В Гарвард на философский факультет заезжает поток первокурсников. Девочки, кутежи, веселые приколы… нет, это все не в Гарварде. Диплом выпускника лучшего университета планеты открывает перед счастливчиком практически золотую карьеру в жизни. Но чтобы выгрызть этот диплом, нужно оседлать какую-то немыслимую по нагрузке программу. И ад для студентов начинается уже с самого начала. Особенно на курсе старого прожженного мерзавца-перфекциониста Чарльза Кингсфилда, который слабаков начинает ломать уже с порога. И один из студентов-новичков Джеймс Харт одержим идеей понравится Кингсфиду, но это сделать почти невозможно, особенно, если ты еще и спишь с дочерью старого профессора.
Чертовски увлекательная лента, передающая особую атмосферу гарвардского состязания умов. Особенно интересно, что за постановку взялся сравнительно молодой (37 лет) сценарист Джеймс Бриджес, для которого это была только вторая работа в режиссерском кресле. Бриджес же собственноручно и перелопатил роман некоего Осборна-младшего, создав атмосферно-конкурентный фильм с яркими типажами и характерами. Хотя совсем уже идеальным сюжет назвать точно нельзя. В фильме явно провисает любовная линия двух главных персонажей, которая особо не несет никакой смысловой нагрузки. Ну трахается главный герой-студентик с дочерью своего кумира-преподавателя, которого он и обожает, и ненавидит одновременно. И что? На взаимоотношение-противостояние по линии «студент – преподаватель» в фильме это никак не отображается.
Но все же главное в фильме – это очень детально проработанная и смачно поданная атмосфера учебы и подготовки к экзаменам. Весь фильм дышит этим студенческим волнением и пониманием того, что провалившийся… нет, не идет под эшафот. Ведь быть где-то барменом, который пивному посетителю может мимоходом сказать, что учился де когда-то в Гарварде – это тоже не так уж плохо. Хуже другое. Увидеть где-то по телевизору своего одногруппника в кресле Верховного судьи США, а то и в Овальном кабинете. Вот это будет больно. И Бриджес по какому-то наитию передает все эти переживания чертовски интересной студентоты, которая в любом другом вузе считалась бы космически заумной.
Ну и, конечно же, без четко прописанных и сыгранных характеров тут не обошлось. По сути, весь фильм тянут только двое – сопляк и старик. Сопляк умный и в меру дерзкий. А старик одной фразой может обрушить все ожидания и спесь умного и дерзкого. Студента Харта очень качественно отыграл 22-летний Тимоти Боттомс, который уже светился в заглавной роли у Питера Богдановича в «Последнем киносеансе». Боттомс практически показал, каким должен быть идеальный студент – одержимым, настырным и одновременно, не просирать чувство собственного достоинства, которое в бумажной погоне часто теряется в интеллектуальном хаосе.
Ну а преподавателя Кингсфилда шикарно исполнил 71-летний Джон Хаусмен, который за эту роль безальтернативно заслуженно получил «Оскар». Вообще, в Голливуде Хаусмен человек не случайный – достаточно именитый продюсер с массой удачных проектов и богатым бродвейским бэкграундом, ведущим свой отчет еще с 30-х годов. Но вот эта роль для Хаусмена стала полноценно дебютной и сразу же старик получил статуэтку. Вполне возможно, что и внутренняя киноакадемическая тусовка этому поспособствовала, но Хаусмен и без помощи своих приятелей по цеху был чертовски хорош. Более того, через 5 лет стартанул одноименный сериал, в котором все тот же Хаусмен сыграл главную роль. И сериал продержался аж до 1986 года, а закрыт был когда ведущему актеру было уже хорошо так за 80. Согласитесь, продолжать снимать сериал, в котором заглавную роль играет старик, стоящий одной ногой в царстве Аида, несколько рискованно. К тому же актер таки умер через год после окончания съемок. Но все это как раз говорит, что в продюсере на финише жизни проснулись недурственные актерские задатки, вершиной которых стал как раз этот фильм.
По третьей главной исполнительнице Линдси Вагнер (девушка Харта и дочь Кингсфилда) я уже сказал опосредованно вначале. Симпатичная девушка-актриса (кстати, пришла с модельного бизнеса), но ее персонаж особой нагрузки не нес. С другой стороны, постановку точно не портила.
Один из лучших интеллектуальных фильмов о настоящей студенческой жизни. Ну и очень качественная реклама Гарварда. Хотя какая в принципе нужна реклама Гарварду?
Говорят, студенческие годы – самые лучшие в жизни. И с этим не поспоришь. Действительно, это самое лучшее время для раскрытия себя как личности, время первой настоящей и, возможно, вечной любви, время совершать ошибки и, самое главное, время определиться с выбором, кем именно ты хочешь стать в будущем. Подобная идея легла в основу психологической молодежной драмы «Бумажная погоня».
Синопсис Первокурсник Джеймс Т. Харт поступает на юридический факультет Гарвардского университета и сразу же погружаются в бурную студенческую жизнь, посвящая себя учебе, научным кружкам и интрижкам на личном фронте. Но самое главное для Харта – это завоевать уважение легендарного преподавателя профессора Кингсфилда. Ситуация усугубляется, когда Джеймс узнает, что начал встречаться с дочкой профессора.
В целом игра актёров мне понравилась, но я бы выделил из всего состава только двух – Тимоти Боттомса и Джона Хаусмена. Тимоти Боттомс мне знаком, прежде всего, по главной роли в культовой драме «Последний киносеанс», где он сыграл техасского школьника 50-х. Здесь он предстает перед нами в роли молодого студента, который познает жизнь, наслаждается минутами с любимой девушкой и, конечно, пытается стать настоящим юристом и завоевать уважение строгого профессора Кингсфилда. Последнего сыграл актер Джон Хаусмен, который получил премию Оскар за эту роль. Кому-то, на первый взгляд, может показаться, что он сыграл классического строго преподавателя, но здесь он сыграл настоящего преподавателя, для которого важно вбить в голову студентов, что те как будущие юристы должны уметь, прежде всего, анализировать и понимать те или иные вещи, а не просто знать их.
Режиссёр Джеймс Бриджес снял молодёжную драму, которая подойдёт для всех возрастов. В ней отсутствует плоский юмор на тему пьянки и первого секса. В центре внимания находится исключительно студенческая и, чтобы внести ясность, учебная жизнь главных героев. Режиссёр довольно-таки реалистично отобразил стремление обычного студента произвести впечатление на известного преподавателя. И Джеймс Бриджес показывает нам это, периодически останавливаясь на сюжетных линиях, посвященных любовной интриге Джеймса или его сокурсникам.
Сценарий Как уже было сказано ранее, в центре развития сюжета находится студенческая среда первокурсников Гарвардского университета. Главный герой Джеймс Т. Харт мечтает стать юристом, а для этого выучиться у легендарного строгого преподавателя профессора Кингсфилда. Параллельно с этим герой начинает встречать с замужней, но пытающейся развестись девушкой Сьюзан, которая оказывается еще дочкой профессора. Помимо Харт вступает в учебный кружок молодых студентов-юристов, у каждого из которых свои скелеты в шкафу, с которыми должен совладать Джеймс. По ходу развития сюжета напряжение нарастает, Джеймс пытается разобраться в себе и, наконец, произвести впечатление на профессора Кингсфилда. Конечно, вся история заканчивается хорошо, но в сценарии лежит глубокая мысль, что для Кингсфилда Джеймс, несмотря на его ценный талант, все же такой же студент, как и сотни других до этого.
Итог «Бумажная погоня» - мне понравился. Фильм простой, но не скучный. Сюжет не запутанный, легкий для восприятия, однако смотрится с увлечением. Образы персонажей прописаны детально и отображены на экране в красивом ракурсе. Конечно, обыденному зрителю может показаться штампованной основная идея фильма, но лично мне кажется, что в этом и заключается основная изюминка фильма, которая делает его привлекательным для просмотра.
Все совершают ошибки и всем приходится за них расплачиваться. В последние часы своей жизни мне вспоминались не родные и друзья, а десятки убитых мною людей по приказу босса, который сейчас, неспешно раскуривая сигаретку, сидел за столом и готовился покарать своего надёжного Томми Митчелла за непростительную оплошность. Годами на него работая, я прекрасно понимал, что рано или поздно это знакомство плохо закончится. Что же, я сам выбрал такой путь, сам вырыл себе могилу, и ни о чём не жалею. Стряхнув пепел с сигареты, Роб Грир устремил на меня безразличный взгляд, приводивший в ужас и растерянность многих жертв. Затем он, непонятно усмехнувшись, нарушил мучительную тишину:
- Скорее всего, Томми, ты не смотрел 'Бумажную погоню' Джеймса Бриджеса. Ты ведь не шибко любишь кино, больше предпочитая ходить на дискотеку с очередной красоткой. Между тем, фильм в занимательной форме рассказывает о студенческой жизни, о довлении бумажного мира над реальным, о пребывании на грани рационального хладнокровия и постепенного сумасшествия. История писателя Джона Осборна забрасывает нас в юридическую группу Гарварда, где царствует строгий, саркастичный профессор Кингсфилд с непроницаемым выражением лица. Нашим главным героем становится некто Джеймс Харт - поначалу сбитый с толку, смущённый, выживающий в учебном хаосе парень, что со временем превращается в одного из лучших студентов, изучающих контрактное право. Как и полагается всякому герою, он терзаем внутренними противоречиями, гоняясь за двумя зайцами: добиваясь расположения профессора и девушки. Но вот коварство судьбы: эта симпатичная Сьюзан, которая повстречалась ему на улице и впоследствии пригласившая к себе домой, оказалась дочерью самого Кингсфилда. Проблем у парня прибавилось, что тут ещё скажешь. Скрываясь по ночам от профессора из дома его дочери, Харт днём исследует право в обособленной компании студентов, нежданно рассыпающейся из-за приближения экзаменов. Мы видим, как обучение на юриста в Гарварде влияет на различные характеры: кто-то умудряется в бешеном течении жить и чудом сохранять любовные и дружеские отношения, а кто-то разваливается на части, из-за невыносимых сомнений в собственных силах приходя к попытке самоубийства. Но, как бы Харт не удерживал весы личной и студенческой жизни, рано или поздно ему приходится сделать выбор в пользу чего-то одного, отказываясь от другого или уделяя ему ничтожно малое время. Вообще-то, это довольно старый вопрос - семья или карьера. Картина раскрывает сложность положения молодого человека, ответственного за себя, за свою семью и за обеспечение совместного будущего. Вполне типичное кино 1970-х, ударившихся в анализ социальных проблем общества и отдельно взятого человека. Полагаю, оно будет любопытно как для любителей лент на юридическую тематику, так и для ценителей данной эпохи, подарившей миру столь культовые картины, как 'Крёстный отец' и 'Таксист'.
Прервавшись, Грир, ткнув догорающую сигарету в пепельницу, налил в стакан прохладного лимонада. Сколько же он за эти годы успел прочитать мне лекций о разных фильмах! Стреляя в голову беременной женщине, он после трепался о стилистике картин Орсона Уэллса. Перерезав горло мальчишке, он разглагольствовал о творчестве Дэвида Линча. Этот человек, убивший свою сестру и закопавший её останки в саду матери, говорил со мной о каком-то позабытом ретро, перед тем, как убить меня. А что мне оставалось? Только слушать его ровный, бесстрастный голос.
- В 'Бумажной погоне' идеально сошлись три талантливых кинодеятеля: режиссёр Джеймс Бриджес, более знакомый зрителям по 'Китайскому синдрому' с участием Джека Леммона; исполнитель главной роли Тимоти Боттомс, известный по неловкому герою 'Последнего киносеанса' Богдановича; а также блистательно сыгравший профессора Кингсфилда легендарный голливудский продюсер ('Злые и красивые' с Кирком Дугласом, 'Номер для директоров' с Фредриком Марчем) Джон Хаусмен, заслуженно получивший премию 'Оскар' за актёрскую работу спустя 20 лет после первой номинации за вклад в создание 'Юлия Цезаря' Джозефа Лео Манкевича. Нынешние киноманы особенно обожают о справедливости вручения той или иной премии поспорить, но в случае Хаусмена награда безусловна. Выразительная дикция с безукоризненным британским акцентом (проф. Кингсфилд родом из Англии и учился в Оксфорде, а потом переехал в Америку), тяжёлый, пристально изучающий, порою сардонический взгляд опытного преподавателя, что не обращает внимания на лесть студентов-новичков, а их ругательства встречает с вызывающей зависть выдержкой, и при всём этом полностью таинственная, чуть ли не мистическая фигура, своеобразный призрак, вынуждающий молодых людей загоняться в мире, где человек с рождения и до смерти скован всевозможными важными бумагами: договора, договора, договора и напоследок завещание... Сюжет крутится вокруг личности властного, непостижимого профессора, неустанно доказывающего, что в этом несправедливом мире не могут выживать люди с фотографической памятью или просто амбициозные выскочки. Выживают настоящие взрослые. Самостоятельные, независимые натуры, способные постоять не только за себя, но и за других. Производящий в огромной аудитории 'операции на мозге', Кингсфилд, ни на кого не глядя, величественно задрав голову, изрекает, что мы никогда не найдём верный, абсолютный и окончательный ответ, ибо 'время корректирует ответы'. Фильм хорошо разграничивает образы героев: преподавателя права, будущих юристов и членов семьи этих чужих родных. Под вдохновенный саундтрек Джона Уильямса зритель постигает науку оставаться самим собою, естественным в угрюмых искусственных условиях сосредоточенного быта, где, уткнувшись в книгу измождённым лицом, молодые люди засыпают, едва дотянувшись рукою до очередной чашки кофе. И когда мы видим в финале картины весёлый бумажный самолётик, облегчённо вздыхаем: за пределами университетских залов всё-таки есть нормальная жизнь. Вот так парадоксально шутит писатель Джон Осборн: человек запрягает себя в телегу образования, чтобы потом навсегда забыть эту странную, бумажную погоню, в которой взрослые потеряли детей и дети обрели взрослых. Время корректирует характеры. Или, в случае безнадёжности операции, уничтожает характер, растворяет в вечности сбитых с толку, смущённых, пытающихся выжить людей.
Умолкнув, Грир вновь посмотрел на меня, сняв наручные часы и положив их на стол. Проходили минуты, стремительно бежали секунды, предательски дрожал роковой день, мой последний день. Наконец, чиркнув спичкой и прикурив, мой драгоценный босс, покопавшись во внутреннем кармане костюма и вынув зажатый кулак, молвил:
- Подставь руку, Томми. Вот тебе монетка, позвони своей матери и скажи ей, что ты не состоялся, как убийца. Всего хорошего.
Роб Грир встал и неторопливо вышел из комнаты, оставив свои часы на столе. Я был ошеломлён исходом нашей встречи. Пока он говорил о 'Бумажной погоне', я всё думал, что же ещё он сделает, прежде чем убьёт меня. Но теперь стало мне понятно, что он уже убил меня. Грир был моим профессором Кингсфилдом, который в процессе обучения вытряхнул из тела душу, а потом самодовольно покинул аудиторию под аплодисменты своих незримых несчастных жертв. Кто знает, возможно, большая часть мира состоит из таких живых трупов...