Моя версия появления второй части Реаниматора примерно такова (реальными данными не подтверждается, но пофантазируем): на волне успеха первого фильма - от которого в общем-то ничего особо не ждали, продюсеры, рассовывая заработанные деньги по карманам, неожиданно обнаружили, что в рассказе Лавкрафта осталась ещё пара страниц, не давших идей сценаристам. Кто читал - знает и про 'отвратительных богомерзких тропических рептилий, из которых Вест добывал неумирающую ткань' (в фильме зачем-то за рептилией герои были посланы туда, где рептилия водится), и про голову в посылке (в книге была сожжена в печке), и про 'убери эту тряпку' (в рассказе - 'убери этот шприц'), когда Герберт ради опытов опустился до человекоубийства (в рассказе первый раз, по ходу фильмов - второй).
В общем, из пары этих строчек продюсеры, у которых место в карманах ещё осталось, решили сделать час-полтора действа. Главный продюсер (изображает из себя ценителя творчества Говарда) усаживается в 'кресло №1' - и начинается.
Получившаяся в результате картина, на мой взгляд, бесконечно далека от первого фильма. Не скажу, лучше она или хуже, просто совершенно другая.
Во-первых, пропал начисто (выражаясь языком Говарда, сгинул без следа в тёмном многомерном пространстве между мирами, которое не поддаётся описанию и любой, кто попытается хотя бы вообразить его, обречён лишиться рассудка от ужаса) тонкий стёб, который присутствовал в 'Реаниматоре'.
Во-вторых, дело, конечно, хозяйское, но 90% времени действие разворачивается в непроглядной тьме. Так, пожалуй, было и в первой серии, но там это меня почему-то не напрягло.
В-третьих, и вот это самое печальное - как сказала Энни Уилкс, 'Я не сказала, что мне не понравилось, я сказала, что это нечестно. Это обман'.
И, конечно же, невнятная главная идея фильма (этого у Говарда не было) - я так и не понял, на черта Герберту понадобилось 'создавать новую жизнь' из несвежих кусков проституток и балерин.
Аркхем все же чудесное место. Вот представьте себе такую картину: Молодой студиозус решает доказать всему миру, что для дальнейшего существования душа человеку ни к чему и что мертвого можно с легкостью поставить на ноги. Студенту это удается, да вот только эксперимент выходит из-под контроля, а университет, где проводились опыты, стал напоминать бойню. Какая бы судьба ждала талантливого студента в любом другом уголке нашей планеты? В лучшем случае скорый суд и тюрьма, не так ли? Ну а что ждало Герберта Уэста в Аркхеме? Докторская степень, грамота с благодарностью, а также возможность отправиться в любую точку на карте, дабы и дальше проводить свои чудовищные эксперименты… э-э-э я хотел сказать и дальше помогать людям. Эх, замечательное место этот Аркхем, непременно надо туда съездить в отпуск. Ну и что, что там у людей на шеи жабры и поклоняются они гигантской рыбе, по ночам бродят разного рода маньяки, да чернокнижники, а в небе нет-нет, а все же можно увидеть летающих раков, которые местные называют Ми-го, поди и свистеть эти создания умеют? В любом случае, в каждом городе есть свои странные личности, так стоит ли относится из-за этого предвзято к столь чудесному городу? Ну да я в отвлекся. Так вот, доктор Герберт Уэст, после своего увлекательнейшего путешествия в перу привозит оттуда очередной ингредиент для своей сыворотки – внутренности ящерицы и в этот раз он решает воскрешать человеческое тело по частям… Не иначе доктор Уэст посмотрел карпентеровское «Нечто» и оно ему понравилось…
Эхе-хе, Брайан Юзна, что же ты делаешь? Кинокартина «Реаниматор», созданная Стюартом Гордоном, наделала в свое время много шума и получила негласной статус современной классики фильмов ужасов. Фильм, который был снят буквально за копейки, но снятый с душой и со знанием дела. Брайан Юзна же, посчитав, что стоит ковать железо пока горячо, самостоятельно взялся за разработку сиквела, вот только выдал он не полноценное продолжение, а некое кино по мотивам, фанфик если хотите. Да, я прекрасно понимаю, что высказываю непопулярное мнение и десять положительных рецензий говорят о том, что «Невесту Реаниматора» зритель любит и ценит, но и в детстве и сейчас я задавался вопросом: Почему? В детстве мне не хватало ни слов, ни уж тем более знаний, чтобы объяснить как себе, так и окружающим проблемы, что были у этого фильма. Сейчас у меня все это есть, да вот только будут ли меня слушать? Хо-о-ороший вопрос! Я понадеюсь, что да, но там кто его знает.
Отбросим самую главную претензию, связанную с тем, что герои первой части оказались в такой ситуации из которой попросту не смогли бы выбраться победителями. Все-таки как говаривал «добрый» дедушка Джордж Мартин: Пока вы не увидите тела – персонаж жив. Лучше сосредоточимся на главном.
Во-первых, умный и смелый герой Брюса Эббота из напарника и друга доктора Герберта Уэста превратился в его марионетку, который делает все что от него не попросят, тем самым утратив собственную индивидуальность.
Во-вторых, голова профессора Доэля… оу, пардон доктора Карла Хилла оказалась цела и невредима, хотя в первой части ее превратили в блин. Да, я знаю, что говорил про тела, но мы видели разрушение головы героя Дэвида Гэйла, а также видели какой эффект она произвела на остальных мертвецов – те тоже умерли. Мне даже думается, что таким вот хитрым образом Стюарт Гордон попытался отдать должное «Зловещим мертвецам» Сэма Рейми. Но это лишь предположение. В любом случае, доктор Хилл был мертв… Ладно, давайте представим, что он жив. Мрачный, жестокий и маниакальный доктор Хилл вернулся чтобы… получить небольшую роль и ничего, ровным счетом ничего не сделать.
В-третьих, в данной кинокартине люди то и дело узнают о экспериментах Герберта Уэста и его «Игоря», да вот только блестящие ученые не особо то и пытаются их остановить. Ну подумаешь узнали. Продолжим эксперименты, как ни в чем не бывало, что идет в разрез с первой частью, где герои пытались это скрыть… Ах да, это же Аркхем! А тут поощряют сумасшедших ученых, да культистов, даже стипендию им платят, наверное.
В-четвертых, кинокартина называется «Невеста Реаниматора» и логично было бы предположить, что энное количество времени будет уделено девущки-франкенштейну, что создают двое ученых. Увы, но и тут не все гладко. Герберт Уэст самоотверженно ищет части тел, а «Игорь» признается в любви сердцу своей мертвой девушки и надеется, что если вставить его в мертвое тело, то подружка оживет и можно смело ехать в закат, ну или в Инсмаунт, тут уж как повезет. Увы, но добившись своего и оживив жуткий труп оба создателя тут же отказываются от него окрестив куском гниющего мяса. То есть ребята видели что они создают, но это их не остановило, а когда вдохнули в труп жизнь решили – а ну ладно. Оно – живо. Можно продолжать эксперименты… на кошках.
Можно привести еще несколько примеров, но и сказанного выше мне думается более чем достаточно, чтобы сложилось представление от того, чего от фильма ждать. Герои противоречат сами себе и тот же Герберт Уэст из хладнокровного, жестокого, но при этом практичного человека превратился в маниакального маньяка, которому разве что не хватает характерного смеха, дабы разделить камеру в местной психушке с Джокером. Остальные же герои, из тех кто были в первой части, вернулись в фильм лишь для того, чтобы пару раз мелькнуть в кадре. Из «новичков» же никто не смог выделится, да никто и не пытался. Атмосфера в фильме также была порушена и мало того, что местные зомби перестали выглядеть пугающе и зловеще, так куда-то делся черный юмор и цинизм, которыми был пропитан каждый миллиметр пленки оригинального «Реаниматора». Нет, нечто наподобие шуток осталось, но это явно не тот уровень, да и улыбку они вызвать не способны. Да, конечно же, у фильма бюджет стал побольше, но вот только той изобретательности, что была в первой кинокартине тут не увидишь. Все превратилось в банальный гротеск.
Итог? Брайан Юзна, подобно любому человеку, который фанатеет от чего-то или кого-то попытался снять фильм ничуть не хуже Стюарта Гордона, но потерпел неудачу на этом поприще, так как помимо голого энтузиазма у начинающего режиссера ничего и не было. Справедливости ради стоит сказать, что Брайан Юзна еще себя проявит и снимет насколько достойных ужастиков, но «Невеста Реаниматора» оказалась уродливым гомункулом от которого все же стоит держатся как можно дальше.
Первая часть - да, вторая - нет! - это, если коротко. Первый 'Реаниматор' показал наглядный пример, как за копейки снять лютый зомби-треш, пестрящий невероятными зрительными сюрпризами, чтобы зритель чувствовал одновременно отвращение от визуальных непотребств и восторг от них же. То, что я увидел в сиквеле, вызвало в основном одно отвращение, потому что на экране творился полнейший бред. Сразу вспомнились слова одного знакомого про четвёртую часть 'Обители зла', в которой тоже перестарались со спецэффектами, местами показывая нечто из ряда вон выходящее: 'Какие-то нелепые фантазии авторов превратили франшизу в непонятно что'. Да, конечно, зомби со щупальцами во рту и собаки с раздвоенными мордами - это перебор, но я не представляю, что бы этот мой знакомый сказал бы про 'Невесту реаниматора', если бы посмотрел её, ибо это ещё более извращённый адский бред и чушь. Ниже я опишу, что творилось в этом сиквеле фильма, первая часть которого, просмотренная одним днём ранее, порадовала более чем.
После череды бессмысленных действий и диалогов, нам сначала показывают новый плод действий главного героя - оживлённые... пальцы, к которым прикреплён глаз - выглядит полным бредом. Напарник реаниматора отказывается впредь работать с ним, видя такое сумасшествие. Далее следуют опыты над летучей мышью, а затем оживление отрубленной головы. Потом сцена в психушке, где содержат зомби, и снова маразм с участием главного героя - приживление руки к ноге и оживление этого 'организма'. И только после всего этого, наконец, оживление целого трупа и неплохой экшн с участием этого зомби. Главное безумие, на которое идёт главный герой - сборка единого организма из частей тел нескольких людей. Ближе к концу у авторов разыгрывается такая фантазия, которой позавидует сам Роберт Родригес с его 'Планетой страха', но именно за адское безумие финальных сцен и за их невероятную зрелищность можно поднять оценку на балл.
Увеличение бюджета по сравнению с первой частью погоды не сделало: визуал у всех трёх частей одинаковый, а, что касается 'Возвращения реаниматора' 2003 года, то это удачное возвращение к истокам: триквел, на удивление, получился не хуже первой части. Глядя на безобразие, устроенное в 'Невесте реаниматора', я говорил 'Ну что за бред сумасшедшего?' - треш трешу рознь, и, если зомби-треш в первом и третьем 'Реаниматоре' и в ещё более блистательной 'Планете страха' вызывает аплодисменты и желание выучить и цитировать диалоги, то здесь один большой facepalm. Конечно, не 'помидоры-убийцы' - так низко этот фильм не упал, но разница слишком велика между гениальной первой частью и придурошной второй. Но ещё раз скажу спасибо за очень крутой триквел, который затмевает собой вторую часть, которой лучше бы не было.
Искренне хочется верить, что в конце первого фильма погиб не главный герой в исполнении Джеффри Комбса, а продюсер самой картины Брайан Юзна. По крайней мере, в таком случае, никто бы не увидел два продолжения снятые им и которые чисто по человечески ну не возможно смотреть.
Второй фильм начинается в Перу, где Герберт Уэст и Дэн Каин служат санитарами добровольцами во время гражданской войны. Для них это самое подходящее место. Солдаты умирают на поле сражения – их трупы хороший предмет для новых экспериментов по оживлению мертвой плоти. В это же время зритель подумает - как Уэст мог выжить после резни в Мискатоник? Ответа он не получит - в фильме это попросту не объясняют. Далее что-то идёт неладно один оживленный труп солдата нападает на наших героев, палатку, где они проводили свои опыты, накрывает шквальным огнём.Всё вышло из под контроля и им приходиться вернуться обратно в США в ту самую лечебницу, где они восстановят их рабочие места в качестве докторов и продолжат опыты уже там.
Доктор Уэст, который успешно оживлял мертвых в первом фильме, во второй части уже испытывает трудности. Те трупы, которые они вместе со своим другом крадут из морга лечебницы, не пригодны для опытов. Дэн Каин собирается уйти от Уэста, но тот манипулирует им и предлагает ему создать целого человека, используя мертвые части и сердце мертвой подруги Дэна Меган Хэлси.
Одним словом Юзна не стал изобретать велосипед и тупо скопировал всё из первого фильма, обозвав это сиквелом. Но это самый дурацкий сиквел, который я когда-либо видел. Вроде, как и была идея поиронизировать над фильмом Роберта Уайза «Невеста Франкенштейна» точно так же как и первый фильм представлял собой пародию на классический фильм ужасов «Франкенштейн», но кажется, что авторы продолжения даже не старались и всё здесь сводиться к чистой воды трэшу, где нет ни логики, ни смысла.
Первый фильм пускай, и не мог тягаться с такими фильмами ужасов как «Нечто» или «Хэллоуин», но его вполне можно было бы поставить в ряд с таким фильмом как «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера. «Реаниматор» не был ярким представителем жанра, но, тем не менее, стал классикой. Второй фильм вышел почти таким же плохим, как и все остальные фильмы Брайана Юзна, да и Стюарт Гордон, постановщик первого фильма, в итоге сам скатился к трэшу, снимая один за другим второсортные фильмы. Впрочем, третий реаниматор, вышедший спустя 13 лет, получился ещё хуже …