Их было двое. Янь - полицейский, но об этом знают только два его начальника. Он агент под прикрытием, внедренный в группировку наркодилера Хонь Сама. Лау - крот, один из многих, засланных Хонь Самом в полицию. Годами каждый из них делал карьеру, старался не попасться и сдавал коллег своему настоящему начальству. Но после очередной сорванной не без участия Яня сделки начинаются серьезные разборки, в которых оба агента рискуют потерять все. Для каждого последим шансом на выживание становится вычисление другого...
Разборок и шпионажа в этом криминальном триллере действительно много. Но, пожалуй, гораздо больше в нем переживаний самих героев. Каждый из них уже привык к такой веселой жизни. Лау уже давно перестал быть бандитом: он инспектор полиции, въехал вот с женой в новую квартиру, жена все пытается начать писать роман. Янь - уважаемый в группировке бандит, которого сам Хонь Сам считает самым надежным своим соратником. Для них другой жизни как будто уже и не было. Главная трагедия фильма именно в том, что герои должны стать тем, кем уже давно перестали быть. Выбора у них нет. Выбор можно будет сделать после. Если получится выжить. Вот и ловят герои друг друга весь фильм, а вокруг них стреляют и гибнут люди, успевшие стать их друзьями и коллегами.
Под вывеской криминального триллера нам подсунули триллер шпионский, с характерным именно для этого жанра конфликтом. Решение само по себе прекрасное, да еще и здорово исполненное. Визуально 'Двойной рокировке' хвастаться особо нечем - ни на что серьезнее редких и не всегда уместных голландских углов операторского мастерства не хватило. Зато актеры подобраны отлично, а герои выписаны ярко: и оба агента, и их начальники (особенно инспектор Вон), и вторые половинки запоминаются. Разве что психолог, которую посещает Янь, получилась не очень яркой - но тут проблема в основном в нехватке экранного времени. Экшен не ураганный, довольно реалистичный. Тем и хорош.
'Двойная рокировка' - фильм, который действительно способен впечатлить. В нем для этого есть практически все: мощная драма, интересный сюжет, живые герои в исполнении хороших актеров, крутые перестрелки... Но все же драма в первую очередь. Такой уровень психологизма и эмоционального погружения встретишь далеко не в каждом кино.
Есть фильмы, в которых во главу ставиться какая-то оригинальная идея и все остальное натягивается на нее. Анализировать структуру подобных творений с точки зрения формальной логики или реалистичности крайне неблагодарное занятие.
Важно то, какое эмоции дарят подобные творения и послевкусие оставляют. Получается ли у них оставить след в умах зрителей или нет.
В данном случае – однозначно да. Формально фильм достаточно прост. Он не ставит сложных вопросов добра и зла или мук выбора, не имеет какой-то выдающейся причинно-следственной структуры, картинка крепкий середнячок. Однако компоненты сложенные вместе создают магию кино.
По-моему, лучшее описание картины - это «Экранизация цитаты Цезаря (прозвучавшая в начале) - Тысячи должны умереть чтобы Цезарь стал великим. Если рассматривать повествование с такой точки зрения – все мотивации и действия персонажей, становятся на свои места, картина приобретает целостность и оставляет очень сильное послевкусие.
Когда-то давно данный фильм не был слишком популярным. Теперь же он знаменит тем, что является основной базой, на которую опирались при создании знаменитой ленты 'Отступники'. Я не буду проводить параллели и не хочу проводить тщательное сравнение двух собратьев. Сегодня я буду объяснять, чем так хороша гонконгская версия, и почему ее стоит смотреть.
Сюжет. Босс мафии отправляет молодых членов группировки в полицейскую академию, чтобы в будущем иметь своих людей в правоохранительных органах. Полиция тоже засылает в ряды преступников 'крота', чтобы иметь над врагом преимущество...
Резкое и рваное начало фильма задает такой бешеный темп, что без знания краткого описания сюжетной линии вы рискуете в первое время ничего не понять. Со временем уследить за динамично развивающимися событиями становится все проще, так как уже привыкаешь к быстрой системе подачи информации. Неожиданные сценарные ходы и хитросплетения будут удивлять зрителя не один раз. Замечательно раскрываются характеры персонажей, и развиваются любовные линии. Ну а эмоциональный сильный финал не оставит никого равнодушным.
Атмосфера. Прежде всего хотелось бы отметить блестящую операторскую работу: многообразие ракурсов и видов поражает воображение. Следующим пунктом выделю хорошую актерскую игру. Энди Лау (инспектор Лау) и Энтони Вонг (Вон) приятно удивили меня своим актерским талантом. Тони Люн (Чань Винъянь) впечатлил меня не так сильно, но все же был неплох. Ну и в завершение перечисления положительных сторон картины хотелось бы обратить внимание на необычную для такого жанра структуру боевика. Упор в нем делается не на перестрелки (которые тут тоже, кстати, есть), а на психологическое противостояние двух противоборствующих сторон. Авторы иной раз предлагают самый настоящий мозговой штурм, так что будьте к этому готовы. К минусам отнесу нереалистичные отверстия от пуль на телах жертв (как будто стреляли пульками из пневматического ружья, взятого в тире) и отсутствие случайных граждан в моменты перестрелок.
Музыка. Отличная музыка запомнилась напряженными нотками в 90% сценах (как и должно быть в нормальном триллере) и приятными лирическими мелодиями при развитии романтических линий.
Итог. Достойный представитель жанра 'криминальный триллер'. Если вам нравятся не только погони, экшен и перестрелки, а еще и противостояние лучших умов по разные стороны баррикад, то это кино обязательно к просмотру.
Поистине, Вая Къёнга Лау (в английском языке известного под псевдонимом Эндрю Лау) и Сиу Фая Мака (Алан Мак) можно назвать отцами-создателями одного из самых известных и успешных фильмов гонконгского производства последних лет 'Двойная рокировка'.
Вай Къёнг Лау работал в кинематографе не только режиссёром, но и оператором и продюсером. В 'Двойной рокировке' он примерил на себя все три амплуа и в двух из них отдал должное зрителю, а в одном из них получил свои денежные дивиденды. Этот драматический боевик снят в режиме нон-стоп, но в тоже время это отнюдь не скоропалительное кино, в нём были верно расставлены акценты в драматических сценах, поэтому неожиданно 'застывший' фрагмент вовсе не означал увеличение хронометража картины, он давал возможность зрителю прочувствовать каждый момент того полотна, из которого была соткана 'Двойная рокировка'. При операторской работе Ваю Къёнгу Лау и его коллеге Ю-Фай Лаи удались не только эти сцены, но и сцены, когда напряжение начинает достигать своего пика в условиях детективного расследования, которое является одним из обязательных условий этой картины.
Его соратник по режиссуре Сиу Фай Мак не был столь же опытен, но зато он приложил свою руку к написанию сюжета (в соавторстве с Феликсом Чонгом). Надо сразу же обратить внимание тех, кто ещё не знаком с этой лентой, что в ней заложено несколько переплетающихся линий, которые не дают никакой возможности заскучать при просмотре. И каждая из них ярко выписана, каждой бы из них хватило бы для целого фильма, но раз уж решили всё связать в один клубок, то честь им и хвала. Выше была уже упомянута детективная линия, схожая, между прочим, на шпионские игры, что уже должно приманить для просмотра. Но есть и любовная линия, которая начерчена формой треугольника. Хочется добавить, что этот треугольник насколько идеально вписывается в структуры ленты, что лучшего и придумать нельзя, да к тому же он придаёт особый привкус соперничества не на жизнь, а насмерть. Следить за всеми перипетиями происходящего - это серьёзное и увлечённое мероприятие.
В блестящем стиле свои роли исполнили многие актёры. Главные роли были отданы Энди Лау и Тони Чу Вай Льюнгу. Не буду раскрывать секрет, кто из них антагонист, а кто протагонист, а лишь отмечу, что их экранное противоборство и неожиданные откровения их личностей - бесспорно важнейший момент в картине и актёры безупречно справились с возложенной задачей. Субъективно добавлю, что Энди Лау понравился больше, чем его оппонент по картине и коллега по цеху, не смотря на то, что Тони Чу Вай Льюнгу завоевал международную премию на Каннском фестивале, но тут уж, как говориться, дело каждого. Затянутая в любовный треугольник героиня Келли Чен даже нельзя назвать второстепенным персонажем, она настолько яркая, что вполне её можно называть первостепенным персонажем, с неё, а точнее её игрой, фильм получил ещё один большой плюс. И хочется отметить Эрика Цанга удачно воплотившего образ короля преступного мира.
Любители крепкого, серьёзного и далеко не самого простого криминального боевика не должны пропустить эту картину, не даром же сам великий мастер Мартин Скорсезе заинтересовался этой историей и поставил знаменитых 'Отступников'.
Занятный боевик положений: бандит служит в полиции под прикрытием, полицейский внедрен в мафию. Они встречались прежде, в полицейской академии. И ищут друг друга теперь, чтобы наказать за предательство.
Карты открыты с самого начала, но от этого фильм не теряет напряжения. Главный герои лишены пафоса, и это – большой плюс. Они оба устали от своей работы, от потери личности, от ожидания ловушки с любой стороны. И каждый хочет найти своего противника раньше, чем тот найдет его. Они сближаются.
В фильме практически нет погонь, стрельбы и кулачных схваток. Главным героем здесь является тяжелая атмосфера постоянного напряжения. И как только маятник судьбы начинает движение в сторону одного героя, он тут же откатывает в сторону другого.
Отдельно отмечу хорошую работу актеров. Они не переигрывают, и за это им отдельная благодарность.
Конечно, человеку, просмотревшему «Двойную рокировку» и «Отступников», хочется немедленно начать сравнивать эти фильмы, но разумно ли взвешивать на одних весах Азию и Америку? Тонкость восточного подхода начинается прямо с названия: «Непрекращающийся путь» – это намек на самый мучительный «круг ада» в буддизме, где страдания длятся вечно. Международное название пытается передать этот намек игрой слов: «Infernal Affairs» – это комбинация полицейского термина «внутренние дела» (internal affairs) и прилагательного infernal, «адский». Азиатское название дословно передает чувства полицейского под прикрытием, каждый день проводящего между молотом и наковальней. Английское – хотя бы пытается, ну а идею назвать картину на русском «Двойной рокировкой» я даже комментировать не буду.
В центре повествования два «крота»: шпион от мафии, работающий на полицию, и шпион от полиции, работающий на мафию. В чем другом, а в скучном сюжете Сиу Фай Мака не упрекнешь: смотреть за тем, как будет разворачиваться этот адский клубок, действительно интересно. В отличие от варианта Скорсезе, персонаж Энди Лау, полицейский-карьерист, далеко не так однозначен: его воспринимаешь скорее как «жертву системы», чем как явного антагониста. Ну а Тони Люн Чу Вай воплотил каноничного обитателя того самого круга ада – лишний раз выскажу свое восхищение тем, что азиатские актеры умеют не просто нервничать, но подлинно страдать, если того требует роль.
Отдельная история – визуальный ряд. Резкий, динамичный монтаж создает напряженную атмосферу, которую еще больше украшают отличный саундтрек (над ним блестяще потрудился Квонг Уинг Чан) и детали вроде нервно постукивающих по столу пальцев, заставляющих нервничать параллельно с героями. Удивительно, но при всей динамичности остается некий налет медитативности – особенно это заметно во второй части картины. Вот уж воистину, Восток – дело тонкое.
Нетривиальный сценарий, оригинальный видеоряд, хорошая музыка и надежный актерский ансамбль – если сложить все плюсы воедино, восторженный прием зрителей и критиков, а также поток наград не покажутся чем-то необычным. Последовали и сиквелы, и римейки (работа Скорсезе здесь далеко не единственная). Так что любителям крепкой криминальной драмы стоит присмотреться и «Двойной рокировке», и к ее близнецу (только не совсем похожему) с Лео ДиКаприо и Мэттом Дэймоном. Пусть это не шедевр и не самое новое слово в жанре, но определенно заслуживающий внимания фильм.
'Тысячи должны погибнуть, чтобы Цезарь стал великим'
- Из всех братьев, я доверяю тебе больше всего.
В который раз замечаю, что оригинальные азиатские фильмы все равно получаются на голову выше своих ремейков. Нет, иногда ремейки получаются отличные, с хорошей актерской игрой и красивой съемкой. Но… чего-то не хватает, какой-то своеобразной атмосферы. Так вышло и с 'Двойной рокировкой'. Конечно, до Рокировки я уже видела 'Отступников', и сюжет фильма был более или менее знаком. Но все же, знакомый сюжет не отталкивает, а наоборот притягивает - возникает интерес, как же сняли оригинальную версию.
Итак, сюжет вполне прост на первый взгляд. Два героя. Один - преступник, другой - офицер полиции. Но есть одно но… они не те, кем кажутся на первый взгляд. Преступник Ли... - на самом деле полицейский под прикрытием, внедренный в банду уже более десяти лет назад комиссаром Вонгом. А полицейский Мин Кин - на самом деле крот преступной группировки под управлением мафиози Сэма. Десять лет оба героя ведут такую жизнь. И наконец, полиция подходит к тому, чтобы схватить Сэма во время передачи наркотиков, но операция срывается из-за крота. И полицейские, и бандиты понимают что среди них есть предатель. Жизни обоих оказываются на волоске. Кто 'откроется' первым, кто узнает 'врага' в лицо?
Сюжет интересен и захватывающ. Не так много перестрелок и погонь, но много анализа ситуации и поступков. В действиях героев видится обычные чувства - долг, ненависть любовь, и… усталость. Оба просто устали за эти десять лет такой жизни. Ли … не дождется, когда его миссия закончится, когда он сможет бросить преступный мир и начать свою собственную жизнь. Он уже потерял самого себя и не знает кто он на самом деле, вынужденный творить зло, он хочет снова стать обычным человеком. А Кин Мин, хотя внешне благополучен и доволен своей жизнью, тоже устал работать на организацию и находится под страхом разоблачения. Он хочет обычную жизнь, рядом с любимой девушкой. Но, преступность так просто не остановить.
Актеры сыграли замечательно. Энди Лау - напоминал мне сначала разгильдяя и баламута, но постепенно сквозь эту маску открылся совершенно другой человек. … - сразу не понравился его герой, 'скользкий' немного. Но, актер сыграл замечательно, верю. Мафиози Сэм - ммм, отлично. Одного взгляда и усмешки хватало, чтобы понять насколько опасен этот 'добряк'. Комиссар Вонг - его герой профессионален и, несмотря на жесткость, человечен. Его основная цель - уничтожение Сэма и его группировки.
Фильм очень понравился, отличные сюжет и игра актеров. Здесь и драма, и экшн, и триллер, и про романтику не забыли (хотя романтических линий довольно мало и поверхностно). После знакомства с героями, сюжет начинает развиваться все более стремительно и драматично, и держит в напряжении до конца - до трагической развязки фильма (по сути, трагической для каждого героя). Посмотрела его с удовольствием и теперь точно знаю, что по сравнению с американской версией - эта нравится больше.
Смертельная патрия в шахматы. Часть первая. Поучительно-трагичная.
Я же полицейский
Необычная история, снятая в 2002 году всколыхнула киношный мир аж целых четыре раза. Первые три пришлись на выходы одноименных частей франшизы и были известны только сравнительно небольшому количеству любителей азиатского кино. Четвертая прогремела на весь мир, наделав много шума и победоносно покорив главную вершину западного кино: золотую статуэтку американской кинематографической академии. К сожалению, на момент проката рокировок я был ещё очень далек от азиатского кино. Я до сих пор очень люблю Скорсезе и в особенности его фильм Отступники я считаю лучшей работой маэстро и лучшим тандемом Дикаприо - Скорсезе. Но все же, я жалею о том, что начал знакомство с франшизой с американской версии.
Противостояние полиции и триады в данной трилогии мало похоже ни на боксерский поединок двух тяжеловесов и ни на дуэль в стиле вестернов 70-х. Здесь она гораздо более походит именно на шахматную партию титулованных гроссмейстеров, включающую в себя огромное количество много ходовых комбинаций, ловушек и уловок. Как и в любой партии, у белых и у черных фигур есть свои короли.
С одной стороны это прожженный жизнью циник комиссар Вонг, который имеет мало общего с Лейтенантом Куиноном в исполнении Чарли Шина. Он не толкает речей про высокие материи, он не похож на образцового семьянина. Ради получения ценной информации он готов бросать своих кротов между двух жерновов, но в критический момент времени готов рисковать своей жизнью ради спасения собственных агентов (сцена в небоскребе - явное подтверждение моих слов). С другой стороны это Сэм. Лысый, пухленький и не высокий Сэм. Редко улыбающийся, а если и улыбающийся то какой-то страшной улыбкой, от которой идет мороз по коже. Между ним и Фрэнки Кастелло в исполнении неподражаемого Джека Николсона лежит бездонная пропасть. Он не искрометен и не язвителен. Он сдержан и расчетлив.
Скупые на эмоции и ещё более скупые на пышные реплики короли партии, разумеется, по эффектности своей проигрывают американским аналогам. Но значит ли это, что актерская игра азиатов слабее или слабее сами образы, созданные ими? Отнюдь нет. Накал страстей у азиатов получается даже ещё сильнее чем в Отступниках. Но, собственно, кто такой король без своей свиты? Назвать последующих героев пешками язык не поворачивается - это полноценные ферзи, имеющие большую свободу действий и серьезно влияющие на ход игры. Итак, внимание господа. Вашему вниманию предстают...
Гангстер Чен Йен (мой любимый персонаж). Свой среди чужих, чужой среди своих. Прототип Билли Костигэна в исполнении Леонардо Ди Каприо. Всю свою жизнь мечтавший служить и защищать. С позором выгнанный из полицейской академии он идет работать в триады информатором полиции. Ежедневная жизнь преступника противоречит его сущности, разъедает его изнутри. В его глазах нет блеска, а в его речах и действиях нет рафинированного патриотизма или попкорновой патетики. Это глубоко уставший человек. Долгие 9 лет, проведенные как бы по ту сторону от родной его душе стороны баррикад, практически сломали его фанатичную веру в то, что он ещё полицейский, а сам он ещё работает во благо. На мой взгляд, единственный, кто из американской группы смог полностью передать всю глубину образа, созданного Тони Люн Чу Ваем, это Ди Каприо.
Комиссар Лау. Прообраз офицера Салливана. Один из кртотв Сэма, прошедших всю полицейскую службу, начиная с академии, кончая службой в особом управлении OCTB. В отличии от Йена, конфликт внутри него ещё только назревает. В принципе довольный жизнью и довольный работой и семьей, Лау уже начинает сомневаться в своем призвании. Не такой уж плохой по жизни человек, Лау является, пожалуй, самым противоречивым героем трилогии. Его мотивация и его внутренний мир зрителю не понятны... пока ещё не понятны, ибо они раскроются в последующих частях. Он не ненавидит своего соперника. В какой-то мере он ему даже сопереживает - об этом можно понять, взглянув на лицо Лау после роковой перестрелки около лифта небоскреба.
Не зря в самом начале рецензии я назвал эту часть трагично-поучительной. Первая часть картины учит тому, что нельзя выйти сухим из воды. Любая бездна затягивает. Нельзя просто так войти в болото: чем больше ты будешь брыкаться, тем сильнее оно тебя затянет. Давным давно стершаяся грань между гангстером триады и гангстером в голубой рубашке с жетоном на груди - лучшее тому подтверждение. Мир правосудия и мир преступный затягивают в себя героев картины и чем дальше, тем сильнее... спастись не сможет никто.
В конце-концов хочется донести до читателя этой рецензии три основные мысли. Во-первых, данную картину надо воспринимать отдельно от Американского ремейка, ибо, несмотря на схожести в сюжете, это абсолютно разные истории. Во-вторых, начать знакомство рекомендую именно с азиатского варианта. Ну а в-третьих, смотреть надо обязательно всю трилогию. Несмотря на то, что каждая часть является самостоятельным произведением, для полного восприятия нужно видеть все три части. В фильме очень много гениального: хороший саундтрек, отличный сценарий, гениальная концовка... но говорить обо всем этом нет смысла. Этот фильм просто надо увидеть.
Несмотря на то, что по динамике и по количеству детективных линий первая часть трилогии уступает последующим, можно смело утверждать, что по трагизму и драматичности она самая сильная. Каждая сцена фильма, пусть даже совсем короткая - это мини шедевр. Первый разговор Ейна и Вонга на крыше. Ссора Вонга и Сэма в участке. Первая сцена в небоскребе (дабы не спойлерить, не скажу о чем она). Перечислять можно до бесконечности. В каждой из этих сцен немного раскрывается личность каждого из героев.
Но моих любимых сцен в фильме три. Сцена встречи в магазине по продаже аудиотехники. Линии жизни героев так трагично и долго гнулись, огибая обстоятельства и преграды, чтобы пересечься здесь и сейчас: мирный отдых на диванчике на фоне заглавной песни фильму. Вторая сцена встречи Йена и Лау на крыше небоскреба. Кульминация обоих героев. Кульминация всей трилогии. Конец разрушения Йена и начало разрушения Лау. Третья сцена изгнания из полицейской академии, показанная в самом начале и видоизмененная в самом конце фильма (за идею её видоизменения отдельно низкий поклон). Сквозь 9 лет лжи предательства, сквозь 9 лет двойной жизни Йен оглядывается на строй курсантов, среди которых стоит Лау под шедевральный саундтрек... пару секунду хронометража, эхом повторяющиеся в последующих частях трилогии. Пару секунд, положивших начало истории. Пару секунд, которые ещё много много лет будут крутиться в моей голове.
Я давно перестал путаться в лицах азиатских актёров. Ещё чуть-чуть и мне сложнее будет отличать актёров американских. А всё потому, что азиатский кинематограф мне намного ближе и приятнее и, если бы вдруг мне довелось выбрать для себя одно из двух - я бы не колебался ни секунды и навсегда распрощался с Голливудом в целом и его ремейками в частности. Это всё к тому, что мне обидно и досадно, что очень многие видели/слышали об 'Отступниках', но ничего не знают о 'Двойной рокировке'. И кто же после этого отступники?
КРОТ - агент работающий под прикрытием спецслужб в недрах мафиозных структур.
Быть кротом нелегко. Хоть кротами и не рождаются, но становятся в юности, пока честь и репутация не запятнаны никем и ничем, теряя при этом личность, семью и даже себя. И нести это тяжкое бремя приходится годами. И нету никаких гарантий, что есть свет в конце тоннеля. А ещё крот может быть плохим. А если плохой крот ещё хитрый и расчётливый - быть беде.
Инспектор Лау - крот мафиози Сэма в полиции. Он молчалив, его репутация безупречна, он раскрыл множество дел. Он не оставляет ни улик, ни грязного белья. Почти идеальный крот. Да и комиссар Вонг доверяет ему и берёт на самые сложные задания. Также Вонг доверяет собственному кроту в мафии - Чену, который уже 10 лет не живёт собственной жизнью, запутавшийся и практически утративший себя. Однажды обе стороны узнают, что на каждой стороне баррикад зарылся крот. Начинается странная борьба двойных агентов, в которой ставка - жизнь. Кто-то должен проиграть.
Вклад Энди Лау и Тони Люна в азиатский, да и в мировой кинематограф, трудно переоценить. Их американские 'двойники', Ди Каприо и Дэймон, немного, мягко говоря, не дотягивают. Лау и Люн, как и их персонажи, на голову выше американских коллег. Особенно хорош персонаж Энди инспектор Лау. Далеко не каждому актёру под силу сыграть так уверенно и правдиво. Благо, более сотни фильмов позволяют Энди играть абсолютно любые роли. Вот и Лау в его исполнении получился одним из самых запоминающихся персонажей в мировом кинематографе. Он настолько вжился в роль крота-полицейского, что создаётся впечатление, что он вовсе не хочет выходить из образа. Инспектор Лау - это и есть его жизнь. Для него она настоящая и единственная.
Ченг, вопреки более, чем десятилетнему стажу крота, больше всего хочет вернуть себе свою старую жизнь, своё старое имя. Ему не по душе бандитская жизнь, к которой он всё больше привыкает. Это пугает его полицейскую сущность, это пугает комиссара Вонга. В отличии от Лау Ченг выглядит усталым и измученным. В нём нету уверенности, он постоянно ходит по лезвию. Тони Люну удалось почти невозможное - идеально передать образ усталого крота, работающего на последнем издыхании, желающего одного - поскорее сдать босса и вернуться к нормальной жизни. Задача не из лёгких, но не для актёра такого калибра, как Тони. Не зря же, всё таки, и Лау, и Люн занимают достойное место среди моих звёзд. А вот их американские коллеги там точно никогда не окажутся, хоть Ди Каприо мне и импонирует. Всё познаётся в сравнении, а сравнение с Тон Люном далеко-далеко не в его пользу, да простят меня все рыдающие под 'Титаник' дамы.
Сам фильм снят в духе старых-добрых 80-х. Минимализм операторской съёмки (часть которой принадлежит руке Энди Лау) только помогает максимально погрузится в драму одного и величие другого. Здесь нету отвлекающих мозг спецэффектов и неожиданных ракурсов. В те времена азиатский кинематограф был подвержен западному влиянию чуть меньше, чем сейчас. Наиболее атмосферная в фильме музыка. Редко где можно встретить такой гармоничный с происходящим на экране аудио ряд.
В конце я чуть не расплакался. Честно. Концовка неожиданна и трагична. И совсем не направлена на то, чтобы выдавить из зрителя слезу. Слеза появляется сама собой. Так что, если уж хотите всплакнуть перед телевизором, то лучше делайте это после 'Двойной рокировки', а не после 'Титаника'.
Гонконг, малозаметное пятно на карте, обладает, однако очень развитым кинематографом, который вполне себе может поспорить и с более заметными на карте странами. Немалую часть гонконгского кинематографа составляют боевики, традиции создания которых, уходят корнями в глубокую древность, и это не просто шутка-метафора. Начиная с фильмов жанра “wuxia”, и заканчивая «гонконгской новой волной», начиная с фильмов студии братьев Шоу и заканчивая Цуй Харком и Джоном Ву – «hard boiled” боевики и триллеры, составляли немалую часть гонконгского кинопроизводства, которое не только активно эксплуатировало идеи европейского и американского кинематографа, но и активно экспортировало стиль, сюжеты, и жанровость ‘bullet ballet’ во внешний мир. “Mou gaan dou” появился не на пустом месте «вдруг», а как продолжатель долгой и славной традиции.
И как все гениальное, он очень прост и понятен. Фильм не затянут, не излишен стилистически, без ненужных переживаний и отклонений от сюжета, не перенасыщен деталями и персонажами. Это не самое крутое и великое в своей грандиозности и драматургии кино, но, однако, это один из эталонов полицейского боевика, ведь что такое эталон – идеально ровное, выверенное и простое по форме изделие. Сохраняя типично азиатские черты, так сказать, национальную идентичность, «Двойная рокировка» понятна любому кинозрителю, потому что сделана в общемировой кинематографической традиции. Кинематографическую родословную проследить несложно: тут и криминальный нуар 1940-50-х, и Джон Ву, и якудза-фильмы конца 1980-х, и Майкл Манн с его «нетленкой» “Heat”. Гениальный Кристофер Дойл (оператор Вонга Карвая и «Героя» Чжана Имоу), консультировал визуальную часть «полицейского» фильма. “The Infernal Affairs” «прекраснорожденный» плод кинематографического культурного обмена и взаимопроникновения, именно тот случай, когда в смешанном браке родился прекрасный ребенок – красивый, неглупый и пропорционально сложенный.
“Двойная рокировка» не типичный «гонконг», а вдумчивый, хорошо сделанный фильм: и драма, и триллер, и экшен, и даже романтизм, если хотите. Выражаясь витиевато и «философично»: две противоположности, связанные диалектическим единством двойного существования, незримой связью их параллельных жизней. Нетипичные для полицейского фильма визуальные достоинства (привет от консультанта Кристофера Дойла), также ставят эту работу особняком, среди других представителей жанра. Это и постоянные крупные планы Гонконга, и съемки на крыше небоскреба, которые заставляют зрителя еще и полюбоваться этим общемировым мегаполисом; это и «вонгкарваевские» нотки в визуале, которые усиливаются присутствием Тони Люна и «любовным настроением» главных героев, которые ищут успокоения своим измученным душам в общении с красивыми азиатскими женщинами. Тема двойственности, борьбы и единства противоположностей красной нитью проходит через весь фильм: два героя, два женских образа (нельзя сказать, что сильно глубоких, но они есть), два босса – полицейский и криминальный, два сценариста, два режиссера, в конце концов. Нет кого-то одного ответственного за весь фильм, но есть ма̀стерская, уж не знаю насколько спланированная изначально, интеграция всех частей: и сценарной, и визуальной, и актерской. Лично мне, несмотря на все выше написанные высокопарные выражения о совершенстве формы и содержания, картина представляется нежданным шедевром, который вот такой получился сам собой, а не в результате чего-то специально продуманного. Не на пустом месте выросло, конечно же, но…
Идеальный фильм сложно найти. Изъяны есть и у «Mou gaan dou». Но еще сложнее найти, отличный полицейско-криминальный фильм с действительно глубокими и искренними переживаниями о личности, верности, чести. Причем не в тугой философской ленте, а в, чуть более чем, полуторочасовом фильме, когда одним кадром, парой эпизодов и без лишних слов, нам рассказывают больше и точнее, чем тонны страниц, гигабайты видео, километры пленки.
“Mou gaan dou” (китайское название фильма уносит в философско-теологические глубины буддийского понимания Ада) стал очень успешным фильмом. 16 номинаций и 7 полученный премий национального «Оскара» (Hong Kong Film Awards), и проигравшим оказался не кто-нибудь, а другой гонконгский шедевр «Герой» Чжана Имоу. Активный экспорт в Голливуд, где ремейк, под названием «The Departed», также стал лучшим фильмом, взяв самых престижных «Оскаров» за 2006 год и принес долгожданного, можно сказать выстраданного, «Оскара» за режиссерство Мартину Скорсезе. Коммерческий и киноведческий успех фильма, вдохнул новую жизнь в кино Гонконга.
Простой и сухой в основе полицейский фильм, который вдруг предстает визитной кинематографической карточкой специального административного района Xianggang (Heunggong) начала 21 века.