаете, он остановился?..
Появление на свет очередного продолжения франшизы было лишь вопросом времени, поэтому спустя пару лет вышла рассматриваемая ныне часть - «Амитивилль 1992: Вопрос времени» («Amityville 1992: It's About Time»). Доверили съёмку Тони Рэнделу (Tony Randel), чья фамилия на слуху в качестве режиссёра, пожалуй, лишь благодаря сиквелу «Восставший из ада 2» («Hellbound: Hellraiser II»), когда его другие режиссёрские работы весьма спорны или же банально малоизвестны. Кое-какой ожидаемый авторский почерк узнаваем, ведь при просмотре зритель способен сразу уловить отличительный подход к визуальным моментам, нежели в идущих ранее эпизодах сериала. То есть в кадре должное место занимают бутафорские макеты и откровенные явления кровожадных сцен, отвоёвывая добрую половину у прописанной иллюзорной мистики, делая фильм насыщенным на краски с прямолинейной угрозой, что какой-нибудь персонаж утопнет в отвратительной органической жиже или беднягу схватит за шею тот самый утопленник.
И упомянутые новшества не только внедрены в техническую сторону ленты, сюжет тоже здорово выбивается из общей концепции легенды о неком Зле, живущем в Амитивилле. Дело в том, что место действия изменено и знакомого проклятого дома мы не увидим, зато будут привезённые из Нью-Йорка антикварные часы, некогда стоящие в амитивилльском особняке, посему «заражённые» зловещей силой, сейчас постепенно окутавшей новую жилплощадь с очередной семьёй. Невольно изначально пробегают сравнительные параллели с телевизионным эпизодом «Амитивилль 4: Зло спасается» («Amityville: The Evil Escapes»), где костяк сюжета одинаков, однако это лишь номинально, ведь по уровню воплощения сейчас получилось всё гораздо насыщеннее, не вызывая не доверительную ухмылку к создателям фильма, что так можно с сотню серий выпустить, рассказывая о деталях интерьера одержимого дома, которые раскупили по всей стране и теперь каждая квартира потенциальная база для следующего ужастика. Тут сюжет не столь роднится с особняком Амитивилля, сколько пытается абстрагироваться, копнув ещё глубже в самый эпицентр происхождения Зла, вплоть до Средневековья. Конечно, без должной солидности в объяснениях, неловко «ради красного словца» приплетая историческую личность Жиля де Ре (думаю, в представлении не нуждающийся) лишь в качестве скоротечной ссылки на зловещий туманный ореол, при этом в некотором роде идя в разрез с сюжетами ранних выпусков франшизы. Правда, все же, по сути, вполне допустимо, что проклятые часы одного из самых известных средневековых маньяков какое-то время стояли в одержимом доме Амитивилля на проклятой земле индейского кладбища. Конечно, наслоение несуразно, но возможно.
А вот более всего любопытна пропись мистической фантастики, изображающей время, как ещё одного монстра, атакующего людей: если спятивший только угрожает физически, то заколдованный механизм часов в один миг ускоряет ход стрелок на циферблате и ты уже будешь дряхлый старик, а если в обратную сторону – несмышленый младенец! Попробуй, совладай с такой дьявольской вещицей…
Из всего перечисленного выше выходит вполне интригующий фильм ужасов, рассчитанный на вызов интереса и пугающей доли рассказа, когда Зло сильно, как никогда, воздействуя не только на разумы всевозможными галлюцинациями, но и управляя силой Хроноса.
К сожалению, без недочётов постановка не обходится. Недоумение вызывает сам сценарий, где пара центровых действующих лиц прописана в весьма странных отношениях, а посему при проскальзывающем абсурдном поведении, лишённом логики. Наш главный герой пытается снова создать былые близкие отношения с главной героиней, та остаётся на ночь, чувства возрождаются – оба счастливы, однако сейчас у неё есть новый возлюбленный, который… будет приходить в дом к первому и проводить ночи с ней же. И не раз, а как за правило! Нет, конечно, на свете всякие отношения имеются, но зачем же так усложнять самый банальный ужастик про разную мистику? Посему наружу побочным эффектом всплывают ненужные псевдо-драматические сценки с «запутавшейся» бедняжкой, которая, то признаётся в любви к одному, а после на кухне сокрушается, что ребёнок второго не желает относиться к ней доверительно, точно она его родитель?.. Касаемо же антилогики, то достаточно упоминание, что спятившего после попытки задушить жертву, чудом уцелевшая на пару с психоаналитиком (!) надумывают связать и вколоть успокоительное, но никак не вызвать полицию или скорую помощь.
Получается в итоге, что по наличию действия в себе фильм достаточно удачен, задумка местами вносит свежую струю в историю о проклятии Амитивилля, визуально хорош, и кульминация занимательна, но нередко грешит странностям по обозначению действующих лиц, к тому же – это самое важное – в отдельности от всего цикла выпусков франшизы лента является весьма сдержанным неприхотливым мистическим ужастиком с ожидаемыми наперёд штампами поджанра.
«Вопрос времени» оказался несколько лучше по сравнению с двумя предшествующими лентами «амитивилльского цикла». Идея «зла в предмете» реализована, даже я сказал бы, интереснее, чем в картине «Зло спасается». «Путешествия во времени» смотрятся, может, и немного неожиданно, но сняты стильно и со вкусом. Особенно сцена в комнате с младшим Стерлингом, которого, к слову, удачно играет Даймон Мартин, - просто украшение фильма!
Да и эпизод с Андреой в конце картины тоже отработан на уровне.
Очень неплохо сыграл главного героя Джейкоба Стерлинга Стефан Махт, сумевший с поразительной достоверностью передать изменения в характере своего героя, навеянные Амитивиллем.
Порадовало то, что в фильме снова ощущается та самая атмосфера легендарного дома, хотя действие и происходит в другом месте. Напряжение, нарастающее день ото дня, передано эффектно. Даже эпизод с Джейкобом и собакой на пустыре заставляет замереть и вжаться в кресло. Минутная сцена, но зато какая!
Ну и финал хорош. Предугадать именно такую концовку было сложно, но она, безусловно, является хорошим завершением.
В минусе – «мудрствования» сценаристов и режиссера с сюжетом. Главным образом, это касается истоков амитивилльского зла, которые, насколько я понял, по версии создателей, вообще увели из Америки на другой континент (возможно, я ошибаюсь, поправьте меня), да еще в средние века. История их возникновения отличается от предложенной в первой картине «Ужас Амитивилля». Честно говоря, это приводит в недоумение: чем старая история была плоха, неужели ее обязательно надо было переделывать?
А еще меня до крайности раздражал своим поведением и особенно манерой речи доктор Леонард Стаффорд в исполнении Джонатана Пеннера. Какое-то резкое неприятие этого героя у меня возникло., сам не знаю точно, почему.
В общем, картина вышла неплохая. Хорошее среднее впечатление, о потраченном на просмотр времени не жалею.