К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Внезапно вспомнил про этот фильм. Вспомнил атмосферу, тона, телевизионную рябь и музыку Майкла Дэнны (а это теперь уже оскароносец за саундтрек к Жизни Пи).

Вспомнил, и решил поискать похожие фильмы. И, честно, ни одного не нашел.

Рассказывать о фильме в подробностях - не имеет смысла. Общая идея изложена в описании, но не передать в словах полутонов, мимики, музыки... и того, как это все смешивается в одну большую историю о борьбе всего со всем.

Кто-то борется за любовь и против себя, кто-то - за актерскую карьеру и против совести, кто-то за свою историю и с чувством вины. И по большей части, все проигрывают. Но концовку не назовешь грустной, она оставляет за собой призрачный свет из серии 'все наладится, это не последний их шанс'.

Последние пару сцен я готов пересматривать снова, и снова, и снова. И снова. Сюрреалистичность происходящего в этих сценах поднимается над порогом понимания. Но красоту не обязательно понимать. Просто чувствовать.

Я прочувствовал этот фильм, и всем советую так же пропустить свою душу сквозь Роли со словами. Или без них. Через тишину.

Я ставлю

10 из 10

Просто потому что люблю.

23 марта 2013 | 16:14
  • тип рецензии:

Вирт-мастурбация с инцестуальными нотками, поощрение проституции на рабочем месте, устранение одиночества посредством взаимодействия с экранным изображением – вот возможно немного кликбейтные заголовки (которые могли бы использовать продюсеры для рекламы) для фильма, в котором нет экшн сцен, в котором нет классических драматических крючков или аттракционной динамики. «Роль с текстом» с одной стороны непростое философское высказывание, а с другой - фильм, в котором (ничего себе!) есть сюжет. Нет, он здесь совершенно посредственный и нединамичный, но за ним можно и последить.

Как это часто бывает, по первой сцене (которые часто забываются) можно сделать достаточно выводов. Кладбище, могилы с изображениями умерших, немного гнетущая спиралевидная (если есть такой термин конечно) музыка, двигающая слева-направо камера. Склейка. Героиня в комнате смотрит на стоящий на полу телевизор, склейка, другая героиня на упомянутом кладбище (но уже в какой-то крематорной части) смотрит на видеоизображения своего брата. Нередкий мотив Эгояна – вместо последовательного линейного монтажа, мы видим две параллельные истории, каждая из которых сложным образом растворяется одна в другой. Но соотнесении, сходстве и различиях сцен и строится ключевой метод повествования, и именно пристальные попытки видеть все соотношения сцен, возможно, и помогут разобраться в структуре и идеях фильма (но никто ничего не гарантирует).

В основе сюжета две пересекающиеся истории. Горничная отеля (Лиза), одержимая актером (Ланс) второстепенных ролей и по совместительству ее коллегой, пересматривает все фильмы с его участием и пытается проявить свои чувства и во взаимодействии с Лансом в реальной жизни. Вторая история – история сценаристки (Клара), брат которой погиб после пересадки легкого, и ее утраты. Переживая эту утрату, она обращается к архивным записям с его изображениями. То есть, на первый взгляд – это история об экранных изображениях, об их влиянии, восприятии и всем побочном, что с этим может быть связано. Но и не только.

Основное место действия – отель. Гостиницы, мотели, отели – это аллегория изгнания, неустойчивости, изолированного одиночества. Именно здесь работают наши главные герои Ланс и Лиза. Они не представлены в фильме как полноценные субъекты, ведь нельзя сказать, что повествование ведется от кого-то из них. Даже по их речам (скорее всего задумано картонным и неестественным) видно, что это всего лишь определенная выжимка человеческих черт для усиления драматизма. Лиза влюблена в Ланса, или же в его изображение на экране. Но насколько естественна эта увлеченность. Если бы это был плоский односторонний фильм, то можно было сказать что-то в стиле – автор противопоставляет коммуникацию между реальными людьми и между людьми и объектами технологического и мира и ура, вот она мораль. Но благо тут не так. Видно, что Эгоян разрушает и границы морализаторства, и границы между вымыслом и реальностью и между объектом и субъектом. И это, наверное, самая интересно выведенная идея фильма.

Другим интересным «приключением» с Лизой служит ее случайная подработка у видеопрокатчика. На какой-то случайной свадьбе Лиза выполняет роль оператора и решает позадавать невесте вопросы по поводу семьи, целей замужества и пр. Но серьезно на эти вопросы невеста конечно же ответить не может. Вот что бы бывает, когда обычным людям предоставляются настоящие роли со словами.

Параллельно с историей Лизы, идет история Клары. Клара ищет замену своему брату. Она хочет взять Ланса на роль в фильме по ее биографии. То есть она буквально берет Ланса на роль своего брата (которые кстати и внешне похожи).

Но как именно она переживает утрату? Ключевая конечно же здесь сцена вирт-мастурбации. Клара и Ланс общаются с помощью видеосвязи (что кстати любопытно для 1989 года) и апогеем их коммуникации служит виртуальный секс, как способ избавления от скорби по умершему родственнику. Нестандартный способ? Еще бы. В этой сцене может быть зашит целый спектр идей – тут мы видим и взаимодействие с экранным изображением, которое как бы симулирует реальность, но с другой стороны расширяет и дополняет ее. Здесь нет какого-то злостного морализаторства: изображение на экране — это конечно же не полное присутствие, но это и не призрак мнимого небытия. При видеоизображении часть чувственных восприятий (вкус, осязание, запах) отсутствует, но это значит, что другие наоборот обостряются – это и видно в фильме, а именно в том, как сняты сцены взаимодействия с экранным изображением.

Отдельно можно связать и неупомянутых персонажей. В каком-то плане их можно поместить в трехуровневую схему-иерархию. На первом (нижнем) уровне, уровне управляемых и более объективизированных – Ланс и Лиза. Второй (средний) уровень – создателей историй, это Клара (сценарист) и Эдди (видеопрокатчик, снимающий свадьбы и другие события). И верхний уровень неназванная глава отеля и продюсер фильмов – авторитарные правители всего процесса. В какой-то степени — это фильм и о взаимодействии этой сложной иерархической лестницы.

«Роль с текстом» в итоге достаточно академичное кино, с попыткой выстроит свой сложный мир идей, смыслов, методов. Без приукрашиваний действительности, без попытки понравится массовому зрителю. Но тем не менее, способ, с помощью которого рассказана история нельзя назвать скучным. Именно смена перспектив и переключение истории создает своеобразные крючки, которые выбивают из стандартной колеи. Переключение сцен происходит в самые неожиданные моменты, что и составляет главную динамику.

06 января 2023 | 01:57
  • тип рецензии:

Признаться, этот фильм мной просмотрен только из-за Майкла МакМануса - одного из моих любимых актеров по сериалу Лексс.

Фильм с очень малым количеством того самого текста, большая часть чувств персонажей передана через ситуации, мимику и жесты актеров, разговоров немного.

Повествование ведется о безответной любви горничной отеля к уборщику, исполняющему в этом отеле и кое-какую другую работу. Параллельно нам показывают жизнь их обоих. И оба они кажутся потерянными. Ланс пытается воспользоваться выпавшим ему шансом получить настоящую роль, пусть и в ток шоу. В то же время Лиза каждый день ищет встречи с ним, но он ее отталкивает.

В конце концов перед Лансом встает нравственный выбор, связанный с его новой ролью, и он принимает решение, после которого две одиноких души воссоединяются.

Майкл МакМанус и Арсинэ Ханджян показали замечательную актерскую игру. В фильме приятная и правильная музыка. Хоть атмосфера у него и немного мрачноватая, но это компенсируется доброй концовкой, оставляющей только положительные эмоции.

9 из 10

29 сентября 2010 | 07:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: