Далёкий 2003 год. Поздний вечер. В комнате полумрак. Единственный источник света – старенький корейский телевизор, по которому транслируют «Страх.com». Тогда, ещё не замыленным взглядом, я в диком ужасе наблюдал историю загадочного инернет-сайта, убивающего своих посетителей. После просмотра фильма у меня из головы несколько недель(!) не выходил образ призрака изуродованной и убитой модели … Бесспорно, эта кинолента оставалась для меня одной из самых жутких, вплоть до выхода на экраны «Мёртвой тишины». Это, лично, моё впечатление.
Сегодня многие критикуют фильм за похожесть на «Звонок». Но, не надо забывать, что хотя «японская смерть» и колесила по миру до этого фильма, к нам же – в Россию, пришла уже американская версия «Звонка». Произошло это в том же 2002 году. Поэтому сравнивать эти работы не вижу смысла. По своей структуре они разные.
«Страх.com» несёт в себе более детективную историю с логичным концом и, без всяких там, продолжений. Здесь главный злодей – маньяк-потрошитель по прозвищу «Доктор», а не призрак убиенной. Конечно, призрак здесь тоже есть, но он, скорее, не злой, а отчаявшийся. Пока твёрдая рука «Доктора» режет плоть невинных, призрак девушки бродит между миром мёртвых и живых, посылая послания через Интернет.
Как обычно, сюжет пересказывать не буду. Кино надо смотреть лично, чтобы делать свои выводы. Моя рецензия может подтолкнуть Вас к этому или же нет. Но повторюсь: не надо шарахаться от фильма, начитавшись отрицательных отзывов. Картина очень интересная. В ней сочетаются переплетения необычных событий, жуткий гримм и хорошие спецэффекты. Снято не дёшево и смотрится как качественное кино. Блестящая игра актёров дополняет всё это. Стивен Дорфф играет детектива, расследующего череду загадочных смертей. Актёр начинал свою карьеру ещё мальчишкой, снявшись в легендарном детском ужастике «Врата» 1986 года. Потом была запоминающаяся роль вампира полукровки в первом «Блэйде». Детективу, по фильму, помогает героиня Наташи МакЭлхон. Мне сразу приходит на ум её роль в драматической комедии с Джимом Керри «Шоу Трумана». Роль маньяка, транслировавшего свои изуверства через Интернет, сыграл британский актёр с внешностью нашего Смоктуновского – Стивен Ри.
Конечно, многое в фильме не так шокирует если вы смотрели «Хостел», «Техасскую резню» (ремэйк) или «Пилу». У этого фильма своя идея – борьба добра со злом. Здесь есть моменты торжества безумия и жестокости, но, всё-таки, не так тотально, как в вышеперечисленных картинах. Нет беспросветного 'мочилова', и не надо. С одной стороны смотреть страшновато, а с другой – концовка того стоит.
Где-то можно заметить несколько штампованные и наивные сцены, но общее впечатление о фильме они не портят. В любом случае «Страх.com» - весьма достойные мистические ужасы с психологическим уклоном.
«Я знаю, кто ты! Знаю, чего ты хочешь на самом деле! Хочешь посмотреть? Хочешь меня помучить?»
Можно сколь угодно много говорить о гуманизме и сострадании, но темная сторона человеческой сущности всегда была, есть и будет. Ее не стереть ни уровнем развития, ни техническим прогрессом. Наоборот, с годами все темное и запретное приобретает все более уродливый и изощренный характер.
Нет нужды отрицать, что всех нас привлекает самое загадочное и пугающее явление мироздание – смерть. Издавна зеваки собирались на месте трагедии или вокруг эшафота, чтобы понаблюдать, удовлетворив нездоровое, но естественное любопытство, пощекотать себе нервы, и с особым смаком обсудить подробности. Но времена изменились. Усложнение законов и пресловутые права человека привели к тому, что публичные казни стали менее доступным и интересным зрелищем, а «гиблые местечки» часто оцепляются вредными медиками и представителями правоохранительных органов. Вот и вылились нелицеприятные потребности в неиссякаемый интерес к мистерии, спиритизму, воинственным компьютерным игрушкам, страшным историям и фильмам ужасов. Такое большое количество «чернухи» настолько притупило наше чувство отторжения кошмарного и жестокого, что реки крови и горы дымящегося мяса уже никого не удивят. Откровенный садизм – показатель того, как далеко в поисках острых ощущений мог забрести больной человеческий разум.
О «нехороших» но интересных садистах, маньяках и извращенцах написано немало книг и снято еще больше кинофильмов. Вспомнить хотя бы такие нашумевшие картины, как «Кошмар на улице Вязов», «Молчание ягнят», «Пила», «Техасская резня бензопилой», «Клетка», «Девушка с татуировкой дракона» и многие другие. Очень неплохие работы. Все в них есть: и пугающие до заикания моменты, и динамический сюжет, и неожиданная развязка, и гнетущая атмосфера. Не хватает только одного – ответа на вопросы «Как с этим бороться?» и «Что же чувствует жертва»?
К сожалению, редко какой фильм ужасов может похвастаться глубиной сюжета и заложенным режиссером нравственным посылом. Пожалуй, только в «Звонке» мы можем проследить, как меняется поведение героя, когда жить ему остается считанное количество дней. Как реагирует обычный человек, попав в экстремальную, ужасающую ситуацию – попытается спастись сам любой ценой, подставив и бросив ближнего своего, или же будет биться до последнего за жизнь ребенка/любимого.
Создателю фильма «Страх. com» удалось совместить обе этих составляющих. С одной стороны, нас ждет детективный сюжет, насыщенный мистическими и пугающими элементами. Четыре загадочных смерти. Жертвы из разных социальных слоев, которых не объединяет ничего… кроме посещения одного зловещего сайта. И взявшиеся за расследование безнадежного дела детектив Майк Рейлли и инспектор здравоохранения Терри Хьюстон еще не знают, во что ввязались... Из недр нью-йоркских трущоб наружу выползают самые потаенные кошмары, а безобидная на вид девочка с белым мячом оборачивается гневным призраком, способным свести с ума любого здравомыслящего человека.
Идея «одушевленности» интернета, страницы которого хранят воспоминания о нераскрытых преступлениях обреченной самоотверженной борьбе, сама по себе интересна и оригинальна. Является особенно актуальной в наш век развитых технологий, когда смертельную видеокассету и простой, хотя и дьявольский мобильный перестают бояться ввиду вымирания таковых. Интернет – место темное, полукриминальное и малоизученное, и порой не знаешь, что тебя поджидает на очередном сайте.
Очень впечатлила личность Дженни – мертвой девушки, обретшей вторую жизнь на просторах интернета. Из жертвы маньяка она сама превращается в безжалостного палача, который знает все о злосчастном посетителе сайта и предлагает поиграть в игру… последнюю в его жизни… Но она больше всего не похожа на типичную кинозлодейку и монстра. Элегантная блондинка на фоне орудий пыток и пугающих фотографий, ее проникновенный грудной голос, сообщающий, что жить тебе осталось 48 часов, – это неестественно, такого просто не должно быть! Не верится, что у какого-то чудовища поднялась рука зверски замучить и убить Дженни! Красотка-призрак выглядит не только пугающе, но и необыкновенно привлекательно, что напоминает изысканных женщин-вамп из старомодных фильмов.
Порадовали умело подобранные декорации жутких подземелий и трущоб, которые совместно с музыкой создают потрясающий эффект и держат в напряжении до последних кадров фильма. Так что, те, кому понравились картины, вроде «Звонка», «Нерожденного» и «Готики», наверняка не пожалеют о потраченном времени.
И второе, - идея гуманизма, как это ни парадоксально звучит. «Страх. com», как никакой другой фильм, заставляет проникнуться сочувствием к девушкам, испытавшим весь тот неописуемый ужас и страдания. Снова и снова под переменчивые вспышки света и душераздирающие звуки нас настигают образы, выжженные в их памяти, – картины боли, ужаса и безнадежности. Это вовсе не лихие бойни в духе Тарантино, и преступник не должен уйти безнаказанным!
Личность маньяка загадкой не является. Едва ли не с начала фильма мы знаем его имя и видим его лицо. Это спокойный методичный садист, который любит беседовать со своими жертвами и доводить их до состояния, когда человек уподобляется животному и готов сделать что угодно, даже умереть под ножам мясника, только бы избежать бесконечной пытки! Если такие персонажи, как Каннибал Лектор, Джокер или Конструктор обладают своей неповторимой харизмой и несут в себе некую идею, то Доктор из «Страха» вызывает только отвращение! Мерзкий самодовольный псих, упивающийся безнаказанностью и возомнивший себя богом! Да и как еще относиться к врачу, предавшему Клятву Гиппократа и направившему искусство не на облегчение боли, а на причинение неописуемых страданий людям! Помимо основного, детективного сюжета, приходится с напряжением следить за судьбой очередной несчастной, жизнь которой садист готов принести ради рейтингов своего безумного онлайн-шоу.
И самое страшное кроется не в спецэффектах и психологически продуманных ходах. На сайте смерти постоянно отображаются рейтинги – все эти люди смотрят жуткие любительские видео и вряд ли задумываются об участи несчастных жертв! Кто они? Студенты, простые люди и начальники, охочие до жестоких сцен. Так ли уж невинно было их «простое любопытство»? Если разобраться, из-за них, с их молчаливого согласия в мире творятся жестокие, бесчеловечные преступления. «Виновен!» – выносит суровый вердикт призрак. – «В чем?» – «Смотрел!»
Вы переходите на сайт Feardot.сom. Продолжить ? Да. Ради чего ?
На протяжении всего своего существования человек содрогается перед страхом, в основе которого всегда лежит страх смерти. Он настолько всесилен и угрожающ, что в поисках спасения от него возникли религия, наука, искусство и сама цивилизация. Согласитесь, было бы, по меньшей мере, странно, если страх не был притягателен при своей естественности и чудовищности.
Интерес неминуемо породил индустрию страха, которая устраивает большинство, но есть и взыскательные особы, что требуют нечто больше чем аттракционы или фильмы ужасов. Только организовать истинную жесть без последствий для себя могут богатые и властные люди, остальным бедняжкам приходится её творить самим или смотреть, как это делают другие, и во многом за счёт интернета трусливые существа выискивают возможности поглазеть на страдания и смерти других, чтобы ощутить себя главнее, сильнее и защищеннее.
Уильям Мэлоун своей лентой «Страх. сом» затрагивает это болезненное пристрастие мирового масштаба. История фильма берёт своё начало с таинственных смертей ничем не связанных жертв. Детектив Майк Райли и Тери Хьюстон из Министерства здравоохранения совместно пытаются найти причину странных смертей, что приводит их на сайт Feardot.сom на котором предлагается увидеть изощренные пытки от маньяка по прозвищу «Доктор», платя за увиденное своей жизнью.
«Страх. сом» не сравнивал со «Звонком» разве только ленивый, что нещадно подпортило репутацию первого. Между фильмами в самом деле легко провести параллели, но нельзя не обратить внимание, что «Звонок» стал известным после выхода американского ремейка, премьера которого состоялась почти на два месяца позже премьеры «Страха. сом». Впрочем, не сильно верится, что картина обошлась без заимствований из культового японского хоррора, но как бы то ни было, это неоспоримо самостоятельная работа.
«FeardotCom» тяготеет к детективно-приключенческому жанру, притом происходящему даётся псевдонаучное объяснение, что до определённого момента ставит мистическую составляющую под сомнение. Создаётся ложная иллюзия разгадки необъяснимых событий вне сверхъестественной трактовки, и, отчасти, она оправдана. «Страх. сом» не относится к тем фильмам, где ответов на ключевые вопросы попросту нет, потому что их целью ставится исключительно создание тревожного ожидания и страха.
Но при этом картина изобилует детальными сценами умерщвления жертв маньяком, у которого имеется извращенная философия для обоснования совершаемых убийств. Именно ему принадлежит фраза, на которой основан основной посыл: «Смерть должна быть отталкивающей», но этого не происходит в действительности, хотя, казалось, не может быть иначе!
«Страх. сом» снят таким образом, что может удовлетворить и тех кто ценит интеллектуальные триллеры, и мистику, и беспощадную расчленёнку, но по стечению обстоятельств фильм не получил должной симпатии среди критиков и зрителей. Возможно, дело в Уильяме Мэлоуне, у которого не получается напугать сильнее, отчего кровь стынет в жилах ни здесь, ни в кровавом «Доме ночных призраков», что сделал имя Мэлоуну как режиссёру. Может, имена исполнителей главных ролей звучат непомерно тихо, хотя Стивен Дорфф и Наташа МакЭлхоун успели зарекомендовать и до и после этой картины, а, возможно, помешало не то время и прожорливые конкуренты, например, «Три икса», что вышел в прокат в один день со «Страхом. сом».
Фильм на злобу дня, интересно сочетает жанры, держит гнетущую атмосферу, имеются выразительные персонажи. Потому только сходства со «Звонком» не настолько кардинально снижает оценку.
Фильм очень сложно не сравнивать со 'Звонком' на протяжении всего просмотра. В чем-то он, конечно, похож, но во многом и отличается. К сожалению, есть как свои плюсы, так и свои минусы. Особенно разочаровало то, что, сравнивая картину со 'Звонком', уже просто знаешь, чем все закончится. Но в целом фильм получился интересным.
История с сайтом меня не очень впечатлила. Просто до этого фильмы на такую тематику уже снимали, и предугадать дальнейший ход событий в этом фильме было не сложно. Тем более, что сайт является одной из главных тем картины.
Но внимание привлекает сама история. Она не то, чтобы Более интересная по сравнению со 'Звонком' - она реальнее. Поначалу было, конечно, непонятно, для чего намешали реальность с паранормальным, но под конец фильма, когда раскрывается суть происходящего, все встает на свои места. Девочка-призрак по-своему привлекает внимание. Конечно, это не тот призрак, от одного вида которого мурашки бегут по коже. Но если в 'Звонке' призрак мстил всем подряд, то в этом фильме призрак хочет отомстить конкретному человеку и всем тем, кто, как говорится, чрезмерно любопытен на садизм.
Почему такие низкие рейтинги? Мне не понятно, ибо фильм мне показался добротным и хорошим. Давно хотела его посмотреть, но, к сожалению, удалось это сделать только сейчас. Ничуть не пожалела. Фильм захватывает. Да, порой кажется немного скучновато, но тут же начинают происходить такие события, которые любого заставят прилипнуть к экрану и не отводить от него глаз.
В фильм привнесено что-то новое и актуальное сейчас, а именно - интернет. Всемирная паутина в 21 веке все больше и больше поглощает умы миллионов людей, поэтому эта тема очень кстати, пусть фильм и был снят аж 8 лет назад.
Людей притягивает страх. Согласитесь, если вы боитесь высоты, то время от времени вам хочется испытать этот страх, почувствовать адреналин, и вы поднимаетесь на крышу дома, либо покупаете билет на канатную дорогу. Также людей притягивает и смерть. Нет, разумеется никто не хочет умирать, но всем интересно хотя бы краем глаза посмотреть на нее или почувствовать ее присутствие. Это ведь тоже адреналин. Вот и в фильме люди заходят на FeardotCom, чтобы почувствовать это. Чтобы испугаться, ужаснуться. Увы, сразу они не догадываются, что этот сайт станет последним, что они увидят в своей жизни...
Сюжетная линия с сайтом раскрыта от и до. Нам рассказано и кто убивает людей, и почему, и зачем. Все четко. Быть может, соглашусь с некоторыми авторами других рецензий, что история с самим Доктором не рассказана до конца. Но это небольшой минусик по сравнению с тем, как нам разжевывают по кусочкам историю со зловещим интернет-ресурсом.
Развязка также весьма логична и последовательна. Невозможно, чтобы подобные фильмы заканчивались 'все жили долго и счастливо'. Обязательно должна быть какая-нибудь неприятность. И этой неприятность в данном фильме стало...нееет, это вы сами узнаете, посмотрев кино.
Актеры также хорошо справились со своими задачами. Немножко невнятно, на мой взгляд, смотрелся Джеффри Комбс, но в целом все в порядке.
Рекомендую этот фильм всем тем, кто любит тайны, мистику и ужас.
Страх.com – типичный колюще-режущий триллер, который, однако, не нашел своего зрителя, оказался отвергнутым со стороны себе подобных собратьев по жанру, и в статусе изгоя остался стоять на периферии, с постыдным ярлыком на груди: «Подделка. Забраковано».
Причин зрительской нелюбви достаточно. Первое: сюжет вторичен и напоминает нечеткую, мутную копию «Звонка», этакий испорченный рентгеновский снимок, разве что маленькая призрачная девочка больше похожа на фрэддикрюгеровских школьниц, прыгающих в классики на улице Вязов.
Второе: постановка далеко не американская , и напоминает больше европейское, почти восточно-европейское кино. В убогой цветовой гамме преобладают темно-синий и черный, в обстановке жилых и рабочих помещений – аскетизм, дискомфорт и кричащая бедность-неряшливость, в воссоздании психологического портрета маньяка – концентрированная в своем реализме, неторопливая жестокость, а в демонстрации характеров главных героев – поверхностность/фрагментальность - судите о героях по их действиям. Тоже мне, непочатый край инходной информации!
Третье: многочисленные обороты через плечо в сторону Интернета, т.е. неоднократная демонстрация пресловутого сайта для садистов, на котором незадачливый медик-маньяк изобретательно пытает своих жертв, а также любительские видеопленки, доставшиеся полицейским от прежних убитых – все это, раз за разом мелькающее перед зрительским взоров, создает настойчивый образ хоум-видио, т.е. материалов, отснятых непрофессионалами где-нибудь в подвале собственной многоэтажки или на территории близстоящего завода. Само собой, это наследство «Звонка», где кадры с видеокассеты также заняли немало эфирного времени, но Страх. com переборщил в этом плане, дав явный крен/перекос с художественности в сторону любительского документализма.
Четвертое: сюжетные линии, коих на самом деле две, в картине переплетаются и взаимодействуют друг с другом поначалу настолько слабо, что невнимательному зрителю, настроившемуся на простоту и прямолинейность жанра, недолго и запутаться: то один за другим умирают на первый взгляд не связанные друг с другом чуваки, насмотревшиеся на маленькую девочку с мячиком, то какой-то невнятный псих пристегивает ремнями блондинку к вертикальной гладильной доске и давай ее умасливать: «Ну попроси меня убить тебя, ну попроси!», то полицейский детектив с врачихой из системы здравоохранения куда-то едут, чтобы через пять минут уже свалить в другое место, не сообщив зрителю о сделанных выводах. Слишком многое отвлекает зрителя, не давая сосредоточиться на схеме, прописанной и без того не слишком четко и наглядно.
В частности, что эпицентра зла в картине два: маньяк-душегуб по кличке Доктор, который уже извел и на живую вскрыл десяток молодых женщин, а сейчас измывается над очередной, по привычке размещая материалы в мировой Сети; и первая жертва Доктора – девушка по имени Дженни, которую он когда-то зверски освежевал, и чья душа, одержимая ненавистью и жаждой мести, не нашла покоя и непостижимым образом обрела жизнь в Интернете.
Оба они, соответственно, мочат свой избранный контингент: Доктор – девчонок, а призрак Дженни, который является то в образе маленькой девочки, то в образе тетки с разрезанным ртом – пассивных садистов-вуайаристов, которых возбуждает созерцание чужой боли. Поскольку сюжетная диффузия, как уже говорилось, довольно слаба, монтаж – резковат, а повествование грешит обрывочностью, общая картинка получается несколько лихорадочной и пульсирующей, как смена «комнат», вкладок и страниц на сайте Страх.com.
Пара любопытных моментов. Во-первых, сценаристы использовали заезженный повествовательный ход, согласно которому дух жертвы не может обрести желанный покой, покуда тело остается ненайденным/непогребенным. Дженни в этом плане пошла чуть дальше, но опять-таки по проторенной дорожке: блондинке хотелось быть не просто преданной земле, но и отмщенной. Неплохой, скажу я вам, расклад. Предсказуемый, но довольно логичный. Даже в Supernatural его обсасывали.
Во-вторых, (опять же штамп): пока главный герой сам не станет потенциальной жертвой, он, так сказать, не чешется/не торопиться найти маньяка. Вот он, субъективный человеческий подход! Детектив в исполнении Стивена Дорфа сам забрел на пресловутый сайт, отсчет его 48 часов начался, и поиски садиста-медика пошли куда живее, чем прежде. Правда, поиски в основном вела влюбленная в него докторша, но к чему вдаваться в подробности?
В третьих: нередки случаи, когда полицейский, расследуя дело (безуспешно расследуя) в итоге настолько срастается с ним, что начинает разговаривать с жертвами, ласково называть их по именам, подолгу смотреть на фотографии с места преступления, фактически дружить с ними, принимая их гибель близко к сердцу (хотя большинство просто ненавидит висяки и одержимо рейтингами раскрываемости). Так и Майк, охотясь за Доктором, воспринимал гибель Дженни как что-то личное. Хотя, неписанное правило криминалистики гласит: детектив не может отождествлять себя с жертвой - только с маньяком, только с преступником.
И в-четвертых: личность маньяка. Очень часто маньяк до конца фильма как бы держится в тени, напоминая о себе лишь найденными то там, то здесь, телами на разным степенях разложения. Либо мелькает время от времени, захватывая добычу (тюкая жертв по голове, вырубая хлороформом, утаскивая в свой темный угол) или сразу убивая. В любом случае, процесс убийства, как правило, не занимает много времени. Гонится, настигает, пронзает. Жертва кричит, а потом затихает. При этом зритель, привычно отождествляя себя с полицейским (с которым проводит вместе много экранного времени), относится к убийце нейтрально. Ну, есть и есть.
Редко где можно увидеть долгий, подробный, гнетуще-кровожадный процесс предъубийственной пытки жертвы. А ведь именно пытка беспомощной жертвы (или ее преследование а-ля игра в прятки) заставляет зрителя сопереживать ей, автоматически подогревая ненависть и ярость в адрес мучителя. Страх. com – единственный фильм, где боль и страдания жертвы показаны настолько явственно и ощутимо, настолько наглядно и с садистским удовольствием, что я испытывала такую ненависть к маньяку, какой прежде не питала. Живую, дышащую ненависть. Если положительные герои не возбуждали во мне особенных эмоций, то Доктор градусом накала гнева перекрыл, похоже, всех предыдущих серийников, которых я видела. Это – несколько сомнительное (спорное), но очевидное для меня преимущество данной картины.
Итог: все вышеизложенные комментарии не содержали в себе ничего личного, лишь сухую, отстраненную, стороннюю оценку. Теперь о частном: мне понравился этот фильм. Понравился, несмотря на подавляющее большинство отрицательных отзывов и ругани в его адрес. Понравился в той же мере, что и «Звонок», а в чем-то даже превзошел его. Специфику Страх. com можно трактовать по-разному: либо в положительном, либо в резко отрицательном ключе. Я трактую в положительном. И актеры, Стивен Дорф и Наташа МакЭлоун, не избалованные громкими проектами, изобразили, на мой взгляд, симпатичных персонажей. Появление их в этом фильме не было ошибкой, и сожалеть о нем не стоит.
Единственная мысль, возникшая у меня после потери двух часов, звучала примерно так: 'А на что, собственно, ушли $40 000 000? Уж не на аренду ли двух сараев, где разворачивается все действие фильма? Или же все-таки на покупку нескольких неработающих компьютеров? Или на оплату 'труда' бездарных сценаристов и актеров-неудачников?'
Фильм безоговорочно попадает в категорию 'Must not see, that happens'