«Дерево без листьев» - маленький шедевр, выдающегося японского режиссёра Канэто Синдо, был создан им, в 74-х летнем возрасте. В картине весьма необычно использована музыка, которая с начальных титров, вызывает смятение, грусть и сожаление. Главный герой (Хатсу), вспоминая свое детство, и нежность матери, доводит ее образ до абсолюта. Эта женщина - сосредоточение качеств, достойных мудреца, можно смело провозгласить героиню, «Вечной». Роман, посвященный матери сыном – продолжение ее жизни, посмертно, в котором мужчина скрупулезно хранит и фиксирует осколочки своего былого счастья.
О чем жалеют люди в старости? Проходят годы (десятилетия), вот на пороге уже «финишная» прямая и, закрывая глаза, видишь: «Вот оно, детство, теплые летние деньки». А на самом деле – суровые морозы, холод и одиночество… И нет возможности исправить упущенное: попросить прощение. В картине, фиксируется внимание на «родовой пуповине» (матери и дитя) и зритель, чувствуя по ясному финалу, понимает, без слов: «Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят. Но все в этом мире – быстротечно…».
Можно восхититься, насколько близка атмосфера данной ленты, реализму, сентиментальности, поэтике. Смотря на женщину, ведущей домашнее хозяйство, представляешь себя за работой. Глава семейства (отец), вызывает ощущение пустоты. Он вроде есть – и вроде его нет. В его апатичных глазах ни разу не проскакивает сколь значительной эмоции (ни в смерти близких, ни в радости!). Разновозрастные дети, как цветы жизни здесь. Режиссер любит их и это очевидно в данной картине.
Канэто Синдо, как истинный творец, создает впечатляющие «завершённые фразы» в кино, а как настоящий художник, изображает жизнь в ее многообразии линий. Возможно, в названии фильма, заложена своеобразная философия о Дереве, дающем листья и плоды (мать с детьми). А дерево без листьев – старость и одиночество без матери. В течение последнего десятилетия, Кането Синдо, часто обращается к проблемам пожилых людей. И, тем не менее, его фильмы по-прежнему популярны в широких зрительских кругах, потому они о простых людях и о простых человеческих ценностях.
9 из 10