К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Высотка» оказалась не совсем антиутопией в классическом понимании, но чуть сюрреалистичным рассуждением, экспериментом. Местами очень интересным, местами скучным, но однозначно занятным. Сложный фильм, в котором нет ярко выраженной драмы, но есть театр абсурда, а кто в нем актер, кто – режиссер, и есть самая главная тайна.

Интересен антураж картины: высотка расположена в странном месте, где нет ничего, кроме нее, строящихся рядом зданий и огромной бесконечной стоянки разных, но в чем-то похожих машин. Кажется, что это иной мир где-то между раем и адом, а все жильцы высотки – лишь души, застрявшие здесь навсегда и навсегда несущие здесь свое наказание. Нет, другой мир вроде бы существует: жильцы ходят куда-то на работу, а место работы главного героя доктора Лэнга – то ли институт, то ли больница – мы даже видим в кадре, но и там есть высотка в лице его соседа-коллеги. Однако сам город, страна – всего этого нет, будто не существует. Не существует и людей вне высотки: ни врачей, ни пожарных, ни даже полицейских. Впрочем, представитель последних появляется вдруг и неожиданно, как от прокаженного места, он бежит от высотки, лишь формально выполняя свою работу, не видя ничего вокруг, лишь чувствуя.

Высотка выглядит местом, застрявшим вне времени: в картине есть какие-то приметы эпохи, но лишь косвенные, совсем не ясно, где и когда происходит действие картины. С временем авторы тоже играют: не зря в картине вдруг появляется костюмированный бал века этак 18-го, на этом балу появляется Лэнг в своем костюме, универсальном почти для любых годов. То ли он сошел с ума, то ли окружающие, то ли этот бал наяву, то ли это вечеринка – не понятно. Классическая музыка в фильме перемежается с мелодиями группы ABBA, переделанными почти до неузнаваемости, так, что ABBA получает то почти классическое звучание, то джазовое. Эта смесь направлений, использование явно популярной музыки в более элитарных стилях создает своеобразную атмосферу некоторого сумасшествия.

Любопытен сам дом. Нет, высотка живой не кажется, хоть герои и говорят про службу зданию. Высотка кажется стенами, тюрьмой, ограждающей героев от нормального мира. Не очень правильно называть высотку моделью мира в миниатюре: скорее, она похожа на не очень удачный ковчег, вроде Титаника, неминуемо движущегося к своему айсбергу. Нижние этажи занимают обычные люди, чем выше вы живете, тем выше социальное положение. Главный герой Лэнг совсем не зря живет на 25 этаже: как представитель среднего класса он может общаться и с жильцами низших этаже, и с жильцами высших. Любопытно, жильцов середины дома в картине практически нет: взяты две крайности и Лэнг между ними. Он то становится почти буржуа, спускаясь вниз, то человеком второго сорта, поднимаясь наверх. Не менее интересен в этом своеобразном построении дома один момент: заложенный конфликт, связанный с общими благами, располагающимися где-то ближе к середине дома. Блага – они для всех, их не разделили, поделив при этом людей, не перемешав их, не создав единый организм, но столкнули, как холодное и горячее. Лэнг совсем не зря с каким-то отчаянием ближе к финалу фильма смотрит на строящиеся рядом копии высотки, он будто ощущает нехватку воздуха и крах всей цивилизации из-за этих зданий.

Но более всего высотка напоминает психбольницу, в которой не ясно, кто врачи, а кто пациенты. Любопытно, что профессии многих героев так или иначе связаны с медициной. Или с чем-то, влияющим на сознание человека: будь то телеведущий или актриса. Лэнг – психиатр, и это превращает его в загадку: пациент он здесь или врач? Высотка – социальный эксперимент, где конфликт заложен самим ее строением, не зря во всем винят архитектора – главного наблюдателя происходящего. Поначалу лишь тихо живущий в этом здании Лэнг, являющийся для архитектора одним из любимых «пациентов», понимает этот эксперимент и сам начинает за ним наблюдать, лишь отчасти являясь его частью.

Эксперимент интересен тем, как просто спровоцировать конфликт: нужно лишь постепенно ухудшать жизнь, но не одновременно всем. Элементарное отключение электричества провоцирует людей буквально к одичанию. Это место, закрытое от всего мира, обретает свои законы и порядки, описываемые как право сильного и не иначе. Эволюция заняла у людей тысячелетия, а для одичания достаточно пары дней. Надо лишь спровоцировать и не вмешиваться. Ненавидимый архитектор и вправду здесь кукловод, казалось бы, вовсе не страдающий из-за провала своей высотки: возможно, так она и была задумана. Как путь к краху. Хочется сказать, что и Лэнг в какой-то момент берет ниточки в свои руки, но, пожалуй, только в конце, и не слишком заметно, его будущее, наверное, впереди.

Том Хиддлстон, несмотря на скупость эмоций своего героя, играет самого любопытного персонажа из всего набора. Пока все остальные выглядят как животные в зоопарке, Лэнг и архитектор единственные понимают, что происходит. Лэнг наблюдает за происходящим сумасшествием, но вовсе не сходит с ума сам, а, как правильно было сказано, приспосабливается. В его истории есть болезненные эпизоды, очевидно повлиявшие на его «я»: со старой фотографии, кажется, на нас смотрит совсем не тот человек, которого мы видим в кадре. Эксперимент, проводимый архитектором, становится и экспериментом Лэнга. На всех окружающих он смотрит как на пациентов. Пожалуй, этот персонаж более всего становится частью высотки, и не мыслит уже о мире за ее пределами. Он находит реализацию для своего «я», будучи более не скованным моралью общества. Здесь он не любит, не боится, не страдает, он лишь наблюдает, периодически дергая за попавшие в руки ниточки. Действительно, тот, кто способен приспособиться к любым условиям.

Том Хиддлстон магнетическим образом заполняет собой пространство и кадр. Он почти все время в центре внимания камеры. Сюрреалистичное действо смотрится скучно без этого актера, пусть даже его герой очень спокоен. В его игре есть выдержанность, однако игра не всегда понятна: не ясны эмоции его по поводу мусоропровода, быть может, некое сожаление о вечных поисках людьми виновных там, где действует лишь природа?.. Странными кажутся решения Лэнга по некоторым медико-этическим вопросам: они очень типичные и правильные, а ведь герой лишь внешне такой. Кажется, что он балансирует между «как надо» и «как есть», и баланс срывается то в одну, то в другую сторону.

Эта картина очень многослойная. Я не исключаю, что каждый увидит в ней что-то свое. Она сложная и непонятная, с очень непростым главным героем, настоящей загадкой, остающейся таковой до последнего кадра. Фильм наполнен символами, которые каждый зритель прочитает по-своему. Рекомендую тем, кто любит подумать о том, что увидел.

7 из 10

16 апреля 2016 | 23:05
  • тип рецензии:

Для человечества с возникновения экономических отношений до сих пор остается насущная проблема построения идеального общества, где каждому были бы доступны мирские блага и все бы жили в мире и согласии. Кое-кто в истории даже предлагал свои варианты, как, например, Карл Маркс. Однако не все так просто, а эксперимент обошелся весьма дорого. Но представьте себе, если запихнуть нескольких человек из разных слоев общества в один дом, предварительно установив особые правила жизни в этом доме, смогут ли они ужиться? Эта идея была представлена в утопической драме Бена Уитли «Высотка».

Синопсис Лондон, 1970-е гг. Молодой доктор неврологии Роберт Лэнг поселяется на 25-м этаже элитной высотки, чей архитектор, разрабатывая её дизайн и даже жизнь её будущих обитателей, предполагал создать образ идеального общества будущего. Однако жители нижних этажей в угоду тем, кто выше, вынуждены терпеть неудобства. Вскоре нижние этажи поднимают кровавый бунт, который вскоре охватывает все здание. В дом устанавливаются особые дикие правила, к которым никак не может привыкнуть Лэнг.

Касательно игры актёров, могу сказать, что у такой неординарной картины весьма неординарное исполнение главных ролей. Том Хиддлстон, исполнивший роль Лэнга, воплотил самого таинственного персонажа, чьи проблемы и само его нутро так и не раскрываются зрителю, которому может быть любопытно, почему герой большую часть времени ходит таким грустным, сходит ли он с ума и вообще, почему он такой, какой есть. Если бы я кого и выделил, то только Люка Эванса, настоящего героя, который нарушил все правила и в весьма жесткой форме пошел против системы.

С творчеством британского режиссера Бена Уитли я познакомился во время просмотра одного из эпизодов культового телесериала «Доктор Кто». Поэтому я рассчитывал на нечто красивое и необычное. Однако мое впечатление несколько изменилось с начальной сценой, когда мы видим, как небритый Лэнг бродит по завалам в доме, сидит на балконе и гладит собаку, а затем жарит на вертеле отрезанную ногу этой самой собаки. Одна лишь эта сцена символизирует, что вас ждет нечто жестокое, аморальное и даже отвратительное. Конечно, саму идею несправедливости, межклассовых противоречий режиссер донес успешно. Но, как мне показалось, все это можно было бы показать и без лишней крови, грязного секса и прочей грязи. Честное слово, некоторые сцены были настолько тошнотворными, что у меня неоднократно возникала идея встать и покинуть зал, однако надежда на лучший исход все же помогла мне досмотреть сие зрелище до конца.

Понятное дело, роман Дж. Г. Балларда, по мотивам которого была снята картина, я не читал, поэтому мне сложно сравнить текст и сценарий фильма. Однако, если отбросить кровяку и всю ту грязь, которой наполнен фильм, то в действительности «Высотка» заставляет задуматься над серьезными вещами. Ведь как далеко готовы зайти люди, чтобы доказать всему миру, что они здесь хозяева? В фильме бунт начинают нижние этажи, но он постепенно перекочевывает на верхние, которые буквально сошли с ума от ужаса и начали устанавливать свои жестокие аморальные правила. Всё это авторы напрямую связывают с несправедливым капиталистическим обществом, судя по радиосообщению в конце фильма. Однако какого-то оптимального решения, которое сумело бы остановить этот кошмар, они так и не предлагают, оставляя финал открытым.

Итог По-моему, «Высотка» - одна из тех картин, которые, как говорится, на один раз. Посмотрев фильм, я не пожалел об этом, поскольку меня уже давно заинтриговал фильм, да и в итоге сама идея и задумка была подана весьма остроумно. Однако отталкивающим моментом служит именно аморальность той ситуации, которую построили жители дома. И в этом плане фильм уже на любителя.

6 из 10

16 апреля 2016 | 21:34
  • тип рецензии:

Вероятнее всего, моя рецензия наберет много минусов - так как мне встречалось достаточное количество положительных отзывов о фильме - но, тем не менее, это меня не остановит.

Идея фильма 'Высотка' звучала довольно заманчиво, но, в итоге, дальше пустого звука дело не пошло. Нам обещали антиутопию, цепляющую за душу, а получилось дурно 'пахнущее' кино.

Первая половина фильма была еще более-менее терпимой, хотя и протекала в невыносимо-скучной обстановке, все же ради дальнейших действий я уговаривала себя потерпеть. Но, когда наступила вторая часть, полная безумия и разврата, вот тогда я чуть было не сдалась, но опять-таки в ожидании окончания, и какого-нибудь захватывающего финала, я упорно переносила весь тот кошмар, который обрушивался с экрана. В итоге, остался лишь горький привкус неприязни и отвращения.

В фильме безусловно есть атмосфера, но эта атмосфера вызывала раздражение, заметьте - не щекотала нервы, не пробуждала внутреннюю тревожность наряду с восторгом от игры со зрителем, а именно что раздражала и рождала чувство брезгливости. Замысел 'Высотки' вполне очевиден. Отчетливо читается намерение продемонстрировать животную сущность человека, а именно, во что, в конечном итоге, выливается отсутствие дисциплины, порочность души, зависть и злоба. Во что безумное стадное чувство превращает человека и как оно ведет к вакханалии. Хотелось бы отметить, что после подобных сюжетов начинаешь испытывать ненависть к человечеству. Но, зачем нужно было это разъяснение в финале, или режиссер сам осознавал, что снимает полный бред и без разжевывания всего произошедшего здесь никак не обойтись?!

Актеры:


Том Хиддлстон - я понимаю, Том невероятно красивый, статный и талантливый мужчина, но даже он был не в силах спасти ситуацию. Тома, с различными эмоциональными проявлениями, в 'Высотке' так много, что фильм можно было запросто окрестить '10 эмоций Тома Хиддлстона'. Однако, не всегда он был представлен в выгодном свете. Так или иначе, своей харизматичностью он хоть немного, но вытягивал фильм от полного провала. Люк Эванс, тоже не подвел и проявлял агрессию в нужный момент и на нужном уровне. И как такие актеры согласились принять участие в подобном проекте?! Понятно, у Люка вечно проблемы с выбором ролей, но Том? Ты как мог решиться на участие в этом бардаке?

Подводя итоги, могу сказать, что фильм не вызвал ничего кроме смешанного чувства неприязни и тошноты. Второй раз на просмотр, однозначно не решусь.

3 из 10

Только лишь за актерский состав.

14 апреля 2016 | 13:40
  • тип рецензии:

Так ждала этот фильм, всё-таки одну из главных ролей играет Том Хидлстон, но в кинотеатр на просмотр попасть не удалось, чему в итоге я весьма обрадовалась.

Высотка - это не просто здание, это целая система. Вы можете жить здесь, даже не выходя наружу, жилые этажи есть, есть спортзал, есть бассейн, есть супермаркет, можно даже работать опять в этом же здании. Целое общество расположилось в небоскрёбе, удивительный проект, который включает в себя людей всех слоёв и соответственно социальное неравенство даёт о себе знать. Богатые не знают забот и даже границ в некоторых своих желаниях, бедные вечно борются за своё существование. Так и проходит вся жизнь, как всегда и везде. Но, когда наступает полный крах, люди всегда равны между собой. У кого же выдержат нервы? Кто не сойдёт с ума, когда жизнедеятельность в высотке полетит ко всем чертям?

Трейлер фильма был очень ярким и красочным, прям мини-ролик о жизни с точки зрения искусства. Вот и от ленты я ожидала чего-то невероятного и захватывающего, но... Я думала, что Хидлстон всегда снимается в хорошим фильмах, но я ошиблась, да игра актёра несомненно неподражаема и как всегда на высоте, но он не вытянул эту ленту на более-менее приемлемый уровень. Актёры хорошие есть, но они никак не помогают картине, они просто с каждой минутой просмотра медленно опускаются на дно вместе с ней. Сиенна Миллер сыграла вполне типичную роль для неё, ничего нового я не увидела, но зато подобные амплуа ей всегда удаются. Люк Эванс своим героем меня вообще напугал, его агрессивный характер и сумасбродство он передал конечно как надо. Но опять же при всей хорошей игре, сами персонажи остались мною не до конца понятыми, насчёт некоторых вообще неясно, какую же они роль играли в высотке. Такое ощущение, что все герои просто сошли с ума и творят какой-то самый настоящий бред, в котором даже не стоит искать смысла.

Сама идея вполне неплохая, эдакая система общества в духе Оруэлла и Хаксли, даже больше напоминает 'О дивный новый мир' последнего, только вся жизнь сосредоточена в замкнутом пространстве. Но, если произведения и задумка интересные, то воплощение даже не могу сказать, что сносное, это просто катастрофа. Я понимаю, что изображается типичная жизнь, со всеми неравенствами и с вечной борьбой за место под солнцем, в какой-то момент наступает крах и всё переходит в жуткую кровавую вакханалию из сплошного секса и убийств. Но какой в этом всё же смысл? Показать лишь только, как мир может слететь с катушек? За весь просмотр по-моему уже передрались и перетрахались все, кому было не лень, но опять же, никакой великой идеи я здесь не вижу. Ещё меня не оставляет вопрос: почему всё сделано в стиле 70-х? Хотя может это некая фишка режиссёра или его предпочтения. Манера съёмки, а точнее картинка меня не впечатлила, такое некое ретро с замашками на арт хаус. Попытки намешать всего, да побольше, лишь делают всё ещё более бредовым.

'Высотка' вышла очень нудная и абсурдная, смысла особого нет, воплощение идеи ужасное. По-моему я просто в пустую потратила 2 часа своей жизни. Этот момент, когда сколько бы ты не набрал хороших актёров, фильм лучше не становится.

3 из 10

03 мая 2016 | 08:53
  • тип рецензии:

Ещё один фильм о доме, как о маленькой, отдельно взятой цивилизации.

Выдуманный мир под названием Высотка красив, на первый взгляд почти идеален. А вот идея выстроить классовую лестницу внутри этого мира оказывается провальной. Зато зрителю есть за что зацепиться.

Исполнение самой идеи выглядит довольно безукоризненно. На экран хочется смотреть хотя бы для того, чтобы изучить забавные и немного кичевые интерьеры, уловить каждую эмоцию того или иного персонажа, ибо многословностью они не отличаются. В конце концов, музыкальное сопровождение - его хочется разобрать на треки и слушать отдельно от фильма.

Кому-то, возможно, неприемлемым покажется 'обеление', как в прямом, так и в переносном смысле, женского начала и женщины вообще. Какими бы порочными и распущенными не были эти создания, здесь их оправдывают тем, что они не только не приносят вреда себе подобным, а, мало того, даруют им жизнь. Хотя, если проникнуться атмосферой фильма, задаёшься вопросом: зачем вообще она нужна, эта самая жизнь? Если только с надеждой на светлое будущее, что само по себе, исходя из общего настроя киноленты, абсурдно.

Высотка - история, в которой позиция 'сам себе на уме' или 'тише едешь - дальше будешь' оказывается самой выгодной из всех, занимаемых человеком. И Тому Хиддлстону, как никому другому, с блеском удалось нам это доказать.

Зритель погружается в антиутопичный мир под названием Высотка и проживает в нём почти два часа. Увиденное определённо производит должное и весьма неоднозначное впечатление. Да, мы цивилизованное общество, но от такой высотки стоим в нескольких шагах!

20 июля 2017 | 01:27
  • тип рецензии:

Заинтересовал фильм актером, а именно Томом Хиддлстоном. Не скажу о его супер потрясающей игре, но харизмой от этого человека веет за версту. Поэтому с нетерпением ждала этот фильм последние несколько месяцев и удивлена, что он оказался столь узкопрокатным и с низкими рейтингами.. (Честно признаюсь, что R: 18+ увидела только на билете)

Картина показывает нам карикатуру на современный мир, а не будущее, как могло показаться по трейлеру и описанию. Обществу (современному! возможно наши потомки через тысячелетия изменят это) никогда не отделаться от классовых различий и притеснений; а люди продолжают руководствоваться животными инстинктами.

После просмотра, возвращаясь в свою 'высотку', где также неподалеку располагаются всевозможные магазины, спортзалы, кафе и пр., начинаешь задумываться:

Мы настолько окружили себя удобствами, что оставшись без электричества и воды, утонем в собственной беспомощности и ярости...

В конце главный герой утверждает, что начинается новая жизнь, но на самом деле Высотка сожрала его с потрохами.

Операторская работа безупречна, саундтрек на высоте, атмосфера 70-х годов передана со вкусом (спасибо режиссеру), а также хороша актерская игра (особенно впечатлил Люк Эванс), множество откровенных сцен (но это и показывает настоящую суть аморального человека), правда порция пафоса зашкаливает.

8 из 10

18 апреля 2016 | 17:34
  • тип рецензии:

Врач Роберт Лэинг переезжает в экспериментальную многоэтажку, разработанную архитектором Роялом и подразумевающую полный комфорт для её жителей с наличием всего необходимого, от магазина до бассейна. Как совсем скоро Роберт понимает, проект Рояла оказался сыроват, и не всё в доме работает как часы. Например, забивается мусоропровод, бывают перебои с водой и постоянно отрубается электричество. Остальные тут живут подольше Лэинга и уже давно друг на друга (да и на архитектора) обозлились и готовы устроить «бой подушками».

Несмотря на то, что после просмотра натурально испытываешь взрыв мозга, я не удивлён, что «Высотку» Бена Уитли большинство записало в факап. Сам по себе Уитли толковый режиссёр. Кино полно слюновыделительных технических решений касательно монтажа и операторской работы, да и саундтреком подобрана топовая коллекция музла (неожиданный кавер Бет Гиббонс на АББУ). Но через наполнение картины продраться значительнее сложнее, чем через ту же «мать!» Аронофски, хотя они и очень похожи. Книгу Джеймса Балларда я в глаза не видел, и скорее всего автор ей не слишком забился следовать, учитывая, что и так кино было в разработке 40 лет. Вышла она, что интересно, в то время, когда на экраны выпустили другой шокер про высотку, канадский эрото-зомби-хоррор «Судороги».

У Уитли никаких подбросов извне не наличествует. Он рисует с виду утопическую картину ретро-футуризма (типа альтернативные 70-е, как у Косматоса-младшего 80-е) в одной гигантской декорации, готовую вот-вот провалиться в яму антиутопии, что она чуть ли не с места в карьер и совершает где-то через полчаса. И с этого момента, чем дальше, тем абстрактнее всё происходящее становится. По ходу беспрерывных мятежей на этажах видится у автора и обличение общества потребления, и засоряющий окружающую среду технический прогресс, и иерархическая классовая борьба, даже виднеются аллюзии на ветхозаветное прошлое. «Повелитель мух» напополам с «Кояанискатси» и толикой «Американского психопата». А люди в этих декорациях эдакие статисты, мотающиеся из одной чудно?й сцены в другую. То есть, прослеживается, конечно, месседж, что утрата привычного комфорта срывает с добропорядочных граждан маски, опуская их в пещерный палеолит, откуда уже возможно построится новое, более светлое будущее. И вообще, за прогрессом всегда следует регресс, далее повторить. Но символизм Уитли заманчиво бьёт из каждой сцены, а слепить его во что-то цельное получается с грехом пополам. Не зря, наверное, к финалу пускают и речь Маргарет Тэтчер. Уитли там замешивает и что-то личное британское, касающееся социально-исторических проблем и оскала капитализма. Эксперты, да оценят. Мне так скорее понравилось, нежели иначе.

6 из 10

11 августа 2019 | 13:26
  • тип рецензии:

Если я берусь создавать (анти)утопию, то я, без сомнений, мню себя молодцом. Я хочу рассказать о многом в контексте чуть ли не великого. С трепетом в груди желаю затронуть всех и каждого; всем сестрам раздать по серьгам в своей чуть зловещей предупредительской манере. Однако утопия моя будет настолько же красива, насколько красив в своих мыслях я – утопист. И умна она будет ровно настолько же.

Создатели «Высотки» - люди ни в коем случае не глупые. Одна идея кондоминиума как среза нашего с вами общества должна впечатлять и заставлять благоговеть перед задумкой. Тем не менее, после просмотра фильма впечатления остаются…пожалуй, громковато. Впечатлений не остается вовсе, исключая пару-тройку сцен, которые в иных хвалебных одах и так обсосали аки гусиные косточки. Нам же остаются перья да жировые комки. Попробуй тут приготовь что-нибудь съедобное.

Знавали мы, однако, мастеров, которые и кашу из топора приготовили бы наваристей. Все дело во вторичности того, что творится на экране. Бородатый анекдот про транзистор, в котором низы не хотят, а верхи не могут – и тот звучит более революционным высказыванием по сравнению с «Высоткой». Вроде бы все по правилам: есть у нас герой-бунтарь, герой-умник, дед-властитель и с двух сторон баррикад кучки мусора под названием род людской. И легкие на передок женщины тоже в наличии (утопия, в одном из греческих переводов звучит как «благое место», так ведь, тов. режиссер?). Но правила, следуя протоптанным в XXI веке тропкам, для того и существуют, чтобы их нарушать. Низы разрушили мир высотки – эка невидаль. Верхи заперлись в воздушных замках и загнили так, что вонью понесло – неожиданно, ага. Досмотрев, хочется просто спросить у потухшего экрана – ну и что с того? А спросить нельзя, потому что на твоих глазах только что погибла очередная цивилизация N, а ты, зритель, не чувствуешь. Не дорос еще до антиутопий.

Актерского мастерства для канатных игр со слабым сценарием тоже, увы, не хватает. Образ беспрекословно прекрасного мужчины Хиддлстону удается, вопросов нет. Но, к примеру, Кристиану Бэйлу в «Эквилибриуме» он удавался сочнее. Мыться в душе и иметь даму на балконе можно хоть полных два часа экранного времени, но если к раскрытию персонажа подобное не ведет, то это уже к кино отношения не имеет – это клипмейкерство.

И возвращаясь к «пару-тройке» удачных сцен, все же стоит похвалить хотя бы АББовые вставочки, которые и оригинальны, и хорошо показаны. К картинке придираться не хочется. Беда, что за картинкой только пустота. Причем не та, приятно колющая душу, наигранный создателями вакуум - мы имеем дело с безбактериальным пространством. С той самой операционной стерильностью, которая капельку отдает хлоркой и безмечтательностью. Для антиутопии, которая создается с целью мечту возвысить, пробить ею бетонные глыбы всевозможных тоталитаризмов и угнетений – не самая ли большая ошибка? В результате исканий авторов мы получили не хрупкую фиалку этой мечты, а мизантропичный кактус «сначала ты систему, а потом система – тебя». Что тоже имеет место быть. Только не в таком отстраненном «ай-сойдет» ключе, будьте добры.

19 апреля 2016 | 16:32
  • тип рецензии:

Заприте в одной комнате больше двух человек — и они найдут повод поубивать друг друга. (с) Мгла

Всё-таки очень хорошо кинговские мотивы прослеживаются в экранизации Уитли. Фильм «Высотка» был снят спустя почти сорок лет после выхода одноименного романа, но актуальность его за это время успела только сильно возрасти.

Стоит упомянуть, что Джеймс Баллард (автор первоисточника) по праву является по-настоящему культовым беллетристом современности. С должным ему брутализмом и реализмом, он облачает самые низменные и поганые качества человека. И если Баллард смело и уверенно выносит человечеству приговор, то Уитли в своей адаптации смакует каждый шаг человека на пути к саморазрушению. Бытует мнение, что эту книгу адекватным образом экранизировать в принципе невозможно (да, вы только почитайте её), поэтому лента режиссёра по определению — полнейший сюр.

Поговорим про кино. Напомню фабулу: перед нами элитная высотка — идеальная модель технологического будущего со всеми вытекающими. В ней есть всё для комфортной и роскошной жизни, но зависть, соперничество, жажда острых ощущений постепенно разжигают открытую вражду между жителями высотки, заставляя забыть о законах морали и общественных нормах. Монолитное строение отождествляет базовый принцип перераспределения ролей в капиталистическом обществе: на нижних этажах обитают представители низших классов, а на верхних — элита. На самой верхушке социальной иерархии живёт так называемый архитектор — Энтони Роял, который является автором модели общества будущего.

События ленты мы видим глазами главного героя ленты — физиолога доктора Роберта Лэнга (Том Хиддлстон), который заселился в апартаменты на 25-м этаже вскоре после смерти своей сестры. Надеждам героя на новую спокойную жизнь сбыться не суждено и Лэнг очень быстро оказывается затянут в гущу событий. Ему удаётся с завидной хладнокровностью подстраиваться и адаптироваться под происходящее вокруг, что и есть худшее из проявлений человека — безразличие к окружающему. Лэнг наблюдает со стороны за локальным коллапсом общества, лишь отчасти принимая в этом ужасе участие.

«Сидя на балконе и дожёвывая кусок собаки, доктор Роберт Лэнг размышлял о необычных событиях, происходивших в громадном многоквартирном доме в последние три месяца», — именно с таких слов Баллард начинает роман «Высотка».

Без тени смущения и сомнения, с невиданным дотоле натурализмом, нам демонстрируют идеологический распад многослойного общественного сознания. Классовая пропасть приводит к настоящей, бессмысленной и кровавой революции, а фантасмагорическая притча социальной жизни превращается в безумие, демонстрирующее развращение сознания людей, помещённых в единое замкнутое пространство. Работа режиссёра свелась к демонстрации того самого неверно выбранного пути: на всех уровнях повествования мы видим, как человек с особым рвением катится в свой персональный ад.

Атмосферу распада чувствуешь хорошо: монтаж, операторская работа и находки звукорежиссёра переплетаются в едином порыве, погружая нас внутрь, поглубже. Очень вкусные планы, переходы, детали, сочетание музыкального и звуковой ряда с картинкой, а местами даже очень смелые решения в монтаже — это в духе Уитли. Дизайн интерьеров и экстерьеров гармонично сочетается с духом технологической антиутопии и подчёркивают состояние жителей внутри. Общая картина мира на протяжении всего хронометража медленно, но уверенно погружается во мрак, что сильно подчёркивается даже саундтреком: в начале фильма мы слышим кавер на песню ABBA «S.O.S.» в классической и мажорной обработке, а ближе к концу — в синтетической, депрессивной электронной версии.

Критический минус картины — это тот самый сюр. Символизм, который наполняет всю ленту от и до, придётся по вкусу не каждому. Экранизация Уитли является одной большой аллегорией, которую все будут интерпретировать по-своему, потому что чёткого взгляда режиссёра, увы, в фильме нету. Уитли показал нам общество, угодившее в естественный цикл саморазрушения, но выводы мы должны сделать самостоятельно, а хорошо это или плохо — судите сами.

7 из 10

11 января 2017 | 22:09
  • тип рецензии:

Фильм «Высотка» - это модель общества в закрытом пространстве. Своеобразный аналог экспериментов на крысах, где тех запускали в огромный лабиринт и создавали для них утопию, медленно скатывающуюся в ад с каждым новым днем. Данная рецензия не несет в себе тяжелых спойлеров, но может прираскрыть некоторые сюжетные повороты. Это я так, предупреждаю.

Признаюсь, что книгу я не читал, да и не слышал о ней ровно до выхода фильма, так что фильм оценивал как самостоятельное творение, а не как экранизацию. Может, это действительно косяки самой ленты, а может так было и в оригинале, но вся история здесь усыпана туманностями и сомнительными фрагментами, после которых появляются большие вопросы к логике фильма.

Для начала – идея. Фильм несет в себе идею деградации общества из-за разных социальных слоев и замкнутого, в виде высотки, пространства. Всё бы хорошо, но общество, деградацию которого так настойчиво пытаются нам показать, деградировано уже в самом начале. В конце фильма все пьют, спят друг с другом и употребляют наркотики, но и в начале фильма все делают то же самое. Здесь нет никакой деградации, никакого падения морали; моральные принципы жителей высотки изначально были на нуле, поэтому всё, что случилось – это очевидная череда событий и никак не то падение нравов, которое фильм пытается протянуть. В контексте экспериментах на крысах это равносильно тому, чтобы изначально взять бешеных крыс: разумеется, они не сохранят построенную утопию, вопрос лишь в том, как быстро они её разрушат.

Во-вторых – слишком резкий переход от хорошего к плохому. Что в экспериментах на крысах, что в психологии, антиутопия приходит постепенно. Интересы разных социальных слоев сталкиваются, и напряжение постепенно нагнетается. В «Высотке» же изначально все идет более-менее хорошо (не считая уже упомянутой нулевой морали), а затем за какие-то пять минут всё меняется с «более-менее хорошо» на «капитально плохо». Интересы социальных слоев сталкиваются слишком уж радикально, и вместо нарастающего напряжения (как это должно быть в психологических драмах) зритель получает вялую междоусобицу, а затем ба-бах – и уже лопнувший пузырь терпения.

В-третьих – какое-то нелогичное действие героев в некоторых сценах. Не исключено, что я просто пропустил нужный фрагмент или объяснение, так что можете поправить меня в комментариях, но герои порой ведут себя максимально нелогично, игнорируя не только мораль и этику, но и инстинкты самосохранения.

«Ой, меня избил и изнасиловал мужик, которого я не люблю! Сделаю ему завтрак на следующее утро».

«О Господи, этот человек вооружен пистолетом и хочет меня убить! Пойду-ка ему навстречу, угрожая и размахивая палкой».

«Я богатый холостой главный герой, только переехал в высотку, даже вещи не распаковал, и здесь происходит угрожающая моей жизни беззаконница? Не буду уезжать, нет, останусь и посмотрю, что дальше будет».


Может, это действительно косяки фильма, и в книге всё это красиво и подробно расписано, но самому фильму это ценности не прибавляет. Глупая и жутко нереалистичная, «Высотка» не представляет из себя ничего, кроме интересной идеи, которую, увы, так и не смогли достойно реализовать.

5 из 10

11 апреля 2016 | 23:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: