Просматривая фильмы Чарли Чаплина, созданные им в период работы в студии «Эссеней», я прихожу к выводу, что далеко не все картины принципиально отличались от того, что было сделано им на студии «Кистоун». Да, безусловно, выбив себе и гонорар побольше, и условия получше, Чаплин имел все шансы оставить в прошлом опыт съёмок в «комедиях пощёчин», развивая образ Бродяги через призму трагикомедии. Однако то ли сроки поджимали и он не успевал по контракту выпускать определённое количество картин иного качества и юмора, то ли хотелось периодически вернуться «по старинке» к тому, с чего начиналась актёрская кинокарьера. Но только вышло так, что среди некоторых работ Чаплина были и те, что недалеко ушли от сеннетовских. И короткометражка «В парке» как раз стала одной из таких.
По большому счёту, перед нами самый настоящий ремейк Чаплина на собственные фильмы 1914 года. Конечно же речь пойдёт о двух похожих друг на друга лентах - «Двадцать минут любви» и «Отпуск», где действие происходит в парке. Чаплин вообще уважал такую геолокацию, как парк, считая что сможет сделать смешную комедию, если там будет красивая девушка и полицейский. И, на первый взгляд, «В парке» кажется идентичной комедией в сравнении с «Двадцать минут любви» и «Отпуск», где герой Чаплина - задиристый человек, который пристаёт к дамам, досаждая их кавалерам. Но, поскольку это фильм студии «Эссеней» и у Чарли к этому времени сложилась своя актёрская труппа, то смотрится фильм всё равно иначе. Ещё в 1914 году, снимая свой самый первый дебютный фильм «Двадцать минут любви», Чаплин работал со штатными актёрами студии «Кистоун», не имея возможности подобрать себе нужных по типажу. Теперь же, и актёры подобраны как нужно: прекрасная девушка - Эдна Пёрвиенс, её кавалер - увалень Бад Джеймисон, другой пострадавший от действий Бродяги - франт Лео Уайт, и юмор стал не таким грубым. В частности, мне было жаль, например, персонажа Лео Уайта, которого ввели в заблуждение по ходу короткометражки, толкнув на один нехороший поступок. И вор-карманник, притворявшийся слепым (Ллойд Бэйкон), получился забавным антагонистом, благодаря которому кошелёк дамы будет ходить из рук в руки как в хорошей комедии положений.
«В парке» представляет собой набор гэгов, снятых в одной локации, что обусловлено сжатыми сроками съёмок. В результате чего премьера короткометражки состоялась уже через неделю после «Чемпиона». Такая формула успеха была хоть и свойственна работам Чаплина в период сотрудничества с Маком Сеннетом, но всё же сработала и здесь, во время подготовки к следующей картине (требующей больше времени на разработку сценария, гэгов, декораций). Да, такой нахальный и задиристый Бродяга будет появляться с 1915 года всё реже и реже. Но, по крайней мере, такой нетипичный Чаплин (особенно если сравнивать с более поздним его творчеством) скорее умиляет, чем смешит.
Случайно в одном тихом парке встречаются несколько мелких воришек. Каждый, преследуя свои цели, хочет получить побольше добычи, но на одного ловкого вора находится еще парочка половчее…
Чарли Чаплин снял легкую комедию, что вызывает массу хороших эмоций. За короткое время он успевает показать простую, незамысловатую ситуацию, что практически не имеет определенного сюжета и делает фильм похожим на импровизацию. Этот фильм больше напоминает работы предыдущего периода творчества Чаплина, снятые на студии «Keystone». Главный герой истории предпочитает делать все, что ему заблагорассудится – ворует, насмехается, убегает, удачно отправляет в нокаут практически всех персонажей кинокартины.
Соперники главного героя попались достойные, но им везет меньше. Актеры своей игрой создают непринужденную обстановку, разыгрывая комедийно-абсурдные сцены. Актрисы приносят в сюжет немного мелодраматизма и романтики, иногда отвлекая героев от увлекательного занятия – незаметно забирать друг у друга разные вещицы.
Посмотрев фильм сразу становится ясно – что бы снять хорошую комедию, нужно сделать все по-простому. Ведь кто-то когда-то говорил – все гениальное – просто. Возможно, Чарли немного обманул зрителя столько несложным сюжетом (после последних фильмов наверняка все ждали чего-то большего). Хотя скорее удивил, потому что он всегда умел удивлять.
Иногда такое плохое занятие, как воровство может очень даже позабавить. Смотря с какой стороны на это посмотреть.
Великий Чарли Чаплин однажды сказал: 'Чтобы сделать хорошую комедию, мне нужны парк, полицейский и красивая девушка'.
Название 'В парке' говорит само за себя. Бродяга, все еще далекий от образа трогательного заступника слепых цветочниц и юных циркачек, шляется по городскому парку в поиске еды и нарывается на разные неприятности в лице, например, толстого ухажера красивой девушки, за которой Бродяга решил приударить, отвергнутого любовника дамочки, у которой Бродяга, сам того не подозревая, украл сумочку, бродячего сосисочника и, конечно, полицейского.
В фильме, созданном по всем канонам немого слэпстика, есть все три составляющие успеха ранних чаплинских фильмов: парк, полицейский и красивая девушка. Также в фильме появляются некоторые постоянные персонажи чаплинских лент эссенеевского периода - рассеянный толстяк (Бад Джеймисон) и разукрашенный усатый граф в цилиндре (Лео Уайт) - постоянные антогонисты Бродяги. Девушку сыграла ставшая постоянной партнершей Чарли красавица Эдна Первиэнс, с которой Чаплин к тому же завел роман. Таким образом, часть утвердившейся в 1915 году актерской команды Чаплина, кочевавшей у него из фильма в фильм, была занята и здесь.
Несмотря на то, что фильм очень смешной и задиристый, его, как и 'Бегство в автомобиле', считают лишь проходными 'контрактными' работами, сделанными между творческими прорывами Чаплина, шедеврами 'Чемпион' и 'Бродяга', в которых Чаплин открыл новый жанр - 'спортивная комедия' и пересмотрел собственный образ соответственно.
'В парке', снятый, как и все фильмы того периода, без сценария, в импровизационной манере, легкий до невесомости. Отрабатывая уплаченный ему баснословный гонорар, Чарли играется с тросточкой, сосисками, получает затрещины от полицейских, швыряет кирпичи в своих врагов и клеится к красотке Эдне. Никакого конкретного сюжета и смысла фильм в себе не несет.
Однако мастерское умение смешить невозможно окрестить 'проходным'. Да, фильм не этапный и не эпохальный, но за один уморительный трюк с сосисками - когда Чарли спасает от грабителя продавца сосисок и, пока продавец благодарит спасителя, ворует у него сосиски, - фильм уже можно назвать шедевром!
Несмотря на то, что герой Чаплина здесь вовсе не ангел, скорее задиристый бездельник, в его герое подкупает внутренняя активность, жизненная энергия, оптимизм. Ну, получил по сопатке! ну и что!? Ни за что терпеть не буду! Даже от полицейского! И даже от карманника. Он у меня спер сосиску, а я у него - сумочку. Отбил у меня девушку - лети в воду! Никакой акварельной теплоты - кипучая, жизнеутверждающая энергия - даже в таких простеньких картинах бьет ключом!
Фильм Чаплина наполнен эксцентричной бравадой, как и почти все его фильмы на 'Эссенее', сочным юмором, отличными гэгами, трюковыми сценками, которые стали позже основой для сотен комедий. И всегда увенчан хоть временной, но все-таки победой маленького человечка в котелке и безразмерных башмаках.