После просмотра картины «Панк из Солт-Лейк-Сити» я посмотрел на фильмографию независимого режиссёра Джеймса Мерендино, постановщика данной ленты, и всё сразу встало на свои места. Оказывается, до этого Джеймс снимал большей частью малобюджетные фильмы ужасов, иногда триллеры, а к 1998-му году ни с того ни с сего созрел для социальной драмы, причём не просто социальной драмы, а истории так называемого «взросления» панка Стив-О. Мне, как человеку, интересующемуся панк-движением, было вдвойне интересно взглянуть на это творение, так как фильмов о панках снято не так уж и много. Во многих фильмах абсолютно разных жанрах идеи панков в той или иной степени обыгрывались. Были среди них просто изумительные фильмы такие, как «Бойцовский клуб» и «Шоколад», снятые кстати чуть позже «Панка из Солт-Лейк-Сити». Но это были просто идеи, об отношении которых к самому настоящему панку широкому кругу лиц вряд ли известно, а само слово «панк» в тех фильмах не было сказано ни разу. Поэтому интерес к картине о мыслях человека с синим ирокезом, серёжками и в раскрашенной косухе был очень велик.
К моему глубочайшему сожалению, разочарование меня постигло чуть ли не с самых первых кадров. Начало получилось действительно весёлым – пара молодых панков накидывается на пару деревенских мужиков, и деревенщине достаётся по полной программе, не отходя от кассы. Вслед за этим следуют вступительные титры, хорошего продолжения не предвещающие. Вы спросите, как вступительные титры могут не предвещать хорошего продолжения, ведь это просто титры? Очень просто. Дело в том, что имена всех действующих лиц мы видим на каких-то нелепых рисунках, напоминающих обложки музыкальных дисков, а в это время играет не самая содержательная песня великой британской панк-группы «Эксплойтед» под названием «Насилие и секс». Собственно весь текст песни и заключается в повторении этих трёх слов. Спустя пару минут после окончания титров зритель видит такую картину: перед зеркалом стоит человек с ирокезом и смотрит на себя таким взглядом, как будто готов убить себя и весь мир, затем бьёт по зеркалу и издаёт дикий крик, истекая кровью. Затем следует эпизод, в котором друзья приводят его в больницу (потому что с рукой спустя недели три стало совсем плохо), где он начинает вопить, что ненавидит докторов и всё такое прочее. Пересказывать весь сюжет не имеет смысла, но смею вас заверить, дальше будет ещё хуже.
Этот фильм совершенно не раскрывает идеологию панков, это просто какая-то ужасающая карикатура образа анархиста. Более того, эта лента на мой взгляд является анти-панком, потому что панки в этой ленте предстают как сборище наркоманов и тунеядцев, которые вместо того, чтобы жить нормальной жизнью, нигде не работают, нигде не учатся, потому что это, видите ли, противоречит их принципам, они не хотят быть в системе, они хотят быть вне её. Но их принципам ни в коем случае не противоречит целыми днями бухать, глотать таблетки, заниматься сексом и драться с кем не попадя. На протяжении всего этого убого зрелища меня не покидал лишь один вопрос: откуда же они всё-таки берут деньги на пиво, наркотики и еду. Увы ответа на свой вопрос я так и не получил. Упомянули только про героя Тиля Швайгера, который по-настоящему ужасен. Я ничего не имею против Тиля Швайгера, он довольно забавный, но только не в этом фильме. Здесь его герой, всё время хвалящийся перед друзьями своей роскошной жизнью, угоняющий машины, хотя у него самого их три или даже больше, разговаривающий кошмарным гнусавым голосом, не вызывает ничего кроме рвотного рефлекса. Остальных же актёров вообще довольно сложно назвать актёрами, хотя Мэттью Лиллард в главной роли не так уж плохо, просто уж образ у него такой, что особенно и не разгуляешься: человек пять лет просто торчал на вечеринках, принимая наркоту, участвуя в драках, смысл которых сам никогда не понимал, никогда не задумывался о будущем и считал, что любовь – это для позеров.
Но самое страшное даже не то, что анархисты в данной ленте предстают перед зрителем в качестве кучки психов, помешанных на наркоте и бегающих с ножом за собственной матерью в то время, как она ничего плохого и не сделала. Такой образ панка удивления не вызывает, потому что он уже давно навеян СМИ. Ещё более омерзительными выглядят философские речи персонажей о назначении драк, о порядке и беспорядке и прочих глобальных вопросах – это такая отвратительная околесица, что этого, по-моему, не выдержит ни один самый подготовленный зритель. Ближе к концу фильма из уст девушки, не имеющей вообще никакого отношения к панк-движению звучит единственная здравая мысль за весь фильм: «Бунт происходит в сознании. Ты не можешь создать его. Просто идёшь своим путём». Это говорит о том, что, возможно, Джеймс Мерендино и хотел снять стоящую социальную драму, но вместо этого снял какую-то отвратительную карикатуру, сценарий к которой он сам же и написал. Как я уже сказал в самом начале, до этого он снимал в основном малобюджетные фильмы ужасов, и отсюда вполне закономерный итог – более или менее удачно получились только сцены наркотических галлюцинаций, всё остальное не получилось вообще. Человек просто взялся явно не за своё дело.
Людям, не имеющим никакого отношения к панк-движению, не стоит тратить своё драгоценное время на этот фильм. А людям, имеющим какое-либо отношение к панк-движению, вообще стоит забыть о том, что этот фильм существует. Кроме время от времени звучащих песен «Рамоунс», «Дэд Кэннедис» и других популярных в 80-е команд в этой картине нет вообще ничего, хотя бы отдалённо напоминающего о том, что речь идёт о панках.
Зрелищность 2+
Актёры 2
Режиссёр 1
Сценарий 1
2 из 10