Если Альфред Хичкок в 50-х создал основы детективного саспенса, в 60-х европейцы развили, в 2000-х американцы почти его убили, то гонконгские режиссеры реанимировали это редкий вид триллера. За последние 20 лет было снято тысячи детективных триллеров, но в них (в основной массе), все сводилось к одному. Море крови, нелепые рассуждения полицейских, скучные погони и перестрелки, и вечная поимка преступника. Конечно, в море этого ужаса были и есть работы достойные (но их считанные единицы) стилю великому мастеру “саспенса”. И всему миру казалось, что жанр умер.
Как в конце 90-х японские режиссеры реанимировали фильмы ужасов, влив в них новые идеи и стиль. То же сделали и гонконгские режиссеры.
Новый стиль повествования (после атмосферы полицейского боевика созданного Джоном Ву), минимум перестрелок, максимум умственному противостоянию между гангстером и полицейским, в этом ему (стилю) помогает оператор и композитор, которые создают соответствующую атмосферу. Во время просмотра зритель находится в постоянном напряжении, и когда наступает развязка он (зритель), понимает, только что он посмотрел шедевр.
Итог: Лучший полицейский триллер 2002 года, достойный самого Хичкока.
Задолго до памятного резюме доктора Хауса шеф гестапо Генрих Мюллер веско убеждал штандартенфюрера VI отдела РСХА Макса фон Штирлица, что никому нельзя верить. И это, безусловно, правильно, по крайней мере, в области рецензирования азиатских кинофильмов русскоязычными любителями всего того, что ищущие истину в текстах считают штампами на восточную тематику. Кто у нас смотрит китайско-японско-бангладешские фильмы. Либо толика малая, подсевших на чуждую обыкновенному европейцу прекрасноглазую экзотику. Либо ещё меньшее количество внутренних киногурманов, считающих себя обязанными приобщиться ко всем векторам вида искусства, ценимого ещё вождём мирового пролетариата. И, естественно, оценка у критиков-аматоров, легко отличающих в лицо Келли Чен от Сэмми Чэн и глубоко проникающих в смысл заключительной строчки хокку про ловца стрекоз, будет гораздо выше средневзвешенной. Вот и «Двойная рокировка», на чьи плечи взгромоздились скорсезевские «Отступники», имеет на Кинопоиске на четверть миллиона меньше просмотров, нежели ремейк. Гигантские цифры. Притом, что практически каждый восторгающий противостоянием персонажей Дэймона и ДиКаприо сделал реверанс в сторону Гонконга. Вот только смотреть будем как-нибудь в другой раз, несмотря на близкое к идеальному соотношение положительности отзывов на «Mou gaan dou» на ресурсе.
Деятельность казачков засланных не редкость в кинематографе разных стран. Любой зритель без труда назовет полюбившихся персонально ему чужих среди своих. Чем же привлекает внимание картина тандема Вэй Кеунг Лау - Сиу Фай Мак. Глава наркомафии отправляет на учебу в полицейскую академию незапятнанную молодежь. Инспектор полиции изгоняет самого наблюдательного курсанта для дальнейшего внедрения того под крылышко Триады. Проходит десятилетие. Птенцы встали на крыло, и служа каждый двум господам, все больше и больше терзаются растущим диссонансом. Их встреча на крыше неизбежна. Кто победит – добро ли, зло ли – увлеченные сюжетом узнают к концу картины. Нерв противостояния, жалобно взвизгнув, разорвался на две серии продолжения, шустро выпущенные той же командой в следующем году и завязался в мертвый узел лучшим фильмом по версии Оскар-2007. Именно дуэль двух располагающих к себе молодых людей – лощеного как бы полицейского (Энди Лау) и сентиментального как бы преступника (Тон Люн) – особенно контрастно показанная в эпизодах в магазине аудиотехники и во время изгнания стала стержнем относительной популярности картины.
Вдобавок «Двойная рокировка» – это не привычный Гонконг кисти Джекки Чана с хореографией в белых носочках и черных чешках. Не бутафория Стивена Чоу с пируэтами и пролетами сквозь шеренгу стерео-камер. И даже не пальба и взрывы Джона Ву. Вполне европейское/американское по духу кино. Умеренный экшн, внутренний драматизм героев, динамика событий условного реализма. Даже персонажи не по-азиатски отличаются друг от друга. Трудно спутать, к примеру, безжалостного в достижении поставленной задачи инспектора Вонга и слегка карикатурного босса мафии Сэма. Плюс минимум символизма в кадре – никаких цветков баухинии или мебели по фэншую. Хотя, конечно, ищущий да обрящет. То же название – это вовсе не прямолинейный обмен местами шахматных короля и ладьи. «Путь без остановок» – это отсылка к Авичи, самому глубокому из восьми горячих буддийских адов.
Отдав должное актерским изыскам, что не совсем ожидаемо от лент Востока, можно привычно поворчать на логику действия. Гангстеры ведут себя в полицейском участке уж очень вольготно. Кокаин, выброшенный за мгновение до появления блюстителей в воду возле берега, вполне можно было хотя бы частично обнаружить. Незаметное выстукивание азбукой Морзе по рации или телефону выглядит искусственно притянутой в угоду художественности, на деле выбивающий ритм точно привлечет к себе внимание. Народное китайское имя Дель Пьеро тоже слегка позабавило. А вот отсутствие интриги, предсказуемость детективной развязки фильм не усилили. Когда ходы легко считаются, а окружающих на хороших-плохих делишь без труда, то и восприятие становится будничным, отстраненным.
Невозможно адекватно оценить фильм в дубляже. А, в отличие от голливудских фильмов, тут не помогут и субтитры, хотя те же надписи иероглифами можно было и перевести (гранитный камушек в адаптаторов просмотренного варианта). Вряд ли китаец что-то поймёт в гайдаевском автомобильном номере «28-70 ОГО», вряд ли русскоязычный зритель поймает сянганский намек даже при добросовестном переводе. Восточный колорит картинки, завораживающая чужая музыка – гурманы априори ставят этому плюс, обыватель автоматически рисует минус. «Двойная рокировка» попадает в списки лучших по версиям критиков, «Mou gaan dou» не ставят в прайм-тайм государственные телеканалы ввиду гарантированного низкого интереса потребителя. Никому нельзя верить. Мне – можно.
Один из знаковых фильмов Эндрю Лау и в целом среди гонконконгского кино. Мощно обласкан критиками и имеет массу фанатов. Я, наверное к сожалению, таким не стал. Сюжет очень интересный, динамика, драма, напряжённая атмосфера, всё это есть. Но меня не зацепила сумбурная подача и не получилось проникнуться к самим героям. Фильм наверное хороший, рекомендую, раз так много почитателей, но попробую описать свои эмоции.
Пока я привыкал к дёрганым сюжетным поворотам, фильм уже вышел на довольно ровную финишную прямую и будто сбавил обороты, докатившись до драматичного финала. Сам финал в своей трагичной изворотливости вполне оригинальный, но будто бы я ждал чего-то другого. При этом я смотрю и люблю азиатское кино. Но с этим фильмом мы не оказались на одной волне. Я понимаю, что фильм неплохой, особенно сценарий, но не зашёл.
Сюжет. Босс мафии и босс полиции внедряют друг к другу кротов. Через какое-то время боссы понимают, что их кто-то сдаёт и кроты начинают не только стучать, но и искать друг друга. При этом у обоих кротов наступает профдеформация. Крот-коп устаёт от постоянного стресса и хочет нормальную жизнь, а крот-бандос поднимается по службе и наоборот, хочет остаться нормальным человеком и уйти из мафии. И вот эта борьба разумов, очевидно рано или поздно столкнёт их лбами. И тогда встанет тяжёлый вопрос не только правды перед законом, но и морали, этики и понимания, кто же они на самом деле.
Фильм получил груду наград на азиатских кинофестивалях. Мартин Скорсезе переснял фильм в 2006 году под названием «Отступники», который получил премию «Оскар» за лучший фильм, а также премию «Оскар» за лучшую режиссуру, первый и единственный «Оскар» Скорсезе в его карьере и за лучший адаптированный сценарий. Отступники, кстати мне понравился.
Поговаривают, что оригинал всегда лучше. А ещё толкуют, будто Голливуд – конвейер бездушных подделок. Быть может и так, да только искать загадочную азиатскую душу – та ещё задача. Менталитет, дэсу.
После просмотра шедевральных «Отступников», коих испоганила концовка, низведя с пьедестала «обожежтымой» до аффектного состояния «ЯИХВСЕХПОУБИВАЮ!!!» – тяжело не поддаться соблазну взглянуть на первоисточник. Мол, а вдруг ещё круче? Теперь трудно сказать, как бы воспринималась «Двойная рокировка» не будь бесподобного ремейка, но очевидно одно: американский кинопром, если за дело берутся нужные люди – вершина досягаемая столь редко, что в пору списывать на статистическую погрешность. А что Вы хотели, все дороги ведут отнюдь не в Рим.
Первое, что становится понятно – ничего не понятно. Без нетлёнки именитого итальянца решительно невозможно разобраться в местных перипетиях. Словно нужно было подогнать ленту под установленный хронометраж, а все связующие звенья самовыкинулись до лучших версий. Ну а если приходится руководствоваться последователем, дабы разобрать маршрут первопроходца, то…
Сравнивать прочие аспекты двух «близнецов» нет ни малейшего желания. Один только звёздный состав «Отступников» доводит до экстаза, да и та самая статуэтка даётся не за красивую картинку. Во всяком случае, в этот раз. Хотя сама постановка играет мышцами не хуже работ Финчера.
Гонконгская версия не лишена шарма и привлекательности, и с лёгкостью способна увлечь на один просмотр. В сущности, это совершенно иное кино. Более стремительное, сумбурное. Это если феноменальное творение Скорсезе вдруг покажется кому-то затянутым или недостаточно… азиатским, что ли.
Можно было бы сделать вид, будто фильма, так расхваленного выше, не существует, и приняться по ходам разбирать «Двойную рокировку», благо, она не кажется убогой родственницей непонятно как попавшей в высший свет. И всё же творение маэстро существует и переигрывает оппонента, словно у него нет ферзя (попробуйте сравнить кого-нибудь с Джеком Николсоном), слонов (Ди Каприо и Мэтт Деймон отожгли) и офицеров (Марк Уолберг, Мартин Шин и Вера Фармига – совершенно иной уровень), и это мы только по актёрскому составу прошлись. Поэтому, желательно, вначале ознакомиться с оригиналом. Иначе грустно. Как после боя Гильермо Ригондо и Нонито Донэйра – оба непревзойдённые мастера перчатки, но уровень одного боксёра настолько выше, что второй напоминает забияку со двора. Вот она, плата за искусство – обезличенность целого мира.