Англичане не в первый раз снимают кино социальной направленности на фоне общественно-политических событий эпохи тетчеризма. У Питера Каттанео в «Мужском стриптизе» сталевары спасаются от безработицы, организуя стрипшоу в ближайшем пабе, что на углу улицы. А маленький мальчик из «Билли Элиота» Стивена Далдри отстаивает свое право жить в искусстве, борясь с заскорузлой угрюмостью своих близких, бастующих шахтёров, из захудалого городка провинциальной Англии.
Шейн Медоуз использует уже испытанный приём, представляя нашему вниманию историю двенадцатилетнего Шона, разворачивающуюся на фоне массового протеста вышедших на улицы безработных Соединённого Королевства, и случившейся в дали от британских берегов войны за Фолклендские (Мальвинские) острова.
Железная леди правит стальной рукой, подавляя уличные волнения и усмиряя пыл не в меру горячих аргентинских генералов, посягнувших на владения Британской короны, дубинки вправляют мозги безработным, а линкоры и крейсера, усеивая поле брани телами королевских подданных, очищают от супостата пядь родной земли, до которой от Британских островов три месяца корабельного хода.
Малолетний Шон просыпается с мыслью о своём не вернувшемся с Фолклендов отце и не может расстаться неуклюжими штанами, оставшимися памятью о погибшем родителе. На другие нет денег, как нет прохода от едких замечаний окрестной ребятни. Но есть добрый парень Вуди, готовый потратиться на новую рубаху и джинсы с подтяжками. Осталось постричься наголо и – ты член банды скинхедов.
Загнанная жизнью мамаша даже рада, что кто-то (государство об этом забыло) позаботился о её сыне. Ей отчего-то невдомёк спросить себя: что делает двенадцатилетний мальчик среди восемнадцати – двадцатилетних парней и девиц странного поведения. Безысходность заставляет её верить, что эти играющие в непонятную ей игру ребята, не обидят безобидного мальца.
Впрочем, сам малец, давно отбившийся от рук матери, вполне уверенно чувствует себя среди великовозрастных друзей, пересыпающих свои хулиганские выходки скабрезными шутками и крепким матом. Их приключения ограничиваются налетами на заброшенные здания, где каждый из них может с упоением отдаться вольности никем не замечаемого вандализма.
Вышедший из тюрьмы приятель Вуди, куда более опытный и возрастной Комбо, берёт бразды правления в свои руки, отшивая робкого подельника в стремлении направить силу теперь своей банды в новое русло. Тем более, что есть люди готовые указать цель и назвать средства.
История маленького мальчика стремительно перерастает в историю нации в период больших перемен. Жесткие, принципиальные разборки внутри банды, социальная демагогия, перетекают в зажигательные речи рекрутеров от политических партий, берущих горячих парней на своё вооружение и делающих их своим оружием.
Знакомая лексика и обороты речи: понаехали тут недоделанные иностранцы, заняли наши рабочие места, и некуда теперь свободному британцу податься. Только на улицу. С широким и длинным ножом. А та земля, что вдали за тысячи миль – пропади она пропадом! Зачем там класть жизни наших солдат? Лучше здесь положить всех приезжих. Англия – для англичан.
Знакомо. Ох как знакомо. Узнаваемо. Тем и интересна эта картина, что в ней предстаёт история Британии, которую многим ещё предстоит пройти. Похожие вызовы приходят то к одним народам, то к другим, а рецепты спасения нации предлагаются всё одни и те же. Только вот как бы не подавиться от таких пилюлей.
Фильм Медоуза силён своей простотой, обыденностью, некой приземлённостью, когда актёры ведут себя как настоящие парни с улицы, не выдавая себя ни словом, ни жестом, когда покупающий, яростный всплеск ненависти за поруганную честь отца сменяет горячий удар отчаяния брошенного посреди дороги приятеля-отщепенца.
Игры кончились. Бурный саунд бьёт в уши. Шутки отставлены в сторону и ничто уже не может остановить трагедии. Никто не хочет остановить трагедию. Никому нет до этого дела. У государства свои заботы, у политиков – свои. А Шон – лишь винтик в глобальной системе. Так что, спасения нет? Это – Англия.
'This is England' - это фильм о нескольких простых вещах.
Это фильм про скинхедов. Про настоящих скинхедов, которые, слава богу, представлены тут не как шайка лысых уродцев. Вуди, одетый по моде рабочих кварталов; Милки - по типу ямайских рудибоев; прекрасная челсигёрл Лол и её подруги. Фильм про настоящих скинхедов, живущих в своё удовольствие, а не тупых отморзков, какими их часто любят представлять.
Этот фильм про историю движения. На примере маленького города и небольшого числа людей показывается история Англии того времени. Мы видим, как традов 69-го года, скинхедов первой волны, пытаются превратить в нацистов такие организации, как 'Национальный Фронт'. Мы видим, как разрушается единство и бывшие друзья становятся чужими друг другу. Мы видим, как кто-то остаётся, кто-то ещё сомневается, а кто-то уходит... На примере нескольких человек мы видим историю большого числа людей.
Но все эти скинхеды, субкультуры - это не главное. Главное - это чувства.
Этот фильм о чувствах. О любви. Любви к своим друзьям и своей стране. О зависти. Зависти людей, не получивших в жизни ничего хорошего, к людям, у которых есть всё. О том, как можно сыграть на этих чувствах и навязать человеку свою стрёмную политику. Заставить воевать в этой невидимой войне...
Потрясающий фильм. Удивительно, как Медоузу это удалось! Когда начинаешь смотреть фильм, создаётся ощущение, что его снимали лет 10 назад. Сейчас такие фильмы не снимают.
Самым потрясающим в фильме я считаю его подлинный патриотизм. Медоуз действительно любит свою страну и действительно болеет за неё. Тем смешнее выглядят фильмы об американских (при всём моём уважении к Тони Кею) и тем более австралийских скинах. Там нам показывают людей, которые выгоняют со 'своей ' территории чёрных, жёлтых, красных (нужное подчеркнуть). И никто не вспоминает о том, что эти люди - сами захватчики.
Совсем иначе обстоит дело с фильмом 'Это Англия '. Здесь уже теряет значение цвет кожи и расовая принадлежность. Ты можешь быть пакистанцем, англичанином, ямайцем... Суть проблемы от этого не меняется. Ты либо человек, либо ничтожество. И патриотизм Медоуза выражается именно в противостоянии ничтожествам. Эти люди, несущие великую идею, лишь говорят громкие слова, которые в итоге, как правило, расходятся с делом.
И, конечно, отдельно хочу сказать про Томаса Тургуза! Этот парень далеко пойдёт, если дать ему такую возможность. В нём кроется огромный потенциал, который необходимо реализовать.
Этот фильм не 'один из '. Это самостоятельное произведение искусства! В словах Комбо есть правда. Хоть он и не может их подтвердить, в фильме есть момент, когда через него, как мне кажется, говорит сам Медоуз. Говоря 'Это Англия ', он показывает, где она на самом деле должна быть.
Помнить корни скинхед-культуры призывают традиционные скинхеды в связи с тем, что постепенно память о них затмевают политизированные - наци-скины и антифа. Это кино служит проводником в старую субкультуру - ту, с которой всё начиналось.
Безусловно, для России это сложнее, т. к. в суровой российской действительности первыми были именно НС-скины или WP (White Power)-скины, но не те добродушные и беззаботные 'трады', что показаны в данной картине. С учетом популярных телепередач и новостных сводок в России, сложно предположить, что когда-то в другой стране (Англии) скинхеды являлись всего лишь субкультурой тусовочников - любителей потанцевать и развлечься. У зрителя наступает когнитивный диссонанс, но да, это так: скины изначально не были субкультурой агрессоров и, тем более, потенциальных террористов. Более того, чернокожие выходцы из Ямайки имеют самое непосредственное отношение к данному явлению, и мы наблюдаем в кадре одного из таких представителей первой волны. Но затем условно раскрывается документальная история того, как праворадикальная британская партия начинает вербовать сторонников в этой среде. Постепенно из тех, кто воспримет воззвания Национального фронта, возникнут английские наци-скинхеды, а они огромной волной пройдут по всей Европе и оставят свой отпечаток. В России это случится в 90-е, но действие картины развивается в 80-е, когда еще только самое начало. Как христианская церковь в Римской империи накануне раскола на католицизм и православие, но только всего лишь субкультура.
При этом то, как этот процесс раскола происходил, показано весьма условно и неубедительно. Особенно вызывает недоумение та, сцена, которая должна являться апофеозом картины, вероятно, олицетворять проявление разрушительной силы расовой ненависти. По сути же мы видим только одного невменяемого бывшего зэка, вымещающего на других свои комплексы. Ни то, как он подхватил идеологию, ни то, к чему это привело в его действиях, не кажется убедительным. Поэтому сам сюжет вряд ли можно причислить к сильным сторонам фильма.
В фильме множество ярких образов и деталей: изобилие музыки рэгги, прекрасно отражена мода, т.е. глаз зрителя радуют девушки со стрижками 'челси' и юноши в ботинках 'Доктор Мартенс' разных модификаций. Здесь есть атмосфера.
Для тех, кто считает данную субкультуру значимой для современности, этот фильм будет интересен именно своей атмосферой, независимо от того, к какому блоку относится он, ведь это самое основание - общее и оттого любопытное для всех.
Великого юбочного комбинатора виктория в 'Победоносной Фолклендской битве' вознесла на новые политические вершины, а нашего пацана лишила единственной опоры и авторитета в жизни. Куда уж там его безработной инертной мамаше, спокойно почитывающей журнальчики в разгар всеанглийского финансового кризиса. Ей и невдомек, что над отцовскими штанами нашего парняги смеётся вся округа и вроде всего-то ничего надо для пацанского счастья - прикупить сносные брюки, пару комиксов и чуточку материнского внимания. И всё. И никогда, ни одно братство или общество с сомнительными целями и методами не сможет завлечь к себе подростка, опекаемого любящими его людьми, за редким, конечно, исключением.
Но, рамки, в которые поставлен наш малыш не позволяют рассчитывать на эту 'роскошь', поэтому приходиться отстаивать свою честь и память покойного отца с кулаками. Возможно, так бы всё уныло и обыденно продолжалось далее, но однажды наш Шон знакомиться, как бы дико это не звучало, с приятными во всех отношениях скинхэдами.
Мгновенным образом, завоевав любовь коллектива, парнишка получает в подарок от лидера по имени Вуди фирменную одежду скина и такую же отличительную 'причёску'. По дальнейшим кадрам фильма начинает складываться впечатление, что режиссёр наконец-то сжалился и одарил парня тем, чего тому так не хватало: хорошими друзьями, уважением, безумными развлечениями и первой любовью. Да, пусть всё это выглядит несколько несуразно - друзья, которые взрослее лет на 5-7, твоя первая девушка похожа на готическую колдунью и выше тебя на 2-3 головы. А ты магическим образом обретаешь во всё этом счастье, ты дышишь этим долгожданным воздухом свободы и наслаждаешься взрослой жизнью.
Но ветер перемен 'задувает' в только что раскрытые паруса Шона ещё одного великовозрастного скинхэда-товарища по кличке Комбо. Отсидев три года и вероятно получив отменную промывку мозгов и заточку нетерпимости, он не настроен, так же как и шайка Вуди дружелюбно улыбаться отнявшим самую грязную и унизительную для коренного англичанина работу пакистанцам. Пропагандируя 'Англию для англичан', Комбо совсем запамятовал, что сам только что «откинулся» и никакого достойного образования не имеет для приличной работы. В глазах высшей и средней прослойки социума он такой же отброс общества, как и пакистанцы.
Комбо, сыграв на нужных струнках нашего героя и переманив его на свою сторону невольно сделал самый большой вклад на банковский счёт Шона под названием 'человечность'.
Дальнейший ход событий описывать не стоит.
Уверен, многие из вас проникнутся к этому «маленькому мужичку» уважением и никто не в праве будет осудить его за финальный поступок.
Шейн Медоус снял отличный фильм, показав на примере Шона историю тысяч вот таких вот замечательных пацанов по всему миру. А Том Тургуз отлично вписался в этот интернациональный образ.
Во многом этот фильм – попытка понять современную ситуацию, обратившись к молодости нынешнего поколения. За основной линией фильма – чересчур ранним взрослением двенадцатилетнего Шона – Медоуз вскрывает безвыходность существования современной Англии, через понимание жизни в ее двадцатилетнем прошлом, когда сам Медоуз был ровесником Шона. В центре внимания режиссера оказывается свободная от обязательств прослойка общества, с которой и зарождается царящий бардак, такая, как любящие поразглагольствовать скинхеды, обвиняющие во всем безработицу и уповающие на ложный националистический патриотизм. Если присмотреться, в фильме совсем нет персонажей к чему-то стремящихся, отчасти от безработицы, но больше от нежелания. Как, например, легко Гаджет упоминает, что остался на второй год.
И чем дальше идет фильм, тем глубже понимание, что режиссер решил снять кино о полном общественном разложении, которому подвержено все, и экономика, и молодежь, и семейные ценности, и даже скинхеды находятся в каком-то затяжном кризисе. И даже ругать их за это не хочется, потому что, судя по настроению, им там всем настолько плохо, что исключительно ощущение собственной взрослости позволяет не расплакаться. А вообще, фильм, на который без слез не взглянуть, и если Феллини в «Сладкой жизни» смог показать веселье и непринужденность «прожигателей», то вечеринки в фильме Медоуза по темпу напоминают разве что похоронные церемонии.
Итог: Медоуз продемонстрировал отражение жизни английской молодежи в 83 году. За прошедшее время что-то и изменилось, но суть осталась прежней, а проблема бесцельного существования - это не только английская беда. Учитывая, что единственный выход, который предложил режиссер – выбросить флаг, ставший для мальчишки символом национализма, в море (т.е. отречься, но тем самым ничего не приобрести), картина не оставляет после себя ничего, кроме внутренней пустоты, что, впрочем, довольно, метафорично.
Проблема национального меньшинства в нашем обществе актуальна и будет актуальна ещё не один десяток лет. В кинематографе эти проблемы тоже не остаются в стороне( вспомним хотя картины «Фанатик» и «Скины» и т.д.), это всегда яркие и поучительные картины, и нисколько не агитириующие, хотя каждый видит то, что хочет видеть. «Это-Англия» - это нечто другое, нетипичное, в других картинах оно отсутствует!
В первую очередь эта картина снята в Англии английским режиссёром, а как известно движение «скинхедов» зародилось именно там. Я это к тому, что Шейн Медоуз экранизировал отрезок истории своей страны; ведь какой ещё фильм может быть лучше, если не тот, который снял именно англичанин о «скинхедах»?! Я думаю, что для него даже было делом чести затронуть в своей работе эту больную тему!
Во-вторых, в этом фильме, в отличие от других, мы видим сам процесс раскола, то время, когда традиционные «скинхеды» заменяются скинхедами, не побоюсь этого слова, расистами. Нам предоставляется возможность наблюдать то, как происходит этот переход от одних идей к другим в пределах одной субкультуры. И по-моему это очень даже здорово, так как именно тут и открываются настоящие души и характеры людей, в нашем случае героев фильма! И идея Медоуза сделать свой фильм именно так, выделяет его из числа других картин, в которых чаще всего показаны «скинхеды-расисты», которые наломав дров пытаются одуматься. У Шейна всё гораздо глубже!
Что касательно актёров, то в фильме выделяются больше остальных Стивен Грэхэм (Комбо) и конечно Томас Тургуз (Шон). Комбо – старый и знающий скинхед, ставший с недавних пор расистом; Шон – маленький мальчик, для которого это стало скорее не увлечением, а спасением. Однако между ними изначально встаёт Вуди, с которым Шон подружился с самого начала. Потрясающая игра Грэхэма, реальный псих, ну и Томас Тургуз, которому на то время было всего 11 лет просто безупречно справился со своей ролью.
Смысла нету расписывать детально всё то, что происходило на экране, это же всё-таки не пересказ, а высказывание мыслей. Однако у меня всё же внутри возникает вопрос: Как же можно расценить поступок Шона, когда он перешёл на другую, скажем, нетрадиционную сторону?! Предательство?! Просто выбор?! Или потому что он ребёнок и мало понимает что делает?! Я думаю дать ответ на этот вопрос непросто! В любом случае режиссёр хотел показать зрителю, как быть и что делать, и какой итог подвести всему этому!
О таких фильмах много не скажешь и не напишешь, а ежели напишешь, то так или иначе его просто надо увидеть: будь то положительная оценка или отрицательная, ведь проблема то «горячая»! Безо всяких изысков, просто отличное кино о жизни!
И вновь после 'Башмаков мертвеца' Шэйн Медоуз решил с головой окунуть зрителя в беспросветный мир повседневной реальной действительности, с ювелирной точностью, неровными, но глубокими надрезами вскрыв и предъявив на обозрение неприглядный социальный пласт иной Англии, в которой пафосные медийные лица политиков соседствуют с убийственным лжепатриотизмом, проникающим в сердца британской молодежи, а проблемы надлежащего родительского воспитания юного поколения в тесном переплетении с проблемами социально-политического характера, представляются в образе угрожающих факторов, способных трансформировать сознание детей и подростков, слепо блуждающее в потемках общественного безразличия и поисках ценностных ориентаций.
Главному герою нашей истории двенадцатилетнему Шону форсированными темпами предстоит пройти серьезные испытания на своем пути к взрослению и пониманию существующих вокруг него жестоких жизненных реалий. Потеряв на войне отца и оказавшись лишенным полноценного родительского внимания, Шон подсознательно пытается найти себя в кругу новых старших по возрасту друзей - местных хулиганов, а поиски человека, способного понять боль его невосполнимой семейной утраты приводят парнишку к абсолютно асоциальной личности по имени Комбо, лидеру группировки скинхедов, который начинает подпитывать разум Шона губительными аморальными знаниями. Комбо с 'отеческой теплотой' прививает подростку идеи национальной нетерпимости и преимущества существования отдельной личности в 'стае сильных и безжалостных', своим показательным примером обостряя у мальчишки чувства безнаказанности и вседозволенности.
Вырисовывая каждую из линий ведомого повествования, Медоуз умышленно отказывается оформлять их в виде определенной логически построенной жанровой схемы. И по ходу действия своими оригинальными сценарными идеями, направленными на достижение максимально реалистичного зрительского восприятия, динамично изменяет направления сюжетного развития. Режиссер не пытается создавать ровную в исполнении игровую историю из жизни неблагополучных британских подростков, а вполне успешно превращает зрителя в полноправного участника разворачивающихся на экране драматических событий. На протяжении всего фильма Медоуз нарастающими темпами нагнетает атмосферу психологического напряжения, которое аккумулируется в процессе сложных, подчас конфликтных взаимоотношений между центральными персонажами, чтобы в финале взорвать ее одним непредсказуемым и шокирующим режиссерским решением.
Шэйн Медоуз опять снял очень страшную и прямолинейную в демонстрации индивидуальных и общественных пороков картину, продолжая оставаться откровенно безжалостным и по отношению к героям, и к зрителю. Желающим увидеть, он показал настоящую Англию во всем ее нелицеприятном обличии, неприкрытом от посторонних глаз ширмой мнимого общественно-государственного благосуществования. В объективность режиссерского взгляда верю, поскольку, при желании, немного перестроив в своем воображении несущественные детали рассказанной истории, в заголовке фильма вместо слова 'Англия' я могу с успехом ставить название собственной страны. И смысловая нагрузка киноленты не изменится, лишь только приобретет для меня болезненные для восприятия, почти осязаемые черты.
Как это глупо не звучало, но многие думают, что все скинхеды являются нацистами. Но это далеко не так.
Я не буду рассказывать о настоящих скинхедах, потому что этот фильм расскажет вам о них лучше, чем это мог бы сделать я. Но самым ценным в этой картине является описание событий, которые привели к процветанию нацистских идей среди скинхедов и разделивших их на два основных 'фронта': нацистов и антифашистов.
Хочу выразить благодарность главному создателю этого фильма - Шэйну Медоузу. Картина сделана очень качественно, ее можно пересматривать по многу раз.
Она вызывает много эмоций как положительных так и отрицательных.
На мой взгляд, это лучший фильм о субкультуре скинхедов.
Вообщем всем, кто хочет понять, кто такие настоящие скинхеды, рекомендую к просмотру данную ленту.
Лет семь-восемь тому назад на одном из ресурсов в интернете я наткнулся на статью под названием 'Тебе никогда уже не будет 16 лет', которая настолько пошатнула мое устоявшееся к тому времени мировоззрение о скинхедах, что я не мог удержаться от соблазна попытаться проделать то же самое с мировоззрениями одногруппников в университете, поэтому распечатал содержимое web-страницы и представил статью на их суд. Статью эту и по сей день можно отыскать на бескрайних просторах интернета, а повествует она о зарождении и становлении такого противоречивого и неоднозначного движения как скинхеды. К чему это я? А к тому, что после получаса просмотра фильма 'Это - Англия' в голове невольно возникли ассоциации именно с этой статьей.
Центральной фигурой этого фильма является маленький мальчик по имени Шон, который несмотря на юный возраст уже успел познать горечь утраты: в ходе Фолклендской войны погиб его отец. С тех пор каждое упоминание о нем мальчик воспринимает в штыки, поскольку ему дорога память об этом человеке, а уж если кто-либо осмеливается произнести какой-то негатив в адрес его отца, то Шон не смотрит ни на рост, ни на возраст задиры и готов всыпать тому по первое число. Не имея друзей, мальчик в одиночку коротает свободное время. Но одиночеству приходит конец, когда однажды после очередной драки в школе он возвращается домой и натыкается на группу короткостриженных молодых людей, предводитель которых по имени Вуди настроен очень дружелюбно, всячески подбадривает Шона и даже в незначительном конфликте, возникшем между членами его 'банды' и Шоном, встает на сторону последнего. Также на сторону Шона встает и единственный чернокожий участник 'банды' по имени Милки, которому уготована немаловажная роль в последовавших событиях.
С одной стороны в фильме очень много по-детски милых, даже можно сказать наивных сцен - чего хотя бы стоит эпопея с покупкой ботинок для главного героя или сцена окончательного принятия Шона в 'банду', а с другой - много больше сцен откровенно нелицеприятных и вызывающих: будь то погром магазина, принадлежащего одному из эмигрантов, будь то монолог Комбо о никчемности Фолклендской войны в присутствии Шона, у которого эта 'никчемная' война отняла отца.
Музыка, звучащая в фильме, определенным образом перекликается с музыкальными пристрастиями скинхедов, описанными в вышеупомянутой статье, и является отличным лейтмотивом для происходящих на экране событий: когда все хорошо, спокойно и беззаботно, то и музыка под стать - спокойная и мелодичная ('Louie, Louie'), как только все меняется и появляется конфликт, то и музыка меняется - мы слышим хрипящий вокал, агрессивную лирику и гитарные рифы ('Warhead'). Самую же трагичную сцену фильма сопровождает на удивление спокойная мелодия, которая многократно усиливает эффект от происходящего на экране.