К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда-то Ларс фон Триер посещал лекции Йоргена Лета по кинематографии и восхищался его работами. А в 2001-ом году предложил своему бывшему учителю сделать совместный фильм на основе короткометражки Лета «Идеальный человек», которая некогда вдохновила творчество Триера. Так получился фильм «Пять препятствий» — пять римейков картины, по одному препятствию на каждый фильм.

Триер далеко не первым решил сделать подобный проект. В «Братья Люмьер», например, 40 режиссеров попросили снять киноролики длиной в 50 секунд, используя камеру братьев Люмьер. А в «На десять минут старше: Труба/Виолончель» 15 режиссерам предложили снять собственный 10 минутный римейк на короткометражку 1978 г. «На десять минут старше», оставляя лишь главную идею — понимание времени. Правда, Триер совместил художественное и документальное, показывая в фильме не только готовые киноролики, но и сам процесс обсуждения каждой новой части проекта. В картине он, без сомнения, пытается заставить Лета перейти все границы, нарушить собственные правила, сломать его.

Тот, в свою очередь, старается не поддаваться на манипуляции бывшего студента и приспосабливается к трудностям. В этом смысле «Пять препятствий» — картина скорее о вдохновении. Каждое препятствие, которое ставит Триер(съемки на Кубе и в районе красных фонарей в Бомбее, замена длинных планов на короткий монтаж, перевоплощение в анимацию) вынуждает Лета показывать историю совершенно в новом виде, находить вдохновение в каждой провокации.

Триер отправляет Лета в самое убогое место на земле и отводит ему же главную роль - совершенного человека. Он хочет, чтобы Лет окончательно ушел от того «совершенного», что есть в его фильме 1978 года. Но даже среди трущоб и нищеты Лет не нарушает свои правила.

В конечном счете «Пять препятствий» как раз о человеческой(режиссерской) устойчивости перед, на первый взгляд, невозможными ситуациями. И о том, что все препятствия - лишь формальность.

8 из 10

12 ноября 2014 | 23:23
  • тип рецензии:

Ларс фон Триер... Загадочный, странный и непредсказуемый. Именно таким изначально показался мне сам режиссер. Познакомившись с картиной 'Пять препятствий', я еще раз убедилась, насколько необъятным и многогранным является мир режиссуры в целом. Решившись на столь отчаянный шаг - выворачивание наизнанку короткометражного фильма гениального Йоргена Лета 'Совершенный человек', господин Триер даже не подозревал, что сможет привнести нечто новое в мир документального кино.

Эксперимент всегда влечет за собой последствия: будь то создание чего-то нового или же, напротив, очередная победа консервативности. А что если эксперимент поставлен над работой мастера своего дела? И способен ли ученик вновь превзойти учителя? на эти вопросы зрителю смог дать ответ сам режиссер этой картины.

Зрителю, доселе не знакомому с творчеством Ларса фон Триера, фильм может показаться непонятным, скучным и местами даже странным. Качество съемки и монтаж на любительском уровне, непонятная суета в кадре, излишняя естественность происходящего. Но это лишь поверхностный взгляд.

Анализируя сюжетную идею 'Пять препятствий', можно заметить, что, отметая все недочеты (а может, напротив, умышленные уловки мастера), в картине ярко продемонстрирована сущность понятия 'гениальность бытия'. Лет совершенно не тушуется перед встающими на его пути 'препятствиями' и ловко маневрирует настроениями зрителей, создавая иной поворот его предыдущей картины. Как бы ни старался Триер изощриться в создании новых заданий мастеру, каждый раз Йорген достойно справляется с ними.

Он честно признается, что иногда задания сильно противоречат его внутреннему 'я' и, порой, кажутся ему абсурдными. Но стоит заметить, насколько мы все азартны от природы, и в последствии, эксперимент становится некой игрой, все сильнее и сильнее затягивая не только главных героев фильма, но и нас, зрителей. Интерес, движущий Летом и Триером, является смыслом их жизни - взглянуть иначе на очевидное. Казалось бы, есть фильм, есть идея, есть некий вывод. А для чего нам все это? Что же хотел сказать нам режиссер? И стоит ли смотреть то, в чем по сути, мы ничтожно субъективны?

Картина поразила меня своим стилем, своим непревзойденным характером. Ларс фон Триер не стремился собрать единомыслящую толпу зрителей перед экранами, снимая сей фильм. Его навязчивой идеей стало доказать, в первую очередь самому себе, что то, в чем ты можешь быть сто процентов уверен как мастер, может в одночасье подвергнуться изменениям и никогда уже не стать прежним. Гениальность - в простоте. Поразительное умение абстрагироваться от привычной ситуации и взглянуть иначе на привычное, выйти из зоны комфорта - вот то, чего не хватает иногда каждому из нас. Документальный фильм 'Пять препятствий', на мой взгляд, лучшее тому подтверждение.

Так чем же способен зацепить сей фильм нашего зрителя? Ответ прост: каждому из нас в жизни стоит пройти через эти 'пять препятствий', дабы измениться внутренне. Неважно, мастер вы или новичок, иногда стоит просто посмотреть на вещи иначе и, наконец, понять, что совершенство, оно не далекое и недостижимое... Человек Совершенство таится в каждом из нас.

12 ноября 2014 | 23:06
  • тип рецензии:

Кино, как и любое искусство, по своей сути должно быть свободным от рамок, ограничений и других барьеров. Единственным сдерживающим фактором может стать лишь фантазия автора, в данном случае режиссера или сценариста, которая, как правило, безгранично. Но что же произойдет, если искусственно загнать творца в жесткие рамки и заставить его выполнить даже самые нелепые условия?

В течение 90 минут просмотра картины «Пять препятствий» Ларса фон Триера мы наблюдаем фильм в фильме о фильме, прощу прощения за повторы. Оригинальная картина 1967 года «Совершенный человек» Йоргена Лета раскрывается спустя 36 лет самим же режиссером с совершенно других сторон. А всему виной изощренные препятствия, которые ставит Ларс фон Триер перед ним. Мы смотрим фильм о жизни кинематографиста, о его работе, о переосмыслении своего же творения. Мы погружаемся в атмосферу переживаний, связанных с процессом создания нового экранного продукта, видим, как режиссер ищет выход из непростых искусственно созданных ситуаций. И в конце концов мы видим собранный по кусочкам ремейк «Совершенного человека», который уже далеко не так совершенен. Каждое препятствие коварного Ларса меняет смысловую окраску фильма, делает его то футуристичным, то беспощадно капиталистическим, то нуарным.

Но после просмотра остается вопрос: «Кто с кем играл?». То ли Ларс фон Триер, грубо залезая в душу Лета, заставляя его пройти через самые страшные и неприятные для него эпизоды; то ли Йорген Лет, почти покорно выполняющий указания, но тем не менее поражая и собственноручно задавая тон эксперименту.

Если вы хоть чуточку заинтересованы в процессе создания кинокартин, хоть немного креативны и ищете что-то новое, то такая режиссерская игра придется вам по вкусу.

12 ноября 2014 | 22:45
  • тип рецензии:

Фильм “Пять препятствий” 2003 года является хорошим примером документального кино, где зритель как бы становится участником действия. И в этом прелесть этой картины. Зритель с легкостью может почувствовать себя частью съемочной группы, создающей испытания. Кому из нас не захочется проверить мастера на прочность, в этой игре на слабо есть своя изюминка. Кто кого. Зритель, дающий оценку работе или мастер, делающий все возможное, чтобы хоть как-то удовлетворить запросы аудитории.

Основной интерес, конечно же вызывает содержание и основная идея фильма. Так как и в любом документальном фильме здесь актерская игра нулевая, т. к. режиссеры, выступающие в роли актеров играют самих себя. Операторская работа на уровне любителя. Иногда, правда, отсутствие качества в видеосъемке отвлекало внимание от происходящего, но что поделать, такой уж жанр, надо передать происходящее как можно естесственнее.

Особо уникальна основная идея этой картины. В чем она состоит? Однозначного ответа дать нельзя. Одна из идей – это фиксация определенного эксперимента на камеру. Эксперимент везде находит свое право на существование, особенно в искусстве, более того, искусство и есть эксперимент, просто зрителю чаще всего показывают результат тщательно спланированного эксперимента, просчитанного до мелочей. Здесь же мир переворачивается на изнанку и перед режиссером ставятся определенные препятствия при создании очередного шедевра.

Получается, в данном эксперименте искусство становится не плодом чьего-то воображение, а испытанием. Главный герой признается, что ему неприятно творить против собственной воли. В данном эксперименте искусство представляется как плод насилия. А кто занимается в жизни искусством из под палки. Это противоестественно. Отсюда появляется определенный интерес к картине. На сколько далеко может зайти эксперимент? Где находятся грани возможностей талантливого режиссера и где искусство теряет свою ценную значимость и перестает нести какой-либо смысл? Достаточно много вопросов появляется для думующего человека после просмотра данной картины. Ответы же у каждого будут свои.

В конце хотелось бы дать ответ на вопрос, стоит ли смотреть данный фильм. Ответ на этот вопрос будет зависеть от нескольких моментов. Вам будет интересно, если вы интересуетесь киноискусством. Будет интересно, если вам нравится само понятие эксперимент, если вы любите мысли интересных людей больше, чем зрелищные картинки, созданные теми же самыми людьми.

Или хотя бы, если вы просто любопытны и не перестаете искать ответы, придумывая для этого все новые вопросы.

Приятного просмотра.

12 ноября 2014 | 03:05
  • тип рецензии:

Уникальный, как все у фон Триера, опыт психоанализа в рамках кинопроизводства, причем кто психоаналитик, а кто испытуемый, не станет ясно даже в конце картины. Однако роскошного триеровского финала это не испортит.

Не ясен характер взаимоотношений персонажей. Если Ларс фон Триер - ученик Йоргена Лета, то даже с учетом его успешности не становится понятнее, почему манипулятивный диктат ученика безропотно принимается учителем. Видимо, некая кинематографическая сделка, условий которой нам не считают нужным сообщить. Даже догадываюсь, почему.

Предмет изысканий Триера в фильме - его (Триера) отношения с совершенством. Именно Йорген Лет - воплощение совершенства для Триера, который имел когда-то сильнейшее кинематографическое впечатление от летовской маленькой документалки 'Совершенный человек'. Этот эстетический удар был, видимо, настолько силен, что требуется разобраться с его автором. Автору предлагаются самые немыслимые идеи для воплощения, которые тот с невозмутимостью совершенства методично и блестяще реализует. Даже сама форма подчинения Лета Триеру - она не унизительна (как бы ни настаивал на этом великий провокатор) - она совершенна. Йорген Лет безупречен во всем. В итоге Триер, не будь он Триер, конечно же, находит способ выстрелить в небо фейерверком собственной значительности ( и это правильно, он же гений ), но, клянусь, уверена, что Йорген Лет так и остался для него неразгаданным и недосягаемым эталоном.

8 из 10

15 октября 2013 | 23:14
  • тип рецензии:

Ларс фон Триер заставляет бедного Йоргена Лета переснимать Det perfekte menneske aka Perfect Human пять раз подряд, на каждый раз ставя определенные ограничения и запреты, которые Йоргену предстоит преодолеть.

Препятствие за препятствием, Йорген делает свое творение все более совершенным, обворачивает в новые формы от 12 кадровой съемки до мультпликационной версии, а насмешки Фон Триера становятся все более уязвительными. Мне кажется, Ларс таким образом хотел скрыть свою слабость перед Йоргеном, креативно уламывающим каждое из пяти препятствий.

Йорген Лет сделает ремейки собственной картины на Кубе и в Бомбее; будет падать на мягкий ковер, дабы подстроится под установленные злым гением, Ларсом Фон Триером, нережиссерские рамки, ограничивающие реальные возможности Лета. И он это сделает, черт! Он не сломается, как ожидает Ларс.

Lars sucks!

На мой взгляд, Пять препятствий - идеальное пособие для начинающих режиссеров о том, как надо, и как можно снимать фильмы в суровых условиях.

6.5 из 10

20 июля 2013 | 22:08
  • тип рецензии:

Не стоит и говорить, что Ларс фон Триер, равно как и его творчество – одна большая провокация. И этот фильм является тому подтверждением.

Желая вывести своего коллегу по цеху – режиссера Йоргена Лета из депрессии, Триер предлагает ему пять раз переснять короткометражку «Совершенный человек», в соответствии с пятью различными препятствиями. С помощью них Триер хочет увидеть совершено человечного человека в Лете (или самом себе).

Препятствия или правила игры определяют степень свободы художника, у каждого свое табу, которое позволяет быть абсолютно свободным в указанных рамках, с одной стороны, и творчески обыгрывать препятствия, с другой. Это утверждением справедливо и для исследователя (Триера) и для исследуемого (Лета), достаточно вспомнить триеровскую Догму, сравнение препятствий с которой так и напрашивается.

7 из 10

14 марта 2012 | 16:08
  • тип рецензии:

Крайне любопытный эксперимент. Товарищ Ларс фон Триер (как в принципе и любой другой толковый режиссер) и раньше тяготевший к познанию сути Кинематографа, путем порой откровенного садизма (см. художественный кинофильм «Догвилль»), на сей раз переплюнул сам себя и снял одну из лучших работ за всю свою карьеру.

Взяв за основу одну из своих любимейших лент, короткометражку «Совершенный человек», снятую его наставником и другом Йоргеном Летом (между прочим, одним из вдохновителей идеологии «Догмы-95»), Ларс затеял крайне хитрый и одновременно бессмысленный эксперимент, заставив беднягу несколько раз переснимать свой же фильм, но преодолевая всевозможные трудности (вроде задачи сделать каждый монтажный кадр меньше секунды или не использовать людей но показать ужасное место), тем самым (в теории) добиваясь полного совершенства.

Но не все так просто. И дело даже не в том, что требования к каждой новой попытке отдают абсурдом и откровенным издевательством над беднягой (который к слову, от процесса даже получает определенное удовольствие). Вскоре не только бедняга начинает понимать бессмысленность затеи (хотя в то же время проникается ею), но и сам затейник, заранее понимая обреченность всего проекта, начинает задумывать нечто несколько иное, чем ожидалось.

Что же вообще такое Кино? Проекция движущегося изображения со звуком, рассказ истории, развлечение, прибыльный бизнес, самовыражение режиссера, показ реальности или же ее возвышение над реальным миром? Возможно, что-то одно из этого, или все сразу, или даже вообще ничего из этого. Но одно мы знаем точно, кино это один из способов поиска (и возможно даже создания) совершенства.

Совершенство мы ищем везде. Даже когда человек рождается, родители уже хотят, чтобы их драгоценное чадо стало идеальным, так сказать, совершенным. Усилия, конечно же, остаются тщетными, что-то все равно выходит не так как хотелось бы, а если даже и выходит, то все равно какое-то неудовлетворение остается. И то же самое происходит во всех сферах жизни. Кино (вроде бы) позволяет добиться полного совершенства, можно во всех деталях продумать сценарий, выжать все соки из актеров, подобрать идеальную музыку и при помощи всевозможных визуальных ухищрений довести все до победного конца.

Так думал и сам Триер, но однажды стал в тупик, и (вроде бы) нашел выход, выдал манифест «Догма-95», пусть и заранее обреченный на провал, но все же идея довольно любопытная и в перспективе благодаря ней можно добиться настоящего совершенства, путем его внешнего отсутствия (!). Но тоже не сложилось, идея вымерла через пару фильмов, да и правилам соблюдать в полной мере все равно не получается. Выходит, может никакого совершенства и нет вовсе? Или же действительно оно находится только в его отсутствии? Да и вообще стоит ли игра свеч? Вопросы остаются без ответов и фильм заканчивается. Занавес, все расходятся со своими никому не нужными гипотезами.

02 сентября 2011 | 19:10
  • тип рецензии:

Пожалуй, главной причиной выбора этого фильма стал Ларс фон Триер. Его картины и его личность. Из интервью актёров, работавших с датским режиссёром, складывалось впечатление, что фон Триер — злой гений и просто сумасшедший. После просмотра его фильмов впечатление укреплялось. И вот «Пять препятствий». Мы наблюдаем за тем, как фон Триер заставляет Йоргена Лета снять своего рода ремейки на фильм «Совершенный человек», фильм, являющийся Библией фон Триера. Он заключает Создателя в определенные рамки. Фон Триер признается, что смотрел фильм больше 20 раз, что он считает Лета гениальнейшим режиссером, но при этом режиссёр подвергает его своего рода пыткам. Датчанин пытается разрушить свой же идеал.

Препятствие первое. 12 кадров, ответы, Куба, никаких декораций. «Догма 95». Наверное, самое простое испытание для Лета, самое, я бы сказала, обычное, несмотря на всю сложность поставленной фон Триером задачи. Лет — совершенный режиссёр своего фильма.

Препятствие второе. Ужасное место, не показывать это, Йорган Лет — совершенный человек, еда. Йорган Лет не справляется с этим заданием. Именно во втором фильме он становится Совершенным человеком, играет его роль, находится на его месте. Из роли «режиссер» переходит в роль «актёр». Лет — совершенный актёр.

Препятствие третье. Не справившись с заданием, Йорган отправляется снимать фильм без препятствий. В этом фильме его роль — создатель чего-то нового, не по подобию «Совершенного человека» 1967 года, а сквозь подобие этого фильма. Лет — совершенный режиссёр нового фильма.

Препятствие четвёртое. Анимация. Лет должен снять мультфильм, т. е, работать в совершенно не свойственном ему жанре. Ему удаётся справиться и с этим препятствием. Лет — совершенный режиссёр анимации.

Препятствие пятое. Прочитать написанный Ларсом фон Триером текст. Здесь он выступает в роли Создателя совершенно нового фильма, он является Автором письма, адресованного фон Триеру, которое написал фон Триер. Он прикладывал меньше всего усилий к прохождению пятого препятствия, но влияние его больше всего остается на пятом фильме. Лет — совершенный человек.

Фон Триер считает себя Создателем, заранее зная, что он не прав. Он ставит себя выше Лета, но при этом признаёт в Лете гения, берёт на себя роль Бога, который поможет Йоргану Лету, откроет глаза, «поможет расправить крылья». Он признаётся, что знает Лета лучше, чем он сам. Вообще, чтобы выразить всю идею фильма, достаточно процитировать то самое письмо от начала и до конца.

«Гением надо управлять» - заявляет фон Триер. И мы действительно видим, что он дает Лету понять своё совершенство (совершенный режиссёр, актёр и т. д.), он пытается открыть в нём это совершенство. Фон Триер ставит препятствия, зная о своём будущем поражении, но, проигрывая, он выигрывает — открывает Лета. Сам признаётся, что задумал всё это с целью помочь Йоргану Лету.

Очень много мыслей после просмотра, и все они таковы, что, цепляясь друг за друга, хоть и составляют цельную композицию, но выражению не поддаются.

Непривычно наблюдать за Ларсом фон Триером, за его мимикой, за его дьявольской, безумной улыбкой, за его непоколебимостью. Непривычно видеть его на экране. Он — Хозяин, Создатель, а Йорган Лет — Совершенный человек. Не зная работ фон Триера, я бы думала, что он, как говорится, слишком много о себе возомнил. Но он прав.

«Добрый глупый Ларс». Лет читает письмо, написанное фон Триером, написанное якобы Летом. Говоря за Лета, Триер пытается открыть Лету глаза, сказать за него то, что должен сказать Лет, что должен понять. Именно Лет читает, потому что после этих препятствий он может сделать это, он расправил крылья. Хотя фон Триер и считает, что проиграл, но, зная о проигрыше заранее, он преклоняется перед Летом. Другой возможности нет. Все пять препятствий делают из Лета совершенного...

01 мая 2011 | 21:25
  • тип рецензии:

90-минутный сеанс садомазохизма между широко известным в узких артхаузных кругах Ларсом Фон Триером и менее известным в тех же кругах Йоргеном Летом. В роли садиста – первый, в роли мазохиста – второй. Каждый справляется со своей ролью блестяще. И пусть этот фильм анонсирован как документальный, в том, что он сыгран на четко прописанных ролях не приходится.

Начнем с «жертвы». Йорген Лет – как пишут в разных интернет-источниках, выдающийся датский документалист-экспериментатор, о существовании которого многие, однако, узнали благодаря Триеру.

Давным-давно (в 1967 году) Лет снял 12-минутную ленту «Совершенный человек», о достоинствах которой лучше каждому судить самостоятельно. Мнений на счет этого кинопроизведения существует множество, и все они очень разные – проще и быстрее составить свое собственное (12 минут все-таки). В общей сложности Лет снял около сорока киноработ, самые известные из которых «Жизнь в Дании» (1971), «Добро и зло» (1975), «66 сцен из Америки» (1982), «Гаити. Без названия» (1996). Также он пишет стихи и комментирует велогонки для телевидения. А еще он последние 20 лет живет на Гаити, что называет «экспериментом над собственной жизнью».

Вот там-то на Гаити и находит его Ларс фон Триер и в свою очередь предлагает еще один эксперимент. Точнее не один, а целых пять: снять пять римейков на «Совершенного человека». Причем римейки эти должны быть не простые, а снятые с учетом определенных условий, автором которых будет Триер. Лет же в свою очередь будет их беспрекословным исполнителем.

Лет: «Ларс признавался, что, когда был студентом, считал меня высокомерным, заносчивым сукиным сыном, и на этот раз ему хотелось отыграться. Ларс любит вспоминать свои личные травмы и превращать их в сюжеты». Вот из такого вот «сора» и произрастают некоторые кинематографические эксперименты.

Римейки получились, как римейки – сюрреалистические вариации на любителя. Тот же «Совершенный человек», только в профиль – в разные профили. Условия-препятствия от Триера – хитроумны и зловредны. Например, снять фильм на Кубе (почему нет? тем более Лет там никогда не бывал ранее), или снять сцену поедания пищи в самом отвратительном, по мнению Лета, месте на земле (Лет выбирает трущобы в Мумбаи и на глазах у – наверняка голодных – детей совершает изысканную трапезу с ножом и вилкой). И все это, по словам Триера, что бы «ухватить что-то человеческое».

Сценой, которая наиболее адекватно отображает суть происходящего в этой картине, является сцена «призрачного балета со стульями». Ее мы видим в третьем римейке, в котором Триер воплотил свой самый «дьявольский замысел» – оставил Лета без правил, предоставив полную свободу действий. Лет в ужасе: «Это удар ниже пояса!». Сцена выглядит следующим образом: какие-то люди передвигают красивые белые стулья на какой-то террасе, приговаривая: «Это стулья. Их можно передвигать как угодно, как захочется. Чтобы получилась новая, более интересная расстановка. И главное – никакой паники». И при этом «как стулья не передвигай, он придет и посадит свою задницу на любой стул». Кто он – непонятно, но концепция получилась стильная.

В перерывах между римейками Триер и Лет ведут беседы, пьют водку и прочие спиртные напитки, закусывают икрой и прочими снэками, которые для своего гостя приготовил Триер. Гостя, потому как сам он как бы является хозяином дома, беседы, места, положения – в общем, эксперимента в целом. Во время этих непринужденных реприз звучат фразы типа «сними какое-то дерьмо», «это лечение, а не киносоревнование», «это невозможно», «это еще одна суицидальная ситуация», «мне нужно наказать тебя». Наверное, это все – ирония. Очень слабо верится, что Лет на самом деле хотел, чтобы кто-то сделал ему больно. «Я же гений кинематографа», – не то утверждает, не то вопрошает он, заглядывая Триеру в глаза…

Да, кажется, это – ирония. Или попытка переставить какие-то стулья…

06 декабря 2010 | 17:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: