Рок-опера, экранизированная Норманом Джуисоном. Экранизация на основе, мюзикла Эндрю Уэббера и Тима Райса(На основе библии конечно, но опускаем этот момент).
Многое о фильме я думаю уже написали мои любимые одногруппницы, поэтому я не буду копировать ничего и просто перейду к субъективной оценке.
Мне кажется, что данную работу можно воспринимать под разными углами, тем более мне как представителю 21 века, тяжело понимать религиозную и социальную обстановку XX века.
Поэтому для меня очень двойственное восприятие этой работы. Я вижу её со стороны просветительской, когда обществу 60-70х годов, описываются сюжеты Библии, в популярном стиле того времени, рок. Возможно этот фильм популяризировал христианскую религию и поэтому был одобрен церковью.
Но также мне, как агностику (почти атеисту) кажется, что фильм имеет сатирический подтекст, что на самом деле маловероятно, но всё же, нельзя оставлять данное предположение, тем более это моя рецензия вроде как.
В этом мюзикле удалось раскрыть Иисуса как 'человека', его божественная сторона, была подавлена человеческим. Именно поэтому Иешуа в данном фильме многим кажется слабым персонажем, словно нераскрытым, но это не так, нужно лишь увидеть то, что тебе показывают.
Также был неплохо раскрыт Иуда. Его персонаж мог показаться зрителям более раскрытым и более влиятельным чем пророк из Назарета. Интересное проявление романтизма в культуре 70х годов.
Иуда Искариот, предавший сына Божьего, показывается персонажем, которого можно понять, которому можно посочувствовать, отличная работа в этом плане. Опишу это всё одним словом, упомянутым выше - Романтизм.
В итоге я не могу на сто процентов определиться, что я посмотрел. Я уверен, что фильм мне понравился, но я боюсь принять один посыл, либо сатирический, либо просветительский, скорее всего второй, популяризирующий веру. Но я останусь в стороне, не буду принимать точного решения. Ну и раз все ставят оценку, здесь и я приму участие, ставлю 9/10. И забыл указать, всякие самолёты, оружие и танки, скорее всего отсылки на войны, которые в огромном количестве развязывались Востоке. Вот и всё в принципе.
Я не мастер писать рецензии, но в отношении этого произведения - просто не мог удержаться)
Эта вещь однозначно не понравится тем, кто ждет от песен замученных куплетов, это - видеошедевр, в исполнении моих любимых музыкантов...
Это - однозначно моя любимая вещь, из числа рок-опер, сделана бесподобная адаптация, конечно, все утрировано, но в этом и есть прелесть данного произведения) Танки, самолеты и Иисус рядом, как будто он среди нас, в данный момент, в каждое, любое выбранное время... Все сделано, что бы не давить религией на молодежь, дать волю мысли и ассоциативному мышлению, при этом не переворачивая и не убивая устои, заложенные церковью... История Христа, его последних дней.
Желаю приятного просмотра.
Тем, кто посмотрел постановку в театре Моссовета скажу, даже выезжающие на сцену мотоциклы не передают ощущения того, что было сделано этими ребятами.
Все молоды, все красивы. Всем нравится, все работают с полной самоотдачей.
Спрашивают, почему джинсы клеш соседствуют с балахонами, а копья с автоматами, - да потому, что перед нами в большей степени аллегория.
Люди, представленные в кадре - поколение 'цветов', так же, как и апостолы, и ученики жили в обособленных коммунах, жаждали новых истин, и новых знаний, отвергая старое, отвергая материальное бремя мира нынешнего. А потому исполнителям не нужен был дополнительный антураж, дополнительные парики, накладные волосы и бороды, не нужно было 'вживаться', - все проходило естественно, и очевидно.
Русская поговорка гласит: красна изба не углами, - красна пирогами. Пусть недорог реквизит, пусть из декораций только пыльные дороги, и пустыни Антиохии и Палестины, всего это не замечаешь, погружаясь в изумительный музыкальный мир последнего всплеска чудесных шестидесятых, где академический жанр сменяется психоделией, а блюз, и хард соседствуют с фолком, и авангардом.
Премьера рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса прошла в «Альберт-холле» 1 марта 1970 года. Успех Jesus Christ Superstar превзошёл все, даже самые смелые, ожидания, и вслед за битломанией мир стремительно охватила иисусомания. Во время спектаклей молодежная аудитория всякий раз впадала в экстаз, и новомодный мюзикл одобрили даже в Ватикане. Понятное дело, что при таком раскладе кинематограф никак не мог остаться в стороне. Но потребовалось ещё три с лишним года, прежде чем летом 1973-го состоялся первый показ одноименного фильма.
На экран рок-притчу перенёс канадец Норман Джуисон, к тому времени уже имевший позитивный опыт работы в музыкальном жанре: двумя годами раньше именно он поставил один из лучших киномюзиклов – «Скрипач на крыше». Несмотря на то, что режиссёр обещал максимально тесно работать с авторами первоисточника, предупредив их, что киновариант будет отличаться от театральной версии, на деле всё вышло не совсем так. Эгоцентричный Джуисон целиком и полностью взял бразды правления в свои руки. Больше того: он даже не позволил Уэбберу написать оркестровку (эту операцию проделал Андре Превин, как оказалось, мало что изменивший в оригинале). Но всё равно, в итоге лишь музыка получила единственную номинацию на «Оскар», которая так и не овеществилась золотой статуэткой.
Самые жаркие споры велись по поводу состава исполнителей: Джуисон «забраковал» почти всех исполнителей бродвейского шоу. В результате из первоначального состава осталась лишь Ивонн Эллимэн (Мария Магдалина). Среди претендентов на главную роль числились такие монстры рока, как Мик Джаггер и Элис Купер, но и они остались не у дел. А большая часть актёров второго плана была ангажирована из не менее знаменитых «Волос».
В оригинале JCS Тим Райс вольно изложил семь последних дней жизни Иисуса. Согласно его концепции, Иисус выступил против римлян, олицетворявших собой современных фарисеев. Кроме того, автор либретто заметно акцентировал внимание на отношениях Христа и Марии Магдалины. Что же касается Джуисона, то, по его словам, вся картина родилась у него в голове сразу же, как только он впервые услышал пластинку с записью рок—оперы (сценическую версию он на тот момент не видел). Съёмки решено было провести в условиях, «максимально приближенных к боевым» - непосредственно на Земле Обетованной. Финансовая составляющая была незначительна, вернее сказать - неадекватна масштабу проекта.
Отчасти финансовым дефицитом объясняется стилевая эклектика картины, не соответствующая представлениям о помпезной «голливудской выделке», и некоторыми воспринятая как хорошо организованная «самодеятельность» - из той серии, когда «голь на выдумку хитра». Прилетев в Израиль, Джуисон попытался максимально осовременить оперу, дополнив её новыми, непрописанными в либретто аллюзиями. Так, рискуя вызвать обвинения в расизме, он сделал Иуду чернокожим, затем ввел в кадр израильские танки… Возможно, у режиссёра просто проснулся пресловутый «комплекс автора» и он попытался вступить в заочный спор с Пазолини, девятью годами раньше спровоцировавшим нешуточную полемику экранизацией «Евангелие от Матфея».
Но как опытный профи Джуисон, в известном смысле, страховался: в самом зачине показал свою съёмочную группу, прибывшую на автобусе к священным руинам, чтобы разыграть священное действо. А финал вообще может быть трактован, как пародийная сатира на шоу-бизнес, чьи «апостолы» разыграли на пленэре самую знаменитую историю всех времен, а потом отправились в другое место, чтобы, возможно, ещё не раз повторить шоу на потребу публике. Хотя, по словам постановщика, задача перед ним стояла элементарная: он всего лишь снимал «фильм о борьбе со злом, взяв за основу первоисточник, где всё уже давно предопределено и не нуждается ни в каких новых мотивировках».
Таким образом, евангельский сюжет стал сценарным планом ритуального действа, встроенного в контекст современной массовой культуры, и миф почти двух тысячелетней давности был представлен как протест хиппи против буржуазной морали. Наполняя старый сюжет новым содержанием, канадский режиссёр перегрузил стилевыми излишествами визуальный ряд. У рядового зрителя это вызывало, скорее, раздражение, нежели восторг, что не способствовало успеху ленты. Она неважно прошла в прокате, собрав только $13,2 млн., что для бренда такого уровня иначе как провалом не назовешь.
Вместе с тем в JCS отразил, как минимум, одну важную тенденцию. В начале 1970-х уже не выглядело кощунственным, а, наоборот, представлялось символичным сочетание имени главного персонажа христианской мифологии и термина «суперстар», заимствованного из лексикона шоу-бизнеса. Авторы просекли, что новому мессии, чтобы стать таковым в современном мире, нужно быть как минимум суперзвездой, иначе, что называется, не прокатит. У него должен быть адекватный масс-медийный пиар, на котором ныне базируются выборные кампании и политтехнологии.
Правда, фильм Джюисона лишь весьма условно справился с этой задачей. Когда в конце 1980-х этот мюзикл, наконец, добрался до СССР и появился видеопрокате, то, в отличие от раритетного статуса пластинки, он не вызвал никакого энтузиазма, пробудив лишь противоречивые чувства у меломанов. Визуальный ряд «как-то не очень» соотносился с теми образами, что диктовала музыка. И всё же фильм отразил характерный для своего времени процесс смешивания коммерческого кино и контр-культуры, нонконформистских умонастроений и религиозной символики, авангардистских течений и молодежных увлечений – от перформансов до рок-шоу. И, возможно, сегодня, с отстранением в 40 лет, такая «аранжировка» будет выглядеть просто забавной.
Для меня нет лучшего лекарства в тяжёлые часы, чем послушать волшебный голос Ивонн Эллиманн: 'Try not to get worry, try not to turn on to problems that upset you ahhh...'
Оригинальный альбом 1970 года, сочинённый вундеркиндами Э. Ллойд Уэббером и Тимом Райсом, и записанный с участием Яна Гиллана, Мюррея Хэда, уже упомянутой Эллиманн - вещь удивительной открытости, чистоты, энергии и мелодизма. В эту музыку невозможно не влюбиться, сейчас такой не делают - наивные времена кончились давно.
Главное слово, описывающее фильм 1973 года Нормана Джуисона, всё-таки, 'иллюстративный'. Содержимое альбома аккуратно разыгрывается при палящем солнце ближневосточных развалин. К сожалению, из оригинального состава, который мы слышим на пластинке, остались лишь двое - Ивонн в роли Магдалины и Барри Дэннен в роли Пилата. Спасибо хоть на этом.
Многие говорят, что из-за одного только отсутствия Гиллана не стоит тратить время на постановку. Конечно, это досадно, но не критично - местные Иисус и Иуда совсем не плохи. Вокал их слабее, чем на альбоме (кто бы спорил), но всё же на высоком уровне: нос воротить не стоит.
Приятно было посмотреть этот фильм. Впечатление положительное. Музыка - блаженство. Актёры хороши. Декорации. Некоторые приёмы Джуисона (танки вместо римских легионеров) озадачивают, но ничего не портят. Все понимают, что доля музыки в оценке - основная, и сложно рассматривать фильм как что-то самостоятельное - скорее, это полезное видеоприложение к альбому. Но что в этом плохого?
P.S. Не нужно считать христианским всё то, в названии чего есть 'Иисус Христос'. Постановка, как и рок-опера, никого не призывает верить в Христа, никому ничего не навязывает. Просто был такой человек, вот и всё. Человек, очень сильно повлиявший на ход мировой истории. Авторы лишь рассказывает своё восприятие последних дней его жизни. Посмотреть не помешает никому, для общего развития - аргументы 'я не зристианин, зачем мне это?' - не принимаются.
'Иисус Христос - Суперзвезда' - всемирно известный мюзикл, написанный прославленным музыкантом Эндрю Ллойдом Вебером и британским писателем-драматургом Тимом Райсом в 1970 году. Первая версия этой рок-опера была записана тогда же, и роль Иисуса исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Успех был просто ошеломляющим. Уже через 3 года режиссёр Норман Джуисон делает экранизацию этого мюзикла.
Сюжет оперы (а соответственно и фильма) основывается на содержании текста Библии и Евангелий касаемо последних дней Христа. Лично я считаю, что этот фильм в образовательных целях необходимо демонстрировать детям старшего школьного возраста, просто чтобы знали, о чём вообще там идёт речь. Естественно, не в принудительном порядке, а по желанию, но это желание можно стимулировать, что не сложно делать, учитывая роковую направленность музыки.
Картина получилась очень насыщенной и интересной. Множество ярких образов и персонажей, а также некоторый своеобразный авторский подход, в рамках которого удалось поместить в кадр автоматы, танки и самолёты - всё это делает мюзикл действительно интересным и запоминающимся.
Что касается актёров, которые исполнили основные партии оперы, то здесь дело обстоит по-разному. Например, пара Иисус-Мария (Нили - Эллиман) мне категорически не понравилась. Оба они откровенно переигрывают, и в целом совершенно не смотрятся ключевыми персонажами истории.
Чего нельзя сказать об абсолютно гениальном исполнении Иуды (Андерсон) и Понтия Пилата (Деннен). Иуда, мало того, что по тексту является чуть ли не главным действующим лицом (его герою принадлежат самые первые слова оперы), так ещё и сыгран Карлом Андерсоном блестяще - с надрывом, напором, фонтаном эмоций. А моей любимой сценой мюзикла является суд у Понтия Пилата. 'Я умываю руки' в исполнении актёра Бэрри Деннена - это что-то невероятное. Если сомневаетесь, смотреть или нет этот фильм, найдите в сети хотя бы этот фрагмент, не пожалеете.
К минусам можно отнести настойчивое желание режиссёра быть политкорректным. Так у него Иуда и Симон стали неграми, Мария - кореянкой, Пётр - шведом. Впрочем, это вполне возможно сделано, чтобы показать возможность настоящей веры в сердце любого человека на земле. Не берусь судить.
Таким образом, 'Иисус Христос - Суперзвезда' - это классика жанра, веха в истории кинематографа и музыки. Ну а что актёры не все блеснули, так это надо понять и простить. Всем советую.
В 1973 году режиссер Норман Джуисон экранизировал рок-оперу 1970 года
'Jisus Christ Superstar'.
Ивонн Эллиман (Мария Магдалина) и Барри Деннен (Понтий Пилат) - все, что смог заполучить режиссер от основного состава. Если отсутствие Мюррея Хеда (Иуда) планировалось заранее, так как по замыслу его должен был играть темнокожий парень (и надо признать, что Карл Андерсон хорошо справился с этим),то потеря
Яна Гиллана оказалась критической (для меня точно). Пик популярности
Deep Purple пришелся на эти годы и из-за сумасшедшего графика гастролей
он не смог принять участие в съемках.
В качестве других вариантов предлагались Мик Джагер и Элис Купер. Но по каким то причинам выбор пал на Теда Нили. Возможно, как более лояльный вариант, так как и без того вокруг кипели страсти, а тут еще Мик Джагер в роли Христа! Бомба!
Вот и пришлось Теду проблеять свои партии... Куда там до экспрессии и разноплановости вокала Гиллана, который и в кадре выглядел бы более мощно. Остается жалеть, что вышло, как вышло.
Остановился так подробно на 'кандидатуре' Христа, поскольку это сильно отразилось на восприятии всего мюзикла. Нили какой то кислый, ходит нудит, иногда для разнообразия истерит. Да, и в оригинале Христос терзается сомненьями, давая понять что ничто человеческое не чуждо, но там характер, здесь фатальность и обреченность во всем. И сразу мелковато как то получается...
А ведь задумано все неплохо, и снято хорошо, и актеры на уровне.
Иуда-Андерсон просто молодец и даже критикуемый многими Ирод - довольно оригинально вышло. Плюс отличная хореография. Хиппи скачут качественно.
В общем - ' Everything’s Alright,Yes'...
Кроме, вышеупомянутого Теда Нили который здорово подпортил общее впечатление.
В итоге, со всеми минусами и плюсами, эта постановка мне нравиться больше, чем 2000-го года. Есть еще неплохая постановка Венского театра 2005 года.
Но думаю КЛАССНУЮ еще не сняли. Так что пока лучше слушать, а не смотреть.
Я очень скептически отношусь к фильмам о религии. Это личное, и меня очень возмущал мюзикл 'Иисус Христос - Суперзвезда', пока. .. я его не посмотрела.
Иисус в фильме - человек. Со своей верой, страданиями, сомнениями и терзаниями. Слабости его просто великолепно отображает так всем 'нравящийся' писк Теда Нили. А Иуда предстает в совершенно новом виде - не как предатель, из-за зависти и злобы предавший своего наставника, друга, но именно как друг. Посмотрите, все остальные апостолы смешны, они нелепы, тщеславны и ленивы. Они ждут от Иисуса милости, в то время как Иуда не понимает смысла его деяний, хочет помочь, но не неся при этом человеческих жертв. Он стратег, отличный стратег, он не хочет зла, но боится. Боится за людей, за то, что вместо благой идеи страна будет в гражданской войне. Не хочет, чтобы Иисус отождествлял себя с Богом, поскольку многие именно так и думаю, и не видят зерна истины.
Фильм высмеивает глупую толпу, глупость людей вообще, их низменные качества и при этом старается не задеть чувства верующих. Я, честно, не увидела ничего крамольного. Это фильм о людях, которые несли идею в народ.
Несерьезное отношение проявляется в начальных и конечных кадрах, когда мы видим обычные фургоны, переодетых в нормальную одежду актеров, в сатирических выкрутасах Ирода, застывшим как на картине апостолах (по-моему, это 'Тайная вечеря')...
Это рок-опера, по статусу равная нашей 'Юнона и Авось'.
Не надо сравнивать с театральной постановкой - везде есть свои плюсы и минусы, но как было уже сказано - 'Этот мюзикл на века'
Jesus Christ, who are you, what have you sacrificed?
Странно. Почему к этому фильму так мало комментариев.
Вообще, история Иисуса Христа очень щепетильная тема. Не каждый решится сделать постановку на эту тему. К сожалению, не получилось увидеть театральную постановку, не смоневаюсь, что она великолепна, ведь там актёрский состав высшего качества.
Но фильм весьма оригинален. Сама идея создать нарочито искусственную обстановку со всеми этими ненастоящими копьями, автоматами, балохонами вместе со штанами хиппи производит сильное впечатление. В этом, мне кажется, заключается важная деталь: режиссёр не концентрирует внимание на обстановке, а именно на действии и на характере героев. И ещё: таким образам зрителю показывают, что тот же Иисус - это обычный человек. Вот актёры приезжают на автобусе, а в следующий момент - каждый из них в своём амплуа. Это очень подкупает.
Что интересно, так это внимание, удляемое Иуде. Здесь, пожалуй, его характер показан также широко как и сам Иисус. А смелость в выборе актёра на роль Иуды заслуживает уважения. Карл Андерсон играет очень натурально.
И песни, конечно, спеты блестяще. Больше всего понравились самая первая песня, спетая Иудой, и самая последняя песня фильма.
Соглашусь со многими, что после 'золотого' состава во главе с Гилланом опера в другом исполнении уже не воспринимается. Тем не менее задумка превратить персонажей в хиппи заслуживает отдельной похвалы. Вот на видео наложить бы полюбившиеся голоса и было бы совсем великолепно, т.к.прослушивая первую версию оперы невольно в голове всплывают образы фильма.
НЕ порадовал выбор Ирода, что в версии 1973 г. ,что в новой версии 2000 г. Ставка делалась на образ, а вот про исполнение как-то забыли.
Ставлю 9 из 10. Была бы 10, если бы не первоначальная версия, с которой тягаться сложно.