Michelangelo & Michelangelo - Lo sguardo di Michelangelo
Престарелый Антониони на этот раз выжал максимум вистов из самого заурядного нарратива. Ну вот и вправду - как можно апеллировать к такому неказистому сюжету, как изучение стариком произведения искусства? Однако крупный план на бессмертное произведение одного Микельанджело (Буонаротти), чередующийся с показом изучающего это творение Антониони делает свое дело. Пятнадцать минут - самый подходящий хронометраж, чтобы оценить задумку, проникнуться величием и амбициями режиссера, подумать о роли искусства в жизни человека и задуматься о вечном. Хоть в этой ленте не будет сказано ни одного слова, но весь ее смысловой подтекст будет неуклонно восходить к теме соотношения божественного и тленного.
Антониони сделал, пожалуй, лучший из всех возможных вариантов прощания с массовой аудиторией. В этом прощании вдохновения и жизнелюбия было куда больше, чем грусти. Такой он и запомнится - напряженный, сосредоточенный, трезво мыслящий. На мой вкус, именно такая рефлексия оказалась идеально гармоничной для его личного дискурса, который он на протяжении всей карьеры транслировал своей аудитории.
Несравненная творческая энергия двух титанов мирового искусства
В короткометражном фильме 'Взгляд Микеланджело' Антониони показал всю силу своего гения. На мой взгляд, эта картина является шедевром кинематографа. Незамысловатый сюжет раскрывает глубокое повествование. Молчание превращается в долгий и философский разговор двух Микеланджело мирового искусства - Буонарроти и Антониони. Само название фильма 'Взгляд Микеланджело' является двусмысленным. С одной стороны, зритель рассматривает скульптурный шедевр глазами великого режиссера. Особое внимание уделяется именно тем деталям, на которые падает взор Антониони. Вместе с ним мы пытаемся отыскать в этих деталях символы, несущие в себе определенную смысловую нагрузку. С другой стороны, особое внимание следует уделить 'взгляду' Буонарроти. В каждой его скульптуре будто чувствуется присутствие мастера и его 'взор', обращенный на свое незабвенное творение. Именно поэтому очень важной является деталь глаз. На них в первую очередь обращает внимание Антониони (глаза скульптуры Юлия Второго). Очи папы закрыты, во всем его облике чувствуется величие и покой. Совсем иная скульптура - пророка Моисея. Лицо его 'излучало свет', в результате чего пророк изображен с рожками, которые по смыслу являются лучами света. Взгляд Моисея тревожен и наполнен серьезными думами. Как и глаза, его жилистые руки отражают смятения души пророка, его беспокойство за свой народ.
Микеланджело Антониони прикасаясь к скульптуре будто вступает в вечную связь с искусством. В этот момент зритель и сам автор слышат церковную музыку, которая оставляет глубокий след в душе человека. На мой взгляд, этот момент является важным в творчестве Антониони, ведь его картины знамениты некой приглушенностью, так как автор видел в закадровой музыке 'средство манипуляции чувствами людей'. Но здесь совершенно иной мотив. В этой картине музыка является частью мирового искусства. Быть может, вступив в немой диалог с Микеланджело Буонарроти, Антониони сумел отыскать для себя ответы на некоторые вопросы, но скорее всего эти вопросы так и остались нераскрытыми, так как режиссеру близка 'совершенная непроницаемость и непознаваемость глубинных слоёв сознания'...
Поразителен финал фильма. Микеланджело Антониони направляется к выходу, освещенному бледно-белым светом, напоминающим лунную дорогу... Этот свет можно считать символом вечности, и по нему ступает титан кинематографа, оставляя за собой яркий след в мировой культуре...