К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Поругивая временами затейников-сценаристов, выдумывающих небывальщину, нельзя не удивляться, какие коленца выкидывает жизнь: угораздило же мальчишку с эпическим именем Гомер и высокими, истинно космическими устремлениями, родиться именно в семье горняка. Как будто сама судьба предложила одновременно и прямолинейную, и изящную антитезу: мрачное подземелье угольной шахты и бескрайнее небо. Услышав по радио о запуске советского спутника, уроженец городка Колвуд Гомер Хикэм, в отличие от узколобых соседей, подумал не о новом этапе гонки вооружений, а о завораживающем величии инженерной мысли. И в тот же миг решил, что должен построить собственную ракету.

В «Октябрьском небе» многое происходит «в тот же миг», без долгих размышлений и логических связок. Сценарист Льюис Колик, по достоинству оценив естественную драматургию автобиографической книги Хикэма, решил не мудрствовать лукаво и слишком уж тщательно прорабатывать сюжет, поэтому и вышел у него самый что ни на есть лекальный байопик. Это неблагозвучное для русского уха слово наиболее точно описывает вполне предсказуемое развитие сюжета от первых неудач до финальной (почти что нобелевской) речи и от голого загородного пустыря, амбициозно нареченного «Мысом Колвуд», где четверо ребят запускали ракеты, до настоящего мыса Канаверал. Вялые побочные линии: неизлечимая болезнь учительницы, поверившей в то, что все остальные считали подростковой блажью, забастовки шахтеров, ставящие под угрозу само существование затерянного в виргинских лесах моногородка, – совершенно теряются на фоне желания ребят вырваться из постылого мира.

В этой прямолинейности одновременно и сила, и слабость «Октябрьского неба». С одной стороны, фильм не рассыпается, как это частенько случается с биографиями, ворохом несвязных историй, призванных показать многогранность героя. Сюжет четко следует от зачина к развязке, аккуратно и довольно технично преодолевая неизбежно возникающие на пути героя препятствия в виде тупоумного директора и авторитарного отца, видящего в сыне исключительно продолжателя славной шахтерской династии. С другой, в финале не оставляет ощущение, что режиссер Джо Джонстон стрелял из пушки по воробьям, приравнивая уход с привычной орбиты «школа-шахта» и отъезд из крохотного городка чуть ли не к выходу в открытый космос. Спору нет, притяжение земли и родных полей и шахт безмерно, и нужна недюжинная сила воли, чтобы сменить горизонт событий черной угольной дыры на новые горизонты. Но все-таки мерещится какой-то обман в том, что из четверки «ракетных мальчишек» только главный герой и автор положенной в основу фильма книги связал свою жизнь с космосом, и то ненадолго, а остальные просто «вышли в люди». Со стратосферных высот успешный страховой бизнес и продажа автомобилей выглядят мелковато и даже чуть-чуть отдают продажей мечты по сходной цене безбедной жизни, главное достоинство которой в том только, что она проходит не в Колвуде.

Книга Хикэма – истинный хит небогатых библиотек одноэтажной Америки – стала одним из кирпичиков в воздушном замке американской мечты и просто не могла рано или поздно не попасть на экраны. Не перетрудившийся в работе над фильмом Джонстон сделал лучшее, что мог, собрав удачный каст: совсем молоденький, но уже вполне убедительный и обаятельный Джейк Джилленхол, именно с этого фильма начинал свой путь к звездам, а Крис Купер уверенно-брутален в роли его забойного (от слова забой) отца. Да и американская мечта, справедливости ради, дает в целом верную установку, когда призывает верить в свои силы, видеть огромный мир за стенами шахтерского городка и красоту там, где окружающие могут разглядеть только оружие.

Так что рецензия эта должна быть зеленой, просто серый цвет больше гармонирует с тонким слоем угольной пыли и октябрьским небом.

14 сентября 2015 | 11:55
  • тип рецензии:

Недавно отечественный кинематограф отметился лентой о Гагарине – и в очередной раз доказал свою немощь. «Октябрьское небо» вышло почти пятнадцать лет назад, и до сих пор не имеет равных в соперничающей стране. Та же история о простом пареньке, ставшем национальным героем, выбившемся из грязи в князи благодаря собственному упорству и увлечённости. Только американцы на этом собаку съели, с молоком матери впитывая принцип воплощения мечты, а мы, русские, пока научились только злоупотреблять вседозволенностью и жаловаться на правительство.

Фильм отнюдь не гениален, и даже простоват. Сюжетные ходы шиты белыми нитками, и зритель с самого начала знает, какую историю (и даже какими словами) ему сейчас будут рассказывать. Гомер живёт в шахтёрском городке, посредственно учится и даже не умеет играть в футбол. Шансов на светлое будущее ноль. Но вот однажды Советский Союз запускает в небо первый спутник, и паренёк загорается идеей построить свою ракету. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт, и банальное отсутствие образования, денег и строительных материалов не останавливает Гомера. Череда неудач и ссор с родными сменяется маленькими достижениями, пока наконец парню не выпадает шанс выступить на национальном конкурсе талантов.

Картина изобилует стандартными для подобного жанра приёмами. Конфликт отцов и детей, непонимание окружающих, одна увлечённая учительница и несколько человек, которые не отказали в помощи главному герою. Для пущей кинематографичности можно было бы отказаться от трёх второстепенных персонажей, одноклассников Гомера, которые помогали ему в строительстве ракеты. Если наличие Квентина в повествовании ещё хоть как-то объяснимо (он разбирался в математике и физике), то двое других просто таскали инструменты. Экранного времени на всех не хватило, но из песни слов не выкинешь, и ради фактологической достоверности («основан на реальных событиях») режиссёр не стал перекраивать историю. Образ учительницы тоже вышел довольно плоским, сцен с её участием катастрофически мало, чтобы зритель успел прочувствовать её роль в развитии личности Гомера. Романтическая линия (выбор между двумя девушками) вообще лишняя, присутствует только в самом зачаточном состоянии. Бесспорно удались лишь главная роль (Джилленхолу не впервой наивно распахивать глаза) и образ отца (человека, которого невольно уважаешь, но с которым нельзя не поспорить).

«Октябрьское небо» не идеально, и фильму во многом не достаёт драматичности, чтобы вызвать у зрителя настоящий духовный подъём. Но, тем не менее, картину можно считать классическим образцом жанра и без зазрения совести рекомендовать к просмотру. Если бы русские научились снимать хотя бы по этому шаблону, цены бы «Гагарину» не было. Но, как ни крути, в гонке между странами на поприще кино США убежали далеко вперёд.

7 из 10

23 сентября 2013 | 11:28
  • тип рецензии:

В детстве все мы мечтаем кем-то стать. Кто-то балериной, кто-то актером или даже космонавтом. Но проходят годы, и нас заедает обыденность. Поступая в университет, мы руководствуемся либо популярностью того или иного факультета, либо денежностью будущей профессии. Очень редко выходит так, что наша мечта совпадает с выбранной специальностью. Так, мы сами рушим несбывшиеся надежды, не дав им ни малейшего шанса.

Главному герою фильма - Хомеру Хикэму, пришлось через многое пройти, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Он столкнулся с волной непонимания и неодобрения, в первую очередь со стороны своего отца. Жесткий характер родителя пресекал любые начинания, ибо мечтают только инфантильные юнцы, а в жизни нужна работа, которой ты будешь зарабатывать на хлеб. Так-то оно так, но что толку от работы, которая не приносит удовольствия. Живя в маленьком городке, Хомер Хикэм смог доказать всем, что благодаря своему усердию и вере в успех, можно выбиться из серой толпы и делать поистине интересные и великие вещи.

Для меня этот фильм стал открытием. Я даже близко не предполагала о чем эта картина. Его стоит посмотреть хотя бы потому, что он вдохновляет на подвиги, открытие новых горизонтов, изучение различных предметов и явлений. Будьте верны себе, не бойтесь ошибаться, идите за своей мечтой!

10 из 10

01 июня 2014 | 17:44
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: