Я узнал об этом фильме лишь благодаря тому, что сценарий к нему писал Земекис. Мне очень нравится творчество этого человека, и я решил ознакомиться с данным фильмом.
Перед нами неплохой боевичок, который, правда, посмотреть можно лишь разок наверное. По большей части, кино не о чем. Двое взрослых отправляются на поиски сокровищ. И вместо острова будет заброшенный завод, вместо пиратов и злодеев чернокожие гангстеры. Кстати, именно они задают в картине тон. От них идет заряд веселья и смеха. Правда, не очень большой. Но, в любом случае, главные герои отходят на второй план.
Разочек эту картину посмотреть можно. Так, чисто для отдыха. По большому счету она ничего особенного из себя не представляет.
Пожалуй, совсем не каждый режиссер может похвастаться умением соединять в одном фильме сразу несколько разный жанров. Вот, например, Люк Бессон может – достаточно вспомнить его культовый “Пятый элемент”. И Уолтер Хилл может, чей фильм “Чужая территория” и является оным.
В самом начале нам показывают две отдельные сюжетные линии. Первая – торговец наркотиками Король Джеймс и его соратники (или, так скажем, подчиненные) готовятся казнить убийцу одного из своих посредников. Короче говоря, тут показана некоторая криминальная драма, кусок из жизни в черном гетто. Вторая – два пожарника, пытаясь спасти одного старика, получают от него карту с сокровищами, давным-давно украденными из католической церкви. Это уже старое-доброе приключенческое кино. И тут так получается, что сокровища находятся в одном старом заброшенном здании в East St. Louis, а место это до того заброшено людьми, что именно там и решают казнить убийцу наши чернокожие бизнесмены… Как вы уже догадались, наши бравые пожарники становятся свидетелями этого убийства и начинает твориться нечто… Нечто гораздо более крутое, чтобы можно было так просто взять и описать!
Жанр фильма можно описать так – остросюжетная смесь из приключенческого фильма, криминальной драмы, боевика, триллера и… вестерна. Первые два я уже прояснил. Боевик здесь замешан на самом действии, триллер – сама ситуация в целом, а вот вестерн – он в сюжетных моментах. Вот честно скажу, где-то после середины фильма сюжет начал попахивать “Золотом Маккены”. Ближе к концу, сам финал истории – спагетти-вестернами того же Серджио Леоне.
Фильм чертовски хорош своими персонажами. Начинающий болеть золотой лихорадкой Дон, переживающий Винс, хитрый и чертовски везучий бомж… Эта троица отпечатается в вашей памяти на долго. На другой стороне – Король Джеймс - не глупый, расчетливый, строгий, любящий свою семью бизнесмен; Сэвон – жадный и завистливый, настоящий trigger-fan; Рэймонд – самый хитрый во всей компании, “и нашим и вашим”. Ну это все вкратце, быть может после просмотра вы составите свое мнение на весь этот счет. Просто знайте, что персонажи там очень интересные, и следить за их приключениями – чертовски интересно.
Хороший персонаж должен быть хорошо сыгран. Тут с этим проблем нет – Айс-Ти в роли Короля Джеймса, Айс Кьюб в роли Сэвона… Однозначно, это их лучшие роли. Пэкстон с Сэдлером тоже не подводят, второй так вообще был создан для того, чтобы сыграть Дона. Ну и другие актеры тоже молодцы.
Сценарий к фильму писали те же люди, что подарили нам замечательную трилогию “Назад в будущее”, а отсюда – изобилующий неожиданными поворотами сюжет и мощные герои. Кстати, Боб Гейл, помимо написания сценариев, знаменит еще и своей “Трассой 60”, которую сам и поставил. Ну а Земекис, старый друг Уолтера Хилла и Ричарда Доннера (эта святая троица подарила нам “Байки из склепа”), подарил нам “Назад в будущее”, “Форрест Гамп” и “Смерть ей к лицу”.
Режиссура на высоте. Как мне кажется, у Хилла понятие “потолок” не существует, каждый его фильм – это новый “потолок”. Куча деталей, вестерн-стилистика – все это про него. Кстати, забыл рассказать – один из важнейших, интереснейших моментов фильма – видеокамера. Видели старое рэп-видео, периода 80х-начала 90х? Вот здесь такая же фишка. Камера снимает различные моменты разборок, перепалок, в самом лучшем виде (хвала оператору). Сделано клево и ее появление приводит меня в полный восторг.
Ну и саундтрек. Различные рэповые композиции звучат на протяжении всего фильма, дополняя общую атмосферу, но это только первая половина саундтрека. Вторая – инструментальный саундтрек, написанный гитаристом Раем Кудером – мрачный, стильный и атмосферный.
В итоге имеем один из наиболее навороченных фильмов Уолтера Хилла, эдакий гангста-боевик (в некотором роде - третий его музыкальный фильм, первые два – “Перекресток” и “Улицы в огне”), крутой и зрелищный (какой там звук… THX не подведет), настоящий шедевр начала 90х.