'This is England' - это фильм о нескольких простых вещах.
Это фильм про скинхедов. Про настоящих скинхедов, которые, слава богу, представлены тут не как шайка лысых уродцев. Вуди, одетый по моде рабочих кварталов; Милки - по типу ямайских рудибоев; прекрасная челсигёрл Лол и её подруги. Фильм про настоящих скинхедов, живущих в своё удовольствие, а не тупых отморзков, какими их часто любят представлять.
Этот фильм про историю движения. На примере маленького города и небольшого числа людей показывается история Англии того времени. Мы видим, как традов 69-го года, скинхедов первой волны, пытаются превратить в нацистов такие организации, как 'Национальный Фронт'. Мы видим, как разрушается единство и бывшие друзья становятся чужими друг другу. Мы видим, как кто-то остаётся, кто-то ещё сомневается, а кто-то уходит... На примере нескольких человек мы видим историю большого числа людей.
Но все эти скинхеды, субкультуры - это не главное. Главное - это чувства.
Этот фильм о чувствах. О любви. Любви к своим друзьям и своей стране. О зависти. Зависти людей, не получивших в жизни ничего хорошего, к людям, у которых есть всё. О том, как можно сыграть на этих чувствах и навязать человеку свою стрёмную политику. Заставить воевать в этой невидимой войне...
Англия славится своими фильмами про субкультуры. 'Фабрику Футбола' обожаю смотреть, в ней подробно рассказывается жизнь про casuals - людей которые терпят пятидневную рабочую неделю, чтобы в субботу надрать задницу хулиганам фирмы другого клуба и одеться фунтов так на 300-400. Пришел черед скинхедов.
Националисты - люди весьма неоднозначные. Одни считают их психами, которые жаждут крови (вспоминается 'Американская История Икс'). Хотя с другой стороны они очищают улицы родных городов от диаспор обнаглевших эмигрантов (вспоминается фильм 'Romper Stomper' про скинхедов Мельбурна). Но этот фильм не говорит плохо быть скином или хорошо. Фильм про то, что мир скинов в первую очередь жесток...
Действия фильма происходят вокруг двенадцатилетнего пацаненка который входит в мир скинов. Однако он в этом фильме лишь чтобы через призму его взглядов на жизнь оценить этот жестокий мир.
В фильме мы встречаем разномастных персонажей: Вудс - добродушный паренек, который просто создал тусовку, однако он мягок чтоб быть настоящим скином; Милки - ямаец, являющийся представителем движения SHARP ( Скин Хедов Против Расизма), Комбо - настоящий лидер, который может повезти за собой толпу, Гаджета - неудачника, которому пофиг под какие знамена вставать, лишь бы из никому ненужного куска превратиться в уважаемого человека.
Кульминация фильма шокирует. Пацан взрослеет. Он все осознал.
Признаюсь, до просмотра фильма не слышал о Фолклендской войне. Однако после просмотра сразу же ознакомился с этим событием в истории Соединенного Королевства. Очередная никому не нужная война. Победа в ней поспособствовала одной из сторон росту патриотизма и укреплению позиций правительства Маргарет Тэтчер, а поражение другой - восстановление демократического строя в стране.
При просмотре фильма не то, чтобы произвольно, но даже специально не хотелось проводить никаких аналогий с фильмами похожей тематики. 'Это - Англия' более приземленный, с более реальными националистами, которые преследуют точно свои цели, в виде подростков в главных ролях. Молодой Томас Тургуз великолепно сыграл свою роль.
Отменно британская атмосфера фильма чувствуется с самого начала. Нет никакого голливудского пафоса, все происходит абсолютно спокойно и размеренно. Медоуз не пугает никакой суровой реальностью, а лишь просто показывает зрителю историю обычного мальчика, отец которого составил число тех 258 убитых солдат.
Что должен думать 12-летний мальчонка, у которого практически ничего нет, кроме заботливой матери да хороших воспоминаний об отце, когда у него неожиданно появляются друзья, которые отстаивают интересы своего народа, своей нации?
Потрясающий фильм. Удивительно, как Медоузу это удалось! Когда начинаешь смотреть фильм, создаётся ощущение, что его снимали лет 10 назад. Сейчас такие фильмы не снимают.
Самым потрясающим в фильме я считаю его подлинный патриотизм. Медоуз действительно любит свою страну и действительно болеет за неё. Тем смешнее выглядят фильмы об американских (при всём моём уважении к Тони Кею) и тем более австралийских скинах. Там нам показывают людей, которые выгоняют со 'своей ' территории чёрных, жёлтых, красных (нужное подчеркнуть). И никто не вспоминает о том, что эти люди - сами захватчики.
Совсем иначе обстоит дело с фильмом 'Это Англия '. Здесь уже теряет значение цвет кожи и расовая принадлежность. Ты можешь быть пакистанцем, англичанином, ямайцем... Суть проблемы от этого не меняется. Ты либо человек, либо ничтожество. И патриотизм Медоуза выражается именно в противостоянии ничтожествам. Эти люди, несущие великую идею, лишь говорят громкие слова, которые в итоге, как правило, расходятся с делом.
И, конечно, отдельно хочу сказать про Томаса Тургуза! Этот парень далеко пойдёт, если дать ему такую возможность. В нём кроется огромный потенциал, который необходимо реализовать.
Этот фильм не 'один из '. Это самостоятельное произведение искусства! В словах Комбо есть правда. Хоть он и не может их подтвердить, в фильме есть момент, когда через него, как мне кажется, говорит сам Медоуз. Говоря 'Это Англия ', он показывает, где она на самом деле должна быть.
Англичане не в первый раз снимают кино социальной направленности на фоне общественно-политических событий эпохи тетчеризма. У Питера Каттанео в «Мужском стриптизе» сталевары спасаются от безработицы, организуя стрипшоу в ближайшем пабе, что на углу улицы. А маленький мальчик из «Билли Элиота» Стивена Далдри отстаивает свое право жить в искусстве, борясь с заскорузлой угрюмостью своих близких, бастующих шахтёров, из захудалого городка провинциальной Англии.
Шейн Медоуз использует уже испытанный приём, представляя нашему вниманию историю двенадцатилетнего Шона, разворачивающуюся на фоне массового протеста вышедших на улицы безработных Соединённого Королевства, и случившейся в дали от британских берегов войны за Фолклендские (Мальвинские) острова.
Железная леди правит стальной рукой, подавляя уличные волнения и усмиряя пыл не в меру горячих аргентинских генералов, посягнувших на владения Британской короны, дубинки вправляют мозги безработным, а линкоры и крейсера, усеивая поле брани телами королевских подданных, очищают от супостата пядь родной земли, до которой от Британских островов три месяца корабельного хода.
Малолетний Шон просыпается с мыслью о своём не вернувшемся с Фолклендов отце и не может расстаться неуклюжими штанами, оставшимися памятью о погибшем родителе. На другие нет денег, как нет прохода от едких замечаний окрестной ребятни. Но есть добрый парень Вуди, готовый потратиться на новую рубаху и джинсы с подтяжками. Осталось постричься наголо и – ты член банды скинхедов.
Загнанная жизнью мамаша даже рада, что кто-то (государство об этом забыло) позаботился о её сыне. Ей отчего-то невдомёк спросить себя: что делает двенадцатилетний мальчик среди восемнадцати – двадцатилетних парней и девиц странного поведения. Безысходность заставляет её верить, что эти играющие в непонятную ей игру ребята, не обидят безобидного мальца.
Впрочем, сам малец, давно отбившийся от рук матери, вполне уверенно чувствует себя среди великовозрастных друзей, пересыпающих свои хулиганские выходки скабрезными шутками и крепким матом. Их приключения ограничиваются налетами на заброшенные здания, где каждый из них может с упоением отдаться вольности никем не замечаемого вандализма.
Вышедший из тюрьмы приятель Вуди, куда более опытный и возрастной Комбо, берёт бразды правления в свои руки, отшивая робкого подельника в стремлении направить силу теперь своей банды в новое русло. Тем более, что есть люди готовые указать цель и назвать средства.
История маленького мальчика стремительно перерастает в историю нации в период больших перемен. Жесткие, принципиальные разборки внутри банды, социальная демагогия, перетекают в зажигательные речи рекрутеров от политических партий, берущих горячих парней на своё вооружение и делающих их своим оружием.
Знакомая лексика и обороты речи: понаехали тут недоделанные иностранцы, заняли наши рабочие места, и некуда теперь свободному британцу податься. Только на улицу. С широким и длинным ножом. А та земля, что вдали за тысячи миль – пропади она пропадом! Зачем там класть жизни наших солдат? Лучше здесь положить всех приезжих. Англия – для англичан.
Знакомо. Ох как знакомо. Узнаваемо. Тем и интересна эта картина, что в ней предстаёт история Британии, которую многим ещё предстоит пройти. Похожие вызовы приходят то к одним народам, то к другим, а рецепты спасения нации предлагаются всё одни и те же. Только вот как бы не подавиться от таких пилюлей.
Фильм Медоуза силён своей простотой, обыденностью, некой приземлённостью, когда актёры ведут себя как настоящие парни с улицы, не выдавая себя ни словом, ни жестом, когда покупающий, яростный всплеск ненависти за поруганную честь отца сменяет горячий удар отчаяния брошенного посреди дороги приятеля-отщепенца.
Игры кончились. Бурный саунд бьёт в уши. Шутки отставлены в сторону и ничто уже не может остановить трагедии. Никто не хочет остановить трагедию. Никому нет до этого дела. У государства свои заботы, у политиков – свои. А Шон – лишь винтик в глобальной системе. Так что, спасения нет? Это – Англия.