С уцелевшей после того, как автомобиль упал в реку с моста, девушкой происходят загадочные вещи: ей повсюду чудится незнакомец, которого никто кроме неё не замечает, зато её саму время от времени перестают видеть и слышать окружающие люди. И манит, притягивает к себе заброшенный развлекательный центр, находящийся на окраине городка, где, как ей кажется, она сможет найти ответ на вопрос, что же с ней происходит, ответ, который не смогли дать ни священник, ни психоаналитик...
Снятый за копейки в 1962 г., этот мистический триллер и сейчас производит огромное впечатление - в первую очередь своей тревожной атмосферой и прекрасной операторской работой. И хоть здесь нет будоражащих воображение спецэффектов или гор трупов, Вам запомнится этот фильм, в отличие от многих современных ужастиков, которые забываешь еще, не досмотрев до конца. И может быть даже заставит задуматься о том, где проходит грань между жизнью и смертью, между нашим миром и миром, где происходит карнавал душ ...
«Карнавал душ» оказал немалое влияние на развитие жанра - поклонники фильмов Джорджа Ромеро, например, обнаружат немало сцен, которые тот впоследствии процитирует в своей зомби - трилогии.
Кроме того, сцены в пустом развлекательном центре странным образом перекликаются с некоторыми сценами из «Затмения» Антониони, снятого в том же году.
Эта картина, снятая в 1962 году за смешные 30 000 долларов никому не известным режиссером короткометражек Херком Харви и которая стала его единственным полнометражным фильмом, со временем превратилась в одну из самых культовых вещей в жанре хоррора. С первого взгляда кино, конечно, выглядит чистой воды любительщиной, как в плане неумелой и неопытной актерской игры, так и в плане сюжета и постановки. Но если отставить в сторону традиционное восприятие жанрового кино и просто взглянуть на фильм свежим, некритическим взглядом, то внезапно начинаешь ловить себя на мысли, что во всей этой профессиональной неловкости создателей есть шарм, который как раз и диктует атмосферу. Безупречная черно-белая картинка, странные ракурсы, не менее странно выглядящие и разговаривающие актеры создают ощущение глубокого и вязкого кошмарного сна, от которого невозможно проснуться. Это как раз тот случай, когда фильм воздействует, в первую очередь, не сюжетом (пресытившийся современный зритель легко разгадает финальный финт) и актерским мастерством, а самими образами, от которых по-настоящему бросает в дрожь – чего стоит роскошный образ вальсирующих призраков в разваливающемся ярмарочном балагане под мистические звуки органа, притом что в качестве спецэффекта использовалось лишь небольшое ускорение пленки, но каков оказался результат! И, как часто это бывает с такими режиссерами, больше Харви не смог произвести на свет подобного фильма, который удостоился в 1998 г. ужасного телеримейка, зачем-то спродюсированного Уэсом Крейвеном. В дальнейшем «Карнавал душ» оказал большое влияние на фильмы со схожей тематикой, в частности, на «Лестницу Иакова» Эдриана Лайна.
'Карнавал душ' Херка Харви - это образец того, что призы, сборы и зрительское признание совсем не всегда своевременно приходят действительно к достойным фильмам. Этот фильм первые годы оказался, в сущности, незамеченным, лишь много после приобретя статус культового. И это неспроста.
На фоне многочисленной сиюминутной продукции, тут перед нами умело разворачиваются вопросы действительно вечные. Вечные - для каждого человека. Героиня на наших глазах будет переживать свой личный Апокалипсис. Она будет пытаться жить полной жизнью, общаться, даже путешествовать - но, увы, окружать ее будет лишь доброжелательный холодок.
У Харви это вышло так эффектно и непринужденно. Он объединил милую одноэтажную Америку, внешне вполне приличную и доброжелательную, с реальностью Антониони. Полностью согласен с тем, что тут уместны сравнения с другой лентой 1962 года - 'Затмением' Антониони. И вот нам приходится следить и сопереживать молодой девушке, ищущей простого человеческого сочувствия.
Мне понравилась линия с ее ухажером. На первый взгляд, ниоткуда появляется молодой человек и раз за разом ведет себя совсем уж слишком жестко. Навязываясь к героине в близкие друзья он совсем и не пытается быть действительно ей близким. И это очень тонко вышло у Харви.
Впрочем, таких находок тут десятки. Это и отпечаток ладони на песке, и мерцание персонажа в кадре, и странный автобус, и неувязка в церкви связанная с игрой на органе. Тут все получается очень вдохновенно и религиозно.
Так уж сложилось, что именно отсылки на 'Карнавал душ' можно без труда найти во множестве известных хитов. В их числе и 'Сиеста' Мэри Ламберт, и 'Сияние' Кубика, и 'Шестое чувство' Шьямалана, и 'Биттлджус' Тима Бартона, и 'Мертвец' Джармуша. Этого уже достаточно для успеха. Однако, я выделил бы самое важное.
Автору удалось создать тут очень правдоподобное пространство. И просматривая фильм, даже пересматривая по третьему разу, на каком моменте не останови - все оказывается искренним, неподдельным, живым. Герои будто заново вдохновенно и по-своему печально проживают свои судьбы. Это ли не настоящий, неподдельный уровень?
Без каких-то либо дорогих спецэффектов одной лишь операторской работой, музыкой Джина Мура, и режиссурой самого Херка Харви атмосфера «Карнавала душ» пробирает до костей. Как раз такое и требуется для современных фильмов ужасов, что у них же получается с каждым разом всё хуже и хуже, и делается по шаблону. Черно-белый «Карнавал душ» 1962 года выглядит примером согласованной работы на сегодня, причём поставленной недорого. В центре сюжета у нас девушка, попавшая в автокатастрофу, и столкнувшаяся с необъяснимым, - на её пути стали появляться странные бледнолицые типы. И теперь-то ей придётся самой разбираться, что с ней происходит, и какой секрет хранит маленький городок, где самих призраков замечает только наша героиня. Которой никто из местных не в силах помочь, начиная от священника и заканчивая психоаналитиком. Нашей героини придётся лично самой разбираться со своей проблемой, связанной, причём и тем фактом, её саму порой не замечают настоящие люди.
Весь фильм напоминает сумеречное состояние мира существующего на границе нашего с миром призраков, безысходное и мистическое состояние, нечто среднее с готикой музыкальных клипов The Cure и классическими остросюжетными лентами эпохи немого кино. Любо дорого такое не сколько увидеть, а сколько ощутить на своей шкуре весь тот первобытный ужас, который переживает органистка (по сюжету героиня играет на органе). Именно всем этим так и ценен «Карнавал душ» 1962 года, включая такое поздней ночью, ты возвращаешься к истокам настоящего ужаса, без которого было бы невозможно представить ряд современных лент данного жанра взявшие именно отсюда довольно много важных приёмов.
Сколько я современно мракобесия насмотрел - ужас, однако, если брать последние полгода, то одно разочарование сменяется другим. Ну, разве что мульты нет-нет да порадуют чем-то таким этаким. И знаете. Устал я искать кинематографического счастья в дне сегодняшнем и решил обратить свой взор на век ушедший. Глядя на то, с какой расточительностью современные деятели от кино швыряют миллионными бюджетами, решил в пику им поискать что-либо малобюджетное неужели формула «Бабло всегда побеждает зло» работала всегда?
Нет не всегда. И этот фильм прекрасный пример того, что за сущие копейки можно снять маленький шедевр. Краткость – сестра таланта. Помните? Вот типичный пример. Краткий и незамысловатый сценарий. Пожалуй даже описание фильма может показаться длиннее. Краткий бюджет. Краткие диалоги внутри фильма. Краткий хронометраж, да тут куда ни кинь свой взор – всё очень ёмкое, компактное, лаконичное. Но именно эта концентрированность создаёт с ног сшибающий эффект. Что должно быть в ужастике на первом месте? Игра актёров? Декорации? Может супер- дупер- мега- спецэффекты? НЕТ! Атмосфера. И здесь она появляется уже на первых титрах, когда ещё ничего не видно и ничего не ясно. И держит весь фильм. Её (атмосферу) пить можно. И это не кетчуп с водкой, а именно страх. И нагоняется он всем что есть в небогатом арсенале.
«Как много в мире не нужных мне вещей», - сказал, кажется, Диоген. И он был прав, ибо данный фильм показывает, как буквально из ничего можно сотворить всё.
Очень порадовал оператор. Он буквально как дирижер руководил этим ансамблем, то делая резкие и уникальные кадры (чего стоит только переключение рычага в машине и тут же прыжок на рычаг органа), то уводя плавно в чёрное.
Главная героиня вообще молодец. В первую очередь она создала очень чёткий и самобытный образ девушки, во вторых в ней было столько женственности, во всех её движениях. Поневоле залюбуешься.
Звук. Вот вроде бы ничего особенного, но насколько здесь всё хорошо скомпоновано, начиная от многочисленного органа с чуть ли не джазовыми вставками, заканчивая птицей.
Декоратор. Создал воистину феноменальное место для шабаша. При этом не забыл о всяческих вообще-то необязательных мелочах, типа скатывающегося матраса.
Отмечу такую редкую вещь как дизайнера титров. Особенно колоритно они смотрелись в самом начале.
Режиссёр и прочее руководство зарабатывает финальный плюс, за то что во-первых сотворили эту незамысловатую, но очень эффективную махину, с другой стороны заставили её работать с КПД 1000%.
Не понравилось всего пара моментов. Один из них скорее придирка, чем реальный минус. Имею в виду ряд персонажей второго плана, которые мне показались несколько искусственными. Особенно хозяйка, и некоторые мужские типажи. Второй минус на мой взгляд вполне реальный. Концовка. Уж сколько раз твердили миру, что … да только всё не в прок. Если бы фильм закончился на пару минут раньше. Там, у купальни, то концовка хотя и вышла бы открытой, но логичной. Если уж решили раскрутить её, то тогда наоборот не хватило ещё пары минут и хоть каких-то разъяснений из-за чего всё. Но даже в таком виде кино получилось эстетским и очень вкусным. Спасибо создателям, за приятный час с небольшим.
Виртуозный психоделический фильм ужасов. Вот так, одной фразой, можно охарактеризовать эту великую, но крайне малобюджетную ленту Херка Харви, которой очень многим обязан весь кинематограф, в последующие годы играющий с темой призраков, видений и жизни после смерти.
«Карнавал душ» - это минималистическое кино, до краев наполненное атмосферой беспросветного страха. Фильм практически лишен спецэффектов, но именно их отсутствие и является самым мощным выразительным средством для передачи всепоглощающего ужаса.
Начинаясь с автокатастрофы, в которой единственной выжившей явилась главная героиня Мэри, фильм повествует о дальнейшей судьбе девушки, теперь неразрывно связанной с преследующим ее незнакомцем. Продуманные до мелочей детали декораций и освещения, сюрреалистические пейзажи заброшенного развлекательного центра, приглушенные редкие мелодии органа, даже неопытность и скованность актеров, для которых этот фильм был чуть ли первым опытом игры в кино, - все лишь усиливает гнетущее настроение «Карнавала».
Он ярко выделялся на фоне «страшилок» своего времени, еще ярче сияет он сейчас, став одним из эталонов для подражания.
Неторопливость течения киноленты и нестандартность абсолютно всех приемов – от работы оператора до преобладающей тишины вместо тревожной музыки – будоражит воображение и затягивает в мрачный холодный мир Карнавала душ.
Финал у фильма открытый, потому каждый волен додумывать сам, что же произошло с Мэри Генри. Впрочем, достаточно прокрутить в памяти диалоги, случайно оброненные фразы и всё становится на места. Мелочи. Эту картину создают мелочи.
Какой была Мэри Генри до того, как несчастный случай оборвал жизнь её подруг? Первые кадры, когда девушка за рулём принимает вызов приятеля устроить гонки на автомобилях. Мы так и не узнаем имён ни подруг, ни человека, который решил устроить это опасное развлечение. Всё, что мы знаем о ней до аварии, это образ улыбающейся девушки на пассажирском сидении. А потом их автомобиль упадёт в реку. Выплывет только Мэри. Через три часа после инцидента. И никто не будет знать, как ей удалось спастись.
Из этих холодных вод она сама явится замёрзшей русалкой, почти лишённой чувств, эмоций. Она переедет в другой городок, будет играть на органе в церкви, но это для неё только работа, религия не возвышает её душу, в чём она с легкостью сознаётся.
Для того, чтобы быть музыкантом, нужен не только интеллект. Вложи частичку своей души.
Впрочем не вложив в игру своей души, она, по выражению священника, может мелодией затронуть чужие души. Экстатичный лица тех, кто молитвами отгоняет дьявола, на церковных витражах, ветерок, который колышет рясы в гардеробной, белолицые люди, которых она видит. И внезапно замолкающий мир вокруг Мэри, где она становится невидимой, мир, где ей нет места.
Белолицые люди, которых она видит, давно заброшенный павильон на краю города - вот отныне её мир.
Призраки с гримом, словно вышедшим их немых фильмов, сотни достоверных эпизодических героев, которые промелькнут секунду или две, следы на песке, колдовская музыка...
Иногда стоит опережать своё время, иногда нет. Фильм, где ты должен сам восстановить события по репликам, по мелочам, где тебя не проведут за руку к разгадке - это было слишком новаторски для шестидесятых. Херк Харви проиграл. Или выиграл. Потому что сейчас, когда фильмы наконец стали идти тем путём, который он открыл, мы можем наконец судить, насколько его фильм лучше и более пугающ, чем современные поделки.
Общее впечатление: Люблю я старенькое кино, а уж ужасы прошлых лет так вообще находка! Данной картине уже 58 лет! Вы только представьте, а смотрится с таким интересом, оторваться от экрана сложно. Мистическая атмосфера, пропитана загадочностью, а беспокойная органная музыка создает тревожное ожидание чего-то сверхъестественного. Создатель фильма Херк Харви смог нагнать ужаса без спецэффектов, поработав тщательно над саундтреками и актерской игрой ГГ.
Про что кино? Автомобильная катастрофа, машина с тремя девушками падает с моста в реку. Когда полиция уже и не надеялась найти хоть кого-нибудь в живых, на берег выбирается чудом выжившая Мэри Генри. Оправившись от шока, девушка переезжает в маленький городок и устраивается органисткой в местную церковь. Ещё по дороге Мэри начал мерещиться жуткий бледнолицый тип, а вскоре происходят и более странные вещи - иногда люди, как будто, перестают замечать её, а бледный незнакомец появляется всё чаще.
История цепляет с первых моментов и до последнего кадры не отпускает, действия героини завораживают. Что же будет дальше? Технически фильм снят шикарен, но т. к. ленте достаточно много лет, многие моменты выглядят банально, но скидка на возраст! Это же было придумано еще тогда, больше полувека назад! И рассматривая историю под разными углами, понимаешь откуда черпали вдохновения многие режиссеры, снявшие культовые фильмы.
ГГ Мэри напугана до ужаса, еще бы, ее все время преследует странный человек, кто он и чего хочет?! Но помимо этого порою Мэри ничего не слышит, это наводит на молодую девушку панику, а на зрителя волну интереса. Ведь так хочется узнать, почему Мэри то слышит, то нет. Кендес Хиллигосс в роли потерянной девушки играет превосходно, в ее лице можно рассмотреть не только ужас и страх, но и непонимание, за ней хочется наблюдать, пошагово изучая действия.
Фильм рекомендую тем, кто не ровно дышит к старому кино, почитателям ужасов, а так же киноманам!
Молодая девушка попадает в страшную аварию, и чудом выживает. Вскоре она решает оставить родной город и переехать в другое место в надежде убежать от гнетущих воспоминаний. Но вскоре с ней начинают происходить странные вещи: люди порой не слышат её, мучают страшные видения; к тому же её начинает преследовать жуткий мужчина с бледными лицом и мертвенной синевой под глазами. И как бы героиня не пыталась избежать его, незнакомец подбирается к ней всё ближе и ближе...
Фильм был снят буквально за копейки малоизвестным режиссёром, который ни до ни после 'Карнавала...' так и не стал популярен; актёры - едва ли не люди с улицы. Но именно 'Карнавал...' послужил вдохновением для будущих работ Дэвида Линча и Джорджа Ромеро, а так же стал классикой мистического кино и настоящим наследником идеи Амброза Бирса. Как так получилось, что фильм, в котором напрочь отсутствуют спецэффекты, серьёзные операторские решения и голливудские актёры стал таким значимым? В чем его секрет?
Ответ прост: в атмосфере, в нагнетании ситуации. Просто представьте себе один день из жизни простого клерка. Он просыпается рано, идёт на работу, сидит там до конца рабочего дня, возвращается домой, беседует с соседями или друзьями и т.д... А вместе с тем зрителю кажется, что над героем навис дамоклов меч, который вот-вот опустится ему на голову, ибо на заднем плане играет тревожная органная мелодия. И остаётся только гадать, что же не так с этим человеком? Что его ждёт?
Так и происходит с главной героиней. Как бы режиссёр не пытался нас одурачить царящей вокруг неё мирской благодатью, мы знаем - героиня в опасности. Сначала это видно не явно, а незнакомец с бледной физиономией не покажется чем-то сверхъестественным. Но после серии пугающих видений (замечу, что танец призраков под демоническую органную мелодию - это лучшая сцена фильма), после всё явного и явного присутствия потустороннего зла, и после кошмарного шокирующего финала (хоть и предсказуемого), после которого остаётся лишь пустота мы наконец понимаем весь замысел фильма, его непростую идею и игру со зрителем.
Больше всего гложит тщетное ожидание, что с героиней всё будет хорошо; пустая вера, что жизнь её наконец-то наладится и всё будет хорошо. Как и в знаменитом рассказе Бирса 'Случай на мосту...' нам с издёвкой кидают надежду на прекрасную жизнь, чтобы в один момент лишить нас крупицы радости за главного героя. А это дорогого стоит.
'Карнавал душ' - классическая фантасмагорическая мистика, которая вряд ли оставит равнодушным любого. К сожалению, малый бюджет, растянутая середина, плохая актёрская игра и вялые диалоги могут оттолкнуть от себя; но это лишь по-началу.
'Карнавал душ' - отличный атмосферный мистический фильм о призраках. Фильм начинается с того, как группа молодых ребят решает посостязаться в вождении машины. Это приводит к автокатастрофе. Выживает лишь хорошенькая блондинка по имени Мэри.
Вскоре она, пытаясь забыть о произошедшем, переезжает в другой город, и работает там органистом в церкви. Но ее начинают преследовать жуткие видения: ей мерещатся призраки, а ее саму люди словно вообще не замечают, и проходят мимо. Погружаясь в пучину кошмара и таинственности, Мэри впадает в панику и пытается разобраться в происходящем с ней ужасом...
У фильма крайне интересная и непредсказуемая концовка, которую вряд ли возможно предугадать вплоть до самого финала.
Фильм имеет отличную мрачную атмосферу, в которую погружаешься на все 100 процентов во время просмотра. Исполнительница главной роли Кендес Хиллигосс блистательно сыграла свою роль. Ее героине сопереживаешь и сочувствуешь, и, так же как и она сама, пытаешься разобраться в происходящем кошмаре, который ее окутал. Ведь это очень страшно, когда тебя никто не замечает, когда ты один, и никому до тебя нет дела. Тема отчуждения пронизывает собой большую часть фильма. Отрешенность и одиночество главной героини по-настоящему берет за душу.
'Карнавал душ' был снят всего лишь за 30 000 долларов. Но малый бюджет пошел лишь фильму на пользу. Он получился очень искренним и душевным. К сожалению в год выхода он был непонят, ввиду его психоделического визуального ряда, но позже стал истинной классикой жанра, и в немалой степени вдохновил Джорджа Ромеро при создании его зомби-классики 'Ночь живых мертвецов', и Дэвида Линча.
Еще примечательно, что в фильме 'Астрал: Глава 2', в тот момент когда героиня Барбары Херши просыпается перед включенным телевизором, по нему идет именно 'Карнавал душ', что явно символизирует то, каким фильмом вдохновлялись создатели 'Астрала':)