Псевдодокументальный эксперимент двух знаменитых датских режиссеров.
Йорген Лет - культовый датчанин, когда-то ещё в 60-х снявший Совершенного человека - культовую короткометражку, врезавшуюся в молодое сознание его знаменитого земляка по имени Ларс фон Триер. И последнему приспичило поупражняться в остроумии, заставив старшего коллегу и учителя 5 раз переснять его шедевр.
Разумеется, просто переснять - неинтересно. Поэтому Триер придумывает ограничения для автора - съемки на Кубе и в Индии, короткие планы, мультфильм, наконец, съёмки самим Триером Совершенного человека. Кстати, фильм несовершеннен - зачин и первая половина куда как более динамичны, чем дальнейшее. Однако ж мысль Триера, как всегда провокационна - настоящего художника делает не свобода, а ограничения. Поэтому можно снять не только в Европе, но и на Кубе и в Индии - анклавах авторитаризма и дурновкусия. Не любишь мультфильмы? Не беда - ты прорвешься и через это, потому что собой быть не перестанешь.
И тогда я тоже подумал, чем бы мне заняться сегодня вечером
Фильм Йоргена Лета и Ларса фон Триера «Пять препятствий».
Фильм о творце, о творческих методах творца, и о ответах на вопросы, возникающие после того, как творец выпускает своё творение в мир.
В далёком, или не столь далёком, /всё относительно/ 1967 году, Йорген Лет снял совсем короткий, но очень ёмкий фильм «Совершенный человек». Фильм о человеке. В течении двенадцати минут человек, стрижёт ногти, бреется, ест, разговаривает…
Вроде бы ничего такого, никакого внятного сюжета, идеи, концепции.
Просто человек, просто простой человек. Совершенный?
А какое совершенство мы имеем ввиду, когда говорим об идеале, /в соотношении увиденного и услышанного в этом фильме?/.
И это не единственный вопрос, возникающий, как бы сам по себе.
И вот, ученик Йоргена Лета, Ларс фон Триер предлагает творцу ответить на вопросы. Да не просто ответить, а переснять фильм заново, /пять раз/.
Должен ли творец отвечать на вопросы, заданными его творением? Не перейдёт ли при этом его правда в догму? Не пострадает ли при этом Истина?, /ибо насколько направление мысли, заданное творцом будет соответствовать Истине?/.
Ларс фон Триер задаёт вопросы. Нет. Нет он вслух размышляет над ответами на вопросы.
Йорген Лет пытается ответить на вопросы. Нет. Он задаёт всё те же вопросы снова и снова.
Ничего нового. А не скажи. Совершенный человек, живёт в отнюдь не совершенном мире. И то время, как он стрижёт ногти, бреется, ест, говорит происходит жизнь. Как процесс. Мы не наблюдаем мысли человека, но мы знаем, что он думает.
Или за него думает творец, /вкладывая в него свою мысль/. Значит, что бы творение получилось совершенным, совершенным должен быть и творец. Иными словами, творец несёт ответственность за созданное ним творение.
Бог создав человека, вложил в него душу. И человек стал совершенным. И этот человек, сняв фильм, /или написав книгу/, вкладывает в своё творение душу, /если конечно он совершенный/, если он сотворён, не столько по образу и подобию, сколько не зря. Если он понимает, что должен прожить на земле не зря.
Быть совершенным человеком непросто, впрочем и быть непросто. Это налагает некоторые обязательства. Но вместе с тем, это даёт наполненность жизни, это придаёт ей смысл, именно в этом и заключено человеческое счастье.
Вот такое блаженство, знать, что ты совершенство…
Совершенный человек, живущий в несовершенном мире. Совершенный человек, сотворивший чудо, придумавший однажды свой совершенный мир. Совершенный человек, ставший вдруг творцом, осознавший это и задающий себе сакральный вопрос.
Пять препятствий… впервые столкнулась с таким родом фильмов. Кажется, что в этой ленте вообще нет сценария – это просто игра двух друзей-гениев кинематографа Ларса фон Триера и Йоргена Лета, снятая на камеру. В течение всех 90 минут я заставляла себя просто смотреть этот фильм. Монотонный фильм, где уже даже обычные звуки вызывали раздражение. Такой непривычный глазу монтаж ремейков… Я за традиционные фильмы, экспериментальное кино не для меня…
Так думала я до тех пор, пока после просмотра не переосмыслила все, что увидела.
Каждый поймет эту картину по-своему, кто-то вообще не поймет. Этот фильма – борьба. Ларс фон Триер пытается сломать те ограничения, которые поставил себе Йорген Лет. Что он и делает. Йорген Лет выполняя неприятные ему и кажущиеся нереальными задания для ремейков, ломает свои границы, устоявшиеся за такой большой период творчества.
Все в этом мире возможно, надо только поверить, что ты действительно это сможешь, и действовать.
Жанр: Портрет Йоргена Лете, написанный Ларсом Фон Триером.
В данном фильме Ларс Фон Триер пытается показать плод творения через безумие препятствий. В этом эксперименте передаются мысли режиссера о том, что условия его друга изначально губят картину. Проходят Дни тяжелых раздумий.
из этого количества преград рождается культ Творца, который вынашивает идею каждого фильма, накапливая мыслительную энергию и аккумулируя визуальные образы.
Триер заставил друга обновить собственный киноязык, не только преодолевая те препятствия, что он создавал, но и изобретая для себя новые способы повествования. Йорген благодарен ему за то, что вынудил все это сделать, за его настойчивость и уверенность в том, что можно решить проблемы конструктивно, творчески.
В «Пяти препятствиях» сам процесс работы и есть драматургия. Это чудесно, что не только авторы, но и зрители могут воспринимать процесс работы над фильмом как драму. испытываю от этого большое удовольствие.
Путь от человека к совершенству. Передача драм. Смысл изображения сверх-задачи режиссера находится в симбиозе идей и визуальными эффектами, которые по мысли Триера должны сбивать с толку своего друга.
Проходя через все круги ада божественного творения Ларса Фон Триера, передается Проверка на нравственность своего товарища, который в загнанных условиях сопереживает своему детищу. На что он готов пойти ради воплощения мысли. Заставляют снимать в 12 кадрах, без декораций, самому сыграть главную роль. Ему предлагают выбор самому найти самое убогое место, создавая противоположность совершенному человеку. Поставить его на самое убогое место. Сохранит ли герой совершенство в извращенной форме повествования. Поставить себя на место совершенного человека, прочувствовать его сущность в себе. Прожить соц. трагедию на себе.
Издевательства Ларса над своим другом-учителем для большего осознания своего развития в подаче мысли, воплощения в кадре.
Должно быть разграничение в обязанностях. Если режиссер видит сцену он знает как раскрыть образ, затронуть ту идею, передать ее на языке кадра. Это не значит, что он сам в роли актера сможет сделать это. Пространство кадра заключенного в рамку реальности.
Невозможно представить, какое чувство стыда ощущал йорген, вкушая прекрасный дорогой обед перед нищими людьми. Йорген прекрасно вообразил сцену социального неравенства, передавая одну из идей фильма. В другом контексте звучало как оскорбление или было грубой сатирой, - здесь является блестящим противоречивым образом.
Двуличность людей, что скрывается за совершенным видом ? Индивидуальность человека - основная отличительная черта. Все мы особы внутри. Единственное доступное человеку совершенство - это совершенство формы, и оно необходимо человеку, внутренняя сущность которого никогда не совершенна, а часто - хаос. Человек изо всех сил стремится к совершенству и достигает его в его наивысшем проявлении - творчестве, искусстве. Искусство двигает мир вперед.
Ларс показал своего учителя гением не только в режиссуре, а также в актерстве, анимации и самое искренне - сверхчеловеком.
Режиссерскую мысль не убить. Создавая препятствия и обходя их мы становимся сильнее.
Сверх самолюбие, которое иронично показывает Ларс, разрушается в конце фильма, ведь никто не сможет вторгнуться в мысль режиссера, когда он рождал свою сверхзадачу фильма. Это словно вторгнуться в чужую крепкую семью. Перевоспитать чужого ребенка. Ларс не смог втоптать Йоргена. Он хотел спустить Лета от совершенного до обыденного, пропитанного человеческими пороками уровне.
Триер прекрасно показал всю внутреннюю сущность йоргена, который в виду своей скромности не сопоставляет себя с совершенным нравственным и духовным человеком. Пытаясь сломать Йоргена мы видим как Триер ломает себя, создавая свое искусство. Этими методами скорее всего так вдохновляется. Возможно ларс, пытался навязать свою свою методику йоргену, но качества настоящего творца всегда индивидуальны. В этом сила и уникальность искусства. Триер всегда задает себе препятствия. Это очень откровенный фильм.
Триер проигрывает в этом состязании, зная о том, что такой исход был неизбежен. Это прекраснейший поступок перед своим учителем, сущность которого он так и не смог сломать. Весь закон жизни искусства передан в этом документальном кинофильме. Триер лаконично передал основную идею этой картины- неуязвимость человека в определенных ситуациях. Созерцательность в этом фильме сможет найти только человек, любящий жанр независимого кино.
Данная документальная лента подходит начинающему режиссеру, как учебное пособие.
'5 препятствий' Ларса фон Триера - документальный фильм о том, ака именитый режиссер предлагает Йоргену Лету сделать римейк его собственного фильма 'Совершенный человек' пять раз, но каждый раз выполняя особые условия - то ему не разрешается использовать декорации, то необходимо сделать весь фильм анимационным. Выдвигая свои требования, фон Триер больше походит на диктатора, чем на коллегу-режиссера. Йоргену Лету, преодолевая эти препятствия, каждый раз приходится переосмысливать свою старую работу и важные аспекты, затронутые в ней.
Фильм иллюстрирует процесс создания шедевра, раз за разом, несмотря на трудности. У Йоргена каждый раз получается нам по новому показать свою картину, хотя, когда он только приступает к выполнению очередного задания, снова и снова ему кажется, что это невозможно.
«Пять препятствий» в очередной раз доказывают нам гений Ларса фон Триера. Он показывает, что кинорежиссер понимает не только важность умения нарушать правила, но и преимущества которые они могут дать. Фильм показывает, как решения, которые принимает режиссер в процессе создания, влияют на конечный результат.
Картина фон Триера – Великолепный документальный фильм для тех, кто заинтересован в процессе создания кино. Он показывает множество аспектов создания кинокартин, а так же, что все сложности, кажущиеся непреодолимыми сначала, можно обойти и даже извлечь из них выгоду.
Пять препятствий – пять безобидных игр с Йоргеном Летом. Мы наблюдаем за этой игрой. Мы жаждем узнать итог игры. С нетерпением вглядываемся в каждую минуту фильма в ожидании очередного шедевра от Йоргана Лета. На первый взгляд это фильм о фильме, фильм о создании 5 ремейков шедевра 1967 года - «Совершенный человек». Йорган переснимает свой фильм 5 раз при определенных условиях поставленных Ларсом фон Триером. Каждый новый фильм снят через новое видение режиссера, через призму его прожитых переживаний за период от первого «Совершенного человека» до создания последнего. Каждый ремейк – целостное, интересное, интеллектуальное и душевное кино. Ко всему этому, зрители в роли наблюдателей могут видеть само создание кино, так сказать, посмотреть «изнутри» на процесс съемки, что тоже не оставляет равно душным.
Но дойдя до последнего ремейка, раскрывается вся суть фильма - противостояние двух гениев. Была ли это игра? Или это вся история о несовершенстве «совершенного» человека, будь то Йорган или Ларс? Оба гения раскрыли свое человеческое я, свои недостатки, каждый в своей манере, каждый из них упал «как падает совершенный человек». Но удалось ли им подняться? Стать лучше или хуже? Вывод за вами!
Пять препятствий - фильм, снятый Ларсом фон Триером на основе 12-минутной короткометражки 'Совершенный человек' 1967 г. датского режиссера Йоргена Лета, повествующей о жизни некоего гражданина, о том, как он занимался делами, ел, пил... Просматривая ленту 'Пять препятствий' не стоит забывать о том, что фон Триер и Лет друзья и возможно Ларс знает Йоргена так хорошо, как никто другой.
Этот фильм-противостояние, фильм-борьба, желание Триера сломать границы, смести стереотипы. Почему он выбрал именно 'Совершенного человека', что он увидел такого в фильме, перевернувшего ее сознание и побудившего создать ремейк, и не просто ремейк, а что-то совершенно новое, прошедшее через препятствия?Каждый раз он создает Йоргену новые ограничения, ставит в условия, которые неприятны, а порой совершенно выходят за рамки, которые установил себе великий Лет. Он кидает ему вызов, говоря о том, что получится барахло, но ожидая шедевр.
Фильм может показаться однотонным, даже муторным, здесь практически нет музыкального сопровождения, а лишь звуки, которые даже могут вызывать раздражение, щелки пальцами, шорох сигары, гул машин. Но мы видим, как постепенно меняется Йорген Лет, как он принимает каждый вызов, нескромно называя себя гениальным. Но кажется, что Ларсу нужно не совсем это, он просит сделать ему подарок, просит 'вымучивать свою роль, как актер', прочувствовать ее. Местами он заставляет Лета делать то, что тот ненавидит. Через весь фильм красной нитью виден вопрос 'А достаточно ли совершенен тот самый совершенный человек?', может наоборот, он обыкновенный 'человечный человек?'.
Некоторые обрывки фраз, слова показывают нам, что Триер действительно любит Лета, он восторгается его талантом и он хочет показать через этот фильм что-то важное, что-то, что сделает Йоргена счастливее.
Йорген Лет воспринимает это как игру, но все же он догадывается, он чувствует, для чего затеян этот большой эксперимент. В какой -то момент он говорит о том, стоит ли вызывать большую шумиху вокруг этого проекта? Возможно нет...
И хотя совершенный человек падает лицом на землю, он все равно поднимается...
В далеком 1967 году Йорган Лет снял свою 12-минутную короткометражку 'Совершенный человек', но вряд ли он знал, что в 2001 он и его работа подвергнется пяти испытаниям, а идея эта будет принадлежать Ларсу фон Триеру, который снял фильм «Пять препятствий».
Не случайно Триер выбрал именно Йоргена Лета для своего эксперимента. Как признался сам Ларс фон Триер, он смотрел 'Совершенного человека' не меньше 20 раз и знает Лета лучше, чем он сам знает себя. Весьма самонадеянное высказывание, которое после просмотра «Пяти препятсвий» можно подвергнуть сомнению.
С определенным хладнокровием и Триер заставлял Йоргена Лета переснимать 'Совершенного человека', раз за разом ставя новые условия, которые были для режиссера настоящей пыткой: снять ремейк в отвратительном месте, не показывая людей, использовать в одном фрагменте фильма только 12 кадров, создать мультфильм и другие. 87 минут зритель следит за режиссером, который задает себе вопрос: 'Как?'. Но всегда свои ремейки Йорген Лет демонстрирует с огромным удовольствием, явно собой гордясь. И тогда уже во взгляде Триера заметен вопрос: 'Как?'. Как сломать Лета? Как вывести его из зоны комфорта и пошатнуть его принципы? Ведь каждый раз Йорген обходит препятствия, доказывая свое мастерство, при этом не предавая себя самого и оставаясь загадкой для Триера.
Какова же идея фильма. Показать ли как рождается гениальное кино? Продемострировать ли творческие метания режиссера? Или доказать, что настоящий мастер сможет создавать в любых условиях и человеческих гений не имеет рамок и не сломается перед условностями? Так или иначе, но Триеру удалось заставить зрителя задуматься, и поставить в тупик и себя, и Йоргена Лета.
Фильм 'Пять препятствий' привлекает еще и тем, что Ларс фон Триер предстает в роли учителя и судьи. Весьма интересно слушать его критику в адрес мастеровитого и опытного режиссера, следить за тем, как он преподносит новые препятствия и выдвигает условия.
В итоге, после просмотра остается много вопросов, ощущение, что ты побывал на съемках фильма и близко познакомился с работой режиссера, и увидел Ларса фон Триера в непривычной для него роли. Как следствие, фильм будет интересен для будущих режиссеров или людей интересующихся кинематографом, не стоит обходить стороной эту картину и поклонникам фон Триера, да и любителям рефлексировать на досуге тоже будет полезно знакомство с 'Пятью препятствиями'.
Когда-то Ларс фон Триер посещал лекции Йоргена Лета по кинематографии и восхищался его работами. А в 2001-ом году предложил своему бывшему учителю сделать совместный фильм на основе короткометражки Лета «Идеальный человек», которая некогда вдохновила творчество Триера. Так получился фильм «Пять препятствий» — пять римейков картины, по одному препятствию на каждый фильм.
Триер далеко не первым решил сделать подобный проект. В «Братья Люмьер», например, 40 режиссеров попросили снять киноролики длиной в 50 секунд, используя камеру братьев Люмьер. А в «На десять минут старше: Труба/Виолончель» 15 режиссерам предложили снять собственный 10 минутный римейк на короткометражку 1978 г. «На десять минут старше», оставляя лишь главную идею — понимание времени. Правда, Триер совместил художественное и документальное, показывая в фильме не только готовые киноролики, но и сам процесс обсуждения каждой новой части проекта. В картине он, без сомнения, пытается заставить Лета перейти все границы, нарушить собственные правила, сломать его.
Тот, в свою очередь, старается не поддаваться на манипуляции бывшего студента и приспосабливается к трудностям. В этом смысле «Пять препятствий» — картина скорее о вдохновении. Каждое препятствие, которое ставит Триер(съемки на Кубе и в районе красных фонарей в Бомбее, замена длинных планов на короткий монтаж, перевоплощение в анимацию) вынуждает Лета показывать историю совершенно в новом виде, находить вдохновение в каждой провокации.
Триер отправляет Лета в самое убогое место на земле и отводит ему же главную роль - совершенного человека. Он хочет, чтобы Лет окончательно ушел от того «совершенного», что есть в его фильме 1978 года. Но даже среди трущоб и нищеты Лет не нарушает свои правила.
В конечном счете «Пять препятствий» как раз о человеческой(режиссерской) устойчивости перед, на первый взгляд, невозможными ситуациями. И о том, что все препятствия - лишь формальность.
Уникальный, как все у фон Триера, опыт психоанализа в рамках кинопроизводства, причем кто психоаналитик, а кто испытуемый, не станет ясно даже в конце картины. Однако роскошного триеровского финала это не испортит.
Не ясен характер взаимоотношений персонажей. Если Ларс фон Триер - ученик Йоргена Лета, то даже с учетом его успешности не становится понятнее, почему манипулятивный диктат ученика безропотно принимается учителем. Видимо, некая кинематографическая сделка, условий которой нам не считают нужным сообщить. Даже догадываюсь, почему.
Предмет изысканий Триера в фильме - его (Триера) отношения с совершенством. Именно Йорген Лет - воплощение совершенства для Триера, который имел когда-то сильнейшее кинематографическое впечатление от летовской маленькой документалки 'Совершенный человек'. Этот эстетический удар был, видимо, настолько силен, что требуется разобраться с его автором. Автору предлагаются самые немыслимые идеи для воплощения, которые тот с невозмутимостью совершенства методично и блестяще реализует. Даже сама форма подчинения Лета Триеру - она не унизительна (как бы ни настаивал на этом великий провокатор) - она совершенна. Йорген Лет безупречен во всем. В итоге Триер, не будь он Триер, конечно же, находит способ выстрелить в небо фейерверком собственной значительности ( и это правильно, он же гений ), но, клянусь, уверена, что Йорген Лет так и остался для него неразгаданным и недосягаемым эталоном.