Пусть это кино и рабочее, но то впечатление, которое оно оставляет, не сравниться ни с чем. Мне даже показалось это, чуть ли не лучшим, что я смотрела когда-либо. Ты наблюдатель, которому показывается, как все рождается. Процесс рождения, процесс создания, как все мучительно и далеко не просто. Препятствия… Скорей не препятствия, а некие ограничения, с помощью которых ты начинаешь искать что-то новое. Чем больше препятствий, тем интересней, таков закон жизни, таков закон искусства. Всем бы таких Ларсов, которые с помощью уколов, руганий, насмешек вдыхали бы в тебя жизнь. Это смерть, за которой новое рождение. Ощущения абсолютно невероятные. Ты следишь за созданием, за переживаниями, за мыслями, их намеками...- и вот! То есть это не игра, это реальность, но она прелестна и она подталкивает тебя тоже творить, срочно!
5 препятствий - это даже не экспериментальное кино, это эксперимент в самом настоящем смысле. Цель этого эксперимента (и его результат) - выяснение того, что же такое кино в процессе его создания, каким может оно быть?
Автор, творящий нечто новое, создающий новую концепцию, может творить из ничего всё (когда нет никаких условий), он может и, не изменяя себе, творить в условиях строгого ограничения. Но где черпает он вдохновение, когда стимулом к творчеству не является его собственная инициатива или личное 'переживательное' отношение?
На эти вопросы своим примером отвечают два человека: странноватый Ларс Фон Триер и странноватый Йорген Лето. Пусть отснятые ими 'фильмы в фильме' в отдельности не представляют особой художественной ценности, но для человека, увлеченного или влюбленного в кинематограф лишний раз полезно будет убедиться, что возможности кинематографии поистине безграничны.
И до тех пор кино будет существовать как великое из искусств, пока будут люди, профессионалы, горящие глазами и заинтересованные не в 'продаже' искусства, а в нем самом, как в вечно сияющем, требующем развития творчестве.
90-минутный сеанс садомазохизма между широко известным в узких артхаузных кругах Ларсом Фон Триером и менее известным в тех же кругах Йоргеном Летом. В роли садиста – первый, в роли мазохиста – второй. Каждый справляется со своей ролью блестяще. И пусть этот фильм анонсирован как документальный, в том, что он сыгран на четко прописанных ролях не приходится.
Начнем с «жертвы». Йорген Лет – как пишут в разных интернет-источниках, выдающийся датский документалист-экспериментатор, о существовании которого многие, однако, узнали благодаря Триеру.
Давным-давно (в 1967 году) Лет снял 12-минутную ленту «Совершенный человек», о достоинствах которой лучше каждому судить самостоятельно. Мнений на счет этого кинопроизведения существует множество, и все они очень разные – проще и быстрее составить свое собственное (12 минут все-таки). В общей сложности Лет снял около сорока киноработ, самые известные из которых «Жизнь в Дании» (1971), «Добро и зло» (1975), «66 сцен из Америки» (1982), «Гаити. Без названия» (1996). Также он пишет стихи и комментирует велогонки для телевидения. А еще он последние 20 лет живет на Гаити, что называет «экспериментом над собственной жизнью».
Вот там-то на Гаити и находит его Ларс фон Триер и в свою очередь предлагает еще один эксперимент. Точнее не один, а целых пять: снять пять римейков на «Совершенного человека». Причем римейки эти должны быть не простые, а снятые с учетом определенных условий, автором которых будет Триер. Лет же в свою очередь будет их беспрекословным исполнителем.
Лет: «Ларс признавался, что, когда был студентом, считал меня высокомерным, заносчивым сукиным сыном, и на этот раз ему хотелось отыграться. Ларс любит вспоминать свои личные травмы и превращать их в сюжеты». Вот из такого вот «сора» и произрастают некоторые кинематографические эксперименты.
Римейки получились, как римейки – сюрреалистические вариации на любителя. Тот же «Совершенный человек», только в профиль – в разные профили. Условия-препятствия от Триера – хитроумны и зловредны. Например, снять фильм на Кубе (почему нет? тем более Лет там никогда не бывал ранее), или снять сцену поедания пищи в самом отвратительном, по мнению Лета, месте на земле (Лет выбирает трущобы в Мумбаи и на глазах у – наверняка голодных – детей совершает изысканную трапезу с ножом и вилкой). И все это, по словам Триера, что бы «ухватить что-то человеческое».
Сценой, которая наиболее адекватно отображает суть происходящего в этой картине, является сцена «призрачного балета со стульями». Ее мы видим в третьем римейке, в котором Триер воплотил свой самый «дьявольский замысел» – оставил Лета без правил, предоставив полную свободу действий. Лет в ужасе: «Это удар ниже пояса!». Сцена выглядит следующим образом: какие-то люди передвигают красивые белые стулья на какой-то террасе, приговаривая: «Это стулья. Их можно передвигать как угодно, как захочется. Чтобы получилась новая, более интересная расстановка. И главное – никакой паники». И при этом «как стулья не передвигай, он придет и посадит свою задницу на любой стул». Кто он – непонятно, но концепция получилась стильная.
В перерывах между римейками Триер и Лет ведут беседы, пьют водку и прочие спиртные напитки, закусывают икрой и прочими снэками, которые для своего гостя приготовил Триер. Гостя, потому как сам он как бы является хозяином дома, беседы, места, положения – в общем, эксперимента в целом. Во время этих непринужденных реприз звучат фразы типа «сними какое-то дерьмо», «это лечение, а не киносоревнование», «это невозможно», «это еще одна суицидальная ситуация», «мне нужно наказать тебя». Наверное, это все – ирония. Очень слабо верится, что Лет на самом деле хотел, чтобы кто-то сделал ему больно. «Я же гений кинематографа», – не то утверждает, не то вопрошает он, заглядывая Триеру в глаза…
Да, кажется, это – ирония. Или попытка переставить какие-то стулья…
Экспериментальное кино - будет понятно только начинающим режисерам операторам и возможно поклонникам Триера. Это скорее даже не фильм, это документалистика о том как надо снимать креативное кино, и только в том случае если тебя обучает сам Ларс фон Триер. Сценарий прост: задание режисера Триера - экранизированые мизенсцены этого же задания Йоргеном Лета.
Много хороших деталей, много грамотных моментов, но зрителям, которые хотят видеть кино - фильм не рекомендован. Это хроники двух режисеров и не более.
Взгляните на совершенного человека. Сейчас вы можете смотреть за ним, как он ест, как он разговаривает, как трогает свой подбородок, как он совершенно падает, как он дышит. Совершенный человек. Сегодня он на арене, весь мир преклоняется перед ним. Совершенный человек, он не кажется чем-то необыкновенным. Совершенный человек снимает кино, совершенный человек выдумывает кино. Кто он такой, этот совершенный человек?
Похоже, сегодня совершенный человек - это Ларс фон Триер. Уже потому, что он уверен в том, что он - совершенный человек. Он уверен, что он может давать своему учителю - Йоргену Лету - давать указания о том, как надо снимать кино, более того, как надо снимать одну из лучших картин Лета - 'Совершенного человека'.
Собственно говоря, проявляет такое своеволие Триер в картине 'Пять препятствий'. Пять препятствий - это пять условий, которые дьявол Триер ставит Йоргену, условий для своего рода римейка 'Совершенного человека'.
Первым препятствием является ограничение монтажного куска до двенадцати кадров. 'Это просто невозможно,' - говорит Лет и принимает условие.
Что из этого получается? Судорожный фильм, чем-то напоминающий выходки дедушки Шванкмайера, видимо, своей картонностью, отрывистостью, когда в мультфильмах снимаются нерисованые персонажи и грань между анимацией и фильмом стирается. Триер говорит, что он будто бы смотрел старый фильм Лета и задаёт новую, куда более коварную задачу: в этот раз фильм должен сниматься в самом отвратительном на вкус Йоргена месте, самом нищенствующем, бедным до омерзительности. Лет должен снять там сцену пиршества.
Зачем Триер делает это? Он хочет пройти путь от совершенного до человечного, испробовать совершенное на прочность, побороть совершенное его же слабыми сторонами. Лет проваливает испытание, а может, Триер только говорит так. Ведь фильм на самом деле замечательный, даже сам по себе - это невозможное чувство стыда за то, что ешь роскошно сервированный обед перед этими нищими людьми, и ещё более ужасное чувство стыда за то, что если бы ты ел этот обед в ресторане, ты бы даже не задумался о них. Какое уж тут к чёрту равенство людей!
Как бы то ни было, в следующем эпизоде Триер 'наказывает' Лета и оставляет его вообще без условий.
Следующей 'соломинкой' на пути у мухи становится анимация. Оба ненавидят этот жанр, Триер желает Лету скорейшего провала. Тем не менее, тот выкручивается и делает анимацию, куда вклеивает куски и из предыдущих фильмов этой акции, и из своих старых лент.
И наконец, последнее препятствие заключается в том, что Лет читает нечто вроде письма-исповеди, написанного провокатором Триером и адресованного то ли самому Триеру от Лета, то ли наоборот.
Итак, пять препятствий пройдены. Зачем? Это вопрос.
Прежде всего, Триер говорит, и Лет признаёт это - это портрет Йоргена Лета.
Йорген Лет: «Это мой портрет, написанный Ларсом фон Триером. Все начиналось с дискуссии между нами, с поединка индивидуальностей, с диалога о творчестве. А потом — в процессе — ему захотелось сделать мой портрет. Я просто не сразу об этом догадался. Но это-то и хорошо».
Фон Триер: «Я всегда считал документальные фильмы Лета слишком умственными. Эти препятствия я разработал, чтобы сломать Лета, поместить его в контакт с его самыми потаенными эмоциями. У меня есть теория о том, что правда выходит, когда ты сломан. Не могу сказать, что сумел добиться этого с Йоргеном Летом, вряд ли он сломался. Зато результат – сам фильм – вполне отвечает моим ожиданиям».
Во-вторых, это фильм о том, как Триер снимает фильмы. Он ломает себя, выдумывает себе всякие мерзости и подвохи, потому что какой смысл снимать кино без этих подвохов? Мы не ищем лёгких путей, не берём то, что само идёт в руки.
В-третьих, этот фильм о том, что для настоящего кино нет препятствий - какими бы мудрёными они ни были, какими были невозможными не казались, они только украшают и оживляют фильм. Даже мультипликация, которая по мнению обоих должна была получиться дерьмом, была блестяща.
Главное препятствие этого фильма - деградация. Мораль так устроена, что человек должен эволюционировать, развиваться, идти вперёд. Триер же хочет, чтобы Лет спустился назад - от совершенного к человеку. Он говорит, что каждый следующий фильм должен быть хуже предыдущего, что он должен быть более человеческим, слишком человеческим, слишком грязным, слишком низким. И это препятствие - самое невыносимое.
Совершенный человек снимает кино о совершенном человеке, ставя над ним злокозненные опыты. Совершенный человек падает, но не ломается и не сдаётся. Совершенству нет предела.
Пожалуй, главной причиной выбора этого фильма стал Ларс фон Триер. Его картины и его личность. Из интервью актёров, работавших с датским режиссёром, складывалось впечатление, что фон Триер — злой гений и просто сумасшедший. После просмотра его фильмов впечатление укреплялось. И вот «Пять препятствий». Мы наблюдаем за тем, как фон Триер заставляет Йоргена Лета снять своего рода ремейки на фильм «Совершенный человек», фильм, являющийся Библией фон Триера. Он заключает Создателя в определенные рамки. Фон Триер признается, что смотрел фильм больше 20 раз, что он считает Лета гениальнейшим режиссером, но при этом режиссёр подвергает его своего рода пыткам. Датчанин пытается разрушить свой же идеал.
Препятствие первое. 12 кадров, ответы, Куба, никаких декораций. «Догма 95». Наверное, самое простое испытание для Лета, самое, я бы сказала, обычное, несмотря на всю сложность поставленной фон Триером задачи. Лет — совершенный режиссёр своего фильма.
Препятствие второе. Ужасное место, не показывать это, Йорган Лет — совершенный человек, еда. Йорган Лет не справляется с этим заданием. Именно во втором фильме он становится Совершенным человеком, играет его роль, находится на его месте. Из роли «режиссер» переходит в роль «актёр». Лет — совершенный актёр.
Препятствие третье. Не справившись с заданием, Йорган отправляется снимать фильм без препятствий. В этом фильме его роль — создатель чего-то нового, не по подобию «Совершенного человека» 1967 года, а сквозь подобие этого фильма. Лет — совершенный режиссёр нового фильма.
Препятствие четвёртое. Анимация. Лет должен снять мультфильм, т. е, работать в совершенно не свойственном ему жанре. Ему удаётся справиться и с этим препятствием. Лет — совершенный режиссёр анимации.
Препятствие пятое. Прочитать написанный Ларсом фон Триером текст. Здесь он выступает в роли Создателя совершенно нового фильма, он является Автором письма, адресованного фон Триеру, которое написал фон Триер. Он прикладывал меньше всего усилий к прохождению пятого препятствия, но влияние его больше всего остается на пятом фильме. Лет — совершенный человек.
Фон Триер считает себя Создателем, заранее зная, что он не прав. Он ставит себя выше Лета, но при этом признаёт в Лете гения, берёт на себя роль Бога, который поможет Йоргану Лету, откроет глаза, «поможет расправить крылья». Он признаётся, что знает Лета лучше, чем он сам. Вообще, чтобы выразить всю идею фильма, достаточно процитировать то самое письмо от начала и до конца.
«Гением надо управлять» - заявляет фон Триер. И мы действительно видим, что он дает Лету понять своё совершенство (совершенный режиссёр, актёр и т. д.), он пытается открыть в нём это совершенство. Фон Триер ставит препятствия, зная о своём будущем поражении, но, проигрывая, он выигрывает — открывает Лета. Сам признаётся, что задумал всё это с целью помочь Йоргану Лету.
Очень много мыслей после просмотра, и все они таковы, что, цепляясь друг за друга, хоть и составляют цельную композицию, но выражению не поддаются.
Непривычно наблюдать за Ларсом фон Триером, за его мимикой, за его дьявольской, безумной улыбкой, за его непоколебимостью. Непривычно видеть его на экране. Он — Хозяин, Создатель, а Йорган Лет — Совершенный человек. Не зная работ фон Триера, я бы думала, что он, как говорится, слишком много о себе возомнил. Но он прав.
«Добрый глупый Ларс». Лет читает письмо, написанное фон Триером, написанное якобы Летом. Говоря за Лета, Триер пытается открыть Лету глаза, сказать за него то, что должен сказать Лет, что должен понять. Именно Лет читает, потому что после этих препятствий он может сделать это, он расправил крылья. Хотя фон Триер и считает, что проиграл, но, зная о проигрыше заранее, он преклоняется перед Летом. Другой возможности нет. Все пять препятствий делают из Лета совершенного...
Жанр: Портрет Йоргена Лете, написанный Ларсом Фон Триером.
В данном фильме Ларс Фон Триер пытается показать плод творения через безумие препятствий. В этом эксперименте передаются мысли режиссера о том, что условия его друга изначально губят картину. Проходят Дни тяжелых раздумий.
из этого количества преград рождается культ Творца, который вынашивает идею каждого фильма, накапливая мыслительную энергию и аккумулируя визуальные образы.
Триер заставил друга обновить собственный киноязык, не только преодолевая те препятствия, что он создавал, но и изобретая для себя новые способы повествования. Йорген благодарен ему за то, что вынудил все это сделать, за его настойчивость и уверенность в том, что можно решить проблемы конструктивно, творчески.
В «Пяти препятствиях» сам процесс работы и есть драматургия. Это чудесно, что не только авторы, но и зрители могут воспринимать процесс работы над фильмом как драму. испытываю от этого большое удовольствие.
Путь от человека к совершенству. Передача драм. Смысл изображения сверх-задачи режиссера находится в симбиозе идей и визуальными эффектами, которые по мысли Триера должны сбивать с толку своего друга.
Проходя через все круги ада божественного творения Ларса Фон Триера, передается Проверка на нравственность своего товарища, который в загнанных условиях сопереживает своему детищу. На что он готов пойти ради воплощения мысли. Заставляют снимать в 12 кадрах, без декораций, самому сыграть главную роль. Ему предлагают выбор самому найти самое убогое место, создавая противоположность совершенному человеку. Поставить его на самое убогое место. Сохранит ли герой совершенство в извращенной форме повествования. Поставить себя на место совершенного человека, прочувствовать его сущность в себе. Прожить соц. трагедию на себе.
Издевательства Ларса над своим другом-учителем для большего осознания своего развития в подаче мысли, воплощения в кадре.
Должно быть разграничение в обязанностях. Если режиссер видит сцену он знает как раскрыть образ, затронуть ту идею, передать ее на языке кадра. Это не значит, что он сам в роли актера сможет сделать это. Пространство кадра заключенного в рамку реальности.
Невозможно представить, какое чувство стыда ощущал йорген, вкушая прекрасный дорогой обед перед нищими людьми. Йорген прекрасно вообразил сцену социального неравенства, передавая одну из идей фильма. В другом контексте звучало как оскорбление или было грубой сатирой, - здесь является блестящим противоречивым образом.
Двуличность людей, что скрывается за совершенным видом ? Индивидуальность человека - основная отличительная черта. Все мы особы внутри. Единственное доступное человеку совершенство - это совершенство формы, и оно необходимо человеку, внутренняя сущность которого никогда не совершенна, а часто - хаос. Человек изо всех сил стремится к совершенству и достигает его в его наивысшем проявлении - творчестве, искусстве. Искусство двигает мир вперед.
Ларс показал своего учителя гением не только в режиссуре, а также в актерстве, анимации и самое искренне - сверхчеловеком.
Режиссерскую мысль не убить. Создавая препятствия и обходя их мы становимся сильнее.
Сверх самолюбие, которое иронично показывает Ларс, разрушается в конце фильма, ведь никто не сможет вторгнуться в мысль режиссера, когда он рождал свою сверхзадачу фильма. Это словно вторгнуться в чужую крепкую семью. Перевоспитать чужого ребенка. Ларс не смог втоптать Йоргена. Он хотел спустить Лета от совершенного до обыденного, пропитанного человеческими пороками уровне.
Триер прекрасно показал всю внутреннюю сущность йоргена, который в виду своей скромности не сопоставляет себя с совершенным нравственным и духовным человеком. Пытаясь сломать Йоргена мы видим как Триер ломает себя, создавая свое искусство. Этими методами скорее всего так вдохновляется. Возможно ларс, пытался навязать свою свою методику йоргену, но качества настоящего творца всегда индивидуальны. В этом сила и уникальность искусства. Триер всегда задает себе препятствия. Это очень откровенный фильм.
Триер проигрывает в этом состязании, зная о том, что такой исход был неизбежен. Это прекраснейший поступок перед своим учителем, сущность которого он так и не смог сломать. Весь закон жизни искусства передан в этом документальном кинофильме. Триер лаконично передал основную идею этой картины- неуязвимость человека в определенных ситуациях. Созерцательность в этом фильме сможет найти только человек, любящий жанр независимого кино.
Данная документальная лента подходит начинающему режиссеру, как учебное пособие.
Совершенный человек пишет рецензию. Как он это делает? Вот так.
«Пять препятствий» — это фильм о противоборстве взглядов двух старых друзей, режиссеров: Ларса фон Триера и Йоргега Лета. Препятствия — это ограничения, которые Ларс фон Триер ставит перед Йоргеном в попытке создать пять ремейков фильма «Совершенный человек». Целью воссоздания самого известного фильма Йоргена является его перерождение как личности. Ларс фон Триер хочет сломать оболочку Йоргена, «пробиться через его броню», увидеть его истинное лицо, которое он так старательно скрывает под перфекционизмом и режиссерскими шаблонами.
Сначала препятствия кажутся случайными, подобранными таким образом, чтобы поиздеваться, усложнить творческий процесс Йоргена. Затем создается четкая картина, видимость и избирательность именно этих препятствий. Ларс фон Триер вводит ограничения постепенно, начиная от стиля режиссера и заканчивая глубинами его личности.
Кажется, что миссия фон Триера провалилась, Лет так ничему и не научился, ничего не понял. В течение всего фильма Йорген прибегает к различным уловкам, увиливая от ограничений Ларса, с помощью которых режиссер пытался сломить его, обнажить его личность. Но именно через свой защитный механизм Йорген и раскрывает своё истинное лицо. Он сам и его фильмы находятся в выдуманном мире, где уродство реальности скрывается за декорациями. Йорген боится потерять свой гений, показывая подлинную картину мира, ударить в грязь лицом. Сам Лет не прибедняется, говоря о своём таланте. Создается впечатление, что сам режиссер ставит себя выше обычного человека. Однако фон Триер видит Йоргена с другой перспективы: по его мнению, фильмы Лета наполнены ложью и притворством, в них мало эксперимента и много шаблонов, но самое главное — в них нет самого режиссера. Фильмы отвязаны от его личности, от событий его жизни и переживаний. После каждого испытания Ларс, кажется, терпит неудачу: он не видит изменений в Йоргене.
В конце концов, мы видим, что в результате данного эксперимента изменился не только Йорген Лет, но и сам Ларс фон Триер. Ларс считал, что Лет скрывает свое я, но на самом деле в этом и есть его личность. Йорген не совершенный человек, он обыкновенный трус, который боится оступиться и подвергнуть сомнениям свои идеалы, однако он прекрасно это понимает, как понимает и то, что он самый обыкновенный человек.
Пять препятствий - фильм, снятый Ларсом фон Триером на основе 12-минутной короткометражки 'Совершенный человек' 1967 г. датского режиссера Йоргена Лета, повествующей о жизни некоего гражданина, о том, как он занимался делами, ел, пил... Просматривая ленту 'Пять препятствий' не стоит забывать о том, что фон Триер и Лет друзья и возможно Ларс знает Йоргена так хорошо, как никто другой.
Этот фильм-противостояние, фильм-борьба, желание Триера сломать границы, смести стереотипы. Почему он выбрал именно 'Совершенного человека', что он увидел такого в фильме, перевернувшего ее сознание и побудившего создать ремейк, и не просто ремейк, а что-то совершенно новое, прошедшее через препятствия?Каждый раз он создает Йоргену новые ограничения, ставит в условия, которые неприятны, а порой совершенно выходят за рамки, которые установил себе великий Лет. Он кидает ему вызов, говоря о том, что получится барахло, но ожидая шедевр.
Фильм может показаться однотонным, даже муторным, здесь практически нет музыкального сопровождения, а лишь звуки, которые даже могут вызывать раздражение, щелки пальцами, шорох сигары, гул машин. Но мы видим, как постепенно меняется Йорген Лет, как он принимает каждый вызов, нескромно называя себя гениальным. Но кажется, что Ларсу нужно не совсем это, он просит сделать ему подарок, просит 'вымучивать свою роль, как актер', прочувствовать ее. Местами он заставляет Лета делать то, что тот ненавидит. Через весь фильм красной нитью виден вопрос 'А достаточно ли совершенен тот самый совершенный человек?', может наоборот, он обыкновенный 'человечный человек?'.
Некоторые обрывки фраз, слова показывают нам, что Триер действительно любит Лета, он восторгается его талантом и он хочет показать через этот фильм что-то важное, что-то, что сделает Йоргена счастливее.
Йорген Лет воспринимает это как игру, но все же он догадывается, он чувствует, для чего затеян этот большой эксперимент. В какой -то момент он говорит о том, стоит ли вызывать большую шумиху вокруг этого проекта? Возможно нет...
И хотя совершенный человек падает лицом на землю, он все равно поднимается...
Такое кино дОлжно смотреть, как человеку, чьи интересы пересекаются либо идут параллельно с изысками Триера и Лета, так и простому обывателю, дабы прозрачнее стала та муть, каковой авторское кино представляется простому человеку, который в ином случае и не подумает, а возможно и он 'совершенный человек'.
'Пять препятствий' в данном случае предстают не только для Лета и не только от Триера, это ещё и те пять препятствий, которые ставит пред собой сам зритель и, через которые, проходит сам зритель. Сквозь бедность, смирение, преодоление, через дерьмо, но всё же это верный путь к себе, как к человеку,- как к совершенному человеку.
Как начинающий режиссер, я ценю 'Пять Препятствий' за нехудожественность, за нескрытость, ценю за документалистику. Все эти качества вынуждают произвести переоценку ценностей внутри себя.
Ситуационизм, как фундамент, держит 'Пять Препятствий' и, вместе со всем нашим 'сверх человеческим' отражает нас, словно зеркало.