Фильм был просмотрен в рамках кинофестиваля Sundance 2022 (от 29.01.2022).
У австралийской ленты «You Won't Be Alone» есть абсолютно все шансы стать новым хитом этого года в жанре хоррор. Причём хоррора завуалированного в рамки экзистенциализма. Раньше мы уже встречались с «новой троицей» хоррор-режиссёров, а именно: Ари Астером, Джорданом Пилом и Робертом Эггерсом, – их нашумевшие картины до сих пор составляют значимые места в кинематографических рейтингах по всему миру и имеют большое количество фанатов. Теперь к этой «хоррор-троице» можно будет отнести и четвёртого – Горана Столевски, австралийского режиссёра, который уже со своей первой полнометражной работы демонстрирует недебютантской силы смелость.
Начинается «You won’t Be Alone» как самая обычная южнославянская сказка: приходит ведьма и похищает девочку-младенца. После они вместе начинают путешествовать, попутно вселяясь в людей и животных, путём вырывания и поедания у них внутренних органов. Эта кровожадная байка так бы и осталась плавать по фольклорному течению, если бы не особые приметы, которыми Столевски шинкует свою картину. В течение всей своей сюжетной составляющей кино всё сильнее начинает походить на экзистенциальную драму с натиском басенного притока. Нечто похожее снимает Апичатпонг Вирасетакул. Переселение душ, разбросанные миры, время теряет всякий смысл. Но, если картины Вирасетакула абсолютно индивидуальны с точки зрения своего восприятия, то язык Столевски более конкретный и ясно направленный в сторону зрителя.
Разноплановость человеческого «Я» – именно это и привлекает режиссёра в каждом из людей. Женщина, чувствующая гнёт, подчиняется перед мужчиной, когда она не одна. Проходит миг и та же самая женщина, будучи уже наедине с собой наслаждается свободой под прибоем ветров, врывающихся в комнату из распахнутых окон. Женщина, чья красота заставляет улыбаться других. Или мужчина, в котором заложенная физическая сила способна вскружить ему голову. Мужчина, чья красота непреодолимо мучает терзаниями молодую девушку. Мужчина, чей нрав покорен одним и непокорен остальным. Или ребёнок, который, не ощущая граней жизни, без всяких забот проживает свой жизненный период подобием того, как любой-другой раскачивается на качелях – так же живя без опоры, так же заполняя свои легкие свежими лоскутками воздуха.
Ещё стоит понимать, что в отличии от американских хоррор-мейкеров, для Горана Столевски человек – это, в первую очередь, существо биологического плана. Но, вылезая из одной кожи прочь и залезая в другую, режиссёр исследует изнутри не только гендер и возрастные особенности, но и говорит о каждом как о субъекте бытия. Примерно так, как делает это Терренс Малик. И от Малика здесь отдаёт не только присутствием, но и стилистикой, которую австралиец применяет: вечное бичевание на лоне непрекращающихся рассветов и закатов. А вместе с этим аромат жизни и дурной закал крадущейся смерти. И эта прекрасная репрезентация трансцендентального делает из «You Won't Be Alone» предмет «духовного ока», способного видеть и передавать метафизический ландшафт каждого индивида.
История об украденной из-под рук собственной матери девочки перетекает в рассказ о искании истинного тела. В данном случае определение «человек» и гендер-различающие понятия разграничиваются. Человек может быть кем-угодно: женщиной или же мужчиной. В этом состоит футуристическая черта ленты. Она говорит о человеке как о сосуде, ищущим смесь, которая сделает этот сосуд всецело перманентным, а не дискретным субъектом. Либо, как вариант, эту наполненную философией и кровожадностью ленту, можно еще трактовать как историю о вечной жизни души. Тело паллиативно – лишь временный кокон. А душа способна жить вечно, всякий раз принимая на себя новые одёжки в виде оболочки. От этого разыгрывающегося фактора душа способна играть и роль священного характера, и в тот же момент персону в виде демонической сущности. Отталкиваясь от этой мысли, можно представить будто весь этот сюжетный фон с ведьмами здесь неслучаен: символизируя собой смерть и язву, ведьмы так же представительницы абстрактного зла – то есть зла, как такового. И все эти лейтмотивы, а именно – персонажи-ведьмы, переселение из тела в тело, изучение гендерных особенностей пола, – превращают картину Горана Столевски в иррациональной сеанс в дополнение к которому низкочастотный Ambient-саундтрек Марка Брэдшоу и живописная картинка от оператора Мэттью Чуэнга.
«You won’t Be Alone» – это прекрасная и очень успешная попытка сделать из страшной, на первой взгляд, сказки, историю о многогранностях человеческих красот души и тела. Дебютант говорит об иррациональных вещах, при этом его язык доступный и понятный. Самое главное при просмотре – понимать, что всё показанное есть условность, а не постмодернистский капустник.
Таким образом, Горан Столевски, конечно, доводит свою историю до финала, но мысли о «You won’t Be Alone» не перестанут покидать вашу голову. Симбиоз «Пустошей» Малика и «Ведьмы» Эггерса прошёл успешно. По-своему свежая, по-дикому оригинальная. Если вы являетесь поклонниками «хоррор-троицы», – речь о которых шла вначале, – или исследователями, опять же, творчества Малика, Вирасетакула и Диаса, вам непременно подставит свою ладонь и это кино о ведьмах. Без шабаша. Зато можно будет понежиться на травке.
Скучноватое деревенское фентези про двух ведьм с кишками, кровищей и некоторой философией
При этом все мысли героини озвучиваются закадрово, что странно при абсолютно немом персонаже. Весь фильм по сути сдобрен этой закадровой философией, где поднимаются довольно банальные темы взросления, жизни и смерти, страсти и любви, но при этом не раскрывается природа самих ведьм. Ещё из странностей, что молодая ведьма прекрасно изучила навыки ведьм, но при этом не может научиться говорить и весь фильм изображает немую.
Начинается всё с того, что одна роженица договорилась с ведьмой об отдаче дочки по достижении 16 лет. При этом роженица ничего лучше не придумала, как спрятать младенца в какой-то пещере... Ну понятное дело, что ведьма своё получила и решила воспитать молодую. Но что-то не сложилось между ними и молодая ушла в виде оборотня познавать жизнь людей. Всё это сопровождается трупами селян - женщины, мужчины, дети, животные... Попутно всё сдабривается разбросом разных кишок. Но удивительнее финал, если говорить о невозможности ведьмами дарить новую жизнь. Вроде ведьмы, как и ведьмаки, бесплодны. Но тут у фильма своя философия.
По итогу фильм выглядит очень пустоватым невзрачным зрелищем с сомнительными моментами и вопросами без ответов. Даже Нуми Рапас здесь особо не удивила, сыграв довольно невзрачную роль деревенской сумасшедшей. Возможно фильм нужно было смотреть в оригинале на македонском без русского дубляжа. Но вряд ли это бы что-то прояснило. Видно, что многие центральные актёры довольно модельной внешности, старая ведьма тоже сыграна молодой актрисой в гриме и это рушит всё правдоподобие. Видна какая-то искусственность во всём этом. Даже с учётом влияния народного фольклора смотреть было интересно лишь под финал, хоть там всё равно ответов на вопросы не дали.
Попутно с основным сюжетом была довольно драматичная история девы Марии и её трагичной судьбы. Этот момент напомнил ещё об одной довольно пустоватой ленте про ведьм - Hellbender с некоторой схожестью сюжета. Хоть там всё происходило в более современном мире.
Мать не желающая отдавать своего ребёнка ведьме, надеется спрятать его в святом месте. Но, старая колдунья находит способ заполучить дитя и возможно сделать из нее будущую ведьму.
По ходу взросления девочка примыкает к жителям деревни и постепенно сближаясь с ними перенимает облик каждого из них, чтобы получше узнать, что такое быть человеком.
Актёры: из актерского состава будет известна лишь Нуми Рапас (звезда 'Прометея') которая вжилась в первую личину ведьмы. Её игра представляет собой овечью шкуру натянутая на волка. Героиня не стремится быть идеальной уборщицей или хорошей женой под боком у мужа, которого она не любит (две не знает, что такое любить). Зато умело кривляется. Как на публике, так и изображая ребёнка.
Элис Энглерт ещё одна девушка необычайной красоты, чья оболочка понравилась юной ведьмочке. Видимо, при жизни её героине наскучило жить на белом свете, потому и была замечена на скалах. Зато её тело послужит дл новой жизни и цели. Возможно, благодаря этой героине, ведьма сможет посмотреть на людскую жизнь под другим углом. Возможно найти того, кто ей будет не безразличен и с кем будет счастлива. Актриса стала заметной благодаря недавнему Оскара ночному победителю в номинации 'лучший режиссёр' - 'Власти пса'.
Всё остальное: Это фольклорный и дебютный хоррор австралийца Горана Столевски, премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс». Ранен же режиссёр был известен лишь короткометражками и несколькими эпизодами сериала 'Потерянные'. Из минусов можно отметить не собранность диалогов героев и операторскую работу Мэттью Чуана, чья камера время от времени дрыгалась от чего создавалось впечатление, что смотришь мокюментари. Сложно судить о сюжете, хоть это авторское кино. Нельзя сказать, что фильм полностью хорош. Но для любителей древних традиций, обычаев разных народов (таких как это, ведь действие картины развивается в деревенском быту в Македонии 1800-ых гг). К тому же, последнее воплощение в лице Энглерт будт намного интереснее и привлекательнее, нежели ведьма в оболочке мужчины или (даже не хочу этого говорить, но придётся) Рапас, заглянувшая на огонёк.
Впечатления: фильм слабоват для современного зрителя, но для терпеливых будет интересно узнать, каким образом ведьма сможет познать свою человечность. Юная колдунья рискует расстаться с тем же, что и её мать.
Ты не будешь в одиночестве. (Поучительная притча.)
Печальная повесть(сказка) в 14-17 веке о вымирающих представителях древней расы людей перевертышей (адсорберах) (не путать с нежитью, вурдалаками, оборотнями).
Последняя местная представительница сведена с ума обстоятельствами и отсутствием поддержки. В появившейся возможности развития и восстановления вида, она уже не видит ни возможности и не знает как стать матерью, учителем, ведущим, подругой... Случайно, в результате жизненных обстоятельств и возможностей. У рода появляется надежда восстановиться. Но кем они станут? И ВСЁ же. И всё же. Есть возможность стать Человечеством, без боли, став ведущими за собой а не паразитами...
Вывод, 'ДИКОЕ' поведение, показное одиночество, замкнутость и нежелание разговаривать при возможности, ведут к Деградации личности. Не удивлюсь, если в других странах, всё прошло успешно. В азиатских странах даже более Божественней.